В период локдаунов и карантинов значение медиаактивов заметно выросло. Люди больше времени стали проводить перед телевизорами или со смартфонами в руках. «Минфин» решил разобраться, можно ли на этом заработать и какой актив лучше всего выбрать для инвестиций.
«Минфин» присмотрелся к медиарынку. Купили Spotify
Влияние контента растет
Среди основных бенефициаров локдауна оказались крупные медиакорпорации. Согласно отчету Netflix, количество подписчиков стримингового сервиса в 2020 году увеличилось на 37 млн, превысив отметку в 203 млн человек. Показатели прироста аудитории оказались самыми значительными за всю историю компании.
Ненамного отстает от лидера рынка Amazon Prime, чья аудитория в начале этого года достигла отметки в 200 млн. К тому же, у Amazon в ближайшее время появится еще один козырь — корпорация договорилась о покупке киностудии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) за $8,45 млрд.
Лидеров пытается догнать новичок на рынке стриминговых сервисов — Disney+, чья аудитория уже превысила отметку в 100 млн. Квартальный прирост его подписчиков составляет до 20 млн человек.
На рынок готовится выйти еще один сильный игрок. Переговоры о слиянии ведут WarnerMedia и Discovery. Первой принадлежит стриминговый сервис HBO Max, а второй — Discovery+. Вместе они имеют около 80 млн подписчиков и рассчитывают, что синергия поможет быстрее увеличить аудиторию.
Несмотря на быстрый рост сервисов видеовещания, у сектора есть существенная проблема — на рынке сложилась слишком высокая конкуренция. Из-за того компаниям приходится наращивать вложения в производство контента, но это поможет не всем. По оценкам аналитиков, такое большое количество видеосервисов попросту ненужно аудитории. А, значит, кому-то придется покинуть рынок, оставив место более удачливым игрокам. Поэтому стриминговые сервисы выглядят слишком рискованным направлением.
Музыкальная индустрия
«Минфин» решил обратить внимание на музыкальное направление. И здесь, как оказалось, все тоже интересно.
Еще десять лет назад многие считали, что звукозаписывающая индустрия доживает последние годы. Всему виной стало пиратство, из-за которого во всем мире обвалились продажи альбомов. Если в 2000 году продавалось около 800 млн музыкальных альбомов в год, то в 2010 году — уже чуть больше 440 млн.
Казалось, что распространение интернета должно окончательно похоронить музыкальные лейблы, но вышло все с точностью до наоборот. Электронные площадки дали индустрии новое дыхание и общий объем продаж альбомов вернулся к показателям начала нулевых.
Настоящую революцию сделали стриминговые сервисы, которые позволяют слушать музыку онлайн. Среди крупнейших таких платформ — Spotify, Apple Music и Deezer. Такие компании берут плату с подписчиков за премиум-пакеты, либо между песнями прокручивают рекламу. В любом случае, часть заработка получают правообладатели.
Особенно от стриминговых сервисов выиграли компании, которым принадлежат авторские права на ретро музыку. На носителях старые альбомы продавались плохо — все, кто хотел, их уже давно купил. А вот в онлайне интерес к таким трекам неизменно большой. Поэтому каждое прослушивание песни, например, The Beatles — это дополнительный заработок для правообладателя.
Популярность стриминговых платформ позволила многим музыкантам заработать на продаже своих авторских прав. Так, в прошлом году Боб Дилан продал права на 600 своих песен компании Universal Music. Подробности сделки остались в тайне, но, по оценкам экспертов, лейбл заплатил около $300 млн. Немного дешевле свое творчество оценил Нил Янг, уступив свой фонд из более чем тысячи песен за $150 млн.
Все свои треки продала и Шакира, правда за сколько — неизвестно — даже приблизительные оценки не назывались. Покупателем песен колумбийской певицы выступила компания Hipgnosis Songs Fund Limited. Эта корпорация в последние годы проявляет значительную активность на музыкальном рынке, собрав каталог из 60 тыс. песен. Приблизительная оценка этих активов — $1,75 млрд.
Без успеха стриминговых платформ такой интерес к рынку был бы невозможен. Ведь теперь треки приносят стабильный доход не только после выхода альбома, но и десятки лет после.
Для инвесторов, которые хотели бы приобщится к этому направлению, на фондовом рынке есть несколько вариантов.
Warner Music Group
Не стоит путать эту звукозаписывающую компанию с упомянутым выше медиагигантом WarnerMedia. У корпораций общие истоки, но их пути разошлись.
Warner Music имеет в своем активе ряд музыкальных лейблов. Среди самых известных — Warner Records и Atlantic Records. Компания занимается поиском и развитием музыкантов, записывает и издает музыку. Но что более важно, Warner Music принадлежит каталог из около миллиона песен, что, впрочем, не удивительно для гиганта индустрии, основанного еще в 1929 году.
Сейчас корпорация оценивается в более чем $18 млрд. Но 2020 год оказался для нее непростым. После нескольких прибыльных лет Warner Music отчиталась об убытках в $300 млн. Хотя, в конце прошлого года и в начале этого она уже работала «в плюс».
Vivendi SE
Наверное, мало кто знает об этой компании. Более известны ее дочерние предприятия. В частности, ей принадлежат сеть французских телеканалов Canal+, активы в книгоиздательстве и производстве игр. Но наибольшую ценность представляет Universal Music Group.
Это крупнейшая звукозаписывающая компания, которой принадлежит до трети мирового музыкального рынка. В прошлом году Vivendi продала 10% своего музыкального актива за $3 млрд, а в этом — такую же долю оценили уже в $4 млрд.
Кроме упомянутого каталога песен Боба Дилана, Universal принадлежат песни Queen и The Beatles. Сейчас лейбл сотрудничает с такими звездами, как Леди Гага, Тейлор Свифт и Билли Айлиш.
Капитализация всей компании Vivendi оценивается в 31,8 млрд евро, что говорит о ее недооценности, даже по сравнению с основным активом. Прошлый год корпорация работала «в плюс», заработав почти 1,6 млрд евро.
Читайте также: 11% роста в год: почему стоит инвестировать в видеоигры
Vivendi готовит IPO Universal Music. Предполагается, что акции звукозаписывающей компании будут размещены на Амстердамской бирже уже во второй половине этого года. Но нетерпеливые инвесторы могут уже сейчас вкладывать деньги в «материнскую» компанию.
Выбор «Минфина»
Редакция обратила внимание непосредственно на стриминговые сервисы. Скажем сразу, выбор здесь не особо большой. Есть Apple Music и Prime Music от Amazon, но в структуре обеих корпораций музыкальное направление не играет первую скрипку. Еще один крупный игрок Deezer — это частная компания, которая не представлена на фондовом рынке.
Поэтому мы решили присмотреться к Spotify. Шведская компания — бесспорный лидер рынка. Количество активных пользователей платформы составляет 356 млн человек, а платят за использование сервиса — 158 млн пользователей. Компания довольно быстро набирает аудиторию: еще 4 года назад у нее было чуть более 52 млн платных подписчиков, а постоянная аудитория была вдвое меньше. Цель Spotify довольно амбициозна: к 2026 году получить 1 млрд постоянных пользователей, из которых 300−400 млн будут платить за премиум-пакет.
У компании более чем существенные доходы: $7,88 млрд по итогам 2020 года, что на 16% больше, чем годом ранее. Но при этом всю свою историю сервис остается убыточным. В прошлом году он потерял более $580 млн. Spotify работает «в минус» из-за отчислений правообладателям, на что уходит до 80% выручки.
Чтобы начать зарабатывать, компания планирует не только увеличивать аудиторию, но и открывает новые направления бизнеса. Большую ставку сервис делает на подкасты. Работать это направление будет следующим образом. Автор подкаста будет устанавливать плату за подписку, которая составит от 3 до 8 долларов в месяц. Вначале все эти деньги будут идти авторам подкастов, но потом Spotify начнет брать свою комиссию. Также компания планирует зарабатывать на том, что авторы сами будут стараться продвигать себя и платить сервису за рекламу.
Spotify также сотрудничает с DC Comics для запуска комиксов в аудио-формате, создает разговорную платформу, похожую на Clubhouse, налаживает сотрудничество с порталами аудиокниг. Все это должно принести доходы, которыми не придется делиться с музыкальными лейблами.
Читайте также: Инвесторы оценили Clubhouse примерно в $4 миллиарда
В феврале этого года акции Spotify достигли своего пика в $364, но после этого обвалились. Нижняя точка, к которой они опустились, составляла $216. Это произошло в силу нескольких причин. Так, в первом квартале сократился темп привлечения новой аудитории. То есть, она продолжала увеличиваться, но аналитики ожидали увидеть цифры еще лучше. Кроме того, о запуске своего сервиса подкастов заявила Apple, что насторожило инвесторов.
В то же время фундаментальные показатели корпорации ничем не хуже, чем были в начале года. Spotify все еще имеет огромную лояльную аудиторию, открывает новые рынки и развивает перспективные направления. Поэтому проседание цены «Минфин» воспринял как возможность купить хороший актив подешевле.
Финансовые результаты
Редакция купила 1 акцию Spotify, когда ее цена уже оттолкнулась от дна. За акцию мы заплатили $239,96. На момент написания статьи акции музыкального сервиса подорожали на 0,19%.
Прогнозы по этому активу позитивные. Bank of America ожидает, что акции к началу следующего года подорожают на 78%, а Morgan Stanley говорит о росте в 46%. А вот эксперты Wells Fargo Securities и MKM Partners предрекают дальнейшее падение акций компании. По их мнению, через год Spotify будет торговаться еще на 16% дешевле.
В целом в портфеле «Минфина» наибольшую доходность демонстрирует другой медиаактив: игровой сервис Roblox, акции которого подорожали на 44%. Также традиционно вверху таблицы производитель витаминов Usana.
Автопрозводители понемногу выходят из кризиса, связанного со сбоем поставок микросхем, и это влияет на цену их акций. General Motors подорожала на 18%, а Honda — более чем на 11%. Худшие показатели все еще демонстрируют акции Манчестер Юнайтед и авиаперевозчика Delta Air Lines.
Читайте также: Топ-20 лучших книг для начинающих и опытных трейдеров
С учетом активов, которые у нас в портфеле, проданных акций и полученных дивидендов, «Минфин» сейчас в плюсе на $235,07. Это 7,86% от положенных на брокерский счет $2 990. Еще $444 у нас пока в кеше.
Инвестиции «Минфина»
Актив | Количество акций | Цена акции на момент приобретения, $ | Цена акции на момент написания статьи, $ | Изменение цены актива за неделю, $ | Изменение цены с момента приобретения, $ | Доходность |
Roblox | 2 | 68,74 | 99,3 | 5,64 | 30,65 | 44,59% |
Usana Health Sciences | 2 | 86,4 | 104,48 | -2,4 | 36,16 | 20,92% |
BP | 5 | 22,6 | 27,33 | 5,5 | 23,63 | 20,90% |
General Motors | 1 | 53,5 | 63,29 | 3,89 | 9,75 | 18,26% |
Brown-Forman Corporation | 1 | 69,04 | 80,07 | -0,2 | 11,07 | 16,02% |
VanEck Vectors Agribusiness | 3 | 81,44 | 93,85 | 0,61 | 37,23 | 15,24% |
WisdomTree Wheat | 2 | 6,12 | 6,88 | 0,46 | 1,53 | 12,50% |
Vanguard S&P 500 | 1 | 347,44 | 387,72 | 1,42 | 40,26 | 11,58% |
Honda Motor | 5 | 29,55 | 32,86 | 7,28 | 16,58 | 11,21% |
SPDR Russell 1000 Yield Focus | 2 | 90,49 | 98,85 | 3,78 | 16,7 | 9,23% |
SPDR Gold Trust | 8 | 172,08 | 177,06 | -1,35 | 4,96 | 2,89% |
Spotify Technology S.A. | 1 | 239,96 | 240,42 | н/д | 0,47 | 0,19% |
McDonald's Corporation | 1 | 233,23 | 233,27 | -0,46 | 0,04 | 0,01% |
Bunge Limited | 1 | 89,49 | 89,45 | 3,25 | -0,04 | -0,04% |
WisdomTree Corn | 6 | 22,41 | 21,98 | 9,51 | -2,55 | -1,89% |
Delta Air Lines | 2 | 50,67 | 46,13 | -3,11 | -9,07 | -8,95% |
Manchester United | 5 | 18,07 | 15,88 | 1,4 | -10,93 | -12,09% |
ПРЕДЫДУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ СЕРИИ:
Подсели на фастфуд: почему редакция приобрела акции McDonald's
Разбираем портфель «Минфина»: три ошибки редакции, которые делают все новички
Топ-10 брокеров, с помощью которых можно купить акции на иностранных фондовых биржах
Комментарии - 25
Где-то в одной из первых статей об инвестировании редакция Минфина писала через какого именно брокера они собираются работать. Соответственно вся информация доступна (Минфину) в виртуальном кабинете на сайте или возможно в приложении этого брокера.
Кота меня ты позовёшь…
В чём же бедность их библиотеки?
Там нет Гарика Кричевского или Алёны-Алёны? Есть.
Кристалинская есть.
Какого именно раритета не хватает?
====Титруба тут абсолютно поза конкуренцією!
При том что у ютуба вообще нет такого понятия как музыкальная коллекция, а слушать его без премиум подписки не возможно в принципе. В отличии от Спотифай.
Афроамериканского современного репа? Я благодаря Спотифай нашел турецких, в часности Gazapizm.
Русского шансона? Не являюсь поклонником не смотря на это Бутырка как-то попала в один из моих дневных листов.
Рокеров? Я тут шведских открыл, и в очередной раз хочу заметить что только благодаря Спотифай — так бы я и не знал об их существовании разве что целенаправленно искал бы.
Украинская попса конечно же есть, хоть я её и не слушаю.
Украинские рокеры тоже есть, не скажу что большой люблитель, но иногда включаю.
Немецкая/австрийская, польская, британская музыка разных жанров которую знают только жители этих стран и которую я бы в жизни не нашёл в ютубе если бы только не знал что я хочу найти Kerstin Ott, Meute, Classic, Sofie Svensson, Albatraoz или Clann an Drumma.
Ютуб изредка подкидывает что-то новое (для меня новое), например Too Many Zooz, Но в разы меньше чем теперь подкидывает Спотифай.
====бесплатная версия задалбывает рекламой
Да-да, то ли дело на ютубе когда за один ролик рекламу слушаешь 3-6 раз.
Слушаю сейчас: https://open.spotify.com/track/4HadYIhNfy7evMUI5W6wEc?si=a6ff07e37f324bd5
* неадекватной рекламой раковых попрошаек — безуспешно, реклама продолжает показываться
* назойливой рекламой унылой копии героев меча и магии — безуспешно, реклама продолжает показываться
* отсеиванием роликов не по моим интересам или вообще с каким-то фейковым контентом — тут хоть немного срабатывают фильтры
* в рекомендованные я просто боюсь заходить: там детское софт-порно (бесит просто что это есть на ютубе), всякие ютубные малышевы и тиктокеры с длинными роликами не влезающими в тикток.
мдаааа, як в тебе все запущено!
реклама на титрубі?? адблок, нє? не чув?
И чем это поможет?
Ты, как в далеких 00-х, продолжаешь ездить на свадьбы со своим компом на котором запускаешь винамп?
Уже давным давно основным поставщиком медаи-контекта у людей является их смартфон или их телевизор. А смотреть там ютуб в браузере — такое себе удовольствие. Тем более что на те браузеры адблок скорей всего и не встанет в принципе.
мдаааа, як в тебе все запущено!
У меня как раз всё в порядке с музыкальными вкусами, а вот о глубине падения твоих мы можем лишь догадываться. Поскольку заявив о бедности библиотеки Спотифай ты так и не назвал каких кричевских тебе там не хватает.
важко тобі жити певно…