Глобальный китайский проект «Один пояс — один путь» все чаще подвергается критике. Причина в неэффективном использовании кредитов, волне дефолтов и сомнительных выгодах для партнеров. Есть ли перспективы у проекта, на который уже ушел $1 трлн, разбирался Bloomberg. «Минфин» публикует перевод статьи.
Проект Китая «Один пояс — один путь» в $1 трлн угасает: сможет ли Пекин его оживить
Когда в 2017 году президент Си Цзиньпин впервые собрал мировых лидеров, чтобы наметить свое видение расширения китайской «мягкой силы» посредством сети инфраструктурных инвестиций, он назвал «Один пояс — один путь» (BRI) «проектом века».
Поскольку китайский государственный деятель открыл на этой неделе третий форум «Один пояс — один путь», будущее его детища выглядит неопределенным. По оценкам аналитического центра Green Finance & Development Center, хотя за первое десятилетие проект стоил $1 трлн, в последние годы этот импульс замедлился.
Общая активность Китая в странах BRI снизилась примерно на 40%, по сравнению с пиком 2018 года, поскольку вторая по величине экономика мира замедляется. Пекин сталкивается с обвинениями в том, что он является безответственным кредитором, доводящим страны до дефолта. Разрыв связей с США сделал сотрудничество с любимым проектом Си Цзиньпина все более спорным: Италия, его единственный член «Большой семерки», собирается выйти из него к концу года.
Один китайский чиновник считал, что инициатива «Один пояс — один путь» мертва, и приняла двойной удар из-за Covid и экономических проблем Китая. Чиновник, который попросил не называть его имени, обсуждая деликатную тему, сказал, что правительство надеется, что этот саммит, посвященный 10-летию BRI, придаст новый импульс проекту.
По мнению высокопоставленного американского чиновника, который попросил не называть его имени, США считают, что BRI столкнулся с серьезной проблемой. У Пекина меньше капитала для кредитования, и давление, требующее вернуть непогашенные деньги, которые он предоставил взаймы, растет, — сказал чиновник.
У Си будет возможность ответить своим критикам, когда на этой неделе прибудет множество лидеров Глобального Юга, чтобы пообещать поддержать программу и проверить готовность Пекина к новым сделкам, среди которых будет президент россии. В мероприятии также примут участие премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, президент Индонезии Джоко Видодо, президент Аргентины Альберто Фернандес и премьер-министр Таиланда Сретта Тависин.
Денег стало меньше
Вспышка Covid затормозила инфраструктурную и торговую инициативу Китая, поскольку глобальный спад поставил под угрозу способность должников погасить свои кредиты. Замбия стала первой африканской страной, объявившей дефолт во время пандемии в конце 2020 года, что поставило Китай, крупнейшего кредитора этой страны, в центр внимания.
Поскольку другие страны, включая Эфиопию, Шри-Ланку и Пакистан, погрузились в долговой кризис, ежегодное участие в рамках BRI упало до $63,7 млрд в первый год глобального кризиса в области здравоохранения. Для сравнения: пик в более чем $120 млрд отмечен в 2018 году.
Этот откат поддерживается геополитической напряженностью и внутренними проблемами, от которых страдает китайская экономика, и которые не проявляют никаких признаков ослабления.
«Внешние потрясения, такие как война в Украине и, возможно, в ближайшие недели новая война на Ближнем Востоке, усугубляют долговое и инфляционное бремя», — сказал Майкл Кугельман, директор Института Южной Азии в Центре Вильсона.
Китай отреагировал переходом к так называемым «маленьким, но красивым» проектам, которые приносят пользу людям. Государственная газета People's Daily в этом месяце привела в качестве примера водоочистную станцию в Ботсване, модернизированную китайской фирмой, и технологическое партнерство с семеноводческой компанией в Коста-Рике.
Согласно отчету Fudan, средняя инвестиционная сделка BRI снизилась на 48% с пика 2018 года до примерно $392 млн в первой половине этого года.
Частные компании Китая также становятся более активными в пространстве, где когда-то доминировали банки и государственные компании. Это привело к крупным инвестициям, ориентированным больше на глобальные рынки, чем на создание инфраструктуры. Китайская компания Contemporary Amperex Technology Co. и Mercedes-Benz Group AG, например, планируют инвестировать более $7 млрд в завод в Венгрии, что станет крупнейшим проектом в стране BRI с момента его запуска в 2013 году.
Читайте также: Как заработать на греческой недвижимости: 4 варианта, которые реально работают
Тем не менее, инициатива «Один пояс — один путь» всегда имела расплывчатое определение, и этот термин часто применялся к любым проектам в странах, у которых есть дружественные связи с Китаем.
Политические проблемы
Тем не менее, Италия сомневается в том, что флагманская инициатива Си вообще приносит экономические выгоды.
«Мы экспортировали партию апельсинов в Китай, а они утроили свой экспорт в Италию за три года», — заявил в июле министр обороны Италии Гвидо Крозетто. «Париж, не подписывая никаких договоров, в те времена продавал Пекину самолеты на десятки миллиардов».
После того, как Италия подписала соглашение о сотрудничестве в рамках BRI в 2019 году, ее импорт из Китая ускорился, но в обратном направлении поток товаров не увеличился. В прошлом году итальянский экспорт в Китай вырос всего на 5%, отставая от экспорта Германии и Франции.
Удастся ли оживить проект
Для стран Глобального Юга усилия Си Цзиньпина представить свою страну, в качестве лидера развивающегося мира, стали жизненно важным источником финансирования. Согласно исследованию Бостонского университета, Китай выделил $114 млрд на финансирование развития только Африки с 2013 по 2021 год.
Эти расходы побудили правительства США и Европы расширить взаимодействие с некоторыми развивающимися странами, чтобы противостоять влиянию Китая. Но хотя западные конкуренты пообещали выделить миллиарды долларов, многие из их проектов так и не сдвинулись с мертвой точки.
Кредитные линии Китая будут проверены на этой неделе, когда лидер Кении Уильям Руто, как ожидается, попросит $1 млрд для финансирования застопорившихся инфраструктурных проектов. У Пэн, директор департамента по делам Африки Министерства иностранных дел Китая, заявил, что в этом месяце скоро будет объявлено о «большом кредите» для нового железнодорожного проекта в Африке.
Этого будет недостаточно, чтобы обратить вспять общую тенденцию сокращения BRI, но это может сигнализировать о постоянной приверженности Си программе, как стержню его внешней политики.
Читайте также: Португалия: как живет и на чем на самом деле зарабатывает страна, которая едва не развалила ЕС
По мнению Рафаэлло Пантуччи, старшего научного сотрудника Школы международных исследований имени С. Раджаратнама в Сингапуре, даже несмотря на более медленные темпы инвестиций, влияние Си Цзиньпина означает, что BRI будет жить.
Комментарии - 7
Российские аналитики пишут, что финансовая система США скоро рухнет.
Американские аналитики пишут, что экономическому развитию Китая скоро придет конец.
Интересно, кому предрекают смерть китайские аналитики? :-D
Китайские аналитики работают не покладая рук, чтобы завалить мир дешёвыми товарами. Им некогда предрекать и гадать…))
китай больше не страна с огромным количеством молодежи и зарплатами 20−30 долларов в месяц , какой он был в 80-е годы прошлого века.
страмительное старение нации и средние зарплаты в 800−1000 долларов в месяц в приморских провинциях убивают экономическое чудо очень быстро.
Да , инерция огромна (как у российской армии например :))
но тенденция четко видна.
https://www.ipg-journal.io/ru/regiony/azija/ehkonomika-dlja-sedovlasykh-1816/#:~:text=%D0%92%D0%BE%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE,%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%2065%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B5.
Сі прос*ав на гонитву за світовим пануванням економічний імпульс розвитку, той що країна мала.