4 ноября 2020, 11:55 Читати українською

Что сделает НБУ, чтобы банки начали раздавать дешевые кредиты

Из-за введения карантина во втором квартале украинская экономика сократилась на 11%. Но уже в третьем квартале заметно оживилась деловая активность бизнеса, растет спрос и на кредитование. Каким образом Нацбанк стимулирует этот процесс, в колонке для «ЭП» рассказал глава НБУ Кирилл Шевченко. «Минфин» выбрал главное.

Восстановление кредитного аппетита

Наш последний опрос банков показал, что со смягчением карантина кредитование в III квартале начало восстанавливаться.

Так, в июле-сентябре чистый кредитный портфель бизнеса в гривне вырос на 3%, в иностранной валюте — на 1,1%. В то же время кредитование населения в гривне за три последних месяца выросло почти на 4%.

Ощутимо выросли кредитные портфели компаний-поставщиков электроэнергии, перевозчиков, агропредприятий. Спрос на кредиты рос и со стороны малого и среднего бизнеса из-за реструктуризации долгов, потребности в оборотном капитале и инвестициях.

Активизировалось и кредитования населения. С июля впервые с начала 2017 года ипотечные кредиты росли быстрее потребительских. Основные причины: отложенный спрос на недвижимость, государственные программы и снижение процентных ставок.

Если еще в декабря 2019 года вы могли взять кредит на недвижимость под 19-20%, то сегодня, учитывая, что государственные банки предлагают программы под 10%, средняя ставка по рынку составляет около 12-13%.

Читайте также: Сколько реально стоит «дешевая ипотека под 10%»

Снижение ставок в Украине — это уже устоявшийся тренд. Низкая инфляция и снижение учетной ставки до рекордного для Украины уровня в 6% позволили заложить фундамент для низких ставок.

Сегодня качественные заемщики могут взять доступный кредит, как на краткосрочные потребности в гривне менее 10% годовых. Напомню, что еще год назад стоимость новых кредитов была выше — больше 18% годовых.

Кроме того, в сентябре 2020 года впервые за долгое время доля неработающих займов в банковской системе значительно уменьшилась с 48% по состоянию на 1 сентября до 45,6% — на 1 октября.

Основная причина такой динамики — государственные банки выполняют свои планы по очистке балансов путем урегулирования вопроса с проблемными активами.

Согласование планов по сокращению проблемных активов означает, что Украина выполнила один из маяков программы сотрудничества Украины с МВФ. Очистка балансов государственных банков избавит их от плохих активов и сделает более привлекательными для инвесторов.

Диалог с банками

​Банки ожидают, что к концу года спрос бизнеса и населения на кредиты будет расти. Однако, очевидно, что лишь дешевого финансирования недостаточно, чтобы побудить банки выдавать больше денег.

Поэтому в тесном сотрудничестве с банками, мы ищем пути, как устранить незначительные регуляторные препятствия в их работе.

За последние месяцы мы наработали немало послаблений для банков. Хотел бы выделить следующие:

  1. Расширяем перечень клиентов, которых можно будет оценивать на групповой основе. Предлагаем, чтобы кредиты размером меньше 0,1% основного капитала банка оценивались по упрощенной процедуре;
  2. Совершенствуем подход к оценке кредитного риска инвестиционных проектов. Мы введем три вида специализированного кредитования: проектное, объектное финансирование и финансирование недвижимости, генерирующей доход. Это позволит сделать более чувствительной оценку кредитного риска, в зависимости от вида специализированного кредитования.
  3. Будет уточнен коэффициент ликвидности муниципальных облигаций в качестве обеспечения по банковским кредитам.
  4. Для ипотечных кредитов мы позволим учитывать доходы членов семьи должника-физического лица при оценке финансового состояния. Также планируем отменить требование для банков по обзору жилищной ипотеки в случае ее страхования.

Таким образом, мы расширим возможности ипотечного кредитования и уменьшим операционные расходы банков.

Резюмируя, считаю, что сегодня, если не учитывать неопределенность, связанную с пандемией, существенных препятствий для возобновления кредитования нет.

Читайте также: Когда кредиты станут дешевле и при чем здесь учетная ставка НБУ

Монетарная политика Национального банка является стимулирующей, а стоимость ресурсов продолжает снижаться. Банки сумели постепенно адаптировать свои бизнес-модели к кризисным условиям. Капитала и ликвидности у них хватает.

В целом, Нацбанк готов периодически менять нормативную базу в случае изменения внешних обстоятельств.

Также важно на уровне государства обеспечить действенную защиту прав кредиторов и справедливую судебную систему. Именно это будет способствовать дальнейшему снижению стоимости кредитов и более стремительному возобновлению кредитования.

Комментарии - 13

+
0
Богдан Середа
Богдан Середа
4 ноября 2020, 15:32
#
Я не розумію чому всі сучасні державні програми по зниженню вартості кредитів базуються на компенсації різниці у відсоткових ставках? Чому не можна ті мільярди гривень, що віддаються як прибуток банкам, давати в борг тим же банкам під 2-3 відсотки річних, а їх зобов'язати видавати кредити під 6-7% на пріоритетні цілі для держави (іпотека, бізнес і т.д.) . Зрозуміло, що на початкових стадіях кількість кредитів буде обмежена, але ж у майбутньому ці гроші будуть повертатися державі від банків, а не осідати в карманах їх власників, і ці гроші можна буде повторно направити на пільгове кредитування!!!
+
+123
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
4 ноября 2020, 17:12
#
Чоловіче, про що ти говориш? Як заставити? Подивися до чого це призвело, держбанки мають 75% невозврату... Бахматюк, Новинський, Коломойський та менші особини напозичалися і не віддають. Має бути ринок, а не заставить... хоча, якщо маєш щось толкове заставить... то під хорошу заставу тобі дадуть досить дешевий кредит. Знаю білі компанії, які спокійно кредитуються менше 10%... без питань і за секунди.
+
0
sadbuttrue
sadbuttrue
4 ноября 2020, 22:15
#
Це жорстка, але правда.
+
0
Игорь Коляда
Игорь Коляда
4 ноября 2020, 19:46
#
«Сказки Венского леса», по итогам октября «выстрелит» инфляция и в скором времени НБУ придётся повышать учётную ставку, чтобы обуздать инфляцию.
К чему это приведёт надеюсь всем понятно, а кто набирается сейчас кредитов потом будут плакаться, когда банки в ОДНОСТОРОННЕМ порядке будут повышать им процентные ставки.
Сколько можно наступать на те же грабли?
Пора бы уже понять, что на данный момент в Украине на инфляцию действуют НЕ монетарные факторы, то есть мы имеем дело с инфляцией ПРЕДЛОЖЕНИЯ, причинами которой являются рост цен на энергию и сырьё и рост номинальной заработной платы .
Государство, со своей недолугой экономической и налогово-бюджетной политикой поднимает минимальную зарплату, налоги, цены на энергию, набирается долгов и таким образом провоцирует инфляцию ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
А что делает НБУ в это же время? — «Тушит пожар бензином» , то есть… увеличивает предложение денег, расширяя кредитование.
И тем самым провоцируетинфляцию СПРОСА,с которой потом начинает «героически» бороться повышением учётной ставки со всеми вытекающими последствиями, негативными для государства, реального сектора и населения.
И так по кругу.
Ну так сколько можно ходить по кругу и наступать на те же грабли?
НБУ уже пора или признать своюмонетарную политику НЕэф
+
0
Игорь Коляда
Игорь Коляда
4 ноября 2020, 19:50
#
… НЕэффективной, или начать говорить о НЕэффективностиналогово-бюджетной политики, а не рассказывать «Сказки Венского леса» и напяливать «розовые очки» населению.
+
0
sadbuttrue
sadbuttrue
4 ноября 2020, 22:23
#
В мене інше питання. Цьому пану купили новий позашляховик за 2.4 млн грн. Ось посилання https://biz.censor.net/news/3228885/dlya_novogo_glavy_natsbanka_kupili_elitnyyi_vnedorojnik_toyota_za_24_milliona Наскільки це морально прийнятно в свмій бідній краіні Європи де не працюють закони, зубожіння населення, падіння економіки тощо? Іншим питанням є оцінка його цілей, тобто чи вони є взагалі, чи вони такі що можуть бути оцінені та відповідають стратегічним цілям розвитку фінансово-економічного сектору краіни тощо? Чи ці цілі вже були досягнені? Яке обгрунтування купівлі новоі машини враховуючи наявний флот легкових авто нбу який вимірюється десятками тільки в Києві? Питань багато, чесних відповідей нуль цілих ноль десятих.
+
+15
Qwerty1999
Qwerty1999
4 ноября 2020, 22:52
#
Принципы морали и моральности к такого типа госслужащим не применимы…

Вновь назначенный глава НБУ не может позволить себе ездить на авто,
в котором в своё время ездил так ненавистный многим, Яков Смолий.
Поэтому новому главе НБУ покупают новое авто — Toyota Land Cruiser 200 Executive Lounge

Также новым зампредам и главе набсовета тоже не пристало ездить на авто
времён Смолия и поэтому им покупают авто подешевле и попроще — Toyota Camry 2.5 Hybrid Prestige

И когда говорят, что политика действующего главы НБУ Шевченко ничем не отличается
от политики бывшего главы НБУ Смолия — это всё враньё.

Конечно отличается и это видно даже по закупкам всяких дорогих игрушек для себя любимых…
+
0
lenta19
lenta19
5 ноября 2020, 10:13
#
Сотрудники Нацбанка не являются госслужащими. Смена статуса произошла, если не ошибаюсь, во времена Гонтаревой под соусом «укрепления институциональной независимости центробанка», а по факту было связано с тем, что статус госслужащих налагает ряд ограничений, в том числе и по ЗП (там была привязка к тарифной сетке общей по госорганам).
По авто - проблема высосана из пальца. Стельмах любил Lexus, Арбузов - мерсы. Ну любит Шевченко Тойоты, ну и отлично (практичный выбор, вечные авто). Не Бентли ж закупил. 
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 ноября 2020, 12:01
#
lenta19
«Сотрудники Нацбанка не являются госслужащими. Смена статуса произошла, если не ошибаюсь,»


А не могли бы вы привести более достоверный источник озвученной информации,
чем знаменитое «если я не ошибаюсь»…

А если ошибаетесь?
Что тогда?


"По авто — проблема высосана из пальца."

Да кого волнует любовь Шевченко к определённым маркам автомашин.
Пора научиться при занятии государственной должности работать с теми ресурсами (помещением, людьми, техническими средствами), которые есть в наличии, а не подстраивать всё под свои хотелки да ещё и за государственный счёт…
Любит Тойоту — пусть купит за свою зарплату и ездит на работу и с работы, оформив получение компенсации за использование личного авто в служебных целях…

Водитель может быть из когорты штатных водителей НБУ.
+
0
lenta19
lenta19
5 ноября 2020, 12:17
#
Открываете подпункт 9 пункта 3 статьи 3 ЗУ «Про державну службу»
3. Дія цього Закону не поширюється на:
9) службовців Національного банку України;
 
Сотрудники НБУ называются службовцями Національного банку України, а это немножко другой статус
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 ноября 2020, 12:58
#
Статус «немного другой», а е-декларации подают как обычные
государственные служащие, что глава НБУ что его зампреды…

С таким подходом, у нас даже президент Украины не является госслужащим,
а так, сбоку-припёку, но зачем-то тоже подаёт е-декларации…

От того, что вместо госслужащего, Шевченко надо называть служащим НБУ,
смысл моих текстов не меняется — НБУ это не частная лавочка, в которой собственник
за счёт фирмы покупает понравившееся авто для пользования в рабочее время…
+
0
lenta19
lenta19
5 ноября 2020, 14:32
#
Суть моего комментария в другом. Вы беретесь «со знание дела» рассуждать о вопросах, в которых не знаете элементарных вещей.

Тема НБУ явно не Ваша
+
+7
Qwerty1999
Qwerty1999
5 ноября 2020, 21:42
#
Большинство на финансовом форуме рассуждают о банках и банковских технологиях
ничего не понимая в этом — и ведь прокатывает, некоторые даже числятся в экспертах.

А тут нельзя заикнуться о действиях «служащих НБУ» по бездумному расходованию денежных средств Национального Банка Украины на покупку таких нужных им автомобилей, без которых не возможно выполнение «служащими НБУ» своих должностных обязанностей…

К чему пытаться увести обсуждение в другую сторону без аргументации и ответа на вопрос — что случилось с автопарком НБУ, что новому главе НБУ надо срочно закупать столько новых автомобилей — неужели существующие уже выработали свой ресурс и подлежат списанию по остаточной стоимости в одну гривну?
Или они морально устарели и не подходят такому молодому и креативному главе НБУ -так пусть хоть годик поработает и покажет реальный результат своей работы, а потом уже покупает себе служебное авто…

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама