Минфин - Курсы валют Украины

Установить
17 апреля 2024, 7:30 Читати українською

Бензин под 60 грн за литр: почему растут цены на топливо и на каком уровне остановятся

В Украине дорожает автотопливо. За последний месяц бензин и дизель прибавили в цене, в среднем, 1,5 гривны за литр. «Минфин» выяснил, почему дорожает топливо, хотя водители заправляются все реже.

Цены не могут остановиться

Рост за последний месяц — не предел, заправщики продолжают переписывать ценники. За последние несколько дней — с 12 по 15 апреля — бензин А-92 подорожал еще на 10 копеек (до 51,46 гривен за литр), А-95 — на 5 копеек (до 54,44 гривен), дизель — на 2 копейки (до 54,64 гривен).

Повышать цены заправщики начали еще в марте. Тогда крупные сети ОККО и WOG повысили стоимость топлива сразу на 2 гривны, что стало сигналом и для остального рынка. С тех пор цены не могут остановиться. По данным агентства «А-95», если 19 марта «пятый» бензин стоил в среднем по стране 52,85 гривен, то 15 апреля — уже 54,44 гривны.

Бензин А-92 за этот период подорожал с 49,53 до 51,46 гривен, А-95 плюс — с 56,43 до 57,87 гривен. Такая же история с дизелем — с 53,2 гривен за литр, по состоянию на 19 марта, он взлетел к 15 апреля до 54,64 гривен. Но максимальные ценники на некоторых АЗС выше средних. К примеру, по бензину А-95 они доходят до 59,80 гривен, а по дизелю — до 56,39 гривен за литр.

Где топливо стоит дороже, а кто продает дешевле

Ситуация с ценами на топливо в Украине отличается от региона к региону.

«Все зависит от особенностей логистики. К примеру, раньше бензин и дизель массово возили через польскую границу. Поэтому в западных областях цены на АЗС были одними из самых низких. Сейчас ситуация изменилась — польская граница стала „непроездной“, а топливо поехало, в основном, через южные границы. Поэтому теперь самые низкие ценники в Одесской области. К на западе страны они выросли, так как нам приходится возить ресурс во Львов через Одессу», — пояснил Мельничук.

Он приводит следующие цифры. В Киеве бензин А-95 в их сети стоит 50,99 гривен за литр. В Одессе эта же марка топлива продается по 50,29 гривен. В то же время, в Луцке ценник достигает 51,29 гривен, а во Львове — и вовсе 51,99 гривен. Такая же высокая цена и, к примеру, в Запорожье.

Агентство «А-95» дало «Минфину» расклад по областям — почем там продают топливо и насколько стремительно оно дорожает.

Самый дорогой «пятый» бензин — по 55,47 гривен — в Черниговской области. Но зато в последние дни ценники тут уже не растут.

На втором месте — Донецкая область, где бензином торгуют по 55,46 гривен, и роста цен тут также не зафиксировано. При этом в Закарпатской области, где бензин продают по 53,49 гривен за литр, он подорожал с 12 апреля на 9 копеек.

На 8 копеек выросли цены на бензин также в Киевской области, при этом стоит он в столичном регионе все равно сравнительно недорого — 54 гривны за литр. Во Львовской области, которая ранее славилась дешевым топливом, бензин стоит 54,51 гривну за литр, и подорожал за последние три дня на 8 копеек.

Что касается дизеля, то, по данным агентства «А-95», самый дорогой этот вид топлива в Донецкой области — по 56,29 гривен за литр. Но, как и бензин, в этом регионе дизель уже не дорожает. Видимо, выше уже просто некуда.
В Черниговской области дизелем торгуют по 55,77 гривен за литр, и цены тоже остановились.

При этом в Винницкой области дизельное топливо выросло в цене за три дня, с 12 по 15 апреля, на 6 копеек — до 54,04 гривен, в Днепропетровской — на 10 копеек — до 54,02 гривен, в Закарпатской — на 5 копеек.

При этом в Закарпатской области дизель остается одним из самых дешевых по стране — 53,3 гривен за литр. А в Одесской области, которая сейчас стала «топливным хабом», дизель даже подешевел на 8 копеек — до 54,45 гривен за литр.

Читайте также: Кабмин одобрил постепенное повышение акциза на топливо в течение четырех лет

Спрос снижается, но цены растут

Между тем, цены на топливо в Украине растут на фоне снижения спроса. Украинцы максимально сократили покупку бензина и дизеля. «Минус 10−15% по спросу к прошлому году», — констатирует Леушкин.

С начала года у большинства сетей продажи топлива резко снизились. Леушкин и Куюн говорят о минус 10−15% в продажах с начала этого года, а это порядка 120 тысяч тонн топлива в месяц. Сергей Куюн говорит, что оживления спроса пока дождаться так и не удалось.

Среди причин Леушкин называет сложности с автомобильной логистикой из-за блокировки польской границы (соответственно, фуры стали меньше ездить и реже заправляться), а также мобилизацию, из-за которой украинские мужчины стараются без лишней потребности из дома не выезжать. Фактор мобилизации, как одну из причин снижения спроса на топливо, называет и Сергей Куюн.

В то же время, Мельничук говорит, что никакого снижения спроса они не заметили, наоборот, есть рост, по сравнению с прошлым годом. «Все зависит от сети и расположения АЗС. Те, у которых много заправок на западе страны, явно не в минусах, так как туда продолжают стекаться переселенцы», — отметил Мельничук.

Впрочем, в «А-95», которые оперируют статистикой по всей стране, говорят, что снижение продаж топлива все же есть. И по этой причине многие сети снизили маржу — пытаются таким образом хоть немного сдержать рост цен.

Почему же дорожает топливо

Как пояснил «Минфину» руководитель агентства «А-95» Сергей Куюн, есть две причины роста цен на топливо. Первая — подорожание нефти и нефтепродуктов.

«С начала года котировки на нефть выросли на 15%. Какое-то время розничные цены на топливо на отечественных АЗС на этот тренд никак не реагировали. Не в последнюю очередь потому, что сети сделали очень большие запасы, и на рынке был явный „перелив“. Но новые партии поступают уже по новым ценам, так как производители нефтепродуктов повышают прайсы вслед за тем, как растут нефтяные котировки», — говорит Куюн.

Нефть начала дорожать под давлением нескольких факторов. Среди них — ускорение промышленного роста в Китае (в январе- феврале было плюс 7%, это рекорд за последние три года), удары украинских дронов по российским НПЗ (а это минус 80−120 тонн переработки нефти в сутки), а также дальнейшее сокращение экспорта Саудовской Аравией в рамках договоренностей ОПЭК. То есть спрос на нефть начал расти, а предложение, наоборот, — сократилось.

В последние дни добавился новый фактор. Из-за атаки Ирана на Израиль появились самые мрачные прогнозы по ситуации в этом регионе и ее влиянии на мир. Согласно опросу, который провел Bloomberg среди ведущих аналитиков, нефти прочат дальнейший рост. Скажем, Citigroup допускает рост котировок по Brent до $100 за баррель, в Goldman Sachs отмечают, что все будет зависеть от масштаба «ответки» Израиля, и от того, как дальше будут разворачиваться события в регионе. Премия за риски — а это плюс 5−10 долларов на барреле — уже заложена в цену.

Сейчас нефть стоит чуть дороже $90 за баррель. И она даже немного подешевела на последних торгах. Откат поясняется тем, что Израиль не стал сразу же идти на эскалацию, и взял паузу.

Если нефть действительно взлетит до $100 за баррель, это уже в двухнедельной перспективе ударит по котировкам на нефтепродукты, вслед за чем вырастут цены на автомобильное топливо — сначала оптовые, затем — розничные.

«Каждый дополнительный доллар в котировке нефти — это до плюс 50 копеек на литре бензина или дизеля. Скачек ценника с 90 до 100 долларов, если он будет, это очень серьезно — подорожание литра топлива на 5 гривен. Но, скорее всего, повышение цен будет идти плавно», — говорит директор по стратегическому развитию сети АЗС «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук.

Читайте также: Сколько АЗС платят налоги и с кого можно взять больше

Как на ценах на топливо отражается курс

Вторая причина подорожания топлива на украинских АЗС — валютные колебания.

А точнее, курс гривны к доллару. Официальный курс подскочил с понедельника на 17 копеек, НБУ установил его на 16 апреля на уровне 39,5737 гривен/доллар — это новый максимум. Для сравнения: неделю назад официальный курс американской валюты был на уровне 38,99 гривен. Многие банки продают доллар уже дороже 40 гривен. И пока непонятно, где остановится курс.

«Так как основные объемы автотоплива украинские компании закупают за границей, валютный курс напрямую влияет на ценники на наших АЗС. Каждая „лишняя“ гривна в курсе — это плюс 50−60 копеек на литре топлива», — говорит Мельничук.

Похоже, рыночная конъюнктура складывается таким образом, что дальнейшего подорожания топлива не избежать. Точные цифры подорожания во многом будут зависеть от того, как поведут себя нефтяные котировки. И будет ли нефть «по 100».

«Пока нефть более или менее спокойна. Третья мировая, к счастью, не началась, поэтому нефть не полетела вверх. Поэтому не ждем страшных рекордов. Но все же вероятно повышение цен и на бензин, и на дизель — еще до 50 копеек на литре. Такая прибавка в цене — главным образом, из-за курса валют», — пояснил Леушкин.

Автор:
Людмила Каплун
Кореспондент Людмила Каплун
Пишет на темы: Компании и рынки

Комментарии - 14

+
0
Cheff spakuxa, Kiev
Cheff spakuxa, Kiev
17 апреля 2024, 9:39
#
В Киеве пробки все катаются…надо дороже… ценить начнут…
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
17 апреля 2024, 9:52
#
…комментарий с 2018 года…

…во всем виноваты смердящие бляхи…
+
0
financialGenius
financialGenius
17 апреля 2024, 10:06
#
Бензин коррелирует с курсом , вот все что нужно понимать
+
0
Cheff spakuxa, Kiev
Cheff spakuxa, Kiev
17 апреля 2024, 10:21
#
Ето и дурочку понятно… Где реальность…
+
+75
bonv
bonv
17 апреля 2024, 12:06
#
Розказувати чому ростуть ціни і біднішає народ — влада вміє добре.
+
+44
Vlad UKR
Vlad UKR
17 апреля 2024, 12:08
#
Интересно то, что при падении цен на нефть, цены на бенз не падают) За это сразу беспокоится правительство, быстро обкладывает акцизами налогами, главное что бы не забыли еще поднять таможенные сборы на авто, население хавает — их ломают через колено, во что превратили страну, полная демография и вымирание)
Профицит топлива, завезено больше чем потребляется но цены идут на 60 при том что потребление населением упало на 20% ) Все только для измученного народа Украины, молодцы так держать.
+ цепная реакция цен в магазинах и на товары.
Профицит, падения спроса, а оно в рост идет )
+
0
orest frank
orest frank
17 апреля 2024, 12:32
#
Згоден з попереднім коментатором. Саме так. А ще пан Куюн забув вказати, що переважна більшість пального на АЗС типу WOG, UPG, SOCAR — особливо в частині того, що вони називають преміум, і навіть OKKO цим не брезгує - абсолютна бадяга. А100, який псевдопреміум мережі продають по 64 та 70 грн. розбадяжено в Україні - і на це прямо вказано в супровідних документах на будь-якій АЗС, хоча початково ввозять продукти абсолютної якості від європейських виробників, і тоді гетьманцевим звичайно вигідно — пдв від 100 набагато більше ніж пдв від 36−48 на БРСМ чи Авантаж, але пишуть самозвані іксперди тільки про те, що замовляли. Однозначно не рекомендую *** на SOCAR WOG UPG в частині Мустанг, Пульс, Нано100, Мустанг100 — частка бадяги в них становить подекуди під 20%, що вкрай негативно впливає не тільки на гаманець, але і на роботу двигуна. Те ж саме стосується і дизеля на цих АЗС. Охочі можуть знайти підтвердження у паспорті якості на будь якій АЗС вам його покажуть. А потім дивуються чому на бочках краще заправитися — бо принаймні те ж саме, але ща півціни.
+
0
Ranet
Ranet
17 апреля 2024, 19:16
#
— Рабинович, скажите, вы страдаете от жары?
— Я страдаю всегда!

Когда это у нас бензин не дорожал?! 🤣
+
0
financialGenius
financialGenius
17 апреля 2024, 19:36
#
Вообще странно, почему в Европе бензин как дорожает так и дешевеет, а у нас только в одну сторону и то дороже чем в ЕС бенз? еще и бадяженый … у меня на ес бензине расход 8 на 100 км зато на нашем 10 на 100 км… магия какая то …
+
0
vt313
vt313
17 апреля 2024, 20:44
#
Это где в ЕС бензин дешевле чем у нас?
+
0
financialGenius
financialGenius
17 апреля 2024, 23:25
#
Австрия к примеру , неделю назад заправлялся 1,58 евро литр. Сравнительно с доходами думаю это дешевле.
+
0
Три літри
Три літри
19 апреля 2024, 4:24
#
В Україні бензин 1.28

А співвідношення ціни і доходу залежить лише від тебе — знайди нарешті щось де платять більше ніж мінімалку.
+
0
Три літри
Три літри
19 апреля 2024, 4:22
#
В реальності глядачів москальських новин — не дешевшає

Але що нам до вас?
+
+15
Hennady
Hennady
23 апреля 2024, 8:54
#
«Все залежить від особливостей логістики. Наприклад, раніше бензин та дизель масово возили через польський кордон. Тому в західних областях ціни на АЗС були одними з найнижчих. Наразі ситуація змінилася — польський кордон став „непроїзним“, а паливо поїхало, переважно, через південні кордони. Тож тепер найнижчі цінники на Одещині. На заході країни вони зросли, оскільки нам доводиться возити ресурс до Львова через Одесу», — пояснив Мельничук.
Він наводить такі цифри. У Києві бензин А-95 у їхній мережі коштує 50,99 гривень за літр. В Одесі ця сама марка палива продається за 50,29 гривень. Водночас, у Луцьку цінник сягає 51,29 гривень, а у Львові — 51,99 гривень. Така ж висока ціна і, наприклад, у Запоріжжі."

Якій «їхній» ? Автор читав свою статтю? То ж має бути якась логіка розповіді…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться