В Украине стартовала программа компенсаций за уничтоженное жилье. Разрушенные квартиры возместят деньгами или жилыми сертификатами. Как будет работать программа на практике и содержит ли коррупционные риски, ЗН рассказала Мартына Богуславец, исполнительный директор Института законодательных идей.
Компенсация за уничтоженное жилье: как получить деньги и жилищные сертификаты
В Украине стартует прием заявлений через «Дію» на компенсацию за уничтоженное жилье. Рассмотрение заявлений начнется с 15 августа. Таким образом, потенциально, деньги могут получить собственники более 72 тыс. полностью разрушенных жилых объектов. По состоянию на конец февраля 2023 года более 1 миллиона граждан остались без крова.
В целом, по данным Всемирного банка, только на восстановление жилья в Украине нужно примерно $68 млрд. Из них $31,5 млрд необходимы немедленно и на краткосрочную перспективу. Тем временем, в правительстве заявили о выделении пока 17 млрд грн на восстановление жилья.
Уже очевидно, что запрос на восстановление именно уничтоженного жилья будет сумасшедшим. Поэтому существует необходимость внедрения эффективного механизма компенсаций. Во избежание коррупционных рисков этот процесс должен быть максимально прозрачным и публичным.
Помимо принятого закона № 7198, правительство приняло постановление № 600, которым определило порядок предоставления компенсации за уничтоженные во время войны объекты недвижимого имущества.
Кому — деньги, а кому — сертификат
Согласно закону № 7198, компенсации за уничтоженное жилье будут выдаваться в двух вариантах:
- жилищный сертификат — за разрушенную квартиру;
- деньги на спецсчет или сертификат — за разрушенный частный дом (по выбору получателя компенсации).
За счет сертификата в течение пяти лет со дня его выдачи можно будет купить квартиру или дом, а также стать инвестором строительства.
Деньги со спецсчета можно использовать на приобретение строительной продукции для самостоятельного строительства дома или на заказ выполнение соответствующих услуг и работ.
Читайте также: Кабмин запускает второй этап программы «єВідновлення». Подробности
Размер компенсации за квартиру: как рассчитать
Размер компенсации за разрушенный дом и квартиру будет варьироваться. Кабмин утвердил для этого разные формулы.
В частности, формула для расчета компенсации за квартиру выглядит так, как приведено на рис. 1.
На самом деле, все проще. Нужно умножить площадь квартиры на 36 422,33 грн (это средняя стоимость квадратного метра жилья в стране на вторичном рынке), на региональный коэффициент (смотрите здесь), на коэффициент, в зависимости от количества комнат (смотрите здесь), и на коэффициент года застройки (данные здесь) (см. рис. 2).
Пример 1: если у вас 2-комнатная квартира площадью 54 кв. м в доме 1990 года застройки на Салтовке в Харькове, то размер жилищного сертификата составит:
54×36422,33 грн х 0,892×0,9307×0,69 = 1,12 млн грн, или примерно $30 тыс.
Пример 2: 1-комнатная квартира площадью 40 кв. м в Голосеевском районе Киева в доме, сданном в эксплуатацию во времена независимости:
40×36422,33 грн х 2×1,03×1,0261= 3,07 млн грн, или более $80 тыс.
За такую же квартиру в Святошинском районе выплатят около 2,2 млн грн ($58 тыс.).
Кроме того, размер компенсации не может быть ниже утвержденных показателей опосредованной стоимости сооружения жилья по регионам Украины, умноженные на площадь уничтоженного жилья.
Правительство оставило за Мининфраструктурой возможность пересмотреть показатели опосредованной стоимости постройки жилья, что может в будущем влиять на размер компенсации.
Минимальный размер компенсации рассчитывается по более простой формуле: площадь жилья умножается на показатель опосредованной стоимости сооружения, в зависимости от региона уничтоженного жилья.
К примеру, согласно действующим показателям, компенсация за квартиру на Салтовке, описанную в примере 1, не может быть ниже 1,18 млн грн (или $31 тыс.). То есть сумма компенсации растет.
Таким образом, в настоящее время расчетные суммы компенсаций соответствуют рыночным ценам на жилье. Однако, ожидается, что после массовых выплат средств в течение следующих пяти лет, пока будут действовать сертификаты, и на фоне общего уменьшения количества домов в результате разрушений стоимость жилья может расти.
Власти рассчитывают на строительный бум, поскольку запрос и возможности для строительства у населения увеличатся. Однако, практика показывает, что риск роста стоимости жилья остается высоким.
Читайте также: Компенсация за разрушенное жилье: Зеленский подписал закон
Особенности компенсации за уничтоженные частные дома
Для расчета компенсации за разрушенное здание правительство установило другую формулу: площадь дома умножается на показатель стоимости одного квадратного метра индивидуальных жилых домов (22 197,14 грн) и на региональный коэффициент (см. здесь) (см. рис. 3).
К примеру: за разрушенный частный дом площадью в 100 кв. м в Сумской области государство выплатит:
100×22197,14 грн х 0,5 = 1,1 млн грн (ориентировочно $29 тыс.).
Деньги будут зачислены либо на спецсчет, средства с которого можно использовать на строительство дома, либо в форме жилищного сертификата.
Аналогично, как и с вариантом квартир, компенсация за жилой дом не может быть ниже от стоимости строительства жилья соответствующей площади, рассчитанной по показателю опосредованной стоимости в регионах, о чем указано выше.
Читайте также: Количество заявок на программу «єВідновлення» приблизилось к 27 500: выплаты получили 1400 семей
3 ключевых изменения в порядке
При разработке проекта порядка предоставления компенсаций (по сертификатам) удалось изменить три ключевых момента.
Первый: сроки перечисления денежных средств продавцу жилья от исполнителя программы.
Проектом четкие сроки не устанавливались. На практике это привело бы к тому, что механизм полноценно бы не заработал, — никто не захочет продавать квартиру, если неизвестно когда будут деньги.
Теперь срок перечисления средств на счет продавца составляет пять рабочих дней со дня внесения нотариусом данных о договоре о приобретении жилья в Реестр поврежденного и уничтоженного имущества. Это защищает как продавца, так и покупателя жилья.
Второй: без излишней бюрократии.
Проект предлагал, что получатель компенсации должен обращаться к исполнителю программы («Укрпочта») с информационным запросом о желании воспользоваться сертификатом и дополнительно с обращением о финансировании жилья.
Теперь — только обращение о финансировании жилья.
Это устраняет возможные неоднозначности и упрощает процедуру приобретения жилья по сертификату.
Третий: устранение злоупотреблений при обращении по поводу финансирования жилья.
Во избежание рисков злоупотреблений при рассмотрении обращений о финансировании установлены четкие сведения, которые необходимо указывать относительно планируемого жилья (адрес, площадь, количество комнат), жилищного сертификата (номер, дата, сумма компенсации) и контактной информации (номер телефона, почтовый/ электронный адрес).
Рисковые моменты
Несмотря на большое количество учтенных рекомендаций экспертов, в постановлении, в итоге, появились новые рисковые моменты.
В частности, нет четких оснований для отказа в финансировании жилья, а также недостаточный уровень прозрачности. Вместо публикации информации о получателях, размере выделенных средств, очередь заявлений о предоставлении компенсации предусмотрено обнародование только информации о наличии/отсутствии денежных средств для предоставления компенсации на счете Мининфраструктуры.
Однако, эти недостатки можно исправить, поскольку программа предоставления компенсаций за уничтоженное жилье только стартует.
Комментарии - 9
Мова про кричущу некомпетентність органів, що відповідають за це питання.
У нас в Харкові досі сотні людей живуть у підвалах (Північна Салтівка), чекаючи на одну лише комісію яка має зафіксувати факт знищення житла. Місто як альтернативу пропонує старі гуртожитки із тарганами та ще за гроші! Так, платити гроші людям, які втратили все.
Особисто я втратив будинок 1 рік та 2 місяці тому. На другий день після трагедії подав заявку і що? Досі немає комісії. Все обіцяють, що колись у цьому році буде. Навіть вже волати нема сил.
До чого ця передісторія? А до того, що певен із компенсаціями буде аналогічна ситуація. Сусід якось пожартував, що ми отримаємо компенсацію за будинок через 10 років. Хто ж знав, що цей жарт має всі шанси стати реальністю.
Але проблема навіть не у цьому, головна проблема що потрібно 31.5 мільярд доларів, а виділили менше 0.5. Ці сертифікати жоден добросовісний забудовник не прийме, бо йому потрібні кошти щоб будувати вже, а не через 5 років (половину з яких він втратить через інфляцію). А зараз коштів немає, тому ці сертифікати це не більше ніж папірець для наївних людей.
Більш того, є фото, відео, чеки на техніку і все інше, офіційна оцінка майна. Та сама оцінка, яку держава приймає при здійсненні нотаріальних дій та в суді. Тому це взагалі не проблема, було б бажання.
Та ні, якраз це важко, бо немає достовірної статистики угод. Суми на ОЛХ не рівні реальним продажам, це лише початкова ціна чи «хотєлки» продавця, якщо хочете. Папірчики які люди оформляють також не годяться, бо там ціни зазвичай максимально занижені, щоб платити менше податку. Більше того, те що сусід продав комусь (якомусь «лоху» чи «мамі») квартиру, не означає що це обєктивна ціна. Як на мене єдине від чого можна відштовхнутись це собівартість будівництва, всі інші цифри це спекуляція в тій чи іншій мірі.
«фото, відео, чеки на техніку і все інше, офіційна оцінка майна»
фото і відео не є доказом що ця техніка була саме у цій квартирі в момент нанесення шкоди. Вартість ремонту теж по фото оцінювати будемо? Ну Ви ж доросла людина…
Я дуже співчуваю Вам та всім хто постраждав від цієї безглуздої війни, але справедливості немає та й не буде.
Далі додаємо ціни, які називають самі забудовники на дуже посередній ремонт зроблений аби як — від $500. Ось так і можна вийти на справжню ринкову вартість і на ті гроші, за які людина зможе купити таке ж по рівню житло в такому ж по рівню домі, як типу декларується програмою. Звісно, якщо є бажання з'ясовувати саме ринкову вартість, а не малювати чергові нью васюки з громкими лозунгами, як завжди.
Якщо це просто така соціальна субсидія в розмірі, який може дозволити собі Україна, то треба так і казати — це субсидія в дуже малому розмірі, але ну хоч так, більше не можемо собі дозволити. І не треба нести дичину про «ринкову вартість». В тій формулі, яку пропонує кабмін, немає взагалі нічого ринкового.
«Якщо це просто така соціальна субсидія в розмірі, який може дозволити собі Україна, то треба так і казати — це субсидія в дуже малому розмірі, але ну хоч так, більше не можемо собі дозволити.»
Цікаво коли це в нас уряд казав все як є, не опускаючись до популізму? Я Вам більше скажу — навіть ту суму з якою Ви не згідні, Вам буде дуже непросто отримати.