Multi от Минфин
(8,9K+)
Оформи кредит — выиграй iPhone 16 Pro Max!
Установить
29 января 2025, 7:10 Читати українською

Автогражданка по-новому: заоблачные цены и новые условия для водителей

В Украине взлетели ценники на полисы автогражданки. Изменились не только цены, но и условия автострахования. Что произошло, и что автовладелец может получить за дополнительные деньги, — разбирался «Минфин».

«К примеру, до нового года полис по Киеву стоил 1 800−2 500 грн, а сейчас — от 4 300 до 7 000 грн», — говорит руководитель страхового бизнеса компании Treeum Дмитрий Соколов. Конкретные суммы зависят от самого авто, стажа водителя и др. На некоторые машины полисы стоят до 10 тыс. грн и даже больше.

Соколов объяснил такое существенное изменение цен новым законодательством, которое регулирует страхование автовладельцев от ответственности перед третьими лицами (которое, напомним, является обязательным).

Как изменились цены

Новые ценники на автогражданку с января 2025 года выставили все страховые компании. Удорожание, по сравнению с прошлым годом, колеблется в среднем от 70% до 100%.

К примеру, hotline finance дает такой расклад по ценникам на автогражданку на авто с объемом двигателя 1,6 литров по Киеву:

  • Страховая компания VUSO — порядка 5 800 грн,
  • «Express Страхование» — 5 113 грн,
  • INGO — 5 190 грн,
  • «Евроинс» — 5 197 грн,
  • ТАС — 5 271 грн,
  • «Княжая» — 5 336 грн,
  • Uniqa — 5 770 грн.

Во Львове, Днепре, Одессе и других крупных городах такое же авто можно застраховать примерно на 1 000 грн дешевле.

Для авто с двигателем 2 литра цены выше в среднем на 700−1 000 грн. А полисы на автогражданку для машин с мотором от 3 литров стоят вообще по 9−10 тыс.

На «Минфине» есть полисы со скидками. К примеру, автогражданка для авто с двигателем 1,6 литров и киевской регистрацией от компании INGO стоит 4 671 грн, ТАС — 4 744 грн, VUSO — 5 471 грн, «Евроинс» — 4 677 грн и т. д.

«Стоимость полисов значительно выросла — на 80−100%. Сейчас средняя цена составляет порядка 4 тыс. грн, но разница между минимальной и максимальной стоимостью достаточно существенная — от 500 грн для транспорта, типа мотоцикл, до 50 тыс. грн, к примеру, на автобусы, зарегистрированные в Киеве», — рассказала «Минфину» директор департамента методологии компании VUSO Татьяна Павлюченко.

Елена Билецкая, заместитель директора департамента страхования СК «АРКС» приводит такие примерык.

Скажем, страхуется авто Toyota RAV4 2020 года выпуска с мотором 2,2 л, Киев, собственнику 50 лет -стоимость полиса 7776 гривен. Другой пример: авто Volkswagen Golf 2015 года выпуска, двигатель 1,4 л, Львов, собственнику 40 лет — 4557 гривен.

Авто Daewoo Lanos 2010 1,2 л, Днепр, собственнику 40 лет — 3648 гривен.

«В целом стоимость полиса варьируется от 3,5 тыс грн до 6 тыс грн. В зависимости от возраста водителя, типа и возраста транспортного средства и региона регистрации. Конечно, могут быть и более дорогие предложения в зависимости от параметров авто и возраста владельца», — добавила Билецкая.

Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств является обязательным в Украине. То есть платить придется всем водителям.

Почему автогражданка так сильно подорожала

Главная причина — вступление в силу нового закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

«Предыдущий закон на эту тему проработал 20 лет, и большая часть его положений не отвечала современным нуждам участников рынка ОСАГО и не учитывала требования профильной Директивы 2009/103/ЕС», — объяснил «Минфину» глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

Цены на автогражданку, потолок которых ранее регулировался, «отпустили». Теперь страховая компания сама может определять стоимость полиса, с учетом ситуации на рынке и своей затратной части.

«К примеру, я могу продать полис автогражданки хоть за гривну, или даже подарить, если, к примеру, клиент покупает у меня „Зеленую карту“ на год. Тут уже вступает в действие маркетинг», — объяснил «Минфину» заместитель главы правления Украинской пожарно-страховой компании Игорь Сахар.

По его словам, многие страховщики пока только «нащупывают цены». Не исключено, что в ближайшее время они еще могут измениться. В некоторых страховых компаниях, куда «Минфин» обратился за комментариями, отвечать на вопрос изменения стоимости автогражданки отказались, отметив, что итоговый ценник «пока точно не определен».

Стоимость полиса определяется страховщиком самостоятельно на основании методики расчета. Цену будет формировать спрос и предложение, но она должна позволять страховой компании иметь возможность вовремя рассчитываться с пострадавшими и отвечать законодательным требованиям.

«Существенно изменились качественные параметры страховки. Водитель теперь покупает полис в первую очередь для себя, ведь при наступлении страхового случая он сможет напрямую обращаться в свою страховую компанию, а не в страховую компанию виновника ДТП.

Также выросли лимиты возмещения по имуществу и здоровью пострадавших, отказались от франшизы в этом виде страхования. Эти и другие изменения сказались на ценах. На сайте «Минфин» мы следим за тем, чтобы стоимость полиса для людей была как можно ниже и более доступной. Но прошлогодних ценников ждать нет смысла", — отметил Дмитрий Соколов.

Татьяна Павлюченко говорит, что стоимость полиса зависит от многих факторов, ключевые — тип транспортного средства, регион эксплуатации, опыт вождения собственника. Учитывается также инфляционная составляющая, повышение стоимости запчастей и услуг СТО. «Но главное — полное переосмысление подхода к защите пострадавших в ДТП в рамках нового законодательства», — добавила Павлюченко.

Больше выплат без франшизы и износа: что поменялось в автостраховании

Новый закон по автогражданке в целом существенно меняет правила этого вида страхования.

Основные нововведения такие:

Постепенное повышение размеров страховых сумм (максимального размера страховых выплат) — до установленных в странах ЕС уровней. Уже с 1 января этого года за вред, оказанный жизни и здоровью пострадавших, будут платить по 500 тыс. грн на человека (ранее — 320 тыс. грн), или 5 млн грн на один страховой случай, вне зависимости от количества пострадавших.

За имущественный ущерб пострадавшие станут получать 250 тыс. грн (ранее — 160 тыс. грн) на человека, или 1,25 млн на один страховой случай, вне зависимости от числа пострадавших. После отмены военного положения суммы вырастут до 1 млн грн для пострадавших в ДТП людей (лимит по одному страховому случаю — до 20 млн грн), и до 2 млн — за имущественный вред. После вступления Украины в ЕС выплаты станут еще больше.

Внедряются быстрые страховые выплаты за страховщиков-банкротов (до 90 дней).

Запускается прямое урегулирование при всех ДТП без пострадавших лиц (если ущерб нанесен только авто). Это значит, что пострадавший водитель может обратиться в свою страховую компанию, а не к страховщику «виновного» участника аварии, как было ранее. Это правило распространяется и на те случаи, когда у виновника ДТП вообще нет полиса автогражданки.

Преимущества прямого урегулирования «Минфину» объяснил Игорь Сахар.

«Ранее ко мне приходил не мой клиент, а „человек с улицы“, которому нанес ущерб тот, кто купил у меня полис автогражданки. Отношение к „чужакам“ у многих страховых компаний соответствующее — переплачивать никто не заинтересован. При прямом урегулировании придет наш клиент, который уже купил полис, и, может, и дальше будет покупать автогражданку и другие продукты. Поэтому есть прямая заинтересованность обслужить его как можно лучше», — говорит Игорь Сахар.

Он прогнозирует, что прямое урегулирование повысит общий уровень страхового сервиса. Если человек не виновен в ДТП, его страховая компания покроет ущерб, но затем обратится за компенсацией к страховой компании виновника аварии. То есть у страховщика пропадают стимулы экономить на клиенте, ведь он сможет получить выплаченную сумму от страховой компании виновника аварии. Таким образом, водителям перестанут недоплачивать по страховкам, что было массовым явлением ранее.

Отменяется понятие «износа» при расчете размера страховой выплаты, а сами выплаты будут осуществляться в размере, необходимом для восстановления транспортного средства. Ранее по всем авто, если они не только что из салона и уже сняты с гарантийного обслуживания, при расчете страховой выплаты учитывали «износ». Он мог существенно уменьшить выплату, так как страховщики считали, что на старую машину вполне можно поставить недорогую запчасть из разборки. А если найти б/у комплектующую автовладелец не мог, ему приходилось доплачивать со своего кармана.

Вводится свободное ценообразование, что, по словам Гетманцева, позволит определить «справедливую цену» и включить рыночные механизмы.

Уменьшен срок рассмотрения заявления на выплату — с 90 до 60 дней с дня обращения.

Отмена франшизы. Ранее в среднем по рынку она составляла 10−15%. То есть часть средств должен был доплачивать владелец полиса со своего кармана.

Нюансы автогражданки по-новому

Страховщики, с которыми пообщался «Минфин», говорят о нюансах, с которыми придется столкнуться и им самим, и автовладельцам.

К примеру, ранее пострадавший в ДТП мог потребовать выплаты на руки. С этой суммы взымался НДС, но такой подход позволял получить «живые деньги», за которые необязательно было ремонтировать авто. «По факту их можно было потратить на что угодно, чем многие водители и пользовались», — говорит Игорь Сахар.

Теперь же внедряется европейский подход — средства на ремонт будут перечисляться на СТО. «Авто загнал — авто забрал. Ничего доплачивать не нужно, все вопросы решает страховая», — уточняет глава Ассоциации Страховой бизнес Вячеслав Черняховский.

Для автовладельцев это удобно, но, во-первых, исчезнет возможность пускать выплаты «на жизнь», вместо того, чтобы ремонтировать поврежденное авто, во-вторых, нельзя будет отремонтировать машину «в гаражах» и у частных мастеров, которые не работают со страховыми компаниями.

Черняховский также добавил: из-за того, что оплачивать ремонт станет страховая компания пострадавшего, которая затем будет выбивать компенсации у страховщиков виновника ДТП, особо спорить с мастерами по сумме она не будет. Из-за этого в целом на рынке может еще больше повыситься стоимость ремонтных работ.

Впрочем, разбрасываться деньгами страховщики все равно не будут.

«Чтобы страховые компании друг друга не обманывали, применяются определенные механизмы расчета выплат. В частности, размер среднего убытка (то есть усредненная сумма выплат по страховым случаям). Ранее этот показатель составлял 25 тыс. грн, теперь вырастет до 48−50 тыс. грн», — подсчитал Игорь Сахар.

То есть 48−50 тыс. грн — это та сумма, на которую могут рассчитывать водители, попавшие в «среднестатистическое» ДТП без больших повреждений авто. Это в два раза больше, чем было ранее, но не факт, что и такое повышение потолка позволит полностью отказаться от практики доплат со стороны автовладельцев.

В этом вопросе многое будет зависеть от лояльности страховщика, то есть включатся те самые «рыночные механизмы», на которые рассчитывает Гетманцев.

Игорь Сахар говорит, что сами страховщики пока только разбираются с особенностями автогражданки по-новому. И первый, не совсем приятный сюрприз, который уже всплыл для бизнеса, — неопределенность со льготной категорией клиентов.

«Ранее часть водителей (инвалиды 1 группы, участники боевых действий) имели право не покупать автогражданку. Их ответственность страховало государство. Теперь они должны покупать полисы, хотя и со скидкой в 50%.

Нюанс в том, что государство пообещало компенсировать страховщикам суммы скидок, но пока Кабмин только ищет источники для таких компенсаций, и, по моей информации, в первом полугодии этого года денег не будет. При этом продажи полисов за полцены уже активно идут. Как это в итоге повлияет на портфель убыточности страховщиков — непонятно", — отмечает Игорь Сахар.

Также, по его словам, на рынке началась неразбериха со страховыми агентами. Они получают от страховых компаний определенный процент комиссионных из каждого проданного полиса. Но, после того, как ценники на полисы взлетели, страховщики стали «обрезать» комиссионные.

«Агенты почему-то захотели тоже в два раза больше получать, хотя их работа никак не изменилась. Когда страховые компании начали срезать комиссионные, агенты стали бегать по страховщикам в поиске тех, кто предложит больше. Кроме того, НБУ выставил дополнительные требования к страховым агентам. В свете всего этого, пока непонятно, как дальше будут работать агентские сети и останутся ли они на рынке вообще», — говорит Игорь Сахар.

А что, если не покупать полис?

Из-за резкого повышения ценников на автогражданку, у многих водителей может появиться соблазн вообще не покупать полис. Такие случаи были и ранее. «У меня как-то закончилась страховка, денег на новую не было. Поэтому я какое-то время ездил без полиса. Решил, что, если поймают, заплачу штраф, это все равно намного дешевле, чем покупка новой страховки», — рассказал «Минфину» киевлянин Илья.

Игорь Сахар говорит, что у них продажи по автогражданке пока не упали. Но, по мнению Черняховского, армия «отказников» действительно может увеличится.

Ведь штраф за отсутствие автогражданки сейчас — всего 425 грн, что как минимум в 10 раз меньше, чем стоимость полиса.

Как говорит Гетманцев, новым законом предусмотрен контроль наличия полисов камерами автофиксации. «На сегодняшний день законодательство в сфере административных правонарушений не готово к этому, и система автофиксации пока не используется для выявления данного правонарушения. Но со временем, когда в законодательство будут внесены изменения, решение не страховать авто станет просто экономически неоправданным (так как штрафы будут приходить каждый раз, когда авто попадет в поле зрения камер — ред.)», — подытожил Гетманцев. Сроки начала «охоты» за отказниками от полисов с помощью камер он не назвал.

Игорь Сахар больше рассчитывает на личную заинтересованность водителей страховать авто. «Дешевле заплатить штраф, чем покупать полис, ровно до того момента, пока вы не въедете в чей-то автомобиль. Ведь тогда придется заплатить сполна, и все — со своего кармана», — говорит он.

«Выводы делать пока рано, но по результатам продаж за 15 днея января мы видим рост на 65% количества полисов, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Мы поясняем это тем, что украинцы стали более тщательно выбирать страховщика по автогражданке, так, как они выбырают партнера по КАСКО. Ведь теперь при ДТП клиент обращается к той компании, полис которой купил», — говорит Билецкая.

Автор:
Людмила Каплун
Кореспондент Людмила Каплун
Пишет на темы: Компании и рынки

Комментарии - 33

+
+8
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
29 января 2025, 7:31
#
Киевская область, бензин 1.6 была 1100 грвен (сентябрь 2024) .Сейчас через … (реклама) от 1150 (фр 100000 гривен) до 2830 гривен.
На авто 3.6 бензин было 2230 - стало 3700 гривен…
И «любимый вопрос» а чем вы не довольны?
Выполнением Украиной требований ЕС ???
+
+48
Іво Бобул
Іво Бобул
29 января 2025, 7:40
#
Ви наче з іншої планети !!!
Київ, бенз 1.5л, 2008р, була 1600 грн (серпень 2024), зараз (січень 2025) 5400 грн!
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
29 января 2025, 8:03
#
Вам что скинуть копию страховки?
+
0
Gres
Gres
29 января 2025, 8:08
#
Скиньте, дуже цікаво…
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
29 января 2025, 8:16
#
Интересно, что ?
Ну хорошо, сейчвас «затру» данные оставлю цену и название конторы и срок действия… И что вам это даст???
У вас авто есть?
Самое интересное что. подобный бред …о жизни на другой планете … пишут люди у которых и вто нет?
Вопрос -а вы выложите свой страховой полис???
+
0
Іво Бобул
Іво Бобул
29 января 2025, 9:30
#
Https://minfin.com.ua/blogs/10455291/251137/
+
0
BobKickass
BobKickass
31 января 2025, 15:00
#
ПолісЮа ? впізнав, але вони всьо — до НР все страхував там і було дешевше ніж кругом, але зараз все з точністю до навпаки. Можливо в майбутньому виправляться.

А ви вусо зрівнюєте з їхньою ж страховкою? Бо вони невиправдано дорогі, я б сказав найдорожчі.
+
0
Три літри
Три літри
29 января 2025, 8:30
#
В листопаді один з найдешевших 1600₴ з хвостиком. Зараз від 2900 до 7900. Звісно якщо порівнювати 1600 та 7900 то караул 😁
+
+17
KValera
KValera
29 января 2025, 8:56
#
Гриша. Франшизу отменили. Ты в какой подворотне оформил страховку с франшизой?
+
+77
YakovBoricov
YakovBoricov
29 января 2025, 10:55
#
Спочатку плачуть , що страховка дорога, потім коли ДТП, то їм не вистачає вже 160 000. Тобто логіка залізна: я нічого платити не хочу, але коли ДТП то не забуваю лаяти все навколо як Страхову так і Державу. Питання: а нащо ти собі купив на останні свої кошти отой непотріб і їздиш на дорогах України створюючі аварійні ситуації. Щобільше, ти свій непотріб завіз в Україну на шару, не сплатив ні податки ні військового збору. Твій непотріб місяцями припаркований , як сміття стоїть навколо. Ви, ліваки, паразитуєте на Державі , тягнете її вниз. Може ще кредит для вас візьмемо, щоб ваш непотріб ремонтувати?
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
29 января 2025, 11:00
#
Стоп! Это вы мне?
Продлжаем, если вопрос касается меня — где написано что я не доволен?
Если вопрос касается меня — откуда вы знаете что и когда я завез и что я платил и где я паркую авто?
Это все, если ваш коммертарий касается меня?
+
0
KValera
KValera
30 января 2025, 8:29
#
GrugoriyHoland. Гриша к тебе был вопрос. В какой подворотне купил страховку с франшизой если с 1 января 2025 года франшизу отменили?
+
+10
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
30 января 2025, 8:59
#
Наверно , патамуша я ее покупал еше в сентябре 2024 года?
Ответ понятен?
+
+8
KValera
KValera
30 января 2025, 9:22
#
Гриша так зачем ты лезешь с комментариями в статью где обсуждают условия страхования в 2025 году? Ещё бы написал как 20 лет назад страховку покупал.Ты в следующий раз читай, думай, а потом комментировать лезь.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
30 января 2025, 9:30
#
Вопрос -а ты сам читал статью???
…«Наприклад, до нового року поліс у Києві коштував 1 800—2 500 грн, а зараз — від 4 300 до 7 000 грн», — говорить керівник страхового бізнесу компанії Treeum Дмитро Соколов. Конкретні суми залежать від самого авто, стажу водія тощо. На деякі машини поліси коштують до 10 тис. грн і навіть більше…
Не чего не говорит о сравнении -что было и как есть???
Так может я сам буду решать что мне делать. можно? Или надо «экспертов» спрашивать?
+
+8
KValera
KValera
30 января 2025, 9:58
#
Гриша выпей чай, успокойся.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
30 января 2025, 10:00
#
Послушай, если не хочешь узнать куда тебе сходить и где и как, лучше провести остаток дня, перестань тратить свое время и давать мне советы!
Спасибо за понимание!
+
+8
KValera
KValera
30 января 2025, 12:13
#
Гриша ты так чай и не выпил? Не нервничай.
+
+8
theNinja
theNinja
4 февраля 2025, 10:07
#
Ви, мабуть, дужа молода людина, якщо називаєте українців ліваками. Це не громадяни паразитують на державі, а навпаки, всі роки з 91-го. Просто поцікавтесь сумами податків, зборів, штрафів, які збирались всі роки і скільки реально було витрачено на соціальні виплати, чи відсутні були схеми, щоб гроші дійшли до адресатів в повній мірі і скільки вкладено в інфраструктуру і що реально завершено за вкладені. Коли ви порахуєте, або навіть грубо прикините — ви зрозумієте, що за зібрані в бюджети гроші можна було створити сильну державу з великою мірою справедливості по відношенню до громадян, і тоді було б на чому паразитувати…
+
+10
Три літри
Три літри
29 января 2025, 8:19
#
Від стажу водія ціна поліса не залежить взагалі.

Людмила, пишіть краще про компанії та ринки, страхування це не ваше.
+
+10
Ponomariov
Ponomariov
30 января 2025, 7:56
#
А ще ,вона десь знайшла Ланос 1.2 Сміх тай годі.
+
0
BobKickass
BobKickass
31 января 2025, 15:05
#
Від стажу водія ціна поліса не залежить взагалі.

Чого ж, там навіть галочка в полісі спеціальна є, чи більше 3х років стажу чи менше. Інше питання що воно так і не запрацювало… Логічно буде якщо зараз запрацює, ці коефіціенти мають здешевлювати вартість полісу за безаварійне кермування і навпаки. Так само й з малим і великим стажем кермування, віком авто, тощо.
+
0
theNinja
theNinja
4 февраля 2025, 9:57
#
Так, а головне. що безаварійність багаторічного стажу ніяк не впливає на ціну страховки, хоча абсолютно логічними були б коефіцієнти.
+
0
Три літри
Три літри
29 января 2025, 8:38
#
У Львові, Дніпрі, Одесі та інших великих містах таке саме авто можна застрахувати приблизно на 1 000 грн дешевше.

В проігнорованому вами Харкові вартість поліса починається приблизно від 3000₴. Тобто дешевше на дві тисячи від заявленої вами вартості для Києва.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
29 января 2025, 8:51
#
Ну что эксперты -вопрос открытый -у вас автомобили хоть есть???

https://minfin.com.ua/blogs/grugoriyholand/251133/

Уровень экспертов «пробил» ДНО!!!
.абы шо ляпнуть… БАЛАБОЛЫ...
+
0
Іво Бобул
Іво Бобул
29 января 2025, 9:33
#
Так хто балабол ? авто є
https://minfin.com.ua/blogs/10455291/251137/
+
0
Іво Бобул
Іво Бобул
29 января 2025, 9:36
#
У мене питання, що у вас з лімітами по майну і здорорвью ? чому такі маленькі. якщо за замовчуванні повинні бути:
1 250 000 грн за майно
5 000 000 грн за життя і здоров’я

А у вас 500 і 250к відповідно!
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
29 января 2025, 9:55
#
Нет У меня ни льгот ни чего!!!
У меня 320 на 160.
Ну и посмотрите сколько сейчас стоит такая страховка -2350…гривен
Ну и я отправляю менеджеру (девочке) лично от себя 200 гривен на кофе!
+
0
Hennady
Hennady
29 января 2025, 12:12
#
Правильно, має бути 250 і 500 на особу
а у GrugoriyHoland 160 і 320, тому що страховка в умовах 2024 року (з вересня 2024)
а ціна низька в 2025 році, тому що не Київ, а область
+
0
BobKickass
BobKickass
31 января 2025, 15:08
#
тому що не Київ, а область

Так, ціна залежить від міста реєстрації власника. Хрін його зна чому…

Перевірив вартість свого полісу, вартість виросла втричі. Цікаво =)
+
0
Danilporoh
Danilporoh
31 января 2025, 13:34
#
Вообщем Гриша купил страховку скорее всего перед НГ потому лимиты старые. И начал тут полемику есть авто или нет. Авто сейчас не роскошь :) Агенты звонили на кануне, мол можно взять еще по старой цене. 1,2 ситроен бенз, Одесса 2600 грн франшиза 0. Новая цена 2025 года 5000грн
+
0
Sichevskiy
Sichevskiy
31 января 2025, 13:39
#
У мене в Києві на вул.Волинська сталась незначна дтп.Зателефонував у страхову,сказали оформити європротокол і їм передзвонити.Після цього на протязі декількох днів на мої дзвінки ніхто не відповідав.відповідав.Через днів 10 я їм знову зателефонував,то мене відразу запитали чи не хочу я оформити страховку.
+
0
Romanenkas17
Romanenkas17
30 марта 2025, 17:10
#
Ну так инфляция же 6%, все правильно: было 2200, стало 4800 грн.))) Все правильно зелёный посчитал, скажет кастрюлям «цэ европэйскый выбир» и они похлопают ему.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться