Нацбанк нередко критикуют за медленное снижение учетной ставки и, как следствие, высокую стоимость кредитов. Однако в НБУ уверяют, что мгновенное снижение этого показателя к существенным изменениям не приведет. Поэтому регулятор будет придерживаться нынешнего курса.
Почему НБУ «медленно» снижает учетную ставку
Позицию Нацбанка относительно учетной ставки разъяснил в колонке для Лига.нет заместитель директора департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Владимир Лепушинський. «Минфин» публикует сокращенный вариант статьи.
Ожидаемые вопросы
Снижение Национальным банком учетной ставки в сентябре на 0,5 п.п. до 16,5% вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, для большинства профессиональных участников финансового рынка такое решение было ожидаемым. С другой, в экспертной среде звучало недовольство: снижать надо быстрее и больше, ведь экономика заждалась дешевого кредитного ресурса. И, соответственно, возникал вопрос: сколько можно ждать низкой учетной ставки?
Такие высказывания напоминают мне поездки с детьми на автомобиле из Киева во Львов или Одессу. Обычно вопрос «А долго еще ехать?» возникает минут через 30 после старта. Ответ сводится к объяснению объективной необходимости проехать заранее определенный путь (в реальности пояснения дольше, но проще). Поскольку цель поездки – это не сократить ее время для того, чтобы выбежать из машины посреди поля, а проехать все расстояние и добраться до намеченного конечного пункта.
То же самое касается и пути к удешевлению кредитов. «Механическое» снижение учетной ставки до низкого уровня не эквивалентно удешевлению кредитов для экономики. Это задание также невозможно выполнить без усиления защиты прав кредиторов и завершения судебной реформы. А пока это не сделано, в стоимость кредитов будет обязательно закладываться высокая маржа за риск.
Читайте также: Денежно-кредитная политика НБУ в 2020 году: чего ждать бизнесу и вкладчикам
Одной из необходимых предпосылок для удешевления кредитов является низкая и стабильная инфляция. Вкладчик не понесет деньги в банки под низкий процент, если не будет уверен в том, что центральный банк не допустит существенного обесценивания этих средств. Именно наличие доверия к эмитенту денег и является предпосылкой к низкой стоимости привлечения банками депозитов и, соответственно, возможности выдавать дешевые кредиты.
Рисунок 1. Ожидания относительно инфляции на следующие 12 месяцев, источник: НБУ
Уложиться в ожидания
Роль учетной ставки с 2016 года кардинально изменилась. Раньше это был декларативный показатель, который применялся для начисления штрафов. Сейчас – важный для экономики ориентир стоимости денег. К решениям НБУ по учетной ставке приковано внимание, а финансовые аналитики, в том числе международных компаний, делают свои прогнозы относительно ее будущего уровня.
В июле 2019 года НБУ начал публиковать свой прогноз учетной ставки. В соответствии с ним ставка должна снизиться до 8% в 2021 году при условии замедления инфляции к цели 5%.
Депозиты с высокой ставкой и бонусом до 1% годовых
Прогноз, конечно, не обязательство. Фактические решения относительно учетной ставки могут отличаться от прогнозной траектории в сторону увеличения или уменьшения — с учетом усиления или ослабления инфляционных рисков. Так же строят свои предсказания относительно дальнейших действий НБУ и финансовые аналитики.
Сентябрьское решение о снижении учетной ставки на 0,5 п.п. совпало с ожиданиями рынка. Это не удивительно, поскольку новые факторы, которые заявились со времени публикации последнего макроэкономического прогноза НБУ, имеют взаимно-балансирующее влияние на инфляцию. С одной стороны, это высокий потребительский спрос, который давит на цены. С другой – крепкий обменный курс гривны, который, наоборот, способствует замедлению инфляции. Поэтому логично, что НБУ принял решение, которое соответствует прогнозной траектории учетной ставки.
Какая альтернатива
Рассмотрим альтернативный сценарий. НБУ продемонстрировал неожиданный оптимизм и снизил учетную ставку не на 0,5%, а существеннее. Вероятно, на первый раз это не имело бы значительных последствий. Но, если бы такой оптимизм НБУ, который не разделяли бы участники финансового рынка, стал системным, возникли бы большие сомнения относительно последовательности монетарной политики и ее фактического направления на преодоление инфляции. Ведь, когда инвесторы принимают решения относительно вложения денег в страну, они обращают внимание на то, действительно ли независимым и последовательным является центральный банк.
Сомнения в этих вопросах имели бы вполне материальные последствия – в виде оттока капитала и роста стоимости заимствований для Украины. Это никоим образом не согласовывается с целью по снижению стоимости кредитов. Иллюстрацией таких проблем является ситуация последних лет в Аргентине и Турции. Экономики этих стран не получили никакой выгоды от попыток стимулировать рост ВВП механическим способом в обход реальных реформ. Непоследовательность монетарной политики их центральных банков обусловила валютный кризис и раскручивания инфляции.
Пример соседей
Критика высокой учетной ставки, обычно, сводится к сравнению ее с ключевыми ставками центральных банков стран, что развиваются. Действительно, она является одной из самых высоких в реальном выражении (с учетом ожидаемой инфляции). Но нелогично анализировать только один показатель, надо рассматривать общую картину в экономике.
Страны, ключевые ставки которых сравнивают с уровнем учетной ставки НБУ, можно разделить на две категории:
— страны, которые уже давно снизили инфляцию и стабилизировали инфляционные ожидания благодаря жесткой монетарной политике в прошлом (например, Польша);
— страны, которые не имеют независимого центрального банка и де-факто приоритетной цели снизить инфляцию, а занимаются другими целями (например, Турция).
Читайте также: Почему центробанки не выращивают лук и не гонят самогон
В Украине общая картина такова: НБУ де-факто и де-юре является независимым и своими решениями пытается убедить инвесторов и вкладчиков в способности поддерживать низкую инфляцию в стране, где инфляция всегда была нестабильной.
Еще свежей есть память про регулярные валютные кризисы и скачки инфляции с последующим обесцениванием сбережений в гривне. Все это имеет негативное влияние на инфляционные ожидания, которые являются инертными и улучшаются медленно. Можно снизить учетную ставку сразу на 10 п.п., но доверие таким способом не получить, а, значит, и кредитов не удешевить.
Как свидетельствует опыт других стран с инфляционным таргетированием, достичь низких инфляционных ожиданий возможно постепенно. Впрочем, это требует достаточно жесткой монетарной политики на начальных этапах. Так, Национальный банк Польши в начале внедрения инфляционного таргетирования (в 1998 году) также на протяжении нескольких лет придерживался жесткой монетарной политики. Даже при устойчивом снижении инфляции до целевого диапазона 6-8% в 2000 году, его ключевая ставка продолжала находиться на уровне 19%.
Рисунок 2. Ключевая ставка и инфляция в Польше после введения инфляционного таргетирования, источник: сайт НБП
В итоге инфляцию, а главное инфляционные ожидания, удалось снизить и стабилизировать. То есть польский центральный банк, получив главное достижение – доверие, мог проводить уже не такую жесткую политику, даже при росте инфляции.
Комментарии - 38
А вообще это интересный ответ Гончаруку и Зеленскому, вкратце «пнх ребята с вашими реформами и экономикой, мы тут неприкасаемые».
Интересно, что будет делать президент и правительство. Признаваться, что обманули, пообещав дешевые кредиты, или вычистить эту обитель неприкасаемых и поставить туда кого-то, кто будет нести ответственность перед украинскими стейкхолдерами, а не западными хозяевами.
Вопрос же не дать кредиты чуть дешевле на 6 мес., а на постоянной основе сделать их дешевыми.
Снизить резко учетную ставку, это как принять болеутоляющее при зубной боли — поможет на пару часов, но потом боль вернется, и скорее всего станет сильнее. И чтобы решить вопрос, лечить надо, также и с кредитами. Низкая инфляция + защита прав кредиторов + предсказуемость НБУ и КМУ = низкие ставки, через несколько лет.
И да независимый даже от 73% президента НБУ — это нормальная практика развитых стран, и только в неразвитых с уходом лидера увольняют всех.
Кто сказал, что выразитель интересов Украины именно Кабмин? Может Кабмин ошибается?
Мне непонятно, почему Вы априори говорите, что НБУ виноват?
Нет.
Еще раз НБУ не должен помогать Минфину. НБУ должен поддерживать стабильность национальной валюты и низкую инфляцию. Это фундаментально.
И это отличает развитые страны от неразвитых.
2. НБУ должен поддерживать стабильность национальной валюты
Спасибо, что признали, тогда с чем вы спорите? :) Или вы сейчас наблюдаете какую-то стабильность на валютном рынке?
Кабмин легко может выйти с корректировками к бюджету, бюджет - это не неизменяемый план.
2. Выйти с покупкой доллара на межбанк чревато гораздо меньшими последствиями и гораздо проще со всех точек зрения, чем выйти с урезанием расходов бюджета.
И это правильно.
Премьер вообще бы хотел, чтобы НБУ гривну печатал и все расходы покрывал, и было уже такое, купоны миллионами помните?
Так вот. Есть большая разница между институциями, обслуживающими политиков, и институциями, работающими в унисон для поддержания какой-то единой экономической политики. Институты, которые замыкаются в каких-то своих божественно верных догматических воззрениях, ограждая себя от каких-либо других мнений и коммуникации с другими институтами — это секты. Набор неприкасаемых огражденных от окружающей действительности сект не создают государство. Они его только разрушают.
Проблема заключается в том, что Кабинет Министров - это политическая институция, которая ради поддержки избирателей и бюджет может излишне оптимистический принять и при его невыполнении кредитов набраться, а НБУ - это не политический институт, а скорее профессиональный.
НБУ декларирует вполне логичную политику: курсовая гибкость и низкая инфляция. Причем это названо еще очень давно, формируются и публикуются цели и инструменты. НБУ должен быть последовательным, а не лавировать вместе с Минфином, особенно когда Минфину нужно, но не хочется применять нужные, но непопулярные меры.
И тут дело даже не в том, может или нет НБУ помочь Минфину выполнить бюджет, а в том, что если НБУ так делает нарушая свои цели, то инвесторы, банки и другие участники перестают доверять НБУ, потому что не знают, что еще он может вытворить. И это очень плохо в средне и долгосрочном периоде, хотя может дать позитивный эффект в краткосрочном периоде.
Подумайте, что лучше:
Секвестр бюджета сейчас с небольшим влиянием или недоверие к НБУ в целом? По мне ответ очевиден, секвестр не так страшен ЭКОНОМИЧЕСКИ, как недоверие к политике нацбанка, хотя конечно с точки зрения политики и избирателя, то секвестр - это меньше пенсий, субсидий, и.т.д. И политикам это не нравится.
Но экономике нравится. Что важнее желание политиков или экономика? По мне экономика.
5% — это реально для развивающей страны?
Нужен ли период быстрого развития с инфляцией или Украина уже почти развитая страна?
Например, в 80-х годов, в Китае была инфляция 15% в год.
Нормально было б снижать до 11-13% в течение пару месяцев.
Но это даже не главный вопрос.
Главный вопрос, НБУ должен обеспечить курсовую стабильность и уровнять курс в нашем маленьком рынке, учитывая курс и кэрри, давать указания народу. Нужна стабильность и при ревальвации, и при девальвации. Но они эту задачу не выполняли, и при этом уже нарочно продавали ниже чем покупали нон-резидентам не раз.
Ростовщичество увеличивает количество денег в национальной экономике,эта деятельность так и называется,потому что связана с ростом денежной массы на величину учётной ставки.
И когда рост денежной массы не сопровождается пропорциональным ростом товарной массы ,то это кроме инфляции не породит ничего другого.
Сравните учётную ставку НБУ в 16,5%,которая отражает увеличение стоимости денег,и показатель роста ВВП в 3%.
Превышение денежной массы над товарной массой всегда будет порождать инфляцию,это же «азы» экономики.
Если не разбираетесь в экономике - лучше промолчите.
И конечно вы забываете или не знаете, что есть еще номинальный рост ВВП, и если уже сравнивать то с номинальным.
Ещё Фишер в давние времена вывел уравнение,указывающее на зависимость между денежной и товарной массами,он тоже «ежа с утюгом » сравнивал?
Это вы ,финансисты,не знаете номинальный или реальный рост денежной массы происходит в экономике,а потому и сравнивать не умеете.
Сравнивать учетную ставку (абсолютное значение) и рост ВВП (относительное) - это конечно научно) Мокрое и горячее в чистом виде.
Скажите это покойному Фишеру.
Это не одно и тоже. Научного Вы начитались, а как применять не поняли. Напридумывали...
А учётная ставка что отражает,разве не рост количества денег?
Было 100 грн и благодаря выданному кредиту на величину учётной ставки это количество изменится,что непонятного?
Учётная ставка как раз и есть тот минимум,который указывает рост количества денег.
Если Вы хотите определить количество денег, которое вливается в экономику, то нужно смотреть на то:
- сколько валюты выкупает НБУ на валютном рынке, тем самым печатая гривну;
- сколько НБУ покупает ОВГЗ эмитированных правительством;
- сколько НБУ выдает нетто рефинансирования банкам;
Вот это и есть увеличение денежно массы. И учетная ставка тут вообще не причем.
Допустим Минфин выпустил ОВГЗ на 500 млрд. грн. на 20 лет, под учетную ставку и она составила 0% (на тот момент), НБУ выкупил их (т.е. напечатал 500 млрд. грн. безналичных), Минфин полученные 500 млрд. потратил на увеличение пенсий и зарплат бюджетникам.
Насколько выросла денежная масса? На 500 млрд. и создала инфляцию и скорее всего девальвацию.
А теперь внимание вопрос, а какая разница под 0% или под 20% годовых выпустил Минфин ОВГЗ? Ответ: нет разницы. Что так, что так на 500 млрд. выросла денежная масса.
% ставка будет влиять только когда Минфин будет обслуживать ОВГЗ платя % за счет собираемых налогов вынимая из экономики о 0 до 100 млрд. в год. (0-20%) и таким образом уменьшая денежную массу.
Подумайте над примером…
Кто является эмитентом и откуда начинается денежное обращение в национальной экономике,не с НБУ часом?
Эмитирует 100 грн и благодаря выданному кредиту это количество изменится на величину ,не ниже учётной ставки.
Сколько с эмитировал, на столько гривны стало больше. Учетная ставка не влияет.
НБУ ведь не может просто взять и дать кому-то деньги,а только в виде кредита,процентная ставка по которому НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ниже учётной ставки.
В результате денег в экономике становится МЕНЬШЕ при высокой учетной ставке, а при низкой наоборот, много желающих взять у НБУ денег, потому денег в экономике становится БОЛЬШЕ.
Если мне не верите, посмотрите на действия ЕЦБ и ФРС, когда им нужно разогнать, т.е. увеличить инфляцию они снижают ставки, а не увеличивают, и наоборот, когда нужно обуздать инфляцию они ПОВЫШАЮТ ставку.