Multi от Минфин
(8,9K+)
Оформи кредит — выиграй iPhone 16 Pro Max!
Установить
24 октября 2025, 7:40 Читати українською

Банки будущего: уже через 10 лет мы их не узнаем

Для большинства клиентов банк — это уже не отделение учреждения, а удобное приложение на смартфоне, в котором сосредоточены все ключевые услуги. Однако на этом трансформация банковской системы не завершается, а внедрение ИИ только ускоряет изменения. Каким будущее сектора видят мировые исследователи и украинские банкиры, разбирался «Минфин».

Из отделений в приложения

В течение последних десятилетий во всем мире обслуживание банками клиентов постоянно переходит в онлайн. Например, в США количество банковских отделений росло до 2012 года, когда их количество достигло почти 82,5 тыс., и после этого ежегодно количество отделений снижается. Уже в 2022 году их было менее 70 тыс., сообщает Федеральная корпорация по страхованию депозитов.

Еще более заметная эта тенденция в Германии, где, по сообщению местного центробанка, еще в 2010 году количество отделений превышало 39 тыс., а в 2024 году — снизилось до 17,9 тыс.

Если посмотреть на Украину, то на начало 2008 года у нас было более 21 тыс. отделений, а сейчас их меньше 5 тыс., сообщает Нацбанк. То есть их количество уменьшилось примерно в четыре раза, и только за прошлый год было закрыто около 100 отделений. Конечно, здесь можно обратить внимание на несколько дополнительных факторов, способствовавших этому — уменьшение населения, потеря контроля над частью территории, выход с рынка многих банков. Однако в целом эта ситуация соответствует глобальной тенденции на мировом рынке, что предполагает увеличение услуг онлайн.

Для клиентов получение услуг через приложения тоже становится все более важным. Как показало исследование компании Alkami, 84% представителей младшего поколения, пользующегося банковскими услугами, считают цифровой опыт ключевым фактором их качества. А половина — готовы поменять банк, если другой будет предоставлять лучший цифровой сервис.

В дальнейшем цифровизация будет усиливаться, а количество доступного в приложениях функционала будет расти, выходя за пределы обычной оплаты коммуналки или перевода денег. Например, как рассказали «Минфину» в àбанк, в их приложении недавно появилась возможность управлять всеми картами, а также оформить кредит под залог авто. «Это вещи, которые реально облегчают ежедневное пользование банком», — убежден руководитель направления Кредитные карты в àбанк Евгений Зайченко.

Банк, где его не ждешь

В дальнейшем цифровые банковские сервисы будут более активно выходить за пределы собственных приложений и появляться там, где пользователи могут их даже не ждать. Open Banking, который сейчас внедряется в Украине и позволяет управлять счетами в нескольких банках из одного финансового приложения, — только первая ласточка этого процесса.

Благодаря открытым API банковские сервисы будут все более активно появляться в приложениях и на сайтах, не связанных с финансами. Соответственно, непосредственно в них можно будет воспользоваться банковскими услугами.

Во всем мире открытый API уже активно используется для мгновенных платежей, автоматизации переводов за коммуналку, финтех-приложений, анализирующих расходы с разных счетов и т. п.

В дальнейшем эти системы будут расширяться, создавая и углубляя новые партнерства. Как следствие — пользователи смогут получать полный спектр банковских услуг, не только не посещая отделения учреждения, но и не открывая его приложение.

«Традиционные банки, которые когда-то доминировали в финансовом ландшафте, все больше будут перемещаться с центральной позиции в фоновую инфраструктуру. Это не значит, что банковские функции исчезают — скорее, они беспрепятственно интегрируются в нефинансовые платформы и ежедневную деятельность. Представьте себе покупку автомобиля через автомобильное приложение, которое мгновенно предлагает варианты финансирования на основе вашего финансового профиля», — говорится в исследовании Fintech 2040 от компании Riverty.

По прогнозу аналитиков, уже к 2040 году примерно 70% финансовых взаимодействий будут происходить через встроенные каналы, а не прямые банковские отношения.

Персональные предложения

Сочетание открытых API на различных ресурсах, рост массива информации о клиентах и использование искусственного интеллекта для анализа данных — все эти новые возможности уже в ближайшее время приведут к массовому внедрению персональных банковских предложений.

Ожидается, что индивидуальные предложения условий депозита или кредитных программ станут такими же обычными, как личные рекомендации на YouTube. При этом, как показывают исследования, клиенты не против этих изменений. По данным Accenture, 91% банковских клиентов ожидают, что финансовые учреждения будут предлагать персонализированные продукты и сервисы. А 83% — готовы делиться дополнительными данными, если это позволит им получить более выгодные финансовые условия.

Согласно исследованию McKinsey & Company, персонализированные финансовые продукты могут повысить доходность банка на 10−15%, а уровень лояльности клиентов — на 20−30%.

Технологии безопасности

Вместе с переходом обслуживания клиентов в онлайн, растет значение кибербезопасности, над которой все более активно будут работать банки.

«Мы применяем ИИ в управлении рисками — он анализирует операции и помогает выявлять подозрительные транзакции. Это уже не будущее, а ежедневная практика, которая делает банк более удобным и безопасным для клиентов», — рассказали «Минфину» в àбанк.

Еще год назад глобальный рынок биометрии для банковских и финансовых услуг оценивался в $5,9 млрд, а по прогнозу Research And Markets, уже к 2030 году достигнет $15,2 млрд. Кроме этого, банки все чаще будут использовать сочетание биометрии с дополнительными факторами проверки, например, поведенческими паттернами — как пользователь двигает мышкой, печатает или входит в систему.

Банк с человеческим лицом

Можно ожидать, что активное внедрение ИИ и других технологий будет способствовать автоматизации работы банков и полностью отстранит людей от работы с клиентами. Но, как отмечают исследователи из Accenture, все будет происходить наоборот.

«Генеративный И И позволит банкам вернуть „человеческое прикосновение“ в цифровую эру, где прошедшие 25 лет цифризации привели к отчуждению клиентов. Искусственный интеллект сможет автоматизировать рутинные задачи, сократив затраты на тесты рисков и уволить сотрудников для высокостоимостных взаимодействий», — говорится в исследовании компании Top 10 Banking Trends for 2025.

«Банк будущего будет еще проще и быстрее — все основные услуги клиент сможет получить онлайн буквально за минуты. Появится больше персонализированных сервисов, которые помогут управлять деньгами, и автоматизированных решений — от мгновенных кредитов до инвестиционных продуктов. Это позволит банку стать не только местом для хранения средств, но и удобным ежедневным финансовым помощником», — убеждены в банке.

Несмотря на вызовы военного времени, необходимость обеспечить работу в условиях проблем с электроэнергией и риски российских хакерских атак, отечественная банковская система не только поддерживает работу, но и вводит те же инновации, что и западные страны. А значит, уже через несколько лет мы ощутим значительные изменения в финансовом секторе.

Автор:
Олексій Писарев
Журналист Олексій Писарев
Пишет на темы: Инвестиции, фондовый рынок, forex, макроэкономика

Комментарии - 18

+
+105
Bart Simpson
Bart Simpson
24 октября 2025, 8:31
#
Взагалі ніхто не зрозумів що це промоушн а-банка.
+
+15
am1
am1
24 октября 2025, 13:11
#
Якщо індивідуальні пропозиції будуть працювати так само криво як рекомендації гугла, то хай йдуть вони лісом зі своїм ШІ
+
+30
Phenmen
Phenmen
24 октября 2025, 23:06
#
Ага, в застосунки. Потім банки між собою підписують якийсь драний меморандум та обмежують переводи між рахунками. Банківська система стала частиною держави, а не сервісом для своїх клієнтів.
+
+15
Qwerty1999
Qwerty1999
25 октября 2025, 12:12
#
Кліенти, що мають «білі» доходи на рівні мінімальної з/п або зовсім не мають «білих» доходів чомусь вважають, що можуть безперешкодно переводити між різними банками сотні тисяч гривень…
+
+45
Phenmen
Phenmen
26 октября 2025, 12:17
#
В разі якщо Ви мали таку необережність і накопичили на рахунку більше ніж 1 місяць таких доходів, то вивести їх буде не можливо через переводи. Не важливо білі, сірі чи фіолетові доходи.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
26 октября 2025, 12:40
#
«В разі якщо…»

Зніміть готівкою, бо перекази в інші банки це не вивід грошей з банку.
До речі, якщо сплатите борги за послуги ЖКХ, то може й виводити
не буде чого…
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
26 октября 2025, 12:46
#
Phenmen

В Україні не одна сотня тисяч громадян отримують «білі» доходи,
що перевищують 100тис грн/міс, але чомусь не скиглять про
вигадані проблеми з банками…
Може проблеми стосуються тільки тих, у кого немає «білих»
доходів чи доходи на рівні мінімальної з/п…
+
0
youknow
youknow
27 октября 2025, 7:59
#
«Може проблеми стосуються тільки тих, у кого немає «білих«» — ні.

«В Україні не одна сотня тисяч громадян отримують «білі» доходи,
що перевищують 100тис грн/міс» — з 18 мільйонів користувачів банківської системи.

потужне виправдання Qwerty1999 безглуздої діяльності працівників нбу, держслужбовців та працівників банків
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
27 октября 2025, 13:47
#
Youknow

У мене нема проблем…
У вас нема проблем…
В розділі «відгуки» також нема
на цю тему текстів…
То в кого конкретно є проблеми
при умові отримання «білих» доходів,
що перевищують 100тис грн/міс…
+
0
youknow
youknow
27 октября 2025, 14:28
#
Qwerty1999 ви замовчуєте реальну картину (тобто брешете), відгуки стосовно «отримання „білих“ доходів, що перевищують 100тис грн/міс…» — є, їх дуже багато.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
27 октября 2025, 14:34
#
Youknow
«є, їх дуже багато.»

то дайте хоч декілька посилань, бо знайомі айтішники
з доходами 100+тис/міс чогось не скаржаться…
+
0
youknow
youknow
27 октября 2025, 17:03
#
Qwerty1999

ви такі «ліниві», то не дивно що «не побачили», або не «бажаєте» бачити правду та самотужки читати.
підказка: в кожному банку про які є коментарі на цьому сайті (де ви пишите дурню) — є подібна ситуація (та, на яку я звертаю увагу)
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
27 октября 2025, 17:25
#
Youknow

а ви такі брехливі, що нездатні скопіювати ні одного посилання
на відгук, де отримувач «білих» доходів у 100тис/міс або більше скаржився на проблеми з переказами…

Звісно, що володарі мінімальних пенсій або тіньових доходів
можуть скаржитись на що завгодно…
+
0
youknow
youknow
27 октября 2025, 22:08
#
Qwerty1999 )))ви такій нездара, що не можете прочитати коментарі самостійно (і пишете відверту маячню) в доходи відносять також отримання спадщини, дарування, продаж будь якого майна і т.подібне.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
28 октября 2025, 7:29
#
youknow
Прочитав самостійно…

Один з останніх 20 відгуків


Получил ограничения по переводам п2п (Binance)
Спершу я трохи засмутився, адже не маю
офіційного доходу — лише фриланс.

https://minfin.com.ua/company/a-bank/review/405390/

тож брешіть біільше, що скаржаться
тільки на ліміти на р2р-перекази
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
25 октября 2025, 12:21
#
«вже за 10 років ми їх не впізнаємо»

Впізнаємо, бо будуть як і раніше періодично вимагати паперову справку з іпн-кодом, хоча цей код присвоюється кожній дитині дошкільного віку та залишається незмінним до самої смерті, за виключенням медичної зміни статі…
+
+30
yarg
yarg
26 октября 2025, 17:37
#
Ми говоримо про той ШІ, який вже дае 45 відсотків помилкових відповідей і намагається обманювати користувачів? Довірити йому свої гроші?
+
0
Bitcoin
Bitcoin
27 октября 2025, 12:46
#
Джинса
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться