Минфин - Курсы валют Украины

Установить
21 ноября 2022, 15:48 Читати українською

Почему «налоги, как в Европе» для нас — зло

Среди главных условий процветания Украины часто называют вхождение в ЕС и НАТО, введение налогов, действующих в развитых странах. Почему это не панацея и что реально нужно нашей стране для успешного развития, на своей странице в фейсбуке рассказал директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин. «Минфин» выбрал главное.​

Почему вступление в ЕС — не гарантия процветания

ЕС — не причина благополучия и достатка, который зальет Украину миллиардами денег с доступом на триллионный рынок. Это, прежде всего, огромная домашняя работа, предусматривающая:

  • адаптации к Директивам EC внутренних процедур (рост бюрократии);
  • борьбу с коррупцией (реальная борьба);
  • и борьбу с бедностью (стимулирование экономики).

Но важно другое.

Если членом ЕС становится страна со своей стратегией и своим собственным «проектом», то она станет процветающей, если это пассивные мямли с протянутой рукой — то бедность их не обойдет.

Характерные примеры:

  1. Польша (есть свой собственный «проект»)
    Вступила в ЕС в 2004 году с ВВП $255 млрд, сегодня $674 млрд
    CAGR — среднегодовой темп роста ВВП — 5,88%.
  2. Венгрия
    Вступила в ЕС в 2004 году с ВВП $104 млрд, сегодня $182 млрд
    CAGR — 3,35%
  3. Румыния
    Вошла в 2007 году с ВВП $174 млрд, сегодня $284 млрд
    CAGR — 3,56%
  4. Эстония (есть свой «проект»)
    Вошла в ЕС в 2004 году с ВВП $12,5 млрд, сегодня $36,26 млрд
    CAGR — 6,47%

Для сравнения: Украина в 2004 году с ВВП $67,2 млрд, сегодня (конец 2021) $200 млрд CAGR — 6,63%

Как видите, вступление в ЕС не является гарантией процветания.

Украина, не являясь членом ЕС и находясь 8 лет в состоянии войны с частью оккупированных территорий, показывает среднесрочный темп роста, сравнимый с лучшими примерами молодых членов ЕС — Польшей и Эстонией.​

Соответственно, не членство в ЕС является секретом успеха.

Кстати, напомню, что в 2004 году темпы прироста ВВП Украины были рекордными и составляли 12% в год. В том же 2004 году ПИИ (прямые иностранные инвестиции) в Украину составили почти $1,7 млрд, или 2,5% ВВП.

В следующие три года (сразу после Майдана) объем инвестиций в Украину вырос:

  • 2005 — $7,5 млрд (8% от ВВП $89,2 млрд)
  • 2006 — $5,7 млрд (5% от ВВП $111,9 млрд)
  • 2007 — $9,2 млрд (6,1% от ВВП $148,7 млрд)
  • 2008 — $9,9 млрд — рекорд (!) (5,3% от ВВП $188,1 млрд)

Эти же годы и были рекордными по темпам роста украинской экономики, по меньшей мере, в два раза обгоняя темпы роста ЕС.

Напомню, что именно инвестиции являются важнейшим источником экономического роста. Инвестиции вместе с ростом производительности труда. Именно это происходило в Украине в те годы (как и в Польше, и в Эстонии).

Читайте также: Резолюция ООН о репарациях для Украины: действительно ли это поможет получить деньги

НАТО — условная безопасность, которая не гарантирует инвестиций

Здесь будет краткий комментарий. НАТО — условие безопасности. Без безопасности об инвестициях можно забыть.

Мы, Украина, в свое время, поверили в туалетную бумажку, называемую «Будупештский Меморандум» (необязательный, но которым Украина получила подачку в $500 млн) и потеряли безопасность…

Теперь НАТО является важной понятной целью обеспечения безопасности. Но которая не гарантирует получение инвестиций. От слова «совсем».

Читайте также: Не тратьте время на изобретение украинского велосипеда: как отстраивать Украину

Что не так с налоговой политикой в Украине

Теперь самое интересное. Есть профаны, которые сегодня определяют в Украине экономическую политику, кричащие на каждом углу, что в Украине должны быть такие же налоги, как в ЕС… И что их нужно повышать.

Правда, эти не имеющие экономического образования профаны забывают такую вещь, что налоговая политика — всего лишь один из инструментов экономической политики.

То есть первичными являются экономическая политика и цели, достигаемые государством, а затем включаются инструменты, где налоговая политика — один из инструментов.

Теперь о функциях налогов. Налогово-бюджетная политика — это средство, посредством которого правительство корректирует уровень своих расходов и ставки налогов, чтобы влиять на экономику страны.

У налогов три основные функции:

  • фискальная (наполнять бюджет),
  • регулирующая (в том числе защита экономики),
  • стимулирующая (стимулирование экономического роста).

Говоря о налогах «как в Европе», важно помнить, что у Европы есть своя история развития, эволюция капитализма с колониями, войнами, долгим периодом «накопления жира» и сбережений.

И то, что европейский капитализм уже постепенно приобретает черты социализма. Не случайно же страны разделили на развитые и развивающиеся.

Развитая страна — суверенное государство, обладающее высоким качеством жизни, развитой экономикой и передовой технологической инфраструктурой, по сравнению с другими менее промышленно развитыми странами.

В этих странах проживает 15% мирового населения, но они при этом производят ¾ валового мирового продукта и создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира.

Развивающаяся страна — это суверенное государство с менее развитой промышленной базой и более низким индексом человеческого развития.

То есть эти страны изначально находятся в разных условиях и этапах своего развития, и нельзя применять к ним единые стандарты.

У развитых стран, как правило, больший процент перераспределения средств через бюджет (вследствие высших социальных стандартов и возможности их себе позволить).

Развивающиеся страны стремятся больше стимулировать развитие экономики и у них ниже налоговая нагрузка.

Смотрим статистику:

  1. Рейтинг стран по соотношению налоговых поступлений к ВВП,
  2. Список развитых стран,
  3. Список развивающихся стран.

Смотрим топ-10 налоговой нагрузки по каждой группе.

Развитые (топ-10 отсортировано по Индексу человеческого развития):

  1. Норвегия — 38,2%
  2. Швейцария — 28,5%
  3. Ирландия — 22,8%
  4. Гонконг — 14,1%
  5. Исландия — 37,7%
  6. Германия — 37,5%
  7. Швеция — 44%
  8. Австралия — 27,8%
  9. Нидерланды — 38,8%
  10. Дания — 46%

Среднее значение — 33,54%.

Развивающиеся (топ-10 по Индексу человеческого развития):

  1. Польша — 33,9%
  2. Саудовская Аравия — 3,4%
  3. Бахрейн — 7,8%
  4. Чили — 20,2%
  5. Катар — 4,9%
  6. Аргентина — 30,3%
  7. Бруней — 26%
  8. Черногория — 36%
  9. Румыния — 24,7%
  10. Казахстан — 16,4%

Среднее значение — 20,36%.

А теперь угадайте, какая налоговая нагрузка на экономику у развивающейся страны Украины?

Украина занимает 36 место по рейтингу человеческого капитала в группе развивающихся стран. С налоговой нагрузкой 34,2%, так же как и развитые страны.

Правительство уже считает ущерб экономики от вторжения и разрушений. Это боль — $350 млрд.

  • ВВП по итогам года упадет на 30%,
  • Безработица в конце года составит 30%,
  • Потребительский рынок сократился на 40%,
  • НБУ считает, что до конца года 8 млн украинцев будут не в Украине,
  • Завершение войны приведет к тому, что с фронта вернутся сотни тысяч людей, и они будут без работы и сбережений, а некоторые и без домов.

Западная помощь будет ограничена и коснется, преимущественно, восстановления инфраструктуры (транспортной и жилой). А что делать миллионам украинцев без работы? Вы представляете масштабы будущих социальных протестов? А реакцию на продолжение коррупции и рост налогов? Я даже не хочу об этом говорить.

Поэтому выход один — привлекать инвестиции. И вот здесь налоговая система и будет одним из магнитов или ядом. Ведь не зря весь мир строит и создает безналоговые свободные экономические зоны?

И в завершение, ответьте, пожалуйста, на вопрос: как Украина при такой доле государства в экономике (прямо как в развитых социальных странах, накопивших и сбережения, и богатства, и солидные пенсионные фонды) сможет развиваться, или хотя бы сама восстановиться?

Итог будет трагичным. По итогам войны, с массовыми разрушениями, уничтоженной экономикой, Украина может вообще прекратить свое существование как независимое государство, если не изменит в корне отношение к экономике и инвестициям.

Назовите мне, пожалуйста, три (или хотя бы одно) преимущества Украины для прихода в страну инвестиций? Уточню вопрос: почему инвестор из США, Китая, ОАЭ, Турции выберет Украину, а не Польшу (члена ЕС с кредитами под 5%, с налогом на выведенный капитал) для строительства нового завода?

Читайте также: Цены, ВВП, торговля, производство: как экономика Украины закрыла октябрь

Комментарии - 15

+
+54
Три літри
Три літри
21 ноября 2022, 17:22
#
Тут ще хочеться додати що «у Європі» це дуже по різному.
+
+24
kadaad1988
kadaad1988
21 ноября 2022, 18:41
#
У нас в стране море дармоедов, начиная с президента, депутатов, судей, прокуроров и прочих чиновников, которых особенно много расплодилось после 2014-го и вся эта шушера хочет очень вкусно есть и жить в роскоши, вот вам и ответ про налоги и инвестиции!!!
+
+30
neverice
neverice
21 ноября 2022, 22:09
#
ВВП — то не єдиний маркер розвитку. Наприклад, та сама Польща демонструває начебто повільніші темпи зростання ВВП, ніж Україна, та рівень життя там росте очевидно швидше. Далі - гроші ЄС, на прикладі Угорщини ми бачимо, що вони отримують $16 млрд з бюджету ЄС «на розвиток». І це тільки один з фондів. А є ще купа, з розвитку екології, відновлення після ковід, цифрової трансофрмації і т.д. Аналогічно, Польша свого часу отримувала значні фінансові вливання — не тільки інвестиції. І це не говорячи про вільний доступ до ринку на 500 млн платоспроможних громадян. Тож ЄС — це не гарантія процвітання, але гарантія кращого потенціалу розвитку і рівня життя.
+
+78
neverice
neverice
21 ноября 2022, 22:11
#
Наступний пункт — НАТО. Яке не гарантує інвестицій, та от біда — без НАТО можна майже певно говорити про гарантію відсутності інвестицій. Бо інвесторам треба запропонувати або гарантії військової безпеки, або надзвичайний рівень прибутковості. Так от другий варіант для нас куди менш вигідний, через втрату тих самих податків від інвесторів.
+
+15
neverice
neverice
21 ноября 2022, 22:18
#
І найцікавіше — проблема України не в рівні податків, а в тому, як їх платять, та в дотримуванні законів взагалі. Бо от цікаво — податки в ЄС радикально відрізняються, та при цьому абсолютно ніяк не корелюють з інвестиціями. Скоріше, можна припустити зворотнє - чим нижчий рівень податків, тим менш приваблива країна для інвестицій. І зниження податків — це не причина, а наслідок. Податки знижують для того, щоб залучити хоч якісь інвестиції (?). І не схоже, щоб це працювало, бо ситуацію з розвитком країн не дуже змінює. Тож, працювати треба над зовсім іншим. І рецепт простий — вступ до ЄС з максимально швидкою імплементацією всього комплексу вимог.
+
0
Три літри
Три літри
21 ноября 2022, 22:43
#
Скоріше, можна припустити зворотнє - чим нижчий рівень податків, тим менш приваблива країна для інвестицій.

залежність протилежна: чим меньш приваблива країна ти меньший рівень податків їй треба ставити щоб інвестори нею зацікавились
+
0
neverice
neverice
22 ноября 2022, 10:24
#
Саме так. Тож, рівень податків тут лише наслідок — такий собі костиль, щоб згладити більш глобальні проблеми. Тому і розглядати регулювання податків як основний інструмент для стимулювання інвестицій — не найкраща ідея. Та в цілому, як тимчасове рішення може працювати. Мабудь. Бо я так сходу не знайшов підтверджень покращення інвестиційного клімату завдяки тільки низьким податкам. «Країни, що розвиваються» такими і лишаються протягом десятиріч, хоча і мають нижчі податки.
+
+39
Тихон Ситник
Тихон Ситник
22 ноября 2022, 2:54
#
Гетьманцев?
+
+15
Якунин Игорь
Якунин Игорь
21 ноября 2022, 22:46
#
проблема України не в рівні податків, а в тому, як їх платять — а еще в том куда тратят, ибо сколько не заработай, а если карман дырявый, то увы… Чиновников, фискалов и прочей шушеры слишком много, налоговое законодательство слишком сложно и запутано специально, абы в этой паутине легче воровать и штрафовать было.
+
0
neverice
neverice
22 ноября 2022, 10:37
#
І це також. Там цілий ворох проблем, не дуже й зрозуміло з якого боку підійти. Тому просто зниження податків фактично не вирішує нічого — це умовно перевести ще частину бізнесу в сіру зону — ефект буде аналогічний. За дивним збігом обставин — робота бізнесу в «сіру» не збільшує ні зайнятість, ні рівень зарплат, ні ВВП (а прикладів чимало, у нас половина бізнесу в сірій зоні). А суть то та сама — менше податків платять.
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
22 ноября 2022, 14:40
#
Як раз сіра економіка збільшує усе, навіть податки
+
+15
Буква Ґ
Буква Ґ
22 ноября 2022, 4:55
#
В Европе нету податкового облику)) Податковий облик выдумка чучмы чоб равными частями налоги платили, а не списали сапоги сразу на затраты будущих периодов в себестоимость, а к примеру раскидали по периодам
+
+24
neverice
neverice
22 ноября 2022, 10:49
#
Доречі, автор якось упустив нашу спрощену систему оподаткування ФОПів. У 1−2-3 форми податки мабудь є найнижчими як в Європі, так і серед країн, що розвиваються. А зараз — взагалі 2%. І 3-я форма — це не такий вже і малий бізнес. Особливо, враховуючи розповсюджені схеми оптимізації.
Та чи стимулює це хоча б внутрішні інвестиції? Не дуже. Бо війна і ризики.
Після війни можна буде щось оцінити, в залежності від безпекових умов. Та зараз говорити щось про вплив податків на інвестиції в умовах війни — це ні про що.
+
+24
bonv
bonv
22 ноября 2022, 11:29
#
Бо податки це зло!:))))
+
+10
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
23 ноября 2022, 4:33
#
Очередной бред от очередного эксперта, самопровозглашенного аналитика! За тридцать лет в стране не разработан отдельный кейс налогообложения для арендодателей коммерческой и жилой недвижимости, со всеми «отношениями» с застройщиками и местными громадами. Отсутствует понятия -«сезонных патентов» для аграрного сектора (переработка и продажа сельхоз продукции) О каком «налогообложении» можно говорить. Позиция государства по отношению к гражданам вполне ясна — сплошное вранье и о национальных принципах налогообложения стран ЕС и США, и о принципах работы банковской системы и о таможенном законодательстве и о администрировании налогов.
Цель государства не создание единых правил налогообложения, а организация (в ручном режиме, внесением постоянных изменений в НКУ) узаконенных поборов граждан! Все, дальше можно и не говорить. А мечтать можно всем, но не долго.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться