Минфин - Курсы валют Украины

Установить
25 марта 2020, 14:22 Читати українською

«Нам нельзя умирать с голоду». Чего Украине может стоить чрезвычайное положение

Сегодня Кабмин ввел режим чрезвычайной ситуации на всей территории Украины на 30 дневный срок и продлил карантин до 24 апреля. Но если болезнь будет и дальше распространяться нынешними темпами, власть вполне может пойти и на более жесткие меры.

«Минфин» собрал мнение экспертов и бизнеса о том, чем обернется для отечественной экономики введение чрезвычайного положения.

ЧС уже есть, что дальше

Информация о том, что Президент планирует ввести чрезвычайное положение, появилась в начале недели. Как сообщили СМИ, ожидалось, что за это решение Верховная Рада проголосует 24 марта. Комментируя такие перспективы, Владимир Зеленский отметил, что любые действия власти будут направлены на сохранение жизни и здоровья украинцев. Но когда планируется ввести ЧП — глава государства не уточнял. «Сейчас нет необходимости введения чрезвычайного положения в Украине. На этой неделе так не выглядит, что есть такая потребность», — заявил премьер Денис Шмыгаль в эфире телеканала ICTV.

Но уже сегодня ограничительные меры были усилены. «Мы продолжаем карантин и вводим чрезвычайную ситуацию на всей территории Украины на 30 дней сроком до 24 апреля 2020 года. С возможностью его дальнейшего продолжения согласно действующему законодательству. Или, если мы справимся и победим эту ситуацию скорее, тогда будем принимать отдельное решение на заседании Кабмина», — сказал Шмыгаль сегодня на заседании правительства.

Однако, отказ от чрезвычайного положения сейчас вовсе не означает, что власти окончательно отказались от этой идеи, особенно если количество заболевших будет расти. Среди мер, которые предусматривает ЧП – изменение работы предприятий. Поскольку же цель власти как можно больше людей отправить на карантин, можно ожидать, что прекратят работу все предприятия, кроме стратегических.

Читайте также: В январе-феврале Украина экспортировала средства защиты от вирусов на $15,2 миллиона

Такую идею выдвинул министр МВД Арсен Аваков. По его мнению, работать должны предприятия критической промышленной инфраструктуры. «Остальные должны быть закрыты и люди должны быть дома на карантине. Об убытках и компенсациях подумаем и решим позже, когда выживем», — заявил министр. 

Готовимся к остановке

Информация о том, что Президент планирует ввести чрезвычайное положение, появилась в начале недели. Как сообщили СМИ, ожидалось, что за это решение Верховная Рада проголосует 24 марта.

Комментируя такие перспективы, Владимир Зеленский отметил, что любые действия власти будут направлены на сохранение жизни и здоровья украинцев. Но когда планируется ввести ЧП — глава государства не уточнял.

Совсем недавно против введения чрезвычайного положения выступил премьер-министр Денис Шмыгаль. «Сейчас нет необходимости введения чрезвычайного положения в Украине. На этой неделе так не выглядит, что есть такая потребность», — заявил он в эфире телеканала ICTV.

Среди мер, которые может предусматривать ЧП – изменение работы предприятий. Поскольку же цель власти как можно больше людей отправить на карантин, можно ожидать, что прекратят работу все предприятия, кроме стратегических.

Читайте также: В январе-феврале Украина экспортировала средства защиты от вирусов на $15,2 миллиона

Такую идею выдвинул министр МВД Арсен Аваков. По его мнению, работать должны предприятия критической промышленной инфраструктуры. «Остальные должны быть закрыты и люди должны быть дома на карантине. Об убытках и компенсациях подумаем и решим позже, когда выживем», — заявил министр. Хотя решения о таких мерах Кабмин пока не озвучивал.

Ограничений уже достаточно

Перспектива полной остановки работы напугала отечественный бизнес. Ряд бизнес-ассоциаций подготовили совместное письмо, в котором указали на недопустимость мер, которые способны ударить по экономике.

«Если остановить большинство компаний, миллионы украинцев потеряют работу, а бюджет — большую часть доходов. Социальные последствия будут очень негативными, большое количество людей, не имея накоплений и потеряв средства к существованию, от отчаяния может выйти на улицу с протестами, а финансовых и организационных ресурсов для борьбы с вирусом у государства станет намного меньше. Соответственно, последствия пандемии будут действительно критическими», — предупреждают бизнесмены.

Пришло время экономить. Выбирай выгодный депозит в каталоге от «Минфина»

Представители бизнес-объединений обращают внимание, что для борьбы с COVID-19 Украина уже внедрила даже более жесткие меры, чем страны, где коронавирус получил куда большее распространение.

«Страны, где количество заболевших на миллион человек превышает показатели Украины в сотни раз (Германия, Нидерланды, Швеция), используют только часть мероприятий, введенных в Украине. В то же время, в Украине планируется новое существенное расширение комплекса мер, которое сопоставимо только с внедренными в наиболее пострадавших регионах Италии и Китая», — подчеркивают представители бизнеса.

В письме отмечается, что в случае продолжения карантина на несколько месяцев, ВВП Украины в 2020 году упадет на 9%, а курс гривны может достичь 35 грн/долл. Но если останутся работать только стратегические предприятия, то последствия могут стать еще критичнее.

На риски обратили внимание и экономисты, которые также подготовили публичное обращение к власти. «Ценой полной остановки экономической деятельности станет резкое обеднение граждан, рост преступности, падение доходов бюджета и отсутствие средств на финансирование медицины и другие критические расходы», — убеждены они.

Мир не закрывается

В том, что украинская власть может переборщить с мерами борьбы против COVID-19, убежден также президент UBC Group Игорь Гуменный. «Офисы у нас от Сантьяго до Шанхая. В таком виде как это предполагается делать у нас, с полной остановкой бизнеса, не относящегося к критической инфраструктуре, не делали нигде. Разве только в отдельных регионах Китая или Ломбардии в Италии. Везде все делается, чтобы минимизировать экономические потери», — пояснил предприниматель.

По его словам, в США для бизнесов, где работают больше 200 человек, установили специальные требования по безопасности, а где меньше – не ограничивали работу. Промышленность не останавливается также в Канаде, Испании, Португалии, Германии, Чехии. Металлургический завод работает даже в итальянской Ломбардии, подчеркивает Гуменный.

Читайте также: Полный список мер, которые ввел НБУ на банковском рынке на время карантина

«Другое дело, что были случаи заболевания на заводах в Италии, Испании, Португалии — тогда предприятия закрывали на тотальный карантин и тестирование всех контактеров, но потом и открывали», — пояснил он, как работают ограничение в западных странах.

Последствия могут быть хуже

«Остановка предприятий убьет экономику. И последствия будут хуже, чем от коронавируса. Приблизительно половина экономики Украины — это экспорт. И это преимущественно агро и промышленность. Можете себе представить, что произойдет, если эти отрасли остановятся», — предупреждает бывший министр экономики Тимофей Милованов.

«Подумайте, какой это сигнал для всего остального мира. Ни в одной стране мира не ввели ЧП из-за короновируса. Чрезвычайное положение планируют ввести в Украине, где экономика и без того ослаблена, находится в плачевном состоянии. Это просто добьет нашу экономику», — убежден основатель компании Укр-Китай Коммуникейшин Вячеслав Лысенко.

По его словам, ЧП — это шаг не к спасению от COVID-19, а к пропасти. Ведь даже предугадать, насколько тяжелыми будут последствия такого шага, невозможно.

Нанеся удар по экономике, ограничения практической пользы не принесут, убежден совладелец холдинга «Молочный альянс» Александр Деркач. «Нам надо не чрезвычайное положение. Нам надо четкий и продуманный план дальнейших действий, а не вот этот хаос и болтовня. Что решит ЧП? Появится сразу новый план и люди новые?», — риторически спрашивает он.

Также, обращает внимание Деркач, даже нынешний карантин не работает, ведь, к примеру, сеть гипермаркетов Эпицентр продолжает торговлю.

На случай непредвиденной остановки работы, практически ни у кого нет финансовой подушки безопасности, считает основатель компании «Прайм» Дмитрий Леушкин.

Читайте также: Падение цен на нефть и карантин: сколько будет стоить бензин на АЗС в Украине

В то же время, убежден он, информационная волна, связанная с COVID-19, должна пойти на спад. «После недели статистики, когда число инфицированных резко возрастет за счет вернувшихся к нам заробитчан, все начнут понимать, что паника излишняя. Главное за этот период дров не нарубить», — подчеркивает он. По мнению Леушкина, у нас очень нежная и хрупкая экономика и нам нельзя умирать с голода.

Алексей Писарев

Комментарии - 11

+
+61
Тарас Ковриженко
Тарас Ковриженко
25 марта 2020, 14:33
#
Что за ерунда? Режим чрезвычайной СИТУАЦИИ, а не положения.
+
0
Тетяна Делл
Тетяна Делл
25 марта 2020, 15:06
#
Вы правы, сегодня Кабмин ввел режим чрезвычайной ситуации по всей Украине. https://minfin.com.ua/2020/03/25/42413052/
Но всего пару дней назад вполне серьезно рассматривалась и возможность введения чрезвычайного положения. Ее активно обсуждали и экономисты, и бизнес. Эта статья именно о том, чего может стоить стране более радикальная мера — чрезвычайное положение.
+
0
Тарас Ковриженко
Тарас Ковриженко
25 марта 2020, 15:11
#
Поправили, спасибо. А то в первом абзаце было написано, что чрезвычайное положение ввели.
+
+44
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
25 марта 2020, 16:45
#
А если у вируса инкубационный период около 2-х недель - нужно действовать «по факту» или с «опережением»?
Бизнес пока трупы не увидит не остановится по ходу.
+
+75
sadbuttrue
sadbuttrue
25 марта 2020, 22:59
#
Ми всі побачимо ще більше трупів від зупинки економіки. Те що робить ця влада це величезна помилка і невдовзі ми всі це побачимо і відчуємо.
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
26 марта 2020, 9:30
#
В сложных ситуациях не бывает простых решений. Жертвы неизбежны. Вопрос - это будут чьи-то жизни или кошельки?
P.S. Про то, что начнем вымирать от голода - я, извините, не верю.
+
0
Італій .
Італій .
29 марта 2020, 22:13
#
Ну, не умрем мы от голода как раз потому что никто не будет соблюдать тотальный карантин. И сейчас хотя много мелких бизнесов позакрывалось, возможно просто потому что по телевизорву так сказали, а не потому что сами так решили, часть продолжает работать. К примеру торговые центры строительно-ремонтной тематики (Эпицентр, Будмен), обменки, некоторые кофейни и рестораны (поменяв формат работы на только на вынос или по доставке). Потому я и сам не думаю что через три месяца мы уже будем костры палить вместо электричества. Но все же паралич транспортного сообщения даст себя знать в ближайшее время и отхаркивать мы это будем долго. Стоило ли оно того? Мне кажется что нет, по крайне мере на первом этапе это создало гораздо больше проблем, чем спасло жизней.
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
30 марта 2020, 17:03
#
Я не медик, мне сложно оценить на бытовом уровне реальную опасность. Особенно, как в этом случае, когда враг «невидим» и сразу себя не проявляет.
Предлагаете людям несведущим решать стоило или нет?
Я согласен на все 100% что это жестко - так отрубать артерии экономике, но думаете этого не осознают те, кто принимает такие решения?
Современный человек уникальное существо - мы просто забыли, что такие опасности существуют вот и думаем, что это какой-то «флешмоб» или «шоу».
P.S.
А то, что у нас законы не исполняют - не секрет.
В таких как раз ситуациях сразу понятно и наглядно все становится. Ложили все на то, что сверху говорят - раз не штрафуют - значит можно.
+
+29
Apollo17
Apollo17
26 марта 2020, 11:48
#
А вы специально фото вставили бабушки в шлепанцах летом в каком то магазине?
Зачем вы сеете панические настроения - вас же разные люди читают.

Редакция - еще раз вопрос к вам ЗАЧЕМ способствуете панике?
+
+15
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
26 марта 2020, 12:21
#
Ну, также привлечь больше людей получается. Нужно перчинки. Надо было бабку вообще лежачую в луже крови сфотать.
+
0
Nippy
Nippy
28 марта 2020, 16:51
#
До *** такие карантины!
В парках на скамейках по 5-7 тел пиво хлебают
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться