Сбои в работе банкоматов, неожиданные тарифы, квесты с посещением банковского отделения и долги по закрытому кредиту — эти и многие другие жалобы оставили в декабре клиенты банков. Но главным событием месяца стало изменение лидера Народного рейтинга. За какие проколы потребители финуслуг отобрали у monobank пальму первенства и кто теперь стал народным любимцем номер один — читайте в свежем обзоре «Минфина».
Monobank сдал позиции: кто стал главным любимчиком потребителей
Количество заявок растет, процент закрытых вопросов остается стабильным
К концу года читатели особенно активно жаловались на работу банков. В декабре раздел «Отзывы» на нашем сайте пополнился рекордным в 2022 году количеством жалоб — 389. Больше всего уже традиционно досталось Приватбанку — 90, Ощадбанку и monobank — по 48.
Активнее всего реагировали на жалобы monobank и Приватбанк. За месяц они уладили около половины претензий своих клиентов — 27 и 42 соответственно. Ощадбанк справился не так хорошо — «закрыл» всего 20% от всех полученных.
В целом, банкиры были не слишком вежливыми со своими клиентами: вместе им удалось решить менее трети вопросов — 116 претензий. Хотя, здесь нужно учитывать, что читатели обращаются за помощью к «Минфину» уже после того, как исчерпают другие возможности внесудебного урегулирования вопросов с банком. Так что с нашей помощью удается найти выход из, казалось бы, уже безнадежных ситуаций.
Новый лидер — А-Банк
Декабрь стал поворотным месяцем для Народного рейтинга. Впервые за 5 лет существования проекта в нем появился новый лидер.
monobank, который с 2018 года неизменно занимал первое место, уступил его А-Банку, опустившись на второе место.
Борьба за первенство между двумя необанками продолжается уже более двух лет. Как видно из данных рейтинга, А-Банк получил самую высокую среднюю оценку по отзывам. В этот раз банк, как свидетельствуют данные, более оперативно и качественно реагировал на замечания своих клиентов: процент решения проблем по отзывам в А-Банке составляет 84%, у monobank — 77%.
Кроме того, А-Банк ведет активную работу с клиентами, в частности, предлагая им оставлять отзывы на «Минфине».
За месяц в рейтинге произошли и другие перестановки:
- izibank обошел Укргазбанк и перебрался на 5 позицию;
- Правэкс Банк поднялся с 11 на 10-е место, вытеснив Сенс Банк, который теперь оказался аж на 13-й позиции;
- Пивденный покинул 13 место и перескочил на 11-е;
- улучшил позицию Райффайзен, который вышел на 21 строчку, сдвинув ниже Приватбанк.
Напомним: то, насколько внимательны банки к потребителям своих услуг, влияет на их позицию в Народном рейтинге. Количество баллов, которые клиенты присваивают финучреждениям, отражает их мнение об уровне сервиса в банке и не имеет отношения к финансовым показателям.
Подробно с методикой Народного рейтинга можно ознакомиться здесь.
Читайте также: Новые ставки по депозитам и лимиты по картам: что банки предложат клиентам в 2023 году
На что жаловались читатели «Минфина» в декабре
Валюта, комиссии и финмон: какие проблемы создавал потребителям monobank
Главной темой споров между monobank и его клиентами стала валюта. С сентября потребители массово сообщали о задержках с выдачей наличного доллара со счетов и депозитов в СКВ.
В декабре таких жалоб стало меньше. Но клиенты банка в смартфоне, особенно из регионов, продолжали писать, что не могут вовремя забрать свои средства.
«Не могу получить депозит в монобанке, уже более 35 дней как истек. А-банк выдает валюту своим клиентам без проблем. Подскажите какие-то сроки выдачи депозитов и как обращаться в фонд гарантирования банковских вкладов, если информация когда выдадут депозит отсутствует», — написал клиент из Хмельницкой области под ником a1973n.
С аналогичной проблемой столкнулся Rom Kos со Львова. Он сообщил, что уже более 3 месяцев не может забрать с депозита свои $2 600.
«Раньше не было проблем со снятием валюты, заказывал — через несколько дней в отделениях Универсал банка забирал. Теперь ждать нужно от 3-х недель, а затем тебе приходит сообщение „Перенос валюты заказа, свяжитесь пожалуйста со службой поддержки“. И так уже где-то было 9 раз в течение 3−4 месяцев», — возмутился потребитель.
Впрочем, претензий к финучреждению хватает и без валюты. Многие жалобы, например, поступают на блокирование счетов и отказ продолжать обслуживание клиента по инициативе банка.
Подобная неприятная ситуация произошла с Ярославом Логонюком. Он 1,5 года пользовался услугами банка, и вдруг банк отказался с ним сотрудничать.
«Попробовал пополнить счет телефона, транзакция не прошла, после чего появилось уведомление, что на мою карту наложено ограничение. Написал в тех. поддержку, чтобы узнать, в чем дело, мне сообщили об отказе в обслуживании моих карт», — пожаловался нам Ярослав Логонюк.
Банк отказывается объяснять клиентам причину. Такие решения финучреждение принимает согласно своим алгоритмам, которые, согласно внутренней политике, не хочет разглашать. В итоге, заявки не решены, негатив к банку растет.
Упрекают monobank также в ненадлежащем информировании об изменениях в тарифах и появлении новых комиссий. Пользователь под ником studhyu рассказал, как мог «попасть» на деньги при покупке ОВГЗ, если бы случайно не узнал о нововведениях на форуме.
«Никакой новости, ни одного пуша в приложении, ни одного предупреждения о новой комиссии при покупке бумаги в приложении… Раньше можно было поддержать государство и купить как гривневые (хотя у моно только две бумаги с неактуальными ставками примерно 10−11%) так и валютные ОВГЗ со входом от одной бумаги. Теперь ОВГЗ в моно только для тех, кто может сразу уложиться от 3−4 бумаг в валюте, потому что если 1−2 — весь доход съест комиссия (16,41$ 600 грн), а с 1 бумаги можно и в минус уйти. С гривневыми бумагами тоже самое, только вход будет с 15 бумаг и выше», — объяснил читатель.
В ответ на отзыв служба поддержки monobank подтвердила, что
«На облигации в гривне — 15 грн за операцию. На облигации в валюте — 600 грн за операцию. При этом количество облигаций в операции на сумму комиссии не влияет. Эта комиссия введена исключительно для оплаты операций за депозитарные операции в НБУ — https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0790−03/sp», — объяснили в банке.
Читайте также: Банки активизируют сверхкороткие депозиты
Как стандартные банковские процедуры ставят в тупик клиентов Ощада
Из отзывов наших читателей мы узнали, что клиентам Ощадбанка начали приходить SMS о необходимости актуализировать контактную информацию и личные данные. Для этого рекомендовалось посетить отделение финучреждения, чтобы заполнить анкету-опросник. Однако, на деле сделать это оказалось не так-то просто.
Пользователь из Луцка, получив такое уведомление, пришел в отделение Ощадбанка. Но там объяснили, что не могут обновить данные, поскольку счет открыт в другом населенном пункте.
«По словам работника банка, нет доступа к базе данных другой области. Работник банка посоветовала обновить данные в Харьковской области по возвращении домой. А если мы с женой будем в Луцке полгода, что делать?», — спрашивает г-н Kotsky.
Другой пользователь с ником Serg2908 сообщил об аналогичной проблеме.
«Поступило сообщение о том, что я должен явиться в любое отделение банка с паспортом и ИНН для актуализации данных. Как я могу явиться в отделение, если ближайшее отделение от меня находится в 120 км (в Изюме отделения не работают). Что вы делаете? На улице зима, война, обстрелы, электроэнергию отключают, а вы вызываете людей в банк для актуализации данных», — написал он.
В пресс-службе Ощадбанка разъяснили, что актуализация данных клиента является стандартной банковской процедурой. Банк обязан принимать меры по надлежащей проверке и обеспечивать актуальность полученных и имеющихся документов, а также информации о клиенте, на основании предоставленных им официальных документов. Период обновления информации для каждого клиента устанавливается индивидуально, но не реже, чем раз в пять лет.
«Сообщения отправляются клиентам, по которым необходимо актуализировать данные. Конкретные сроки не определены, но рекомендуем сделать это как можно скорее. Клиент может обратиться в ближайшее удобное для него отделение банка, где заполнит анкету-опросник, а также там сделают копии его идентификационных документов», — прокомментировали в Ощаде.
Также в финучреждении отметили, что если клиент находится за границей, ему рекомендуется обратиться в ближайшее отделение банка по возвращении в Украину.
Читайте также: Как банк сохраняет доверие клиентов во время войны
Как можно стать должником по закрытому кредиту
Большинство добросовестных заемщиков после полного погашения кредита успокаиваются и забывают о займе. Но случается так, что кредит снова напоминает о себе спустя некоторое время. Клиент Укргазбанка под ником IrynaMykolaivna рассказала, как стала должником по уже оплаченному кредиту.
«Мой кредит был оплачен в августе, комиссия за пользование уплачена в сентябре, через 2 месяца в ноябре с меня снимают собственных (не кредитных средств — 100 грн) и я еще должна банку — 367 грн, на вопрос, почему и за что взыскание, ответ один — обращайтесь в отделение», — написала IrynaMykolaivna.
Пользователь обратила внимание на весомый пробел в системе обслуживания Укргазбанка. Мало того, что образовался неизвестно откуда долг в 467 грн, да еще и дистанционно решить проблему оказалось невозможно.
«Дешевле было заплатить эти 467 грн, чем возвращаться в Украину или звонить из Германии», — говорит автор отзыва.
Судя по ответу службы поддержки Укргазбанка, путаница возникла из-за кредитных каникул, которые банк ввел в феврале и отменил с начала мая.
«Банком в феврале 2022 года по Вашему кредитному договору была предоставлена отсрочка до конца года на уплату 468,48 грн — начисленных процентов за пользование кредитными средствами (февраль 2022 года). Дополнительно Вам были отправлены СМС и PUSH-сообщения по поводу приближения времени уплаты вышеуказанной суммы», — прокомментировали в Укргазбанке.
Чтобы не возникало подобных ситуаций, как подчеркивают банкиры, кредит важно не только погасить, но и закрыть правильно. В пресс-службе Укргазбанка рассказали, какого алгоритма действий следует придерживаться заемщику, чтобы в будущем не появилось непогашенных остатков.
«Нужно прийти в отделение Укргазбанка, где специалисты уже на месте говорят клиенту, что делать для полного погашения кредита. Определяют дату полного погашения. Доначисляются все проценты, указанные в договоре, и проверяются штрафы. Вот здесь и бывают неопределенности. Клиент оплачивает, если у него есть, штрафы, снимается обременение. Все», — подчеркнули в банке.
Ни взять, ни дать: как банкоматы и терминалы «съедают» деньги клиентов
Все чаще банкоматы заставляют украинцев нервничать. Отзывы, как «денежные машины» не выдают средств, но при этом сумма списывается с карты, есть практически на странице каждого банка.
«При снятии средств с банкомата операция прошла, карточка была возвращена и сразу выключился свет, деньги не были выданы, но со счета списаны», — поделился своей историей клиент Ощадбанка Александр Береза.
Еще в большую беду попал потребитель услуг банка ПУМБ. Банкомат, мало того, что не выдал ему деньги, так это еще и оказались кредитные средства, за которые сразу начислили проценты за снятие.
«Хотел снять кредитные средства в размере 10 000 грн, очень необходимо было купить средства для энергетической независимости. Банкомат начал считать средства, потом подвис, потом начали следовать окна ошибок и вообще исключился. Денежные средства снялись со счета, но я их не получил… То есть я не получил средства, средства списали и начали начислять проценты за снятие», — рассказал автор отзыва 7kokos.
Финучреждения констатируют, что случаи, когда банкоматы списывают, но не выдают средства, участились. В пресс-службе ПУМБа сообщили, что за период с 9 декабря по 9 января в банк поступило 210 обращений клиентов. Для сравнения: в сентябре обращений было только 57, а в октябре — 69.
В таких случаях специалисты банка советуют позвонить на «горячую» линию и оставить заявление на обжалование транзакции. Также клиент может обратиться в любое отделение банка, но в условиях активных военных действий лучше использовать дистанционные каналы связи.
«Мы каждый раз проводим инкассацию банкоматов и пересчитываем остаток наличных денег. По результатам проверки банк либо компенсирует клиенту средства в случае выявления излишка наличности (полностью или частично), либо отказывает (если излишка средств не обнаружено)», — рассказали в пресс-службе ПУМБ.
Вообще, банкиры советуют осторожно выбирать варианты для получения наличных.
«В нынешних условиях более безопасно снимать наличные деньги в отделениях ПУМБ, в торговых точках и других финансовых учреждениях, оборудованных генераторами. Сейчас это единственная возможность избежать проблем с АТМ, которые вызваны перебоями с электричеством», — подчеркнули в пресс-службе.
Не менее рискованно сегодня пользоваться и терминалами. Пользователь branisolga рассказала, как под Новый год решила открыть конвертационный вклад. Для этого она должна была положить деньги на Универсальную карту, а уже через Приват24 открыть депозит в долларах.
«В отделении стоял банкомат-терминал, я положила туда 100 000 грн, в результате мне выдало чек, что невозможно выполнить операцию, деньги в банкомате, потом пришла смс, что совершена операция на сумму 78 500, хотя я положила 100 000 грн, и сбой, сформировалась Заявка», — пишет клиент Приватбанка branisolga.
Уже через день, по ее словам, получила сообщение от Приватбанка, что никакого сбоя не было и ей не вернут 100 тыс. грн.
В пресс-службе Приватбанка «Минфину» подтвердили, что проблемы во время пользования банкоматами и терминалами в последнее время участились. Сейчас за сутки в банк поступает около 300 обращений, что в 2−3 раза больше, чем несколько месяцев назад.
Причина — систематические отключения света. В случае резкого прекращения электроснабжения банковская машина выключается и может, приняв наличные, не засчитать их на указанный счет.
В банке заверили, что паниковать не стоит, и дали советы, что делать клиенту в такой ситуации.
«Прежде всего, обратиться на „горячую“ линию по номеру 3700. После соединения с оператором нужно объяснить ситуацию и подать заявку на возврат средств. Крайне важно предоставить самую полную информацию — адрес расположения банковского аппарата или его номер, время проведения операции и точную сумму потерь. Обычно подобные ситуации решаются при ближайшей инкассации терминала», — подчеркнули в пресс-службе.
Также в Приватбанке обратили внимание, что терминалы предназначены больше для осуществления переводов или пополнения карт. Для приема больших сумм лучше использовать банкоматы с функцией кеш-ресайклинга. А учитывая реалии с отключением света, операции с большими суммами лучше проводить через кассу.
Комментарии - 43
Ну а те що ці їжаки хоч на спекуляціях зароблять собі на ковбасу, бо просиджують штани на роботі … я на основній роботі заробляю більше.
К стати в привате тоже неплохой курс, и в конкорде тоже.
1. одновременно открывать, главное найти общий язык с банками.
2. Я из моно все вывел уже — да неудобно
3. Завидуй!
То что ранее было открыто уже вывел.
В чем не стыковки?
Сейчас больше 100тыс в грн эквиваленте в месяц на 1 банк нет смысла вкладывать, такие сейчас правила рынка.
Сейчас банки сильно ограничивают в открытии карт онлайн, раньше ты мог открыть — а сейчас такой возможности могло не быть бы.
Возможно из-за Битка — дробите суммы, чтобы не попадать под фин.мон.
Тот же Конкорд (Необанк) — пока не хочет выдавать валюту с карты привязанной к гугл-пей…
ну точнее выдает — но по тарифам «без наличия карты»…
Регулярно роблять, от лише два тижні тому з ялинкою. Який громодянин відповиться від втіхи примусити банк витратити гроші — спрацювало на ура.
Кстати, покупаю валюту в моно на депо, потом в отделении валютой снимаю, оч удобно.
Статья попахивает джинсой.
Очнитесь, идет жестокая война, но банковская система работает. Даже валюту можно снять, забронировав ее через поддержку.
Тупить не надо.
Видимо нужны продовольственные карточки, чтобы дятлы поняли всю серьезность ситуации.
Приват24 уже превратился в площадку продающию товары и услуги.