Уже летом владельцы спрятанных от государства заначек должны будут решить — показать свои теневые доходы или рискнуть и оставить все, как есть. Власть обещает не преследовать декларантов за неуплату налогов с «засвеченных» ценностей и дать возможность уплатить с них по минимуму.
Налоговая амнистия: сдаваться или нет
О том, чего не говорят представители власти, и нюансах законопроектов, которые помогут принять правильное решение, «Минфину» рассказал управляющий партнер KAC Group Владимир Гаркуша.
Какая амнистия интересна зажиточным украинцам
Законопроекты о налоговой амнистии (№ 5153, 5154, 5155 и 5156 ранее проходившие «обкатку» в виде проекта № 1232), зарегистрированы президентом в Верховной Раде.
Они предлагают гражданам с 1 июля 2021 года до 1 июля 2022 года подать единоразовую (специальную) добровольную декларацию.
В ней придется указать все принадлежащие декларанту активы, с которых не были уплачены налоги и сборы, и/или которые не были задекларированы в течение любого из налоговых периодов до 1 января 2021 года.
Кратко суть амнистии сводится к следующему — декларанту придется заплатить:
-
5% — с валютных ценностей, размещенных на счетах в банках Украины, и других активов, которые находятся в стране;
-
9% — с валюты на банковских счетах и других активов, которые находятся за границей, а также права денежного требования к нерезидентам;
-
2,5% — с ОВГЗ, приобретенных в период
с 01.01.2021 по 20.06.2022 г. до подачи декларации.
Идеолог налоговой амнистии, председатель
Для справки: одним из самых удачных примеров налоговой амнистии считается Индия. Там было возвращено в страну порядка $9,5 млрд, а вот в Италии налоговые амнистии запрещены законом — безрезультатны и просто надоели.
Поэтому эксперты относятся к заявлениям депутата, как солдат, побывавший в цирке: не смешно.
Читайте также: Налоговая амнистия вернула в Аргентину $116,8 млрд
Более рационально искать практический смысл амнистии не в разовом наполнении бюджета страны налоговыми поступлениями от амнистированных активов, не в инвестициях в виде возвращенных капиталов, а в «игре в длинную». А именно, вывести из тени капиталы и иметь постоянный контролируемый и прогнозируемый объект налогообложения. Таким образом, речь идет не о налоговой амнистии, а амнистии капиталов.
Состоятельные граждане также задумываются о возможности жить «в белую», чтобы адаптироваться к современным реалиям. А они таковы, что мы все уже находимся в динамичной системе правил финансового мониторинга, обмена информацией и стремящегося к тотальному налогового контроля.
Теперь остановимся на некоторых неочевидных нюансах упомянутых проектов законов.
Кого прощать не собираются
Дружественную амнистирующую руку законодатели протянут не всем. Вполне логично, что амнистия не будет распространяться на активы физического лица, полученные в результате совершения уголовного правонарушения (кроме связанных с уклонением от уплаты налогов и нарушениями в сфере валютного законодательства).
Также не имеют права на амнистию все категории РЕР (Politically Exposed Persons),
Тут, кстати, интересно: с введением стандарта CRS (автоматический обмен информацией), когда собственность любых активов станет прозрачной, объекты, не подпадающие под налоговую амнистию, обнаружат своего конечного владельца-коррупционера со всеми вытекающими последствиями.
Почему не сработает 5-процентная ставка
В первоначальном варианте проекта законопроекта об амнистии (№ 1232) была предусмотрена общая 5-процентная ставка с легализуемых активов — и украинских, и зарубежных. Теперь с зарубежных хотят взимать 9%. По большому счету, 5-процентная ставка вообще вряд ли сыграет.
Во-первых, сложно себе представить «безхозные» миллионы на счетах в украинских банках, обретших истинного хозяина. Ведь режим финансового мониторинга в отечественных финучреждениях существует не первый год. То же касается недвижимости и корпоративных прав.
Во-вторых, достать и засветить деньги «из-под матраца» тоже не получится. Ведь вопрос легализации «кэша» закрыт. В первоначальном варианте фантомные наличные признавались реальными за 10%. Теперь реальные наличные с целью легализации придется обезналичить через банк. А там первый же вопрос ставит в тупик: «укажите источник происхождения средств».
Чем еще рискует декларант
Несколько слов о нюансах декларирования зарубежных активов. С одной стороны, даже по словам того же Гетманцева, придется предоставить вменяемое обоснование стоимости, например, дома в Испании. Контракт, по которому он был куплен, экспертная оценка, биржевая сводка аналогичной недвижимости в этом регионе
Еще один важный вопрос, на который пока нет ответа: что делать с амнистируемыми денежными средствами, связанными обязательствами? Например, они находятся в инвестиционном портфеле с временным «горизонтом» в четыре года, который выходит за конечную дату окончания амнистии. А односторонний выход из инвестпрограмм влечет большие штрафы.
Читайте также: Фискалы нацелились на заграничные счета и бизнес украинцев
Опять же, в первоначальном варианте был предусмотрен налог в 2,5% на легализуемые средства, которые инвестируются в ОВГЗ без указания срока размещения. Некоторые уже подумывали о схеме с покупкой «коротких» бумаг (сроком обращения в три месяца). В конечном варианте получился год. Но все равно, гарантированных 3,48% годовых в долларах не даст ни один зарубежный банк, где отрицательная ставка в 0,3% с суммы больше миллиона практикуется уже давно.
На крючке у государства
Подать добровольную декларацию с легализируемыми активами можно будет обезличено (без идентификации декларанта) через специально уполномоченного представителя — нотариуса. Форму декларации и порядок декларирования будет устанавливать КМУ. Но, например, при личном общении с нотариусами, те не высказывали особых восторгов на этот счет.
Они догадываются, что будут выступать в таких случаях налоговыми агентами, как при операциях с недвижимостью. Но придется иметь дело с тонкостями определения стоимости декларируемого имущества, а тут много нюансов (описаны выше) и большая ответственность.
Государство гарантирует неразглашение сведений, которые содержатся в единоразовых (специальных) добровольных декларациях и запрещает использование этих сведений, кроме (внимание!) случаев, когда это прямо предусмотрено законами или решением суда.
Наши опытные граждане трактуют этот пункт однозначно: образно говоря, будут грабить. Фискальные или правоохранительные органы не упустят случая использовать предоставленную информацию для организации уголовного дела не по налоговой, или валютной статье, а, например, по хозяйственной, на которую амнистия не распространяется.
В любом, случае, опять же, цитируя Даниила Гетманцева: «2021-й — фактически последний год для того, чтобы беспрепятственно выйти „в белую“». Сделать это можно двумя способами: воспользовавшись налоговой амнистией или через Закон 466 — IX,
Читайте также: Глава Налоговой рассказал, почему банковская тайна мешает украинцам получать достойные пенсии
А кто не задекларировал до времени «Ч» все доходы и имущество, пусть готовятся к штрафным санкциям и конфискациям. Финальной логической точкой будет установление тотального информационного контроля за всеми активами в любой точке мира посредством введения CRS (автоматический обмен информацией).
Алгоритм нулевого декларирования
Объект декларирования: активы в Украине и/или за рубежом, приобретенные за счет доходов, которые не были задекларированы за любой налоговый период по состоянию
Субъекты:
- физические лица-резиденты,
- физические лица — нерезиденты, которые на момент приобретения активов/доходов были резидентами.
Лица, которым запрещено подавать декларацию:
- малолетние/несовершеннолетние или недееспособные лица;
- лица, которые за любой год, начиная
с 01.01.2005 г. , подавали или должны подавать декларации в соответствии с антикоррупционным законодательством (кроме тех, кто подавал такие декларации в связи с прохождением соответствующих конкурсов/процедур, и не были назначены или избраны на соответствующие должности).
Форма подачи:
электронная персональная или обезличенная (подается через нотариуса, декларант персонифицируется через специальный код).
Активы, подлежащие декларированию:
любые активы, в том числе движимое/недвижимое имущество, бумаги, корпоративные права, в отношении которых субъект декларирования является собственником или от которых имеет право получать доход.
Активы, которые не могут быть объектом декларирования:
- Активы, полученные вследствие уголовных правонарушений, за исключением полученных от уклонения от уплаты налогов/сборов или нарушений валютного законодательства;
- Активы лиц, в отношении которых открытого судебное производство по статьям 209 (легализация доходов, полученных преступным путем), 258−5 (финансирование терроризма) и 306, ч.1−2 368−4, 369 и 369−2 УКУ;
- Наличные средства.
Срок подачи специальной декларации:
База налогообложения для активов:
- Для валютных ценностей и прав денежного требования — денежная или номинальная стоимость, которая должна быть документально подтверждена,
- Для других активов — расходы на приобретение, оценочная стоимость, биржевая стоимость или самостоятельно определенная для движимого имущества, находящегося (зарегистрированного) в Украине, за исключением транспортных средств и драгоценных металлов.
Документы о стоимости активов:
- валюта и право денежного требования — подаются,
- другие активы, которые находятся (зарегистрированы) в Украине — по желанию декларанта,
- другие активы, которые находятся (зарегистрированы) заграницей — подаются.
Ставки:
5% — для валютных ценностей, размещенных на счетах в банках и других активов, которые находятся (зарегистрированы) в Украине,
9% — валюта на банковских счетах и другие активы, которые находятся за рубежом, право денежного требования к нерезидентам,
2,5% — за ОВГЗ, приобретенные в период
Специальные требования. Средства в Украине размещаются на специальных счетах.
Срок уплаты налога. В течение 10 календарных дней со дня подачи декларации.
Налоговая проверка специальной декларации: камеральная проверка в специальном порядке, источник получения доходов не проверяется.
Активы, которые можно не декларировать:
недвижимое имущество в Украине в соответствии с государственными реестрами в виде:
- квартира — до 120 кв. м. или имущественные права на такую квартиру;
- жилой дом до 240 кв. м. или его незавершенное строительство, при условии права собственности на земельный участок;
- нежилая недвижимость (в том числе незавершенная) некоммерческого назначения до 60 кв. м.;
- земельные участки в пределах нормативов бесплатной приватизации;
- одно транспортное средство, которое есть в реестре (кроме ТС, предназначенного для перевозки 10 человек и более, либо объем двигателя ТС не менее 3000 куб. см., или средняя рыночная стоимость 375 МЗП, мотоцикл-800 куб. см, самолета, вертолета, яхты, катера),
- другие активы — суммарной стоимостью не более 400 тыс. грн.
Комментарии - 57
Ну и с полученных тут денег ты заплатишь не 5%, а 18+1,5% — декларация для физлиц, а не для ФОП.
Для кого не отличаются? Для американских банков? Думаю что различаются кардинально.
===Спецификация забугорных денег такова, что создание и обслуживание свифта- одностороннее.
Вот тут я вообще ничего не понял. Но ладно, проехали.
===Возмещаю НДС как в Украине, так и из стран SEPA уже 11 лет,
Мы вроде обсуждали налоговую амнистию?
Для тех у кого есть деньги в сумме более 400 тысяч гривен с которых не был уплачен налог на доход или недвижимость, автомобили, какие-то другие ценности приобретённые за деньги с которых не был уплачен налог.
Легализация кеша делается через покупку ликвидного актива за данный кеш. Вариантов не так уж мало: недвижимость, криптовалюта, ювелирные изделия или какие-то дорогие вещи.
сумма больше 400 тыс
О чем здесь говорить?
Неа.
интересно как тогда наличку с под матраца декларировать?
Источник, я ж недаюсь, не торговля наркотиками? Потому что если источник именно такой то декларация не даёт алиби. Декларация лишь для денег полученных легальным путем, а деньги полученные легальным путем положить в банк не проблема.
допустим 10 лет клал в тумбочку понемногу
Мне вот вообще не понятно: тебя интересует вопрос как показать банку легальность заработанного или ты просто фантазируешь сейчас?
У тебя вообще кроме зарплаты были какие-то доходы? Если нет то что ты делаешь в этой теме?
Да кто ж то законодательство соблюдает. :D
Если его соблюдать то тогда и налоги надо было сразу заплатить. А мы обсуждаем как раз случай когда государство разрешает за небольшой процент (ниже чем обычный подоходный налог 18%) сделать деньги легальными. Да, для налички это чуть труднее чем для прочих вариантов.
«допустим 10 лет клал в тумбочку понемногу»
спросите у знающих людей:
Жена Порошенко хранит дома 48 миллионов долларов и 401 миллион гривен.
https://antikor.com.ua/articles/432216-hena_poroshenko_hranit_doma_48_millionov_dollarov_i_401_million_griven
а как купить квартиру? Я как не узнавал, все хотят кеш, никто нигде не соглашается через счет, так как купить квартиру на вторичке легально тогда?)
Оно именно так и прописано, только там даже не 6 месяц, а лишь на период декларирования.
1. в статье указано. Документы о стоимости активов:
валюта и право денежного требования — подаются,
Тоесть надо на мои $ еще и документы подавать? Это волокита… Биржи я позакрівал счета, откуда выводил и т. д..
2. если ОВГЗ под 2.5% — раньше у меня спрашивали о происхождение средств, при желании разместить на ОВГЗ, это если я решусь на амнистию, мне надо будет банку опять доказывать о происхождении, или там будет какой то спец пункт на амнистию ОВГЗ чтобы не требовали эти документы.
3.Если я положу на ОВГЗ, заплачу за 10 календарных дней 2,5% от суммы государству, годовые проценты (не помню сколько там в валюте, в гривне около 7%, выше чем на депозитах), которые будут насчитываться за размещенные ОВГЗ активов, мне будут выплачиваться или нет? Если да, то получается 0% амнистия, а на гривнах даже заработать можно, так как процент в гривнах на ОВГЗ выше чем 2.5%…
Документы о происхождении денег не подаются ни в каком из варианто — в этом и смысл этой декларации что не надо доказывать где именно заработаны средства.
Документы нужно лишь для подтверждения того что-то что декларируется существует реально: для недвижимости и к примеру автомобилей (зарубежной) документы на недвижимость, для акций зарубежом документы о том что акции куплены и так далее. Именно поэтому и нельзя задекларировать просто наличку поскольку нет документов которые могут подтвердить наличие налички — деньги надо класть в банк.
Проценты по ОВГЗ конечно будут выплачиваться, для ОВГЗ не имеет значения связана ли покупка с декларированием или нет.
Но из личного опыта, спрашивают только в привате. В некоторых банках могут дать заполнить расширенную анкету.
Некоторые люди, знаю, дробят на суммы поменьше.
Этот вопрос надо решать с конкретным банком, а не на форуме.
вроде до 200 тыщ не спрашивают
Если квартирА. до 120 м, то некто из центра Киева, имеющий квартиру в 120 метров, на Печерских липках, и дом 240 м в Конче Заспе, не заплатит ничего. А Петро Петрович из Касапэтовки, живя в хрущевке, аж в 45 м, сам с женой, и имеющий также в собственности, вторую хрущевку, аж в 30 м, для сына, будет платить налог, если подаст декларацию.
Я правильно понял?
с 2010 года работая ИТ получаю деньги на счета в Украине из США, никаких вопросов не было.
На эти деньги купил 3 квартиры.
— Год назад открыл ФОП, теперь получаю все через ФОП.
— В этом году купил квартиру на деньги полученные через ФОП.
— Часть денег (полученные через ФОП) выслал свифтом и купил акции, которые приносят меньше 10 долл дивидендов в год, я не хочу и не буду декларировать прибыль ежегодно ибо мороки больше чем прибыли, я просто вложил немного и не хочу даже смотреть на акции, пусть лежат 20 лет не трогая…
Итог: 4 квартиры в Украине. 1 купленная в этом году (то есть легально), 1 я могу не декларировать(?) какую, где прописан или на выбор? Остальные 2 декларирую и плачу 5% от стоимости покупки (я не занижал цену) или же сделать оценку и заплатить по текущей оценке?
Или нужно 3 декларировать или или…
Вообщем помогите понять что декларировать :)