Как меняется система налогообложения для ФОП, какие последствия могут быть из-за этих изменений, и что необходимо изменить, Цензор.нет рассказал директор Института экономического лидерства Михаил Лавровский.
Военный сбор для ФОПов: почему он разрушает логику «упрощенки»

Со второго квартала 2025 года физические лица-предприниматели (ФОПы), работающие по упрощенной системе налогообложения, обязаны подавать обновленную форму декларации и уплачивать дополнительный платеж — 1,5% военного сбора по всему объему дохода (оборот). Формально это часть адаптации налоговой системы к реалиям войны. Но если посмотреть глубже, то эта новелла существенно изменяет базовую философию упрощенного налогообложения в Украине и порождает ряд вопросов как по справедливости, так и по прогнозированности фискальной политики.
Упрощенная система: ее сущность и значение для украинской экономики
Упрощенная система налогообложения создавалась как простой и понятный инструмент для малого бизнеса: фиксированная ставка по обороту или доходному лимиту, минимальная отчетность, прозрачные правила. Именно это позволило миллионам украинцев легально работать, не создавая чрезмерную административную нагрузку на себя и на государство. Она была и остается одной из самых успешных реформ, ориентированных на начинающих предпринимателей, фрилансеров, самозанятых лиц. В этом смысле уплата единого налога — это был «все-включено"-платеж: просто, стабильно, предсказуемо.
По данным Государственной налоговой службы Украины, в 2024 году поступления в государственный бюджет от налогоплательщиков составили 1133,5 млрд грн. Хотя точные данные по вкладу ФОП в эту сумму отсутствуют, малый бизнес традиционно является важным источником доходов для бюджета. Введение дополнительной налоговой нагрузки может привести к уменьшению количества зарегистрированных ФОП и увеличению теневой экономики.
Военный сбор: новая нагрузка на ФЛПов
Теперь эта логика смещается. Военный сбор в размере 1,5% взимается не по чистому доходу, а по всему обороту. Это означает, что предприниматель платит даже по той части, которую потратил на закупку товаров, аренду, логистику или оплату труда. Таким образом, налоговая нагрузка для ФОП де-факто увеличивается — без изменения самого единого налога, но за счет дополнительной нагрузки. Например, у ФОП на 2-й группе, работающего с маржинальностью 10−15%, новое обязательство может съесть значительную часть прибыли.
Более того, со второго квартала обновленная форма декларации требует детализации объемов дохода, начисления военного сбора отдельной строкой, а также отдельной уплаты этого сбора ежеквартально. Таким образом, исчезает ключевое преимущество упрощенки: простота учета и отчетности. Предпринимателям придется тратить больше времени (или средств на бухгалтера), чтобы правильно заполнить отчетность и не получить штраф. Дополнительно возрастает риск ошибок, задержек, путаницы, что противоречит принципу «либерального» налога.
В контексте поиска дополнительных бюджетных поступлений вместо введения нового налога для ФОП следует рассмотреть повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС). НДС является косвенным налогом, уплачиваемым конечным потребителем, и его администрирование уже налажено. Повышение НДС на 1−2% могло бы обеспечить существенные поступления в бюджет без дополнительной нагрузки на малый бизнес и без нарушения логики упрощенной системы налогообложения.
Другой путь — активизация борьбы с теневой экономикой. По оценкам, теневая экономика Украины составляет около 43,4% от ВВП, что является одним из самых высоких показателей в Европе. Вместо того чтобы увеличивать налоговую нагрузку на добросовестных плательщиков, государство должно сосредоточиться на борьбе с теневой экономикой. Это включает усиление контроля за крупными налогоплательщиками, борьбу с контрабандой и уклонением от уплаты налогов, а также стимулирование легализации бизнеса через упрощение процедур и снижение административного давления.
Читайте также: Реформа упрощенки: когда и как ФОПы начнут платить налоги по-новому
Выводы и рекомендации
Введение военного сбора для ФОП де-факто разрушает логику упрощенной системы налогообложения, которая была эффективным инструментом для поддержки малого бизнеса и уменьшения теневой экономики. Вместо этого государство должно рассмотреть альтернативные источники наполнения бюджета, такие как повышение НДС, и сосредоточиться на борьбе с теневой экономикой. Это позволит сохранить доверие малого бизнеса, избежать массового сворачивания предпринимательской активности и не создавать дополнительного стимула для возвращения в «тень».
Упрощенная система налогообложения — это не налоговая льгота, как это часто пытаются представить в публичном дискурсе, а взвешенный механизм для уменьшения транзакционных расходов, повышения добровольной налоговой дисциплины и стимулирования самозанятости. Ее основная ценность — не только в удобстве отчетности или низких ставках, но и в формировании широкого слоя плательщиков, которые готовы платить, потому что государство не относится к ним как к потенциальным нарушителям. Военный сбор в нынешней форме подрывает этот баланс.
Парадокс заключается в том, что в стремлении получить больше денег от уже платящих государство рискует потерять значительно больше из-за демотивации, недоверия и снижения налоговой базы. Именно поэтому даже в самые сложные периоды фискальная политика должна быть не только о доходе, но и о партнерстве. Поэтому любые новации — тем более изменяющие принципиальную архитектуру системы — должны внедряться с предварительным общественным обсуждением, прогнозированием эффектов и определением четких временных границ.
Чтобы сохранить легальную самозанятость как основу экономической устойчивости в Украине, мы предлагаем:
- Четко установить временный характер военного сбора для ФОП с прекращением его начисления после завершения действия военного положения.
- Ввести возможность учета расходов на базу начисления военного сбора или применять этот платеж только к чистому доходу.
- Обеспечить открытый диалог с представителями малого бизнеса и принятие каких-либо новых налоговых решений с участием бизнес-ассоциаций.
- Сконцентрировать фискальные усилия на борьбе с теневыми схемами, крупным уклонением и оффшорами, в частности, через модернизацию БЭБ, таможенной службы и ГНС.
- Постепенно формировать новую философию налогообложения, где главным источником бюджетных поступлений станет широкая, справедливо распределенная налогооблагаемая база, а не точечное давление на наименее защищенных.
Комментарии - 27
«З другого кварталу 2025 року фізичні особи-підприємці (ФОПи), які працюють за спрощеною системою оподаткування, зобов’язані подавати оновлену форму декларації та сплачувати додатковий платіж — 1,5% військового збору з усього обсягу доходу (обороту). «
«Наприклад, для ФОПа на 2-й групі, який працює з маржинальністю 10−15%, нове зобов’язання може з'їсти значну частину прибутку.»
Я ФОП на єдиному податку 2група. Подача декларації для мене — 1 раз в рік. Сплата військового збору для мене фіксована по 800грн в місяць.
Що за бред видумує автор статті?
так і єдиний податок платится з обороту, а не з прибутку
оце ви в штангу дали цитуючи невігласа
Наприклад, для ФОПа на 2-й групі, який працює з маржинальністю 10−15%, нове зобов’язання може з'їсти значну частину прибутку.
ФОП другої групи не платить 1,5% від обороту, він платить фіксовану суму і яка в нього маржинальність взагалі не важливо.
руйнує, але зовсім не так як це описано в статті
бо ВЗ є податком на дохід фізичних осіб, в той час як ФОП це суб'єкти підприємницької діяльності