Минфин - Курсы валют Украины

Установить
15 ноября 2021, 13:35 Читати українською

Цены на столичное жилье могут рухнуть: 5 признаков надувания ценового пузыря

Цены на квартиры в столичных новостройках быстро растут, хотя ни дефицита предложения, ни значительных улучшений в благосостоянии населения не наблюдается. Искусственное накачивание цен чревато их резким обвалом. Пять признаков надувания ценового пузыря на киевском рынке жилья в колонке для Лига. Бизнес назвала финансовый аналитик, экс-координатор Экспертной платформы НБУ Наталья Задерей. «Минфин» выбрал главное.

1. Аномальный рост цен

Его замечают все, кто планировал купить новое жилье для проживания или инвестиций. По данным Lun.ua, средняя цена квадратного метра в долларовом эквиваленте в октябре выросла на 31,6% г/г. Конечно, это не тот стремительный взлет, который мы наблюдали в 2005—2008 годах. Но и подобная динамика выводит Украину в европейские рекордсмены.

По данным отчета Deloitte Property Index, самый быстрый рост цен на новое жилье в странах ЕС в 2020 году был зафиксирован в Венгрии и составил 12,3%. Более чем на 10% цены выросли в Германии и Нидерландах. Посреди столиц лидирует Братислава с ростом на 13%. Как получилось, что у нас жилье дорожает быстрее, чем в более развитых экономиках с дешевой ипотекой?

2. Спорная статистика

Мы можем только фантазировать на тему баланса между спросом и предложением. Потому что, в отличие от стран ЕС, нет данных ни о спросе, ни о предложении. Данные о количестве построенных квартир в Киеве фактически перестали обнародоваться с 2020-го из-за реформы ГАСИ и создания Единой государственной электронной системы в сфере строительства. Отсутствие статистики, замена ГАСИ на ГИАГ (как анонсировалось, правильный разрешительный орган вместо коррупционного) добавили хаоса и без того непрозрачному рынку недвижимости.

Застройщики утверждают, что из-за паралича разрешительной системы не могут строить и вводить в эксплуатацию готовое жилье. Следовательно, спрос превышает предложение и цены растут. Звучит логично, но количество новых строительных площадок, которые видишь своими глазами, как-то не увязывается с гипотезой о дефиците новостроек. Местные общины в каждом районе сражаются против застройки очередной зеленой зоны.

Читайте также: Есть ли пузырь на рынке недвижимости Украины

3. Предложение таки растет

По данным ГССУ, в январе-июне этого года в Киеве было введено в эксплуатацию 502 тыс. кв. м жилья, что больше, чем в первом полугодии 2019-го, то есть до возникновения регуляторно-статистических искажений. По данным Lun.ua, сейчас в столице на продажу предлагаются квартиры в 370 комплексах.

В 2014—2019 годах в Киеве было построено около 124 тыс. новых квартир. Это много, даже с учетом спроса со стороны переселенцев и инвестиционного спроса. Если все эти квартиры распроданы, значительная часть из них должна пополнить предложение на вторичном рынке.

Что интересно: средняя цена квадратного метра на первичном рынке всегда была значительно ниже, чем на вторичном (учитывая риски инвестирования). Но в этом году мы видим небывалое сближение цен на первичку и вторичку (см. график 1). Одно из возможных объяснений — на вторичном рынке на продажу выставляется более дешевое и старое жилье. В то время как новостройки последних лет являются отложенным предложением.

График 1. Средняя цена жилья в Киеве, $/кв. м

Средняя цена жилья в Киеве, $/кв. м

Читайте также: Зачем иностранцы скупают украинскую недвижимость и как это скажется на ценах

4. Переоценена роль айтишников

Развитие IT-отрасли, как драйвер потребительского спроса на жилье, может быть просто мифом. По разным оценкам, в Киеве насчитывается порядка 90 тыс. IT-специалистов. Но как знать, у скольких из них уровень senior и выше, то есть зарплаты, позволяющие относительно быстро собрать на квартиру. Достаточно ли высокооплачиваемых айтишников и топ-менеджеров, чтобы обеспечить спрос на 370 комплексов?

К тому же, доходы отечественных программистов в значительной степени зависят от состояния экономик США и ЕС. Под влиянием пандемии и мягкой монетарной политики у крупных компаний в этом году были хорошие бюджеты на диджитализацию. Но не гарантировано, что тенденция сохранится.

Структура спроса известна отдельным застройщикам по их объектам, но загадка для рынка в целом. Некоторые застройщики оценивают долю инвестиционного спроса в 40%, но она может быть и выше.

Низкая доходность банковских депозитов побуждает состоятельных граждан искать альтернативы. В практике обеспечения финансовой стабильности, за которую обычно отвечают центробанки, рост инвестиционного спроса считается риском. Ведь если недостаточно нуждающихся и способных покупать квартиры для проживания, спекулятивная пирамида может легко посыпаться.

Именно поэтому при анализе рынка недвижимости, с точки зрения финансовой устойчивости, вывели эмпирическое правило. Если темпы роста цен опережают темпы роста арендных ставок на жилье, можно говорить о признаках пузыря. Именно это наблюдается в Украине в последние годы (см. график 2).

График 2. Годовое изменение цены продажи и аренды кв. м. в Киеве, %

Годовое изменение цены продажи и аренды кв. м. в Киеве, %

Читайте также: На глобальном рынке недвижимости надувается пузырь

5. Региональный перекос в «доступной ипотеке»

По данным ФРП, на 4 ноября более 60% выданных в рамках программы кредитов приходится на Киев и область. Всего с марта по ноябрь было выдано свыше 888 млн грн кредитов, что является стимулом для ипотечного рынка, учитывая, что в лучшие доковидные времена годовые объемы кредитования составляли порядка 2,5 млрд грн. Но, похоже, проблема в том, что к программе присоединились в первую очередь те, кто мог бы взять кредит и без нее. Об этом говорит и региональный перекос.

Еще лет пять назад, по данным отчетов нотариусов, которые публикует Минюст, доля ипотеки в сделках по купле-продаже квартир была менее 5%. В прошлом году в Киеве она составила 11%. Благодаря «доступной ипотеке», ориентированной, прежде всего, на вторичный рынок, по результатам 2021 года этот показатель может вырасти еще больше. Но пока, по всем признакам, ипотека больше способствует росту цен, чем количеству сделок (доступности собственного жилья для нуждающихся).

В условиях регуляторной реформы и отсутствия статистики легко продавать идею «будет только дорожать». На самом деле, покупателям и банкам-кредиторам следует тщательно оценивать риски.

Читайте также: Шесть страхов ипотеки

Комментарии - 115

+
+60
bonv
bonv
15 ноября 2021, 13:49
#
Колись, можливо і впаде. А поки що постійний ріст цін.
+
+15
BEZE
BEZE
15 ноября 2021, 15:33
#
Або не впаде або не швидко;))))
+
+45
bonv
bonv
15 ноября 2021, 16:47
#
До весни точно не впаде. Якщо росія продовжить провокувати то ще більше людей зі сходу переїде на захід.
+
+87
Rubi0
Rubi0
15 ноября 2021, 17:04
#
Быстрее люди с востока переедут в Росссию где действительно ипотека под 7% без кучи условий как от Зе и есть нормальные схемы финансирования с эскроу-счетами в отличии от «европейский» пирамид ммм как в Киеве
+
+291
Pablito
Pablito
15 ноября 2021, 18:32
#
Если кто из Украины и может додуматься переехать в рашку — так это только наркоманы, уголовники и прочий подобный падший люмпен. Никто даже немного вменяемый уехать в рашку не додумается.
+
+50
Rubi0
Rubi0
15 ноября 2021, 20:57
#
Можно сколько угодно говорить остаточне прощавай, но это не отменяет тот факт что тот же рынок недвижимости куда цивилизованней в РФ. У нас помойму Гетьманцев тоже предлагал ввести эскроу-счета после банкроства УкрБуда и Аркады чтоб наконец урегулировать это дикое поле ммм застроек, но его проект тихонько слили…
+
+15
bonv
bonv
15 ноября 2021, 23:55
#
Будівельна галузь остаточно ожила.
Зараз в Україні є всі можливості для зростання сфери будівництва, а з нею й економіки країни. На сьогодні можна сміливо сказати, що будівельна галузь нарешті стабільно стоїть на своїх рейках. Це підтверджують цифри. За даними Держстату, виконання будівельних робіт протягом поточного року показувало «плюс». За період із січня до вересня приріст становив майже 3,5%. При цьому обсяг житлового будівництва з початку цього року зріс на 18,4%.
Тому що будівництво — один з основних «тягачів» економіки у світі. У розвинених країнах саме на будівельну сферу покладено завдання тримати на плечах добру частку ВВП. Якщо брати загальний оборот галузі, він становить близько 13% ВВП. Так само потрібно не забувати про мультиплікаційний ефект: 1 гривня, вкладена в сферу будівництва, дає ще 7 у різних дотичних галузях. Звичайно, Україні до високих показників далеко — у нас будівництво займає трохи більше 2% ВВП. Але дорогу здолає той, хто йде — Ігор Кушнір.
+
+24
Rubi0
Rubi0
16 ноября 2021, 19:27
#
Вы похоже даже не понимаете о чем речь и что такое эскроу-счета и для чего они используются в сделках по недвижимости, лепя какую-то статистику по объемам
+
+15
bonv
bonv
16 ноября 2021, 19:30
#
Це статистика Держстату. А ліпите тут тільки ви — горбатого.
Розкажіть ще про те як з України тікають до «цивілізованої» росії:) До нищебродів:)
+
0
bonv
bonv
17 ноября 2021, 15:22
#
Це статистика Держстату!
+
+4
Александр Фамилия
Александр Фамилия
22 ноября 2021, 14:56
#
А вы анализировали какие задержки по вводу построенного жилья например в Киеве? Так вот в среднем 2 года! Пузырь есть и он рванет до конца года, или весной следующего. Давно не слышали про укрбуд, Аркаду, Элиту, Войцеховский и т. д. Будем посмотреть!
+
+85
bonv
bonv
15 ноября 2021, 19:24
#
На росію хто хотів той вже давно переїхав. А тепер частина з них лікті кусає і або повернулися, або мріють про це…
+
+15
BEZE
BEZE
15 ноября 2021, 23:17
#
То нехай повертаються;))
+
+45
bonv
bonv
15 ноября 2021, 23:43
#
Нехай мріють:))
+
+11
laa1999
laa1999
15 ноября 2021, 16:14
#
Вы, еще прикол напишите, про 300 млрд. спроса, более 2 ВВП Украины, даже Япония отдыхает, перед обвалом 90-х
+
+60
bonv
bonv
15 ноября 2021, 16:37
#
Велком Львів/Франківськ і здивуєтесь активним попитом.
+
+15
BEZE
BEZE
15 ноября 2021, 23:24
#
Переселенців багато;)
+
+30
bonv
bonv
15 ноября 2021, 23:30
#
І це правда, і те що заробітчани вкладаються активно. У Львові поляки теж активно працюють на ринку нерухомості. З ОАЄ попит є солідний. Для них наше літо підходить для відпочинку від їхньої жари.
+
0
Александр Фамилия
Александр Фамилия
22 ноября 2021, 14:58
#
Активний попит Львів, Франкіськ, Хмельницький тому, що тікають з сел і купляють квартиры в місті, заробітчан купляють дітям та на здачу і тп
+
0
bonv
bonv
22 ноября 2021, 15:12
#
Плюс народ зі Сходу активно купляє на Заході. Спокійніше і ближче до ЄС.
+
+45
bonv
bonv
15 ноября 2021, 13:50
#
Зростає не тільки пропозиція але і попит… Тому і забудов більше.
+
+19
laa1999
laa1999
15 ноября 2021, 16:11
#
Из каких соображений, рост зарплат или чего?
+
+45
bonv
bonv
15 ноября 2021, 16:35
#
Заробітчани привозять 16 млрд баксів. Вкладають часто в нерухомість. З сіл перебираються до міст. Як інвестиції/перепродажа/здача.
+
+108
Ander
Ander
15 ноября 2021, 17:22
#
Конечно, ведь разнорабочий в Польше за год легко зарабатывает на квартиру в Киеве. Ерунду не пишите.
+
+50
bonv
bonv
15 ноября 2021, 17:25
#
Де саме я написав що за рік заробітчанин може придбати квартиру в Києві? Тому дурню пишете саме ви.
Не всі працюють за кордоном різноробочими. Не всі купляють нерухомість саме в Києві.
Скільки заробили — стільки і вкладають. Знову поїхали-заробили і вклали.
+
+5
knaz197
knaz197
15 ноября 2021, 19:42
#
Зачем тяжело заработанное вкладывать в недвижимость в украине, хотя вопрос конечно риторический.
+
+60
bonv
bonv
15 ноября 2021, 20:05
#
Хто хотів переїхати за кордон, той звісно вкладає там куди переїхав. Але більшість повертаються додому і покращують свої умови проживання в Україні. Все логічно і просто.
+
+42
Козак UA
Козак UA
15 ноября 2021, 21:10
#
В гостях добре, а в дома краще...)
+
+42
bonv
bonv
15 ноября 2021, 22:58
#
Черги, пияцтво та бідність. Як виживали люди в останні місяці СРСР. (фото) Тільки вата хоче назад до росії.
https://gazeta.ua/articles/life/_cergi-piyactvo-ta-bidnist-ak-vizhivali-lyudi-v-ostanni-misyaci-srsr/1059577
+
0
san4os
san4os
15 ноября 2021, 21:34
#
«вкладывать в недвижимость в украине, «- ви говорите як інвестор. А люди просто хочуть мати своє житло.

+
+15
BEZE
BEZE
15 ноября 2021, 23:23
#
Попит на класне житло завжди є і буде
+
0
bonv
bonv
15 ноября 2021, 23:28
#
У кожного своє поняття «класне житло».
+
+93
44200982
44200982
15 ноября 2021, 14:48
#
Попит зростає, це коли у Січні у нас є 100 бажаючих купити квартиру і вони її купили. А в лютому уже 101 бажаючий купити квартиру — і вони її купляють. А якщо в Січні 100 бажаючих, які нічого не купили, а в Лютому 101 бажаючий, який нічого не купив — то попит як був 0 так і лишився
+
+45
bonv
bonv
15 ноября 2021, 14:57
#
Тому автор і маніпулює бо дає дані пропозиції але приховує дані продаж.
+
+33
laa1999
laa1999
15 ноября 2021, 16:12
#
Так, их скрывают… Так как продажи остановились
+
+30
bonv
bonv
15 ноября 2021, 16:30
#
У нас на заході продажі не падають:)
+
+15
BEZE
BEZE
15 ноября 2021, 23:23
#
Інтригу тримає;)))
+
+96
Alik2021
Alik2021
15 ноября 2021, 15:08
#
Цены рухнут не только на столичное жилье, а так-же по всей Украине.
+
+30
Hottabich
Hottabich
15 ноября 2021, 15:37
#
Кстати, да. Если будет первое то будет и второе. Киев это ориентир
+
+15
TheMilk
TheMilk
15 ноября 2021, 15:12
#
Сколько десятилетий уже люди ждут этого обвала цен?
+
+45
bonv
bonv
15 ноября 2021, 15:13
#
13 років:)))
+
+42
vitalik7417
vitalik7417
15 ноября 2021, 19:58
#
, ага, то есть с 14−15 годов прошло 13 лет?
+
+45
bonv
bonv
15 ноября 2021, 20:06
#
На нерухомість останній обвал у 2008 році:)) Ми ж не про Донбас/Крим глаголимо?:)))
+
+55
alexodessa
alexodessa
16 ноября 2021, 0:04
#
В Крыму цены на недвижимость как раз рванули в небеса.
+
0
bonv
bonv
16 ноября 2021, 14:14
#
Перестань. На кого розрахована ця фігня?:) У мене є знайомі які мають/мали нерухомість в Криму. І або продали дешевше щоб хоч якісь гроші витягнути, або до цього часу продати не можуть бо ціни неадекватні як на Крим.
+
0
Александр Фамилия
Александр Фамилия
22 ноября 2021, 15:02
#
Обвал был в 2014−2014
+
+15
BEZE
BEZE
15 ноября 2021, 23:24
#
У 1996 теж рух був;))
+
+24
Hottabich
Hottabich
15 ноября 2021, 15:55
#
2009 / 2015 / Резкие скачки роста цен случаются перед обвалом http://joxi.ru/RmzNq3MijEqz9m, А рост 30% довольно резкое подорожание. Я не утверждаю что будет обвал, просто говорю что он возможен таки. Особенно если бы продолжалась истерия «недвижимость дорожает, надо хоть что-то купить» Кстати, сейчас ситуация когда вложения в доллар не защищают от инфляции, поэтому у кого слабые нервы бегут и покупают квартиры. ИМХО, сейчас может быть просто коррекция, но если рынок будет и дальше расти по 20−30−50% то потом будет жесткий обвал. Мне в памяти всплывает слухи что «соли не будет» И все кинулись ее покупать, говорят «бред, но на всякий случай куплю». В общем, истерия и паника приводят к глупостям.
+
0
BobKickass
BobKickass
15 ноября 2021, 20:38
#
Якось дивно графік нерухомості виглядає — як на мене дві зовсім не схожі ситуації.
2008рік — валюта гривня — помірний рівномірний ріст, а далі плато, графік рівний; валюта доллар — значний ріст, а потім різкий обвал
2021рік — валюта гривня — досить сильний різкий ріст
доллар -Ледь помітний ріст, більш схожий на плато.
+
0
Hottabich
Hottabich
15 ноября 2021, 22:35
#
если ввести меньший период будет лучше видно http://joxi.ru/D2PGDvocBLdw8m
+
0
Hottabich
Hottabich
15 ноября 2021, 22:39
#
Да и последние данные наверно обновляются медленней. Там средняя уже не 1200 https://stroyobzor.ua/ru/kiev/news-analythics/kak-izmenilis-ceny-na-klassy-zhilya-novostroek-oktyabr-2021
+
0
Hottabich
Hottabich
15 ноября 2021, 22:43
#
Https://www.zagorodna.com/ru/analitika/po-urovnyu-nasyshchennosti-torgovymi-ploshchadyami-kiev-operedil-moskvu-i-sankt-peterburg.html и это чем не новость. Почему-то кажется если бы строительство дейтсвительно было таким дорогим его бы не строили как не в себя. Это комменрческая недвижимость. И тут уже явный избыток
+
+126
BatonUA
BatonUA
15 ноября 2021, 15:12
#
Цены нарисовали продавцы, застройщики и перекупы
+
+25
Hottabich
Hottabich
15 ноября 2021, 16:57
#
А вообще, кому как выгодно тот так и думает. Нормальной статистики нет. Мы только на кофейной гуще можем гадать, да по косвенной информации ориентироваться.
+
+36
Alex Stein
Alex Stein
15 ноября 2021, 17:12
#
«Переоценена роль айтишников» — ору в голосину. это серьезно какой-то онолитек строил прогноз продаж руководствуясь покупательной способностью айтишников?
+
0
mega5
mega5
16 ноября 2021, 9:40
#
У айтишника не стоит вопрос купить или не купить. У айтишника стоит вопрос купить через полгода работы или через 1,5 года. Это я о Киеве, если что. Так как даже самый отсталый в этой сфере куда круче зарабатывает других профессий.
+
+43
Alex Stein
Alex Stein
16 ноября 2021, 11:56
#
Боже какая чушь. вы не тот онолитек из моего комментария? если нет, то у вас очень извращенные понятия об айтишниках, если да, то тоже. «Так как даже самый отсталый в этой сфере куда круче зарабатывает других профессий.» — меня вообще развеселил — вы с дворником сравниваете или с продавцом-консультантов в салоне сантехники. если с первым, то да, конечно, если со вторым — то ахахахах, зайдите в салон сантехники и посмотрите) зарплата в 500−600 долларов это ж прям можно затарится квартирами в Киеве себе и своим детям. повеселели)) а про байку в зарплаты в 100500 за нажатие на одну кнопку все думаю уже слышали.
+
0
mega5
mega5
16 ноября 2021, 18:51
#
У нас в офисе уборщица получает 800 долларов, а например тот же Java разработчик средней руки 5000−8000 долларов. Он тоже на клавиши нажимает, как и кассир в АТБ, но это немного разные виды деятельности. Я своему дедушке тоже не могу объяснить разницу, а также чем я на работе занимаюсь)
+
+22
Alex Stein
Alex Stein
18 ноября 2021, 17:30
#
Ссылочку на компанию можно?
+
+102
Ander
Ander
15 ноября 2021, 17:13
#
Население вымирает рекордными темпами, катастрофический кризис в энергетике, политическая дестабилизация, американцы останавливают печатный станок. Обвал не минуем и не за горами, скоро посыпется этот карточный домик.
+
+60
san4os
san4os
15 ноября 2021, 22:11
#
Житло дорожчає! Продукти дорожчають! Газ, бензин дорожчає. Метали дорожчають, Драгметали дорожчають. Біткоїн дорожчає… Все дорожчає!

А може це просто гроші знецінюються? Чому люди купівельну стпроможність тисячі баксів сприймають як якесь еталонне мірило? Це Вам не кілограм який завжди однаковий…
Купівельна спроможність тисячі баксів — це змінна величина, яка постійно зменшується…
+
+20
Hottabich
Hottabich
15 ноября 2021, 22:57
#
Насчет обесценивания доллара, то он потерял за год 5, ну 10% А никак не 30. (не путайте с гривной) Спрос и предложение никто не отменял. А Рост недвижимости может быть если у людей появляется возможность больше откладывать долларов в месяц. И я очень сомневаюсь что найдется много людей у кого за этот год заначка под подушкой увеличивалась на 30% быстрее. Скорее наоборот, из-за локдаунов и как не пародоксально роста цен)))
+
+8
mega5
mega5
16 ноября 2021, 9:45
#
Пару лет назад треть доходов стабильно уходили на путешествия, одежду, кафе, развлечения и еду. Последние два года остался из этого перечня только расход на еду. 90−95% средств некуда тратить. Естественно, за эти пару лет прикупил пару квартир в новостройках, не в бумаге же хранить?
+
+44
Alik2021
Alik2021
16 ноября 2021, 11:31
#
Ох и фантазер!
+
+8
mega5
mega5
16 ноября 2021, 19:00
#
Вы правы: люди делятся на фантазёров, и на собственников квартир в этих новых высотках Киева. А это десятки тысяч квартир. Наивно полагать, что эти материальные активы застройщиками выстроены за собственные деньги или в долг перед поставщиками строительных материалов! Эти бетонометры имеют своих владельцев, и судя по всему, вы среди них отсутствуете.
+
+22
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 22:24
#
Фантазии-это как раз про Вас! Получается человек не съездил два года за границу и насобирал на квартиру? Серьезно? Вы еще скажите одежду и прочие товары не покупали за полтора года. Даже если были в прошлом году более серьезные ограничения, чем сейчас, и были закрыты мегамаркеты, так что доставку отменили? И с чего Вы взяли, что ваш оппонент не имеет своей квартиры? Только из-за того, что Ваши бредни не одобряет?
+
0
mega5
mega5
17 ноября 2021, 0:20
#
А-ха! С десяток раз не слетал на лыжи в Австрию, Италию или Андорру, снарягу не обновил, на Ибице или в Барсе неделями не тусил, в NY два года не был, одежду два года не покупал, расхламив шкафы, через день в кафе и ресторанах не питался, не шопился в Милане… Вот и посчитайте, соточка и утреслась. А удаленка вместо тёплых Канар или Мальдив была на подоконнике или в парке.
+
+70
vietcong1965
vietcong1965
17 ноября 2021, 14:47
#
В конце повествования нужно было добавить: «и тут мой сон оборвался-меня разбудил кондуктор трамвая и поинтересовался: оплатил ли я проезд». Пишите ЕСЧЬО))
+
+116
Nobleman
Nobleman
15 ноября 2021, 17:26
#
Что значит: «Могут рухнуть»?
Они точно рухнут
+
0
busypit
busypit
15 ноября 2021, 23:41
#
С каких уровней и до какой цены? Надеюсь «рухнут» до уровней хоть немного ниже цен сегодняшних, а то эта «временная инфляция ФРС» меня порядком изводит. Нет? ;)
+
0
Al1naa
Al1naa
15 ноября 2021, 21:15
#
Интересно на сколько рухнут?)
+
+15
Hottabich
Hottabich
15 ноября 2021, 22:57
#
Мы же еще не определились когда)))
+
+28
c24
c24
15 ноября 2021, 21:25
#
Сейчас люди бросились наверное инвестировать свои средства в недвижимость. Все думают что в следующем году цены вырастут опять на 20−30%.
+
0
Hottabich
Hottabich
15 ноября 2021, 22:58
#
Никогда такого не было, и вот опять)))
+
0
bonv
bonv
15 ноября 2021, 23:27
#
Як не дивно але щороку ріст десь 18−20% Якщо з котловану і ремонт зробити то буде і 45−50%
+
0
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 13:43
#
То что было раньше, не значит будет теперь всегда. И вообще какой нормальный чел купит на максимальной вершине ценовой волны? Обратили внимание, что некоторые застройщики закрывают переуступку, тем самым убирая конкуренцию (им нужно продать свои метры в новых домах) Предполагаю, в ближайшем будущем этой «махинацией» будут пользоваться все больше застройщиков
+
0
bonv
bonv
16 ноября 2021, 13:47
#
А хто сказав, що зараз пік цін?:) Переварили ріст і знову вкладаються в квадратні метри. А переуступка взагалі крута тема:))))
+
+8
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 14:03
#
Где ты видешь, что «переварили«рост? Инвесторы КГС напишите, проблемная сейчас переуступка или нет?
+
+15
bonv
bonv
16 ноября 2021, 14:12
#
З продаж бачу що переварили. Скупляють практично з котловану. Чим тобі переуступка не до вподоби? Немає жодних проблем з переуступкою.
+
0
mega5
mega5
16 ноября 2021, 19:07
#
Как инвестор Киевгорстроя, нет проблем: написали три заявления на три квартиры в разных ЖК, 5% на покупателя + 5000 грн. Пару месяцев ожидания, и переуступка. Не первый год переуступаю, всегда есть этот промежуток времени. Единственное, что ввели 5%, но это не мои проблемы, а покупателя. Я и так цену только вдвое увеличил, хотя запас роста ещё огромен.
+
0
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 22:33
#
Ну да, ну-да, пару месяцев ожидания переуступки. Хватит чушнину городить. Кто Вас будет ждать пару месяцев для сделки? Тем более днищенские убогие комплексы Киевгорстроя… Я так понимаю, легенду на ходу придумываете? В курсе, что раньше не ждали переуступку 2 месяца?
+
0
mega5
mega5
17 ноября 2021, 0:26
#
Нет, не в курсе. В школе переуступками не занимался. Что застройщик предлагал последние годы, то и делал. А если у Вас эксклюзивчик с террасой или крутым видом, Вас дав задаток и полгода будут ожидать)))
+
0
vietcong1965
vietcong1965
17 ноября 2021, 14:38
#
Толковый экслюзивчик с крутым видом… Это не про КГС.
+
+30
bonv
bonv
15 ноября 2021, 23:27
#
Хтось чекає падіння цін, а інші заробляють всі ці роки:)))
+
+61
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 13:05
#
Особеннно «заработали» инвесторы Аркады, Укрбуда Спецжитлофонда и еще нескольких долгостроев в Киевской области
+
0
bonv
bonv
16 ноября 2021, 13:06
#
Ти з тих хто неудачно вклався бо позарився на дешеві ціни?:))
+
+31
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 13:30
#
В «Мисто квитив», когда он стартанул, цена за однушки была 15500 за м2
Это дорого? Я к тому, что не только цена критерий. А недавний гемор с Варшавскими? Инвестор ничем не защищен, и даже легальные разрешения на строительство и все ТУ на подключение коммуникаций не спасут от непредвиденных обстоятельств. Вам так скажет любой юрист по теме недвиги
+
0
bonv
bonv
16 ноября 2021, 13:35
#
Для чого вкладаєш в геморні проекти? Ціна приваблює?:)
+
+46
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 13:57
#
«Мисто квитив» геморный проект? повторяю: цена не является абсолютным показателем для покупки. Пример HAPPY HOUSE продавался по среднерыночной цене, ввод в эксплуатацию должен был быть в 2020(до сих пор строят, может в 2022 сдадут)
+
+15
bonv
bonv
16 ноября 2021, 16:50
#
*А недавний гемор с Варшавскими?* За твоїми ж словами — Вже не геморой?:))))
Тобі поговорити немає з ким?:)))
А те що не вмієш вибирати забудовників і тепер страждаєш через це — то це твої проблеми!
+
+4
Александр Фамилия
Александр Фамилия
22 ноября 2021, 15:12
#
Геморных проэктов 70%
+
0
mega5
mega5
16 ноября 2021, 19:11
#
Мисто Квитив кажется от 12000−13000 грн. за метр стартовал в однокомнатных. Но по 400−500 долларов за метр можно более круче ЖК купить.
+
0
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 22:47
#
А что конкретно за 400−500 долларов можно было купить?
+
0
mega5
mega5
17 ноября 2021, 0:28
#
А-ха! Уже выложил! Учи матчасть)))
+
+23
vietcong1965
vietcong1965
17 ноября 2021, 14:41
#
Это потому, что тебе сказать нечего. Я всегда примеры привожу
+
0
mega5
mega5
17 ноября 2021, 19:40
#
А-ха! Вот у нас и нашлось главное отличие, определяющее достойную з/плату и соответствующее ей потребление благ и услуг. Я примеры продаю, я торгую информацией, в которую оформлены мои знания и навыки. Дорого продаю!))) И очередь рекрутеров её купить.
+
0
bonv
bonv
15 ноября 2021, 23:57
#
На мою думку, на сьогодні у країні є всі можливості для зростання будівельної галузі, а з нею і економіки загалом — Ігор Кушнір.
По-перше, людям треба дати можливість відкрито витрачати накопичені роками гроші. Подивимося, як на практиці покаже себе закон про податкову амністію, і як багато людей скористається таким інструментом. У запасі рік, але більшість експертів сходяться на думці, що запропонований варіант закону не дасть очікуваного ефекту.
По-друге, потрібно зміцнювати та розширювати іпотеку. Програма запущена та працює, це плюс. Але не так активно, як могла б. Наскільки знаю, умови іпотеки намагаються розширити та доповнити. Наприклад, останнім було редагування, яке дозволяє брати в іпотеку житловий фонд, збудований після 2011 року. Тобто ми свідомо пропонуємо людям оформити іпотеку на 20 років на житло, яке після цих років буде не надто новим. Думаю, потрібно розширити умови та дозволити людям купувати в іпотеку майнові права у забудовників. Багато людей хочуть жити саме у новому житлі, з відповідною інфраструктурою. То чому б не дати їм такої можливості?
По-третє, необхідно постійно спрощувати умови гри на будівельному ринку. Спрощення механізму роботи дозволить залучити іноземних інвесторів. Приходячи працювати в Україну, іноземці хочуть розуміти межі повернення прибутку та чіткі умови роботи. Як на мене, послаблення загальних правил поряд із посиленням відповідальності за їх порушення стали б універсальним рішенням.
+
+20
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 12:41
#
Может хватит цитировать Кушнира (Киевгорстрой)?? Это, мягко говоря, заинтересованное лицо. И вообще, когда он писал, что цены спрос и цены остановились? У него всегда находится оправдание роста цены (то курс доллара вырос на 10 копеек, то ртутное давление выросло) На каждом ресурсе его унылое нытье перепечатывают…
+
0
bonv
bonv
16 ноября 2021, 12:49
#
Саме для цього сьогодні зарегився?
Людина принаймі озвучила свою позицію, на що має повне право — а твоєї позиції я так і не почув. І де саме ти ниття побачив?
+
+7
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 13:10
#
Специально сегодня. У Кушнира позиция простая-дайте денег, а то не за что строить Миракс, Манхеттен, жк на Курнатовского и т. д.
И нытьем его многие ресурсы забиты под завязку!
+
0
bonv
bonv
16 ноября 2021, 13:33
#
Купив неудачно житло/недобудову, а тепер хтось винен?
+
+45
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 13:49
#
Для тех, кто на бронепоезде: я привел причину его статей, а что ты ответишь по существу?? Обратил внимание, какие я привел примеры?
Просто ты, кроме здешнего ресурса ничем не интересуешься. Расширяй кругозор
+
+4
Александр Фамилия
Александр Фамилия
22 ноября 2021, 15:15
#
Продавцы недвиги будут постоянно говорить как мантру: будет дорожать
+
+41
polir
polir
16 ноября 2021, 0:58
#
Цены неадекватные. Кто хотел уже купил и пожалел об этом. Остальные уже будут ждать, иначе это просто выброшенные деньги. Никто не хочет откармливать барыг, риелторов и прочих дармоедов.
+
0
mega5
mega5
16 ноября 2021, 9:49
#
Риэлторы — это драйвер экономики. Они впарили квартиру, заработали себе нехилые деньги, создали денежный поток застройщику, те в свою очередь в 7−10 смежных отраслях, на каждом этапе были уплачены налоги, все стали богаче и побежали снова к риэлторам за новыми квартирами.
+
0
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 13:01
#
Улыбнуло «все стали богаче» и драйвер экономики. А-хах-а-ха А еще драйверы экономики, собачьи парикмахеры и прочие фотографы
+
0
niko 555
niko 555
16 ноября 2021, 15:41
#
Выходит если б не риелторы — застройщики ничего не смогли продавать? А люди которые хотят купить квартиру, ничего б не покупали? Они обычные посредники, которые хотят урвать себе кусок пирога на ровном месте.
+
0
mega5
mega5
16 ноября 2021, 19:21
#
Нет, немного не так. Я всегда считал, что риэлтор — это те, кто ходит с фантазёром покупателем (он же продавец хруща) и смотрят квартиры, при этом нашептывая фантазёру, что если продадим его хрущевку дорого, то купим взамен две квартиры, а если продадим ещё дороже, то три квартиры. Но на примере пары моих знакомых поменял представление: зачем той чушью заниматься, если можно скопировать с сайтов застройщиков на ОЛХ десятки квартир, прибавив комиссию в 5%, и торгуй нихочу! Куда там Айтишникам и топам крупных компаний. Сам не верил.
+
+30
frank007
frank007
16 ноября 2021, 10:36
#
Цены точно не рухнут… достаточно посмотреть, что цены на киевскую недвижимость одни из самых дешевых в Европе, та же Рига, Вильнюс, Варшава существенно нас опережают. Да и цены на недвижимость растут во всем мире сейчас.
Цены на стройматериалы выросли очень существенно. Сам сейчас дом строю, как на дрожжах все растет.
Ну и кроме айтишников в киевскую недвижимость вкладываются иностранцы.

+
+23
Alik2021
Alik2021
16 ноября 2021, 11:36
#
Только сюда на заработки никто не ездит, а все от сюда сваливают) уровень жизни в разы хуже чем у них — поэтому и быть не может по другому, чтобы здесь жилье дороже стоило.
+
+4
Александр Фамилия
Александр Фамилия
22 ноября 2021, 15:17
#
Почему в Европе дороже? — потому что там уровень жизни выше и работа есть
+
+13
Goblin13
Goblin13
16 ноября 2021, 12:23
#
Как можно говорить о пузыре. А то, что недвижимость на Украине приносит гораздо больший доход чем в той же Европе. Скажу по секрету в Германии 2% годовых за счастье. У нас 10%. Это на секундочку в 5 раз. Или кто-то думает что аренда упадёт? А может цена на актив и его доходность не взаимосвязаны? Пузырь это когда к акция Теслы стоит 1000$ а доход 1,7$ годовых.
+
+30
vietcong1965
vietcong1965
16 ноября 2021, 13:22
#
Конечно можно много стран приводить, где жилье в разы дороже. В Швейцарии еще дороже будет! 10% приносит аренда при стечении нескольких обстоятельств: покупка по адекватной цене (2019- 3-й квартал 2020) в хорошей локации с относительно недорогим и в тоже время современным ремонтом. И после этого всего найти АДЕКВАТНЫХ арендаторов. И чтобы было меньше простоев между сменой арендатора, и желательно, чтобы ремонт после них остался«живой»
+
0
Александр Фамилия
Александр Фамилия
22 ноября 2021, 15:18
#
На России, а в Украине
+
0
BeTheMusic
BeTheMusic
17 ноября 2021, 21:28
#
Самый главный аргумент не приведен. Средняя зарплата в Киеве — 800 дол. — раза в 2 меньше средней цены квадратного метра. Поэтому может подупасть, но, думаю, не сильно. А на айтишниках свет клином не сошелся. Есть и другие, кто больше 2000 дол. В мес. Получает. Насколько активно они инвестируют в недвижимость? Ведь, цены уже непомерно велики. Можно и в доходные авто вложиться или займы под 20−25% годовых.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться