Недавно Офис Национального совета реформ предложил свой вариант доступной растаможки иномарок. Суть анонсированной схемы проста: растаможка будет идти через приложение «Дия», сумму таможенных платежей насчитают в зависимости от возраста авто и типа двигателя. По-новому будут считать и НДС. «Минфин» разбирался, как это скажется на ценниках иномарок.
Со следующего года иномарки начнут растамаживать по новой схеме
В Офисе Национального совета реформ (Офис простых решений и результатов) считают, что новые правила позволят снизить стоимость растаможки авто едва ли не на треть. Причем, чем старше будет авто, тем меньше за него придется платить. Еще один «плюс», о котором говорят в Офисе простых решений, — отсутствие коррупционной составляющей, которая сейчас накручивает к растаможке заоблачные суммы.
Впрочем, эксперты говорят, что может получиться как раз наоборот — растаможка многих авто станет дороже. А коррупционные схемы никуда не исчезнут, даже новые могут появиться.
Новая формула и доплата за эксклюзив
По новой формуле главной составляющей таможенного платежа должен стать акциз. Он будет включать базовую ставку (зависит от возраста авто) умноженную на объем двигателя, коэффициент типа топлива, коэффициент мощности (в лошадиных силах) и совершенно новый для нашего рынка показатель — так называемый ко-эффициент эксклюзивности.
Базовая ставка на 2022 год (очевидно, к этому времени инициаторы новаций рассчитывают внедрить новую методику) составит:
- для новых автомобилей — 2,2,
- для годичных -1,9,
- для двухгодичных -1,65
Чем старше транспортное средство, тем ниже коэффициент. К примеру, для 6-летних авто он составит 1, а для 11−15 летних — всего 0,7.
С каждым годом базовая ставка будет уменьшаться. К примеру, в 2023 году для новых авто она составит уже 2,07, для годичных — 1,79, для 6-летних — 0,94, для 11−15 -летних — 0,62.
До 2027 года базовая ставка для новых легковушек будет 1,54, для годичных — 1,33, для «шестилеток» — 0,7, для 11−15 -летних — 0,49. Это минимум, дальше базовая ставка падать уже не будет.
Коэффициент мощности двигателя для моторок:
- до 250 лошадиных сил (л.с) — 1,
- 251−300 (л.с.) -1,2,
- 301−350 (л.с.) — 1,5,
- свыше 350 (л.с.) — 2.
Коэффициент типа двигателя следующий:
- для бензиновых — 1,
- для дизельных — 1,2,
- для гибридов — 0,5.
Коэффициент эксклюзивности может быть:
- 1 — если авто не эксклюзивно
- 2 — если эксклюзивно.
Под эксклюзивностью имеется в виду уникальность авто. По логике, сюда подпадают элитные иномарки, с тюнингом, лимитированных серий и пр.
Принцип начисления НДС также предлагается изменить: если сейчас это 20% от стоимости авто, то будет 20% от суммы акциза, а это, понятно, кардинально разные цифры.
Таможенную пошлину в размере 10% от стоимости авто вообще хотят убрать.
Еще одно важное нововведение: растаможка через приложение «Дия»: водитель просто вбивает в специальную анкету все показатели авто и сумма насчитывается автоматически, а значит — без схем.
Брокерские схемы уйдут в прошлое
Главная схема, которая сейчас резко увеличивает стоимость растаможки — это оценка стоимости авто. Поскольку основные платежи (НДС и пошлину) считают именно от ценника: чем выше таможенная оценка, тем больше приходится платить.
Таможенники официально считают «по Шваке» — это методика, которая учитывает стоимость аналогичных авто в салонах и на вторичном рынке в Европе, а также степень амортизации.
Но на практике оценку часто завышают. Скажем, даже если вам повезло и вы купили в Европе легковушку за 500 евро (о чем указано в договоре купли-продажи), для таможенников это — не аргумент. Они могут завысить стоимость иномарки в 2−3 раза и даже больше, и уже от этой суммы считать налоги.
Один из способов избежать завышенной оценки — пользоваться услугами специальных брокеров, которые за вознаграждение в $500−700 (в некоторых случаях комиссия доходит до тысячи и больше) берутся получить «правильную» оценку.
Читайте также: Как меняется рынок б/у авто из США и выгодно ли их покупать
Но даже тогда сбить ценник до реального уровня удается далеко не всегда и все равно приходится переплачивать. А по некоторым авто, наоборот, ценник сбивают ниже рыночного. Все зависит от связей и суммы «благодарности»
Понятно, что в этой схеме задействованы брокеры, вхожие в таможенные кабинеты. Как подсчитали в Офисе президента, из-за манипулирования со стоимостью транспортных средств бюджет теряет $300−400 млн, а в карманах взяточников оседает примерно $150 млн.
Как пояснил «Минфину» глава Одесского регионального Офиса простых решений и результатов Олег Михайлик, автоматический расчет акцизов и пошлин позволит уйти от необходимости платить брокерам.
«Непонятно за что они получают деньги, часть которых идет на взятки руководству таможни. Например, если машина покупается на аукционе, все платежи за авто осуществляются официально, обычно с банковского счета в Украине. Платежи в бюджет сейчас тоже прозрачны. Но таможенный брокер может по договоренности с коррумпированным работником таможни занизить стоимость для уменьшения обязательных платежей. И это стоит дополнительных денег», — рассказывает Олег Михайлик.
Он говорит, что даже если не нужно ничего скрывать, брокеру все равно необходимо заплатить около $700. Без этого просто не дадут вытянуть авто из порта.
Перевод растаможки в «Дию», по расчетам Офиса простых решений и результатов, позволит в течение пяти лет снизить таможен-ные платежи на 30%.
«Упрощенная система оформления авто многие годы действует в Грузии, без вмешательства таможенников и брокеров. Все оформляется в течение 30 минут, все платежи понятны и идут в бюджет», — отмечает Михайлик.
Старое — подешевеет, новое — подорожает
Но с новой формулой могут быть нюансы. Как подсчитали в Институте исследований авторынка, на старте реформы, в 2022 году снизится стоимость растаможки в первую очередь элитных авто.
Скажем, за Lamborghini Urus, которая в Европе стоит от 220 тыс евро, в Украине нужно будет заплатить 29,8 тыс таможенных платежей, вместо нынешних 71,8 тыс.
Примечательно, что растаможка элитных иномарок по новой формуле будет и дальше дешеветь с каждым годом: платежи снизятся, по сравнению с нынешними, на 70%.
Если взять бюджетные авто, то тут экономия не столь разительная. Скажем, на 10-летней Dacia Sandero с литровым мотором, которая в Европе стоит 2 тыс евро, в 2022 году удастся сэкономить только 340 евро (таможенные платежи составят 899 евро против нынешних 1239 евро). К 2027 году растаможка этого авто будет стоить уже 635 евро, то есть, почти вдвое дешевле, чем сейчас.
Но вот по некоторым моделям, наоборот, будет подорожание. Речь идет, в первую очередь, о сравнительно новых авто до 5 лет.
К примеру, за пятилетний Nissan Rogue с мотором 2,5 литров насчитают 4030 евро, что на 35% больше, чем сейчас.
То же самое касается и новых иномарок, которые завозятся в автосалоны. Сейчас для них, наоборот, действуют льготы по растаможке (нет повышающего коэффициента возраста), а по новой формуле будет дороже до 30−40%. Это противоречит курсу Украины на обновление автопарка и повышение экологических стандартов. Ведь выгодней будет завозить именно авто с пробегом: чем старше машина, тем больше экономия.
Есть и другие нюансы.
«У нас сейчас никто не занимается измерением мощности, а в документах на авто для разных рынков „лошадки“ указывается по-разному. Если же станут замерять у нас, то сразу рушится идея бесконтактной растаможки», — отмечает глава компании AutoCon-sulting Олег Омельницкий.
То есть, если станут доверять технической документации на авто, показатели по лошадиным силам для машин, пригнанных из Европы, Америки или Кореи могут отличаться. Если же будут «перемерять», возможно появление новой схемы, только деньги будут просить за занижение не оценки авто, а мощности двигателя.
Еще один вопрос — к коэффициенту эксклюзивности, — говорит Олег Омельницкий. «Кто и как его будет определять? К примеру, Mercedes AMG — это эксклюзивное авто или нет? Авторы не учли украинские реалии. Например, перегонщик с удовольствием скрутит шильдик Brabus с Мерседеса и занизит „лошадки“ под стандартный объем. Кто это будет проверять? Вот и получим ту же самую коррупцию при оценке и осмотре авто, что и сейчас», — поясняет он.
Соучредитель Института исследований авторынка Станислав Бучацкий, считает позитивом то, что вопрос вышел за рамки растаможки только евроблях.
«Нужно еще раз обдумать какие есть способы отойти от коррупции при определении таможенной стоимости авто, также необходимо пересмотреть ставки растаможки. Наряду с усовершенствованием системы растаможки для физических лиц, не стоит забывать и о бизнесе», — написал он на своей странице в фейсбук.
Олег Омельницкий не исключает, что новые правила растаможки будет тяжело провести через парламент. Убедить депутатов резко снизить НДС от импорта авто будет не так просто, поскольку речь идет о бюджетообразующем налоге.
Что будет с евробляхами
Сами «бляхеры» подозревают, что их законопроект, который уже прошел первое чтение в Раде, хотят «сбить», заменив его новой формулой. Если будет новая методика для всех авто, причем такая, по которой чем старше машина, тем дешевле ее растаможка, то, получается, в отдельном законе под евробляхи уже нет необходимости.
«Пытаются заболтать вопрос. Но доступной растаможки там (в формуле Офиса простых решений- Ред.) — нет. Есть снижение растаможки для дорогих авто», — говорит один из руководителей АвтоЕвроСили Александр Чернявский.
«Минфин» уже писал об этом проекте. Вся разница между ним и нынешним предложением только в формуле для акциза. И по формуле от Офиса простых решений может быть дороже, чем хотят «евробляхеры» (они настаивают, что платеж в сумме не должен превышать тысячу евро).
Читайте также: Евробляхеры обвалят цены на б/у авто
Скажем, за растаможку 15-летнего авто с мотором 2,5 литра придется только акциза заплатить 2 тыс евро «плюс» еще 400 евро НДС. Что почти в 2,5 раза больше, чем планка «евробляхеров» в тысячу евро.
Вместе с тем, вариант Офиса простых решений многим экспертам нравится больше, чем «формула для евроблях». Хотя бы потому, что предусматривает приблизительно равные условия оформле-ния всех авто.
Как изменятся цены на авто
Любые изменения формулы по растаможке тут же отразятся на ценах, причем, в данном случае — не только б/у, но и новых авто.
При этом, новые автомобили могут подорожать, что еще больше снизит их продажи. Таким образом перераспределение на нашем рынке в пользу б/у сегмента продолжится.
Читайте также: Схема с евробляхами закрыта: как теперь сэкономить на ввозе авто
Что касается старых авто, то они должны подешеветь, хотя и не так существенно, чем в случае принятия закона о евробляхах. Но сэкономить на авто среднего класса до тысячи долларов, а на элитных — несколько тысяч долларов украинцы смогут.
Параллельно подешевеют и те авто, которые уже завезены в Украину и выставляются на перепродажу. По мере увеличения импорта относительно недорогих иномарок из Европы и США украинцы вынуждены будут просить меньше за свои подержанные авто.
Комментарии - 45
В первую очередь нужно усвоить и понять, что растаможку могут делать ФИЗ-лица и СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.
Соответственно должны различаться и условия растаможки, а не быть одинаковыми для обеих групп налогоплательщиков.
Схоже «ходіння по граблях» це національна політична забава.
Покажите где в моём комментарии речь про какие-то «льготы и исключения»?
Полистайте ПКУ — в нём столько РАЗЛИЧИЙ между налогоплательщиками и правила почему-то НЕ ОДИНАКОВЫЕ ДЛЯ ВСЕХ, может его тоже назовёте «феерическим бредом».
Хотя сомневаюсь, что до вас что-то дойдёт даже после прочтения ПКУ.
Далее, ну дам я 200грн сотруднику и что, воздух чище станет? А вот от газа меньше выхлоп, но регистрацию установки почему-то сделали дорогой.
Просто Таврія — це офіційно Євро-0 (?) і по стандартам вона може хоч димом коптити хоч ромашками пахнути, а от Маздочка — це вже Євро-3 і вище, тому має відповідати стандартам на вихлоп і містити справну систему очищення вихлопу чи сажовий фільтр. Так-то…
(їду ставити каталізатора на свою євробляшечку бо інакше штраф і кара небесна)
А от на Ламборджіні хоч кожен день :)
Вот это новшество от Михеля, не то что сейчас.
Ще 40% «росту» економіки не пережили…
Нині основний платіж при завезенні б/в авто — це акциз, який залежить від об'єму двигуна, типу палива і, основне, від віку. Чим старше авто, тим вищий акциз. Це, принаймні, логічно — щоб не завозили рухлядь (хоча величину цього акцизу можна було б зменшити в рази і це було б правильним напрямком реформування). Тепер же пропонують той же акциз, тільки з точністю до навпаки — чим більшу рухлядь ви везете, тим менше акцизу заплатите. Де логіка? Плюс ще й підсилили корупційну складову. Ну, а як же без цього, у нас же президентом «вкалує» чемпіон з боротьби з корупцією, олігархами, ковідом…", список можна продовжувати.
Салонам новых авто хана, привет хлам.
Это основная проблема для импорта авто — привязка в расчетах к цене авто. Второе — отсутствие самого понятия акциз и пошлина как стимулирующий платеж. Ну о «бреде «- НДС на акциз — это сразу говорит об уровне «реформаторов». Нас специально уводят от европейской практики как и факта импорта так и от самого права собственности и обложения налогом транспортного средства в период эксплуатации автовладельцем. Есть практика той же Грузии, Польши, Молдовы — в которой фактурная цена полностью отсутствует в системе расчетов (только в Польше используется для расчета НДС) Теперь система «брокерских» услуг, опять есть
До 2015 года деятельность таможенного брокера подлежала лицензированию. После вступления в силу Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 № 222-VIII данный вид хозяйственной деятельности лицензированию не подлежит. Но, приказом Мин Фина Украины от 04.08.2015 г. № 693 предусмотрено получение разрешения на таможенную брокерскую деятельность. Разрешение на деятельность таможенного брокера выдает только Г. Т. С. Украины Не буду вдаваться в тонкости законодательства, но все эти (указанные «навороты» от Саакашвили) требуют изменений в Таможенный, Налоговый, Гражданский Кодекс Закон о Нац Полиции, Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств», Закон Украины «О защите прав потребителей», ну и массы «Постанов» «Об утверждении Порядка проведения обязательного технического контроля и объемов проверки технического состояния транспортных средств, технического описания и образца протокола проверки технического состояния транспортного средства»
(Постановление КМУ № 137 от 30.01.2012 г.) «Об утверждении Порядка таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины и подлежат обязательной сертификации в Украине»
(Постановление КМУ № 466 от 14.05.2008 г.) …
(Приказ Министерства инфраструктуры Украины от 17.08.2012 г. № 521) «Некоторые вопросы сертификации транспортных средств, их частей и оборудования» (Постановление Кабинета министров Украины от 09.06.2011 г. № 738) … И это только малая часть документов (весь перечень указывать не буду — не вижу смысла), с которыми сейчас работают при растамаживании авто, И теперь надо не один пленарный день, а может и год для изменения законодательной базы, при этом, на сколько я понял — единой концепции будущего закона просто нет! Поэтому, как переходной вариант, это закон 3704, или более коррупционный 4643 — д.
А более-менее свежие авто будут дороже, поэтому люди, которые хотели их купить, уже не купят. Бред сумасшедшего, как по мне.