С первого дня войны НБУ «заморозил» официальный курс доллара на уровне 29,2549 гривен. С тех пор он этот «якорь» не менял и регулировал валютный рынок с помощью введения или отмены ряда ограничений.
Стоит ли Нацбанку отпускать официальный курс доллара
Но на днях глава НБУ Кирилл Шевченко заявил, что регулятор задумывается о возврате к политике плавающего курса. Заявление наделало много шуму. К вечеру прошлой пятницы ценники в обменниках финкомпаний взлетели до 38−40 гривен за наличный доллар с недавних котировок продаж 34,50−34,65 гривен.
Чиновники быстро спохватились и стали уверять, что официальный курс останется «замороженным». Но осадок остался. Наличный рынок продолжает лихорадить, даже несмотря на спешную отмену Нацбанком с 21 мая привязки максимального курса продажи наличной валюты к официальному курсу.
Страх девальвации нарастает. В тонкостях ситуации, сложившейся на валютном рынке, разбирался «Минфин».
Может ли Нацбанк в ближайшее время разморозить курс и зачем
Несмотря на свой независимый статус, НБУ приходится принимать совместные решения с Минфином Украины, который заинтересован в наполнении бюджета деньгами. При этом регулятору важно сдержать инфляцию хотя бы в пределах уже озвученных им ранее около 20% по году.
Сколько получит бюджет от перехода к плавающему курсу
При прогнозной потере до 45% ВВП, падении доходов бюджета, ведении активных боевых действий и зависимости экономики от внешних поставок, задача обеспечения ЗСУ и граждан в основном решается за счет западной помощи и эмиссии гривны в разных форматах. Это и прямая эмиссия, и покупка Нацбанком военных облигаций. по состоянию на середину мая регулятор уже выкупил ценные бумаги на 120 млрд гривен из планируемого объема всего выпуска в 400 млрд гривен.
Недавно премьер-министр Денис Шмыгаль зяавил, на закрытие текущих дыр в бюджете государству ежемесячно надо не менее $5 млрд в эквиваленте.
Пока дефицит закрывают за счет сокращения расходов бюджета и внешних источников. Только от ЕС правительство планирует получить до 30 млрд евро, а от США по ленд-лизу — $40 млрд. Но основная часть этих средств пойдет на потребности армии. А для финансирования социальных расходов, закрытия долгов по возмещению НДС бизнесу и для полноценной поддержки экономики Минфину Украины постоянно нужны деньги. И чиновники ищут любые пути наполнения бюджета — от дальнейшего сокращения расходов до возврата к сбору части налогов, отмененных в первые недели войны.
НБУ в поиске ресурсов для бюджета тоже участвует, хотя формально и не отвечает за фискальную и бюджетную политику в Украине. Валютный рынок дает определенные возможности в этом направлении. Поскольку наличный доллар при продаже достигал отметки в 38−40 гривен, можно предположить, что при переходе к плавающему курсу приблизительно до этих же значений может вырасти и межбанк, а значит — и официальный курс.
В этом случае произойдет положительная валютная переоценка золотовалютных резервов на балансе НБУ (составляли $26,9 млрд на начало мая). При росте официального курса, например, до 38 гривен с действующих 29,2549 гривен за доллар — она составит не менее 235,38 млрд. Значительная часть этой суммы в дальнейшем может пополнить казну в виде отчислений Нацбанка от прибыли. Плюс бюджет получит рост доходов от вновь введенных государством налоговых и таможенных сборов, привязанных к официальному курсу. А также от налогов, получаемых от реализации импортных товаров через розничные сети.
Подсчитать в целом эту цифру с учетом всех нюансов достаточно сложно. По расчетам «Минфина», с растяжкой во времени она может составить до 300−325 млрд гривен.
Риски «разморозки» курса
Рост официального курса, как минимум, повлечет:
1) негативную переоценку валютных пассивов у самого регулятора и у всех банков, что отразится и на их конечном финансовом результате;
2) создаст новые проблемы оставшимся валютным заемщикам по дальнейшему обслуживанию своих кредитов и спровоцирует необходимость доформирования резервов в банковской системе. А это дополнительно ударит по капиталу банков и их нормативам;
3) увеличит расходы Минфина Украины по обслуживанию внешних долгов;
4) усилит инфляционные процессы в стране;
5) приведет к обесценению гривневых сбережений населения, оттоку средств граждан из банков при увеличении «подматрацных» сбережений в валюте.
По расчетам «Минфина», при переходе с теперешнего «замороженного» курса сразу же к действующему на текущий момент (брали порядка 38 гривен за доллар) — в разных вариантах «съест» до 120−155 млрд гривен выигрыша для государства от запуска по новой модели плавающего курса.
Значительную часть последствий от таких действий НБУ можно будет окончательно оценить только через месяц-два после такого решения. И цифра потерь может оказаться значительно больше.
В итоге, по достаточно условным расчетам, выигрыш для казны от возврата официального курса сразу к текущему плавающему может составить до 170−180 млрд гривен.
Но не факт, что конечный экономический эффект от такого решения НБУ сможет оказаться вообще позитивным в условиях войны.
Читайте также: Курс доллара вырос до 38−40 гривен: что дальше
Что нужно было бы сделать Нацбанку и когда
НБУ сейчас формально не отвечает за курс. Регулятор снял с себя эту ответственность еще в период 2014—2015 годов. Но Нацбанк отвечает за ситуацию с ценами. Поэтому чиновники вряд ли захотят сейчас брать на себя ответственность за галопирующую инфляцию, ведь утверждение «война все спишет» в данном случае не сработает.
Ситуация в экономике и на межбанке, когда экспорт практически не работает, очень сложная. Основной приток валюты — это международная помощь. Сейчас Нацбанк закрывает практически весь критический импорт своими интервенциями. Поэтому для возврата к плавающему курсу НБУ, скорее всего, будет ждать хотя бы стабильного запуска экспорта зерна и подсолнечного масла у аграриев.
Взлет мировых цен на нашу агропродукцию при налаживании логистики, по расчетам экспертов, позволит Украине получать ежедневно не менее $170 млн валютных поступлений. Это станет определенной подстраховкой по курсу гривны на межбанке. Лишь после этого можно говорить о возврате к плавающему курсу с определенными ограничениями со стороны НБУ.
С другой стороны, разрыв между официальным курсом доллара 29,2549 гривен и реалиями рынка уже существенный. Можно предположить, что при полноценном запуске экспорта агропродукции рыночный курс был бы в пределах 34−36,50 гривен. Именно такие котировки и были на наличном рынке до его спекулятивного «загона» до 38−40 гривен 18−19 мая.
Этот разрыв в пределах около 4,75−7,25 гривен на долларе между относительно рыночным (34−36,50) и официальным (29,2549) уже создает серьезные перекосы в экономике. И провоцирует попытки играть на разницах курсов через различные «схемы». Более того, если этот разрыв будет расти, и коридор 38−40 гривен за доллар останется надолго — выходить из такой ситуации Нацбанку будет всё сложнее и болезненней для экономики.
Поэтому логичным было бы решение регулятора о пересмотре официального «якоря» по доллару с 29,2549 гривен в сторону умеренного роста. Чтобы, с одной стороны — сократить разрыв между реалиями рынка и официальным курсом. А с другой — выполнить задачу по сдерживанию инфляции и обеспечить жизнеспособность финансовой системы и экономики с минимальными стрессами.
По расчетам «Минфина», этот «якорь» по официальному курсу при сохранении всех действующих на момент написания статьи ограничений Нацбанка мог бы находиться в пределах 31−32 гривен за доллар.
В дальнейшем к вопросу пересмотра значений «якоря» по официальному курсу доллара можно было бы вернуться. Но уже исходя из действующих реалий валютного рынка и ситуации в экономике.
Комментарии - 25
Обратной стороной этого является то что те кому реально нужно выводить валюту зарубеж и не обязательно ради финансовой спекуляции, а это в первую очередь импортёры — не могут это сделать из-за ограничений на операции которыми НБУ пыталось помешать товарищам которые описаны выше.
В итоге от фейкового курса немного выигрывает государство и сильно выигрывают финансовые спекулянты, одновременно с этим сильно проигрывают добропорядочные граждане и бизнесы.
Что не мешает соратникам Зеленского прямо и открыто набрасывать на предыдущего президента размахивая как аргументом видео «допроса» кума Путина которого почему-то допрашивают по делу гос.измены Порошенко, а не его собственных прегрешений.
Возникает вопрос — а зачем тогда вообще арестовывали Медведчука если он всего лишь свидетель в деле против Порошенко? Золотой вагон это конечно жлобство, но не уголовное преступление.
2) А соратникам и ботам предыдущего президента что-то мешает лить на Зеленского грязь и зачастую манипуляции, и нередко откровенную ложь уже три года без перерыва? Совесть например, или чувство меры? Ладно в мирное время, но сейчас война вообще-то.
У меня вообще порой ощущение, что порохоботы принимают участие в информационной войне против Украины на стороне кремля. При этом искренне считая себя патриотами.
Соучастник чего именно? Какими процессуальными действиями доказана его вина в чём-либо? Его только-только поймали и пока он даёт показания не против себя, а против Порошенко.
А соратникам и ботам предыдущего президента что-то мешает лить на Зеленского грязь и зачастую манипуляции, и нередко откровенную ложь уже три года без перерыва
Ах, извините что обидел чувства верующих в клоуна.
Странно конечно что верующие в клоуна сами не прокляли Зеленского который после 24 февраля резко переобулся и стал армовирцем похлеще сивочёлого. И деньги просить у партнёров не чурается, вжился в роль немецкой актрисы фильмов для взрослых (как он сам это называл).
У меня вообще порой ощущение, что порохоботы принимают участие в информационной войне против Украины на стороне кремля.
Когда в разгар войны сторонники клоуна вдруг опять начинают раскручивать тему гос.измены Порошенко — да, у меня тоже ощущение что они играют против Украины на стороне Кремля.
P. S. Уже весь мир понял что Зеленский не клоун и не предатель. Но у нас до сих пор это не до всех доходит. Что еще раз подтверждает, что во время выборов 2019-го со стороны Порошенко и его сторонников использовалась тяжелая пропагандистская ариллерия сходная с той что использует Кремль. И продолжает использоваться.
Можно примеров такой игры? А то мы сравниваем то что прошло по всем каналам с каким-то приснившимся Арестовичу заговором против Зеленского.
И поймали его не только-только, а полтора месяца назад. Время быстро летит, не правда ли? ;)
То, что может быть интерес у отдельных индивидуумов и спекулянтов — это оставим в стороне (не является новостью).
В качестве примера могу привести своих знакомых моряков. Те, кто в момент начала войны находился в рейсе, и у кого к этому времени уже заканчивается контракт, просто сходят на берег в другой стране и вызывают семью к себе (если они ещё не выехали ранее). Всё! Валюту, которую они заработали, Украина не увидит — ни сейчас, ни даже если открыть границу.
Ещё одни крупные «добытчики» валюты в стране — IT-шники — как только откроется граница массово уедут кто куда. У них в большинстве случаев нет привязки к месту работы, а работать в стране, где точно ничего не прилетит, знаете ли как-то по-спокойнее. Соответственно, от их выезда Украина только лишится валютных поступлений, а не приобретёт.
Я бы, будь моя воля, руководство НБУ, в военное время, за такие махинации прировнял бы к ДРГ, и к расстрелу.
В любом случае, это подтверждает мои слова за все предыдущие года — главный спекулянт на рынке валюты и главный вор, как раз сам НБУ, а точнее его руководство. Дело Гонтаревой живет… только лица меняются
Да, надо стравливать постепенно накапливающееся давление. «Золотая» середина. Чем дольше будут держать на одном значении, тем больше будет амплитуда колебаний, причем в обе стороны. Проходили уже такое и в 2008—2009 и 2014−2015. До тех пор, курс по 5−7лет держали, если память не изменяет.