В этом году обанкротилась самое большое за последние 10 лет количество публичных компаний. И это еще не предел: вторая волна корпоративных банкротств может прийтись на середину 2021 года. Как не стать владельцем акций обанкротившейся компании, разбирался «Минфин».
Что происходит с акциями компании-банкрота: главное для инвестора
Известные банкроты этого года
Для американского рынка банкротство не является чем-то необычным. В третьем квартале этого года о своем банкротстве объявили более 22 тыс. компаний. Примерно столько же их было и во 2 квартале этого года. Можно было бы подумать, что это огромные показатели, которые возникли в условиях кризиса и пандемии, но нет. В 3 квартале 2019 года количество банкротств приближалось к 23 тыс.
Однако в этом году обанкротилось самое большое за последние 10 лет количество публичных компаний. По данным S&P Global Market Intelligence, по состоянию на 19 октября таких компаний насчитывалось 527. Для сравнения: за этот же период прошлого года обанкротились 477 публичных компании.
В этом году основной удар цикла банкротств пришелся на нефтегазовый сектор. По данным юридической фирмы Haynes and Boone, за защитой от кредиторов уже обратились 33 нефтяные и газовые компании, включая такие крупные, как Chesapeake, Whiting Petroleum и Diamond Offshore Drilling. Для сравнения: за весь прошлый год в секторе было только 14 банкротств.
Еще один сектор, который показал значительный рост количества банкротств — ритейл, где уже зафиксированы банкротства 24 компаний с активами, превышающими $50 млн. По сравнению с прошлым годом — это трехкратный рост. Именно компании этого сектора больше всего пострадали от карантина.
Среди ритейловых антигероев этого года такие известные компании, как Neiman Marcus, JCPenney и Brooks Brothers. В целом, становятся банкротами компании наиболее уязвимых к локдауну секторов.
Кто еще из известных подал заявки на банкротство:
- Victoria's Secret (одна из самых известных компаний по продаже женского белья)
- Gold's gym (известная сеть фитнес-клубов премиум класса)
- Hertz (крупнейшая компания по аренде авто)
- Comcar (самый крупный грузоперевозчик)
Аналитики считают, что вторая волна корпоративных банкротств может прийтись на середину 2021, когда компании, которые влезли в огромные долги, чтобы пережить пандемию, столкнутся с проблемой выплаты долга или его рефинансирования.
Под ударом остаются компании из таких отраслей, как:
- туризм (авиаперевозчики, круизные компании, аренда автомобилей, гостиницы);
- энергетика (добыча нефти и газа);
- ритейл (за исключением ритейла продуктового и товаров первой необходимости);
- рестораны, фитнес, индустрия развлечений.
Как становятся банкротами крупные корпорации
Проблемные компании могут пройти через банкротство по двум различным процедурам - соответственно 7 или 11 главе Кодекса США о банкротстве. При банкротстве в соответствии с главой 7 (ликвидация) суд назначает управляющего, который распродает активы должника и направляет вырученные средства на оплату административных и судебных расходов, связанных с процедурой банкротства. После этого деньги распределяются между кредиторами. Но очередь редко доходит до акционеров, и чаще всего они ничего не получают.
Глава 11 предусматривает реструктуризацию долга и реорганизацию компании. При этом компания продолжает работать, но прекращаются любые кредиторские требования. Крупные корпорации, в основном, идут именно по этому пути. Часто компания аннулирует свои предыдущие акции и выпускает новые, чтобы таким образом расплатиться с кредиторами по обеспеченному и необеспеченному долгу. Акционеры, которые владели аннулированными акциями, несут убытки.
Несмотря на это, всегда остается шанс, что компания выберется из проблем. Пример такого «живого» банкрота — Pacific Gas & Electric. Компания заявила о банкротстве еще в 2019 году, но сейчас ее акции продолжают торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже и стоят около $12,5. Это далеко от максимумов нескольколетней давности, когда за акцию просили более $ 68.
Высока ли вероятность банкротства
За прошедшие 15 лет о банкротстве объявляли 16 компаний из S&P 500 (в этот индекса входят 500 крупнейших публичных компаний США). Другая ситуация с дивидендными аристократами — компаниями, которые стабильно повышают дивиденды последние 25 лет. Акции части из них существенно упали, о чем «Минфин» писал в этой статье, но о банкротстве не объявила ни одна из них.
Для того, чтобы понять, почему компании объявляли банкротство, и были ли для этого предпосылки, стоит посмотреть, как становились неплатежеспособными гиганты фондового рынка.
Chesapeake Energy
Громкое банкротство этого года. 29 июня рынок узнал давно ожидаемую новость: крупнейший американский добытчик сланцевой нефти Chesapeake Energy подал заявку на банкротство. Это не стало сюрпризом, компания не в состоянии обслуживать огромный долг из-за резкого падения цен на нефть в 2020 году.
Chesapeaske объявила о намерении реструктуризировать $7 млрд своего долга. После завершения этой процедуры компания получит $2,5 млрд, а владельцы приоритетных облигаций приобретут ее новые бумаги на $600 млн.
Акции Chesapeake, в июне пережили спекулятивный взлет на 181%, упали вниз, после чего Нью-Йоркская фондовая биржа приостановила торги ими и запустила процедуру делистинга.
Lehman Brothers
Банкротство одного из крупнейших американских банков в 2008 году, который до этого проработал более полутора сотен лет. Фактически с этого события начался мировой финансовый кризис.
Накануне банкротства учреждение стало одним из крупнейших игроков на рынке ипотечного кредитования. По состоянию на 2008 год банк выдал ипотечных кредитов на $680 млрд. При этом собственные активы оценивались лишь в $22,5 млрд.
Еще в начале 2008 года акции Lehman Brothers стоили близко к своим максимумам — почти $24. Но уже в августе за акции давали меньше $16. Фактически это был последний шанс покинуть тонущий корабль. В середине сентября банк объявил о банкротстве и цена акции упала до символических нескольких центов.
Enron
Банкротство этого энергетического гиганта в 2001 году стало неожиданностью для его акционеров, поскольку руководители корпорации прибегли к мошенничеству, чтобы скрыть состояние, в котором она находилась.
Проблемы в Enron возникли после того, как компания решила строить высокоскоростную интернет-сеть. Проект стоил сотни миллионов долларов и не оправдал себя. Тогда же руководство разработало схему сокрытия финансовых потерь. Поэтому, несмотря на то, что компания несла убытки, инвесторы видели совсем другую картину и акции росли.
Читайте также: Как выбрать брокера, чтобы купить акции за рубежом
В конце концов, осенью 2001 года скрывать потери уже стало невозможно и они попали в квартальную отчетность. Результат — быстрое падение стоимости акций. Если в октябре стоимость одной акции Enron приближалась к $40, то в момент объявления банкротства — всего 25 центов.
General Motors
Знатоки автомобильного рынка могут удивиться, увидев в списке банкротов одного из крупнейших мировых производителей автомобилей. Также все, кто хоть краем глаза следят за фондовым рынком, знают, что акции корпорации сейчас свободно торгуются.
Однако в 2009 году автопроизводитель прошел через процедуру банкротства и едва полностью не исчез. Хотя банкротство происходило в разгар мирового кризиса, проблемы в компании начались раньше. В первой половине нулевых доля General Motors на рынке США постоянно сокращалась, а у работников были неоправданно хорошие условия работы, что увеличивало себестоимость продукции. В результате в 2005 году квартальные убытки корпорации уже превышали $1 млрд, а стоимость акций опустилась до десятилетнего минимума и стоили они около $25.
Уже тогда СМИ писали, что акции достигли дна. Однако, как оказалось, дно было еще впереди. В 2009 г. в разгар финансового кризиса квартальные убытки уже достигали $6 млрд, а цена акции снизилась до 75 центов за штуку.
После объявления о банкротстве корпорацию General Motors спасли правительства США и Канады, которые на двоих вложили в нее почти $40 млрд.
Читайте также: Как заработать на электромобилях
Если кто-то решил, что эта история завершилась для акционеров хеппи-эндом, то, к сожалению, нет. США и Канада спасали фактически новое General Motors, которому достались все прибыльные активы. Именно спасатели и стали крупнейшими акционерами новой компании. Впоследствии обновленный автогигант провел IPO и правительства продали свои акции на фондовом рынке. Там они сейчас и торгуются, стоя около $44,5 за штуку.
Акционеры же «старого» General Motors за свои инвестиции никаких компенсаций не получили.
Delta Air Lines
Подобная история банкротства произошла и с одним из крупнейших американских авиаперевозчиков. Компания несколько лет переживала тяжелые времена и пыталась провести реструктуризацию активов и сократить расходы. Но в 2007 году стало понятно, что ничего уже не поможет.
После этого был согласован план выхода компании из банкротства, который предусматривал появление обновленной компании Delta с несколько измененным логотипом. Акции предыдущей авиакомпании были аннулированы, а их владельцы никакой компенсации не получили.
Банкротство на рынке авиаперевозок США — не редкость. Так, в 1991 о нем объявил некогда крупнейший американский авиаперевозчик Pan Am. Эта компания так и не сумела возродиться.
А вот когда-то пятый авиаперевозчик США US Airways о банкротстве объявлял дважды — в 2002 и 2004 годах. Впоследствии компания слилась с American Airlines.
Читайте также: Спекулировать или «купить и держать»: как выбрать стратегию на фондовом рынке
Когда в мае этого года Уоррен Баффет продал акции ряда крупных американских авиаперевозчиков по крайне низкой цене, многие эксперты обвинили его в поспешности. Но возможно, руководитель фонда Berkshire Hathaway просто видел слишком много банкротств авиакомпаний и знает, во что превращались их акции в руках не слишком расторопных инвесторов.
Как защититься
Для того, чтобы не стать жертвой очередного банкротства, инвесторам не стоит забывать о том, какие акции они держат в своем портфеле и время от времени проверять хотя бы новости, касающиеся этих компаний. А лучше заглядывать и в отчетность компаний. Хотя этот путь требует много времени.
Читайте также: Что такое ETF и как на них зарабатывать
Другой вариант — вместо инвестиций в акции конкретных компаний покупать ETF. Это обеспечит диверсификацию. К примеру, банкротство 16 компаний из S&P 500 не слишком отразилось в самом индексе. Он за 15 лет вырос более чем на 190%. А это значит, что на столько же выросли и инвестиции в ETF, которые привязаны к нему.
Алексей Писарев
Комментарии - 3
Снова напишу — приятно, что на ''минфине'' появился хороший журналист-исследователь.
Достойный премии)
А не ''авторы'' ленты новостей, не способные в тексте размером в абзац обойтись без ошибок.
По существу — при банкротстве акции теряют цену до нуля.
Продать их кому-то...)
Если входят в индекс — то перед этим делистинг.
Вообще по правилам при банкротстве шанс что-то получить от ревлизацииактивов компании сначала у держателей облигаций.
И потом уже у акционеров.
Еще — ''Энрон'' — хороший пример банкротства ''технологической'' компании.
Которых как раз очень много развелось.
https://www.youtube.com/watch?v=T0jbgtAF2aI
Подписывайтесь на youtube-канал «Минфин»,
оставляйте комментарии под новым видео ;)