Крупнейшие торговые сети в этом году столкнулись с двумя глобальными вызовами. Высокая инфляция снижает покупательские аппетиты клиентов, а высокие процентные ставки повышают стоимость займов как для покупателей, так и для самих компаний. «Минфин» решил разобраться, остаются ли в таких условиях перспективы развития рынка ритейла и к каким акциям следует присмотреться.
Amazon: как главный магазин мира переживает высокую инфляцию и падение накоплений
Накопления тают, а расходы растут
Ситуация в американской экономике в этом году оказалась значительно лучше, чем прогнозировали эксперты. Так, по оценкам экономистов, рецессия должна была произойти с вероятностью в 70%. И даже те аналитики, которые видели возможности роста, говорили о довольно скромных результатах. К примеру, в Bloomberg считали, что экономика США за год прибавит 0,3%, а Goldman Sachs прогнозировали 1,1%.
Сейчас же, с приближением конца года, практически все специалисты сходятся на том, что американская экономика вырастет примерно на 2−2,1%.
Лучшая экономическая ситуация способствует и росту расходов американцев. За сентябрь розничные продажи в США в течение месяца выросли на 0,7%, в два раза превзойдя прогнозы, а, в целом, они идут вверх уже шестой месяц подряд. Даже если учесть коррекцию на инфляцию, то продажи в сентябре увеличились на 0,3%.
Если же посмотреть данные не за месяц, а за год, то здесь еще больше поводов для оптимизма — продажи увеличились на 3,8%. Самые лучшие же показатели демонстрируют специализированные магазины и онлайн-торговля.
«Экономика, похоже, привыкает к новой норме, когда процентные ставки остаются более высокими дольше, поэтому покупатели не останавливают расходы», — объясняет главный экономист FWDBONDS Кристофер Рапки.
Потребительские расходы растут благодаря хорошей ситуации на рынке труда США, низкой безработице и повышению зарплат, превосходящей инфляцию. Кроме этого, собранные за время пандемии сбережения остаются выше, чем предполагалось ранее. Ожидается, что этой «подушки» хватит, чтобы подпитывать расходы еще в первом квартале следующего года.
«С высокой занятостью, хорошими зарплатами и более тихими разговорами о рецессии, потребительские расходы растут и двигают экономику вперед», — отмечает главный экономист Comerica Bank Билл Адамс.
В то же время, существует и несколько факторов, способных добавить ложку дегтя к, в целом, положительной картине. Первое — это то, что, хотя накопления и остаются на высоком уровне, они все же снижаются. Так, по оценкам Бюро экономического анализа США, уровень личных сбережений за последнее десятилетие в среднем составил почти 9%, а сейчас — лишь около 4%. Также у около половины американцев меньше сбережений, по сравнению с предыдущим годом.
Также растет задолженность по кредитным картам. У более трети американцев по ним больше долга, чем наличных в запасе. А по опросу Bankrate, 57% граждан США заявили, что не могут позволить себе экстренные расходы в размере $1 тыс.
Следующий год должен помочь американцам исправить сложившуюся ситуацию. В первую очередь, благодаря снижению инфляции. По консенсус-прогнозу, в США она будет находиться в пределах 2,4−2,5%. В то же время, рост экономики составит около 0,9%.
Глобальная тенденция
По оценкам аналитиков, общемировые потребительские расходы в долгосрочной перспективе будут расти. Так, если в 2021 году они составляли около $26 трлн, то в этом году возьмут планку в $29 трлн. А уже в 2026 году должны приблизиться к $32,7 трлн.
«Минфин» уже рассказывал о том, как растет глобальное потребление продуктов питания, и особенно мяса. В то же время, вверх идет и покупка других категорий товаров. Так, в 2021 году на одежду и обувь в мире потратили $2,45 трлн, в этом году эта сумма вырастет до $2,7 трлн, а в 2028 будет достигать уже $3,3 трлн. Подобные тенденции есть и на рынке потребительской электроники, который ежегодно увеличивается на 2,9%.
Опорой для потребления выступают два фактора: глобальный рост населения и рост мировой экономики. Ожидается, что в этом году мировой ВВП прибавит 3%.
Куда инвестировать
Крупные интернет- и офлайн-магазины — основные потенциальные победители роста объема потребительских расходов. Среди крупнейших игроков рынка инвесторы могут обратить внимание на следующих:
Walmart Inc. (капитализация $449 млрд) — крупнейшая в США и мире сеть гипермаркетов. В целом, в нее входит почти 11 тыс. магазинов в более чем 24 странах мира.
Target Corporation ($50 млрд) — еще одна крупная американская торговая сеть, в которую входит около 2 тыс. супермаркетов. По данным компании, 75% американцев живут не дальше 10 миль от хотя бы одного магазина сети.
Coupang, Inc. ($27 млрд) — лидер интернет-торговли в Южной Корее и фактически монополист местного рынка. Также компания начинает развиваться в других странах Азии.
eBay Inc. ($20 млрд) — онлайн-платформа для продажи различных товаров и аукционов. По данным компании, на площадке зарегистрировано 18 млн продавцов.
Amazon.com — главный магазин мира
Несмотря на большое разнообразие крупных игроков, занимающихся продажами потребительских товаров, в секторе есть один общепризнанный лидер — Amazon. Стоимость компании оценивается почти в $1,5 трлн, а ежегодно корпорация осуществляет продаж примерно на $500 млрд.
Торговлю корпорация проводит преимущественно через одноименный интернет-сайт, хотя развивает и сеть офлайн-магазинов. Их насчитывается уже около 600 человек.
Оживление глобального рынка ритейла ощущает на себе и Amazon. Согласно последнему отчету, квартальные продажи в Северной Америке за третий квартал составили около $88 млрд, что на 11% больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Продажи за пределами своей родины менее важны для Amazon, их объем за квартал составил $32,1 млрд, хотя прирост здесь более стремительный — почти 16% в год.
Если год назад торговое направление было убыточным, и за квартал привело к потерям почти в $3 млрд, то на этот раз общая прибыль превысила 4,2 млрд. Правда, зарабатывает Amazon по-прежнему в США, а остальные страны для него убыточные, хотя уже не столь существенно, как год назад.
Причина прошлогодних потерь — реформа системы доставки товаров, и попытка ускорить ее. В этом году предыдущие усилия начали давать результаты, уменьшая инвестиции и обеспечивая более низкую себестоимость работы.
Также стремительно растут доходы от продаж на Amazon товаров других продавцов. Доход от них за квартал вырос на 18%, превысив $32 млрд.
Читайте также: В следующем году золото ожидает безумный рост: как этим прогнозом воспользовался «Минфин»
Нашел Amazon и еще один неочевидный способ монетизации собственного сайта. Поскольку клиенты заходят на него целенаправленно за покупками, он становится идеальной площадкой для рекламы. Квартальные доходы от нее уже доходят до $10 млрд и стремительно растут.
Диверсификация бизнеса
Хотя Amazon ассоциируется преимущественно с торговлей, это далеко не единственный бизнес компании. Ключевое альтернативное направление — облачные технологии и обработка больших массивов данных.
Этим бизнесом Amazon занялся в 2006 году, и на данный момент является лидером рынка. На него приходится около трети всех облачных услуг в мире — примерно столько же, как на ближайших преследователей — Microsoft и Google — вместе.
Направление принесло компании с начала года уже около $17,5 млрд чистой прибыли, а в последнем квартале — почти $7 млрд.
Для Amazon облачный бизнес — это далеко не только сохранение чужих данных на собственных серверах, но и множество разнообразных аналитических сервисов. К примеру, в этом году корпорация договорилась с BMW о разработке платформы автопилота.
В планах компании стать одним из лидеров развития искусственного интеллекта. Amazon годами использовал инструменты ИИ для отслеживания тенденций покупок, рекомендаций продуктов клиентам и усовершенствования логистики. Новые технологии должны помочь не только улучшить собственные сервисы, но и предложить продукты на продажу.
Среди еще более необычных направлений — запуск собственного спутникового интернета, вроде Starlink. Ожидается, что свои первые спутники Amazon отправит в космос уже в первой половине следующего года.
Читайте также: Производителя Patriot завалили заказами: почему падают акции компании
Несмотря на рост показателей по всем ключевым направлениям и значительные перспективы компании, ее акции торгуются примерно на 20% дешевле, по сравнению с пиками 2020 и 2021 года. Нынешнюю же цену можно рассматривать, как временную скидку. Со временем смягчение монетарной политики повлечет за собой новую волну подорожания технологического сектора, а фундаментальные факторы для взлета у Amazon уже будут.
Финансовые результаты
«Минфин» добавил в свой виртуальный консервативный портфель одну акцию Amazon в момент, когда она стоила $132,71. На дату публикации статьи она подорожала почти на 7,6%. Сказалась общее оживление рынка.
В то же время, в целом, приобретенные нами акции почти не изменились в цене, подорожав на символические 0,18%. Лидер роста — оружейный гигант RTX Corporation, акции которого прибавили в цене более 12%.
А вот наибольшее падение пережили производители продуктов питания: Kellogg Company и Archer-Daniels-Midland.
Консервативный портфель «Минфина»
Компания (фонд) | Цена в момент приобретения | Количество приобретенных акций | Текущая цена акции | Изменение цены, % | Ожидаемые дивиденды, % |
RTX Corporation | 73,31 | 1 | 82,32 | 12,29 | 3,18 |
Technology Select Sector SPDR Fund | 166,01 | 1 | 178,66 | 7,62 | 0,78 |
Amazon.com | 132,71 | 1 | 142,76 | 7,57 | Отсутствуют |
Occidental Petroleum Corporation | 58,8 | 2 | 61,18 | 4,05 | 1,16 |
iShares 7−10 Year Treasury Bond ETF | 96,6 | 1 | 91,01 | -5,79 | 3,9 |
Kellogg Company | 59,22 | 4 | 52,31 | -7,13 | 4 |
Archer-Daniels-Midland | 84,94 | 1 | 72,6 | -14,53 | 2,23 |
Комментарии - 2