Multi от Минфин
(8,9K+)
Установить
22 января 2025, 11:30 Читати українською

Кто выиграет от налога на заграничные посылки, и чем его заменить

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о налогообложении посылок из-за границы любой стоимостью. Для кого это создаст проблему, а кто, наоборот, выиграет, и что нужно сделать, чтобы решить проблему импорта, «Минфину» рассказал вице-президент ICC Ukraine Дмитрий Алексеенко.

Предложенные изменения больше всего ударят по тем, кто вынужден экономить на самом необходимом, ведь международные маркетплейсы стали для многих украинцев едва ли не единственной возможностью купить необходимые товары по доступным ценам.

В условиях, когда большинство потребительских товаров в Украине либо не производятся вообще, либо существенно уступают импортным аналогам по соотношению цена/качество, дополнительное обложение посылок по факту станет «налогом на бедность».

Для среднестатистической украинской семьи это означает возможность купить на одну-две детские игрушки меньше, отказаться от покупки необходимой одежды или обуви, или искать более дешевые, но менее качественные альтернативы.

Почему налог поддерживают крупные ритейлеры

Наиболее интересен тот факт, что крупные ритейлеры, лоббирующие введение этого налога, предлагают потребителю в основном тот же китайский импорт. Разница лишь в том, что они завозят товары большими партиями, пользуясь оптовыми ценами и оптимизированной логистикой.

При этом их наценка значительно превышает сумму НДС и затраты на труд. В итоге конечная стоимость товаров в крупных сетях может в несколько раз превышать цены на международных маркетплейсах, хотя речь идет об абсолютно идентичных товарах. Потребитель вынужден переплачивать не за добавленную стоимость или лучший сервис, а за монопольное положение продавцов на рынке.

Как это повлияет на нашу обороноспособность

В условиях полномасштабной вооруженной агрессии рф особую обеспокоенность вызывает возможное влияние новых правил на волонтерский сектор, который обеспечивает Силы обороны критически важными компонентами для производства дронов и другого технического оборудования.

Значительная часть этих компонентов заказывается именно через международные маркетплейсы, поскольку это самый дешевый способ их получения, особенно для тех, кто покупает их за донаты.

Дополнительное налогообложение таких закупок будет означать, что за те же пожертвования можно будет купить меньше необходимого оборудования.

Когда уместно ввести новый налог

Попытки оправдать новые ограничения отсылкой на опыт Европейского Союза выглядят особенно неубедительными.

Во-первых, в ЕС мощный и диверсифицированный внутренний рынок с широким ассортиментом товаров собственного производства. В этих условиях налогообложение импорта является понятной частью политики защиты внутреннего производителя, а не просто способом наполнения бюджета.

Во-вторых, внедрению новой системы налогообложения в ЕС предшествовала длительная подготовка инфраструктуры. С 2015 по 2021 год европейские страны создавали систему Import One Stop Shop (IOSS) для упрощенного декларирования и уплаты НДС, разрабатывали автоматизированные IT-системы для быстрой обработки посылок. Это позволило минимизировать негативное влияние новых правил на потребителей и бизнес.

Поэтому логично было бы вернуться к вопросу гармонизации налоговой системы с европейской уже перед приближением обретения Украиной полноправного членства в ЕС.

Зато сейчас, копируя отдельные элементы европейского регулирования без соответствующей инфраструктуры и экономических предпосылок, мы рискуем потерять конкурентные преимущества — как это уже происходит прямо сейчас с преждевременным повышением акцизов на топливо до европейского уровня.

Что изменит налогообложение посылок сейчас

Предложенные Гетманцевым (глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики — «Минфин») изменения демонстрируют типичный «бухгалтерский» подход к решению экономических проблем, когда, вместо стратегического планирования и стимулирования развития, выбирается самый простой путь — увеличение налоговой нагрузки.

Такой подход свидетельствует об отсутствии понимания базовых экономических принципов и пренебрежении долгосрочными последствиями принятых решений. Увеличение налогового давления неизбежно приведет к росту инфляции из-за подорожания импортных товаров, дальнейшему снижению покупательной способности населения и торможению развития малого и среднего бизнеса.

Самым проблематичным аспектом новых инициатив является то, что они не сопровождаются никакими мерами по стимулированию развития внутреннего производства. Вместо создания условий для появления конкурентоспособных украинских товаров, которые могли бы заменить дешевый и часто некачественный китайский импорт, власти выбирают путь простого ограничения доступа к альтернативным источникам поставок в интересах даже не производителей, а именно ритейл-компаний. В итоге это приведет к росту цен, но не будет стимулировать развитие местного производства.

Украинский опыт, наоборот, доказывает, что чрезмерная налоговая нагрузка приводит к поиску новых схем уклонения от налогообложения. Уже сейчас можно спрогнозировать появление многочисленных посреднических схем, когда вместо прямых поставок товары будут завозиться через «серые» схемы. Это только увеличит коррупционные риски на таможне и создаст новые возможности для недобросовестных участников рынка.

Государственный аппарат также столкнется с серьезными вызовами. Увеличение нагрузки на таможню и почтовые службы, как налоговых агентов, потребует дополнительных ресурсов для обработки и контроля посылок. Эти логистические расходы могут свести на нет ожидаемые дополнительные поступления в бюджет.

Читайте также: Гетманцев: Мы не выйдем быстро на полностью «белые» зарплаты. Главное — позитивный тренд

Что делать

Для реального решения проблемы импорта нужно создать комплексную программу развития внутреннего производства. Такая программа должна базироваться не просто на ограничении доступа граждан к товарам через налоговые барьеры, но и на создании благоприятных условий для развития местного производства.

Первым шагом должно стать внедрение системы налоговых льгот для предприятий, инвестирующих в развитие производства. Это могут быть как прямые налоговые каникулы для новых производств, так и уменьшение налоговой нагрузки на реинвестированную прибыль. Особое внимание следует уделить предприятиям, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью и ориентированы на импортозамещение.

Вторым важным элементом должно стать создание эффективного механизма льготного кредитования для модернизации и создания новых производственных мощностей. Государство могло бы выступить гарантом по кредитам для предприятий, которые берут на себя обязательство по созданию конкурентоспособной продукции.

Параллельно с поддержкой производства нужно усилить борьбу с реальными схемами уклонения от налогообложения. Особое внимание следует уделить борьбе с контрабандой крупных партий товаров, которая приносит значительно больший убыток государственному бюджету, нежели мелкие посылки физических лиц.

Важным элементом программы должно стать создание системы технической поддержки для производителей, желающих выйти на международные рынки. Это включает в себя помощь в получении необходимых сертификатов, консультации по выходу на внешние рынки, поддержку участия в международных выставках и торговых миссиях.
Отдельного внимания требует развитие инновационной инфраструктуры — технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий. Такие структуры должны стать площадками для сотрудничества науки и бизнеса, разработки и внедрения новых технологий, подготовки квалифицированных кадров.

В среднесрочной перспективе такая политика позволит:

  • Создать новые рабочие места с высокой добавленной стоимостью.
  • Увеличить налоговые поступления за счет расширения налогооблагаемой базы.
  • Уменьшить зависимость от импорта.
  • Улучшить торговый баланс.
  • Стимулировать инновации и технологическое развитие.

Только комплексный подход, ориентированный на развитие и создание добавленной стоимости в Украине, может решить вопрос засилья импорта, обеспечить долгосрочный экономический рост и повышение уровня жизни граждан.

Попытки же решить экономические проблемы через усиление фискального давления на население приведут лишь к дальнейшему ухудшению экономической ситуации и снижению уровня жизни.

Комментарии - 19

+
+189
silentDo
silentDo
22 января 2025, 11:55
#
Яка влада, такі і закони!

Головне, щоб багаті ретейли багатіли, а бідні прості люди бідніли.

Держава нічого не виграє з цього. І з такими схематозами в мінус ще може піти, так як керують нею вороги!

Плюс це тільки проблем наробить, щоб ті люди які залишилися і при здоровому глузді виїхали з України.

А можливо в цьому і суть, щоб жити нормальній людині в Україні не те що не хотілося, а самі звідси поїхали назавжди!

Це звичайна прихована монополія/монархія в Україні.
+
+49
Riojas
Riojas
22 января 2025, 12:28
#
Держава не выиграет, отдельные принимающие решения лица, в краткосрочной перспективе — да
+
+15
Павло Донцов
Павло Донцов
22 января 2025, 22:44
#
Точно, саме через це, люди не захочуть жити в Україні))). Ви так носитеся з цим. Ну буде +20% на дешеві побрякушки. Вам не пофігу? Ну замість 500грн заплатите 600грн. Капець трагедія. Головне, щоб це не позначилося на швидкості і зручності.
+
0
silentDo
silentDo
23 января 2025, 1:14
#
Ви позитивна людина, видно раніше не оплачували податок за пакунки. У мене такий досвід є, при тому, що зараз немає навантаження на пакунки до 150євро. Ці пакунки автоматично проходять в системі.

Буде вам сервіс з податками, коли ваш пакунок застрягне на митниці, і в кращому випадку вам надійде повідомлення за день чи два після прибуття в Україну про те що потрібно рахунок за товар. І ви замовили наприклад на Алі чи Тему і там чеків не видають автоматично. І ви такі до продавця — дайте чек. А продавець, а я не маю чи затримає на кілька днів з надсиланням.

Пізніше ви надсилаєте чек кудись там, вам за кілька днів рахунок в кращому випадку. Ще за день чи два проводите оплату, якщо система не автоматизована ваш пакунок десь може застрягнути, а може вже загубився, а ви чекаєте…

Плюс один тиждень точно будете чекати, а вірогідніше з наваттаженням оподаткування буде довше…

Вартість пакунків для України може зрости, так як продавці можуть закладати ризик, що пакунок буде не доставлений чи втрачений. От вам швидкість, зручність і сервіс
+
0
Три літри
Три літри
23 января 2025, 7:28
#
Користуйтесь послугами Нової пошти і забудьте про чеки.
+
0
silentDo
silentDo
23 января 2025, 11:19
#
Так, Нова пошта швидко працює, але за це гроші дуже високі дере.

Був у мене випадок: замовив в Польщі товар у 2022 році, так як в нас фізично його не привозять. Товар коштував на той час 900 грн в Польщі і важив 5 кг., ширина 20см, висота 45см. А ціна доставки суто Нової Пошти склала 1200грн, а зараз буде набагато дорожче…

Тоді зарікся через НП нічого не замовляти, це дуже дорога кантора, не дивно, що літаки купляють.

От вам Нова Пошта. З такими тарифами і ще плюс податками ви не захочете нічого
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
23 января 2025, 9:23
#
Читаем «шапку Закона —
…про внесення змін до Митного кодексу України щодо приведення порядку сплати митних платежів до вимог Директиви Ради ЄС № 2006/112/ЄС від 28 листопада 2006 року про спільну систему податку на додану вартість та до Закону України «Про поштовий зв’язок» щодо окремих питань здійснення міжнародного поштового обміну…

Так вам что не нравится европейский выбор Украины???
Думай что пишешь!
+
0
newoleksa
newoleksa
13 февраля 2025, 19:43
#
Міжнародні відправлення до США вартістю до $800 (FOB) звільнені від сплати митних зборів.
+
+30
Riojas
Riojas
22 января 2025, 12:27
#
«оптимизированной логистикой» красивый термин для контрабанды
+
+30
TattiReuven
TattiReuven
22 января 2025, 13:06
#
Бачили очi що вибирали.
+
+15
Три літри
Три літри
22 января 2025, 13:18
#
Хай Зеленський спочатку підпише вже прийнятий закон про акцизи.

Непідписання президентом закону про акцизи вже завдало українському бюджету збитків більше ніж Україна могла би витратити на ремонт музею Голодомору — та витрата Зеленському не сподобалась і він ветував той закон. Але сам своїми діями завдав більшої шкоди ніж той ремонт музею.
https://t.me/yzheleznyak/11444
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
23 января 2025, 9:30
#
Виталик, а что ты так переживаешь за этот Закон?
Может Президент прислушался к мнению депутатаов от «Европейской солидарности» и «Голоса»? Все знают какую «проукраинскую позицию» занимают эти лучшие представители народа Украины!!!
Или ты не согласен с мнением этих депутатов?
04.12.2024 12:29:24
Поіменне голосування про проект Закону про внесення змін до Податкового кодексу України щодо перегляду ставок акцизного податку на тютюнові вироби (№ 11090) — у другому читанні та в цілому За-237 Проти-1 Утрималось-29 Не голосувало-44


Фракція політичної партії «Європейська солідарність»
Кількість депутатів: 27
За:0 Проти:1 Утрималися:7 Не голосували:7 Відсутні:12
Фракція політичної партії «ГОЛОС»
Кількість депутатів: 19

За:0 Проти:0 Утрималися:4 Не голосували:5 Відсутні:10
Так в чем проблема?

А если подпишет, то ты первый будешь горлопанить, о том как президент не прислушался к мнению «демократической» оппозиции!!!
+
0
torn
torn
22 января 2025, 14:14
#
«Для реального решения проблемы импорта нужно создать комплексную программу развития внутреннего производства.» — а если уже есть это производство, которое этот импорт убивает? и налоги для него повышают здесь, как для всех. Ритейл НДС в Украине платит, а китайцы почему не должны? Почему мы должны поддерживать самые бедные слои населения за счет развития чужой экономики в ущерб своей, если есть другие, более дешевые методы им помочь? Для военных целей незаменимый импорт вынести в необлагаемый перечень на период военного положения. Статья заказана почтовыми операторами, да, Дмитрий?
+
0
Три літри
Три літри
22 января 2025, 17:07
#
Ритейл НДС в Украине платит, а китайцы почему не должны?

Китайці платять податки в Китаї, які ще податки вони вам мають платити? Ритейл, до слова, в більшості продає як раз китайське.

Поштовим операторам з цього податку ні гаряче, ні холодно. Від цього податку страждают ті хто незадоволений українським рітейлом і йде купувати щось закордон.
+
+30
AleksandrBank
AleksandrBank
22 января 2025, 14:54
#
Це замовна стаття від логіч.компаній. Як на мене, на більшість товарів в т. ч. дрібних з Китаю і до легк.авто в т. ч. електро — треба обкладати податками.

Треба в середині країни давати можливості відчизняному виробництву в т. ч. легкій промисловості розвиватись.
+
+30
Ranet
Ranet
22 января 2025, 15:42
#
Не знаете, не пишите. Гармонизация с ЕС говорит о том, что НДС будут платить не логистические компании, а экспортер. Есть правила Инкотермс, там все изложено. Поэтому, статья не джинса.
+
0
torn
torn
22 января 2025, 17:09
#
Никто и не говорит, что НДС будут платить логистические компании, НДС платит покупатель. Но из украинского бизнеса только почтовые службы НЕ заинтересованы в введении НДС на этот ничем необлагаемый импорт, тк объемы их доставки наверняка снизятся, поэтому заказывают такие статьи. В который раз убеждаюсь, что ради своей сиюминутной прибыли эти логисты недальновидно игнорируют продолжающееся ухудшение экономической ситуации и перспектив развития Украины.
+
+23
Три літри
Три літри
22 января 2025, 17:10
#
Треба в середині країни давати можливості відчизняному виробництву в т. ч. легкій промисловості розвиватись.


Хто вам заважає робити те саме що роблять китайці?

Ми вже підтримували десятки років відчізняного автовиробника, про ту підтримку вже всі забули, та й автовиробник збанкротував. А податок існує досі.
+
+30
bonv
bonv
22 января 2025, 17:24
#
Гірше ж точно не буде ©
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться