Финансовый мониторинг становится испытанием для клиентов. Почему так происходит и как этому противостоять, ЗН рассказали представители ЮК «Муренко, Куревой и Партнеры»: управляющий партнер Никита Муренко и помощник юриста Анастасия Швиткина. «Минфин» выбрал главное.
Финмон банков становится жестче: права клиентов, о которых не все знают
Банковские учреждения, руководствуясь требованиями законодательства, все чаще блокируют счета, останавливают операции и запрашивают кучу документов. Для клиентов, не понимающих, как работает эта система, это часто выглядит как произвол.
Глобально система финансового мониторинга имеет целью выявлять пороговые и подозрительные операции. Операции на значительные суммы, транзакции с оффшорными юрисдикциями или поведение клиента вызывают особое внимание. Закон предусматривает автоматический мониторинг сделок на сумму свыше 400 тыс. грн, но и более мелкие суммы могут стать причиной проверки, если банк считает их подозрительными.
И здесь начинаются проблемы: клиенту часто не хватает информации, почему именно его операция была остановлена и какие документы необходимо предоставить, чтобы доказать законность своих действий.
Каковы «красные флажки» для банков
Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» определены пороговые и подозрительные финансовые операции (статьи 20, 21 закона соответственно), вызывающие сомнение в их легитимности и законности.
Для банка красным флажком становятся следующие транзакции:
- если хотя бы одна из сторон-участниц финансовой операции имеет регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве, которое осуществляет вооруженную агрессию против Украины;
- финансовые операции политически значимых лиц (РЕР), членов их семьи или лиц, связанных с политически значимыми лицами;
- платежные операции по переводу средств за границу;
- финансовые операции с наличными деньгами (внесение, перевод, получение средств);
- денежные операции электронного резидента (е-резидента).
- Вне зависимости от суммы их проведения подозрительными считаются финансовые операции или попытка их проведения, если субъект первичного финансового мониторинга (например банк) имеет подозрение или имеет достаточные основания для подозрения, что они являются результатом преступной деятельности или связаны или касаются финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового поражения.
Фактически в таком контексте подозрением считается любое сомнение в причастности личности к неправомерным действиям. Так, нетипичные для клиента или отрасли операции, недостаточные или ненадлежащие документы, сложные транзакции с привлечением многочисленных посредников
Часто бывает, что клиент, открывая банковский счет, указывает ориентировочный объем движения денежных средств, например 50 тыс. грн в месяц. В течение года он высылает родственникам или друзьям средства, перекидывает зарплату на новый счет. А затем резко на счет идут поступления разными транзакциями от десятков человек на сумму более 200 тыс. грн к примеру.
Понятно, что для банка это нетипичная активность и банк будет проверять, откуда эти средства и за что они вам поступали.
Когда банк решает разорвать деловые отношения
Банк обязан отказаться от деловых отношений с клиентом, если:
- нельзя провести идентификацию или проверку клиента, или установить конечных бенефициарных владельцев и есть сомнения, что клиент действует от своего имени;
- клиент имеет слишком высокий риск или не предоставляет необходимые документы для проверки;
- клиент предоставляет недостоверную информацию или пытается ввести в заблуждение;
- выяснено, что банк или другое финансовое учреждение является банком-оболочкой или имеет с ним корреспондентские отношения;
- нельзя установить лицо, от имени которого производится финансовая операция, или его конечного бенефициарного владельца.
Читайте также: Народный рейтинг банков октября: банковский финмон взялся за ФОПов
Есть ли выход из этой ситуации
Клиенты банков имеют возможность и должны ознакомиться с правилами финансового мониторинга, программами проведения первичного финансового мониторинга и другими документами по финансовому мониторингу. Такие документы принимаются в соответствии с приказом Министерства финансов Украины
Клиентам следует лучше понимать свои права. Законодательство гарантирует право на получение пояснений от банка по заблокированным операциям. Клиент имеет право требовать четкого ответа, почему его счет или транзакция стали объектом проверки.
Клиентам также следует быть готовыми к сотрудничеству. Предоставлять правдивую информацию об источниках доходов, заранее собирать документы в подтверждение крупных операций — это поможет избежать многих проблем.
Если же клиент считает, что решение банка, которое было принято в рамках выполнения требований финансового мониторинга, нарушает его права или необоснованно, то у него есть несколько вариантов действий.
Так, он может обратиться непосредственно в банк с требованием предоставить объяснение причин блокирования счета или отказа в проведении операции. Банк обязан ответить, и клиент может попытаться решить вопрос путем дальнейшего диалога.
Если это не приведет к положительному результату, клиент может обратиться в Национальный банк Украины. Важно подготовить подробный запрос, в котором нужно описать ситуацию, указать нарушение и потребовать вмешательства регулятора. Нацбанк может провести проверку действий банка и в случае выявления нарушений применить соответствующие санкции в финансовое учреждение.
Кроме того, если клиент считает, что ему были нанесены финансовые или иные убытки из-за расторжения деловых отношений банком, он имеет право на компенсацию. Для этого также можно обращаться в НБУ, а в случае если это не дало результата, то обратиться с иском в суд, обжалуя действия банка.
Что еще нужно учесть клиентам банков
Ключевой проблемой является отсутствие прозрачности и понятности в процессе финансового мониторинга, по крайней мере, для клиентов.
Банки разрабатывают собственные политики проверки транзакций, основываясь на общих требованиях закона, но применяют их по-разному. Так что клиент может столкнуться с ситуацией, когда одна и та же операция в разных банках будет трактоваться совсем иначе. Один банк может без проблем провести транзакцию, в то время как другой заблокирует счет по подозрению в нелегальной деятельности.
Информация об отказе клиента в обслуживании банком на основании требований финансового мониторинга не является автоматически доступной для других банков. Также каждый банк осуществляет независимую проверку клиента в соответствии со своими внутренними процедурами финансового мониторинга. Поэтому отказ одного банка не обязательно приведет к аналогичному решению другого банка, если тот не выявит нарушений в деятельности клиента.
Если клиент не может получить обслуживание в банках из-за отказа в связи с нарушениями требований финмониторинга, теоретически его доступ к финансовым услугам может быть затруднен. Однако это не означает, что человек автоматически лишен всех возможностей для осуществления финансовых операций. При определенных условиях (например, наличия законных доходов и соответствующих подтверждающих документов) можно обратиться в альтернативные финансовые учреждения, которые могут предоставить услуги.
Читайте также: Крупные банки хотят ввести новый маркер финмона: внесение наличных от 50 тыс. грн
Указанная ситуация не означает, что клиент будет окончательно лишен доступа к финансовой системе, однако могут возникнуть определенные трудности, требующие уточнения или дополнительных шагов по их преодолению.
Важно отметить, что когда банк разрывает отношения с клиентом и возвращает остаток средств клиента на счет другого банка, с большой вероятностью второй банк также поинтересуется источником происхождения средств и финансовой историей. Поскольку банк разрывает отношения на основании статьи 15 ЗУ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», другой банк сразу перемещает такого клиента в потенциальную рисковую группу.
Комментарии - 35
Натомість, в Україні, як і у всякій нормальній країні, підприємницька діяльність, дозволена. А це, як і у всякій нормальній країні, про реєстрацію, дотримання всіх законних вимог і СПЛАТУ ПОДАТКІВ.
Але багато людей натомість ганяють гроші всіма можливими і неможливими способами, лиш би не вказувати їх, як свій дохід і не платити податки. І такого в нормальних країнах нема. В нас — є. Масово. Всі так звикли, всім так подобається. Аж раптом з цим хочуть боротись. А, ми так не хочем!
Ми хочем, щоб в нас був порядок, як в Європі, достаток як в Європі, але не податки і не закони. Ха-ха.
Якщо ви комусь переказуєте гроші менші ніж ваші офіційні доходи — до вас не буде питань. Якщо ж ви переказуєте більше ніж заробляєте, не те що держава, я у вас хочу спитати, звідки гроші? Ви точно нічого не приховуєте? Це з тубмочки?
«Ми хочем, щоб в нас був порядок, як в Європі, достаток як в Європі, але не податки і не закони…» Собственно говоря, в этом и проблема. Большинство из нас еще с 2014 года хочет, чтобы даже не было как в Европе, а стать частью Европы. Что мы уже только не делали на этом тернистом пути: и САП открыли, и НАБУ завели, куча реформ в прокуратуре, судебная реформа. Даже МСЕК у нас есть.И даже королевы МСЕК. Есть ощущение, что как раз все эти персонажи и отделяют нас от заветной цели.
Как говорил легитимный, «… и те козлы, которые мешают нам жить.»
Думаете, с банкирами так не случится?
Але, корупція можлива в інших місцях. Наприклад, я займаюсь чимось нелегальним, можливо через мене просто хтось ганяє свої брудні гроші… але я за корупційними схемами отримую папірець, котрий каже, що то я ФОП, з відповідним доходом.
Так, курупція для України і українців — норма. На жаль. Ми до цього звикли. Я — людина без ноги, і мені МСЕК або все оформить за хабар, або буде мене за носа водити, поки я його не дам. І я дам хабар. Ні, не звернусь в суд, ні, не дам розголосу, я просто дам хабар, розповім всім знайомим, і вони покивають головами… бо це норма. Це клята норма, в якій ми живем.
Якщо це лікувати, це лікуватиметься довго. Люди повинні звикнути, що хабар — не норм, а злочин. Це незвично. Це незручно. Дуже часто ж, люди все ж дають хабарі, щоб спростити собі життя. А тут же — треба все по-справжньому. Як відомо, в Європі менше корупції, але дуже багато бюрократії… і ти від неї не втечеш…
Але це ще треба хотіти лікувати. І це — до влади. І наша влада саботує боротьбу з корупцією. Самовіддано. Кажуть іноземці Порошенку про потребу в антикорупційних судах, а він — «Ой, та таке є хіба в Гондурасі, ну що ви…». Кажуть іноземці Зеленському що в Україні ж є проблема з корупцією, а він — «А ви що бачили щось на власні очі?..».
Так і живем…
Вот взял бы Зе пяток казнокрадов из Минобороны, поставил бы к стенке и расстрелял бы по «законам военного времени». Уверен, большинство народа бы визжало бы от удовольствия.
В целом, вроде бы все понятно и как раз системно. То есть Гетьманцев брюзжит про выдавливание бизнеса из тени, банки тут взялись за эти переводы. Ведь многие предприниматели уже и забыли, как наличку по конвертам распихивать, на карты переводы делать удобнее, взяточники тоже часто на карты деньги получают. Хорошо, конечно, чтобы получилось. Но у нас чаще все получается через другое место…
И тут настораживают такие моменты…
Сама заявленная цель… Борьба с отмыванием денег. Так как-то выходит в украинской истории, что тот, кто громче всех кричит про борьбу с коррупцией, по итогу и оказывается главным коррупционером, который просто устроил «передел рынка». Порошенко, который «рубал руки тем,кто крадет у армии», сам Зе, который решил побороть «старую, прогнившую элиту» новыми лицами, тот же Янукович, который отжимал предприятия под предлогом того, что предприниматель якобы не доплачивали налоги.
Но это я к тому, что Ф2 (то бишь, наличка) тоже хороша тем, что там бумажек много не надо. Если выходить в белую, тут опять тебе бухгалтеров добрать нужно, опять налоговики придут кровь пить на проверке бумажек. А чем бумажек больше, тем вероятность ошибок больше. Ошибки это штрафы.
А экономика от таких запретов, придирок, излишнего зарегулирования развиваться не сможет. Если еще и банки начнут палки в колеса ставить, то далеко не уедешь
це все добре, але, на 1−2 тисячі гривень навряд чи хтось зможе фінансувати тероризм або розповсюдження зброї масового знищення, бо для таких цілей це навіть не копійки, це пил.
а щодо доходів, одержаних злочинним шляхом — ок, але, раз це злочин, значить має регулюватися Кримінальним кодексом України, плюс, згідно ст. 62 Конституції України — Особа вважається невинуватою у вчиненні злочину і не може бути піддана кримінальному покаранню, доки її вину не буде доведено в законному порядку і встановлено обвинувальним вироком суду.
Інакше кажучи, якщо банку щось здалося, то банк має довести це клієнту, а не «мені здалося що ви злочинець і відмиваєте кошти, а ви бігайте з паперами і доводьте мені зворотне», це черговий індикатор того, що ми живемо в країні кривих дзеркал.
p. s. Для тих, в кого вистачить клеки порівнювати ЄС, США та інші розвинені країни з Україною, дайте собі відповідь на питання, чи будете ви казати що запорожець ледве їде, але ж і в мерседеса є проблеми з набором швидкості, бо такі порівняння недоцільні, тому що Україна не знаходилася і не знаходиться в рівних умовах для порівняння з ЄС та США, відтак і порівнювати щось від умовних вас з умовним Ілоном Маском — буде нелогічно.
Тому тут чисто суб'єктивний погляд і спроба натягнути бажане на реальне.
Напевно, мова про цей банк:
Найкращий відгук серпня: як А-Банк покарав свого клієнта, який повідомив про помилкове зарахування грошей на свою карту — Мінфін
Закон називається «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення»
Одержання доходів злочинним шляхом, якби і має на увазі скоєння злочину, чи якщо ти злочинним шляхом викрадеш кошти, то це не злочин буде за твоєю «логікою»?))
«то тут більше не вчинення злочину, за доказом якого має йти покарання, а підозра. Запідозрили, не прийняли аргументи клієнта, розірвали відносини.»
За твоєю «логікою» закон мав би називатися «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних ПІДОЗРІЛИМ шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення»))
Тому тут більше схоже на те, що якраз ти намагаєшся видавати бажане за дійсне, бо всі твої «підозри», мають бути доведені, а коли ти «запідозрив» і сам все вирішив, то це не вписується в рамки закону вже, читай мат.частину :)
Дуже потішна але зовсім безпомічна спроба захисти себе від аргументів, на які не маєш відповіді =)
Дуже потішний коментар від того, хто намагається розвести срач на рівному місті, адже ніхто крім тебе за це не чіплявся, ба більше, ти теж нічого не сказав путнього щодо цього, а просто перднув в воду і сидиш задоволений :)
Якщо в твоєму уявному світі коректно порівнювати Україну з ЄС і США, то мені тебе шкода, йди отримай 20 доларів від найпотужнішого і живи надалі в Україні в «європейських» умовах))))0)
Я не живу в Україні і не отримую ніяких допомог ні за паспортом, ні за місцем тимчасовго проживання — все заробляю сам.
А порівнювати Україну з США та Європою варто і треба, щоб бачіти недоліки та виправляти. Хоча таким як ти схоже простіше порівнювати Ураїну з Сомалі, щоб на фоні піратів бути в шоколаді
Можна ще подякувати, що ця сфера не криміналізована.
Хоча мені, як білому та пузнатому клієнту банків — байдуже, якщо посадять пару хитрозадих Микол…
Наприклад банк Конкорд за таке закрили. То був банк, в якому кожен може відкрити по 10 карт. Цим користувались всякі нечисті на руку люди. Банк мав з цього дохід, і не ставив зайвих питань. І тут гоп, НБУ його ліквідував.
Чи може вам цікаво, чому держава намагається боротись із нелегальною фінансовою діяльністю? Плювати?
Так і є. Людям плювати на банки і державу, а банкам і державі плювати на людей. Кожен переслідує свої цілі.
Тут нужно отметить, что минимум половина банковского сектора в Украине занимают государственные банки (в зависимости от показателя). Есть сомнения, что государство будет прессовать, например, Приватбанк
Новина за 9 грудня: ПриватБанк оштрафували на 10 млн грн: у чому причина
Несколько лет назад один товарищ поднял тему засилья банковской тягомотины. Пообещал банк в телефоне, дружественный финмон, открытие счета (карты) без бюрократии (без посещения банка для верификации), мгновенные платежи, кэшбек.
Моно рулил, народ оформлял карты пачками, Моно вышел на второе место по количеству карт после Привата. Гороховский поплыл, строил наполеоновские планы, рассказывал, что Моно будущий единорог, восходящая звезда мирового финтеха. Начал обещать, то чего не мог исполнить. То, что вот вот в Моно можно будет крипту покупать, то акциями торговать. Счет предпринимателя, с которого можно будет перечислять валютную выручку прямо в валюте на личный счет.
Первая лажа вышла с металлическими картами. Выглядело это реально тупо, когда в одном посте Моно рассказывал про крутизну бесконтактных платежей, а в следующем про «роскошные» и приятные на ощупь металлические карты. И тут бы сделать вывод, что нельзя гнаться за двуми зайцами, что делать нужно то, что хочет от тебя твоя основная аудитория…Но нет.
Мощнейший удар Моно получил, когда государство заставило Visa i Mastercard снизить ставку интерчейндж. Щедрый кэшбек приказал долго жить.
Из всех обещанных инновационных фич остались только котики и банки.
И вот теперь Гороховский добровольно строчит для Нацбанка тексты как усилить финмон (банковскую бюрократию) и усложнить людям жизнь
Иуд
Там трошки все через дупу: один нормативний документ дозволяє не розкривати причіни розриву відносин, а інший — вимагає називати. Тому в суді э великі шанси відмінити рішення, але добитися якоїсь компенсації дуже складно і займе роки.
І кожний закон не забороняє одразу другий раз лупанути фінмон і закрити рахунки знову.