Недавно глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев сообщил, что Украина рассматривает возможность внедрения польской модели налогообложения физических лиц-предпринимателей на упрощенной системе. Что это за модель, и как ее применение повлияет на конечного потребителя, «Минфину» рассказал вице-президент ICC Ukraine Дмитрий Алексеенко.
Украинские ФОПы на польской модели налогов: стоимость услуг вырастет на 10-12%
Гетманцев отметил, что реформа упрощенной системы является требованием МВФ, так как «единый налог в Украине превратился из инструмента поддержки малого бизнеса на систему уклонения от налогообложения крупного и среднего бизнеса».
В качестве доказательства, глава налогового комитета привел свое посещение киевского рынка «Столичный», где ему кто-то не предоставил фискальный чек на якобы контрабандный, по его мнению, товар.
Чем действительно недоволен МВФ
Попробуем разобраться, действительно ли МВФ требует от нашего правительства реформирования упрощенной системы налогообложения и какие преимущества и недостатки будет иметь внедрение польской системы в Украине?
В конце июня 2023 года Совет исполнительных директоров МВФ утвердил первый пересмотр программы «Механизм расширенного финансирования». Вопросу упрощенной системы налогообложения в Украине в нем посвящена отдельная таблица, в которой указаны недостатки и риски, в частности:
1. Разнообразные налоговые ставки и вариации в базе налогообложения между группами упрощенной системы налогообложения позволяют налогоплательщикам минимизировать свою налоговую нагрузку.
2. «Упрощенцы» могут переходить на общую систему налогообложения, чтобы воспользоваться преимуществами убыточности во время инвестиционных периодов в рамках общей системы, а затем вернуться к упрощенной системе, когда бизнес становится прибыльным.
3. Упрощенная система, вместо уменьшения налоговой нагрузки, именно для малых предприятий превратилась в инструмент для оптимизации налогов. Юридические лица и профессионалы фактически получают льготы в виде низких эффективных налоговых ставок, недоступных в большинстве других стран.
4. Массовый переход бизнеса на упрощенную систему оказывает давление на налог на добавленную стоимость (НДС), что может привести к недобросовестной конкуренции между плательщиками НДС и участниками системы единого налога.
5. Упрощенная система ставит под угрозу налоговые поступления. У платежеспособных налогоплательщиков есть стимул переходить на эту систему, фактически ограничивая свои налоговые обязательства. Занижение налоговой базы также стимулируется из-за упрощенных стандартов налогового администрирования.
6. Упрощенная система создает проблемы в контексте налогообложения труда и неформальной занятости, поскольку многие компании и физические лица предпочитают статус самозанятости, что приводит к более низким налоговым выплатам и искажению статуса налогоплательщиков.
Критика МВФ касается сложности существующей упрощенной системы в Украине и многочисленных возможностей, которые она предоставляет для оптимизации налогов. Нет, она не способствует контрабанде, или мешает выдаче фискальных чеков г-ну Гетманцеву. Это гораздо большие проблемы, в которые глава налогового комитета почему-то вовлекает систему ФОП.
Замечания МВФ по злоупотреблениям средним и крупным бизнесом использования упрощенной системы можно предупредить эффективным налоговым администрированием рисковых категорий плательщиков. В частности, самую большую проблему — схемы, в которых крупные компании делятся на более мелкие структуры, можно обнаруживать путем использования аналитических инструментов Государственной налоговой службы. Другую схему, когда работодатели требуют от работников регистрироваться как ФОП, чтобы не платить социальные взносы, можно предупреждать аннуляцией статуса ФОП для предпринимателей, которые долгое время работают только на одного подрядчика.
Но, похоже, будет избран другой путь — тотальное повышение налогов для малого бизнеса, чтобы сделать схемы использования упрощенной системы невыгодными для среднего и крупного.
Какие ставки в Польше
В качестве модели для изменений, предлагается польская налоговая система, где существует собственный вариант упрощенной системы налогообложения (Ryczałt ewidencjonowany). Как и в Украине, в Польше существует также собственная система КВЭДов — PKWiU (Polska Klasyfikacja Wyrobów и Usług), согласно которым ведется учет налоговой ставки.
По состоянию на 2023 год лимит по операциям для польских «упрощенцев» составляет 2 млн евро в год, с 2024 года он увеличится до 3 млн евро в год.
Ставки для упрощенной налоговой системы в Польше следующие:
17% — для предпринимателей т.н. свободных профессий: дантисты, ветеринары, психологи, юристы, нотариусы, архитекторы, бухгалтеры, аудиторы, брокеры, учителя-репетиторы и другие.
15% — информационные агентства и другие услуги в области информации; финансы и страхование; правовые, бухгалтерские и налоговые консультации, которые не предоставляются в пределах свободных профессий; реклама; услуги маркетинговых исследований и общественного мнения; туризм; охрана; культурные и развлекательные услуги; спорт и отдых
14% — услуги в области здравоохранения, архитектурные и инженерные
12% — услуги IT.
10% — предоставление услуг в области покупки и продажи недвижимости.
8,5% — услуги, связанные с проживанием; научные исследования и разработки; найм и аренда; гастрономическая деятельность, в частности, продажа напитков с содержанием алкоголя свыше 1,5%; образовательные услуги; деятельность по изготовлению предметов (изделий) из материала, предоставленного заказчиком.
5,5% — производство, строительство, перевозка грузов автотранспортом массой более 2 тонн.
3% — гастрономическая деятельность, за исключением доходов от продажи напитков с содержанием алкоголя более 1,5%; животноводство; рыболовство; доходы, получаемые от земельных прав.
Читайте также: Единороги, злотый или кавалерка: как заработать на Польше
Если налогоплательщик занимается деятельностью, прибыль с которой облагается налогом по разным ставкам, налог на прибыль устанавливается согласно ставке по каждому виду деятельности.
К чему приведет польская модель в Украине
Даже быстрый анализ этих налоговых ставок демонстрирует, что стоимость многих популярных услуг в Украине вырастет на 10−12%. Это — с точки зрения потребителя.
С точки зрения предпринимателя, мы должны проанализировать предложенную систему по ее эффективности и справедливости.
С точки зрения эффективности — доходы предпринимателей, прежде всего, свободных профессий снизятся, и не только из-за увеличения налога, а также из-за того, что их услуги также станут финансово недоступными для части потребителей.
С точки зрения справедливости — в ближайшей перспективе предпринимателям вряд ли стоит ожидать сногсшибательного снижения уровня коррупции в госорганах или улучшения судебной системы, что будет способствовать ведению бизнеса. Но, самое главное, что, одновременно с ростом налоговой нагрузки на малый бизнес, не решаются действительно глобальные вопросы, которые существенно увеличат прибыль госбюджета — коррупция на таможне, вывод прибыли крупным бизнесом в оффшоры, низкие рентные платежи на добычу полезных ископаемых и низкие ставки налогообложения капитала в целом. Вряд ли здесь можно говорить об «эффекте Робин Гуда».
Теперь посмотрим на цифры. По состоянию на 1 июня 2023 года количество физических лиц — предпринимателей, которые применяли упрощенную систему налогообложения, составило 1,517 млн человек. Из них выбрали:
-
первую группу — 204,4 тыс. человек (или 13,5%);
-
вторую группу — 564,1 тыс. человек (или 37,2%);
-
третью группу — 748,1 тыс. человек (или 49,3%). В тот момент количество плательщиков третьей группы с особым режимом налогообложения по ставке 2% составило 287,7 тыс. человек.
Предпринимателями — плательщиками единого налога обеспечено поступление единого налога в целом за пять месяцев 2023 года в сумме 15,2 млрд грн, в частности, плательщиками 1 и 2 групп — 2,3 млрд грн. То есть в месяц ФОПы на упрощенной системе платили около 3 млрд гривен.
За тот же период с января по июнь 2023 года в сводный бюджет по платежам, контролируемым ГНС, поступило 479,7 млрд грн. Соответственно, единый налог от «упрощенцев» составил 3,2% от общих платежей. После возвращения к ставке 5% для всех налогоплательщиков третьей группы, можно ожидать, что платежи от ФОП на упрощенной системе будут составлять около 4% всех платежей.
С ростом налоговой ставки для многих ФОП до 8,5%, 12%, 15% или 17%, можно ожидать в идеальных условиях соответствующее увеличение платежей, ориентировочно, в 2−2,5 раза. Это фискальная логика, но нужно вернуться к реалиям.
Пока продолжается полномасштабная российская агрессия, повышение налогов может иметь разрушительные экономические и социальные последствия. В правительстве это понимают, и в проекте государственного бюджета на 2024 год не заложено внесение налоговых изменений для увеличения доходов.
При этом необходимость поиска дополнительных поступлений в бюджет рано или поздно заставит пересматривать ставки налогов, в том числе для упрощенной системы.
Но вместе с водой нужно не выплеснуть и ребенка — украинский бизнес. Что помешает украинскому IT-шнику после окончания военного положения переехать в удобную для работы и интеграции польскую юрисдикцию, если налоговые ставки будут одинаковыми, а Польша предлагает гораздо больше разнообразных стимулов и возможностей?
Сколько других украинских профессионалов свободных профессий выберут путь эмиграции? Сколько украинцев, уехавших еще до войны, или потом, как беженцы, будут заинтересованы вернуться после войны и открыть здесь свое дело? Насколько большим станет неформальный сектор экономики?
Читайте также: 38% налог для банков не повлияет на доходность депозитов: что говорит НБУ
Существует ли просчет этих факторов от МВФ или г-на Гетманцева? — Нет, вы его не найдете. В то же время, украинцы быстро поймут, почему рынок услуг в нашем государстве в некоторых аспектах (был?) более развитым и конкурентоспособным, чем в большинстве стран Европы.
Комментарии - 50
Але що толку від тієї реформи, якщо 80% податків осідають в карманах? Де-факто тільки більше навантаження на простий люд! Великому бізнесу дуже легко вкласти підвищенні податки в ціну, що дає +інфляція. Але якщо надходження податків збільшаться після реформи, це ще не означає що від цього пересічному українцю стане легше жити
Поначалу доходило до маразма, берешь хлеб и сосиски, это 2 отдельных чека на разных ФОП. Люди начали возмущаться, в итоге они как-то оптимизировались, сейчас до обед с одного ФОП после с другого, вечером с третьего.
Вот Вам и Эпицентр с Розеткой, такое на каждом углу.
Закошмарить там не так просто, т.к. формально это 3 разных ФОП, которые арендуют один и тот же магазин почасово. :)
Да подобные глупости лоббировались и принимались под Эпицентр или т.п., но поскольку нельзя издать закон чисто под Эпицентр, этим успешно пользуются все кому не лень.
У нас в Украине будут долго думать то получим тоже самое пустоту в стране, а это уже деградация по всем направлениям.
Посмотрите в свой профиль, Вы с 2016 тут рассказываете о том как Вас все угнетают, но всё на что Вас хватило это уехать на несколько месяцев весной 2022, потом летом таки вернуться, и снова активно заливать что все уедут. Вы же науезжались. :)
Счастливой дороги.
Это очередной Ваш треп, как нытью что повысили налоги, но какие Вы не знаете.
Я с осени 21 везде писал, что рф нападет, вопрос только времени и масштабов.
Ссылки ни на моё «войны не будет», как и на «повысили налоги» нет. :)
17% с прибыли или 3% — какая разница?
Где тут упрощенная система, если нужно прибыль считать?
оо дійшло і до уряду вже…
вот пример:
Как видите, перечень возможных расходов, подлежащих вычету из доходов, сузился до ст. 26, ст. 26ч и ст. 26hb Закона о подоходном налоге. Это означает, что налогоплательщик, облагаемый зарегистрированной единовременной суммой, может вычесть из дохода (в соответствии со статьей 26(1) Закона о подоходном налоге):
уплаченные взносы социального страхования;
платежи в пользу ИКЗЕ;
размер членских взносов, уплаченных профсоюзам, в размере, не превышающем 500 злотых в налоговом году;
расходы на реабилитацию и расходы, связанные с облегчением осуществления жизнедеятельности, понесенные в налоговом году налогоплательщиком-инвалидом или налогоплательщиком, находящимся на иждивении инвалидов;
расходы, понесенные налогоплательщиком за пользование Интернетом, в размере, не превышающем 760 злотых в налоговом году;
пожертвования, сделанные на определенные цели.
Zobacz więcej: https://poradnikprzedsiebiorcy.pl/-ulgi-podatkowe-na-ryczalcie
Еще забыли рассказать о самом механизме распределения налогов в местные бюджеты и об условиях использования собранных средств.
Еще забыли рассказать о отдельном кейсе налогообложения для арендодателей жилья, и опять о целевом направлении собранных налогов
А самое интересное, на протяжении многих лет, у нас вся история с профсоюзами ассоциируется (с подачи клана порошенко и ахметова) как не нужный «придаток» рыночной экономики. И …куча нахлебников -коррупционеров на «пролетарском горбу».
сильно повеяло ссср и духом 1937 года , когда скромный и перепуганный писатель зощенко — мановением руки следователя превращался в «главу преступной организации „зощенко- лостбидера“ , поставившей задачу свержения советской власти» и шел на расстрел.
рошенка несвежая попалась с утра ?
безусловно порошенко в роли председателя бюджетного комитета вр — и погубил профсоюзы. Они перестали защищать трудящихся ,а начали просто собирать взносы и выдавать путевки нуждающимся. или не выдавать , если денег не хватало. Пойди расскажи это кому-то другому. Тому кто тебе верит. Поищи таких.
Иди учи мат часть.
А у Німеччини взаглі немає спрощеної системи і податки там до 45% відсотків.
«Когось не влаштовує формат Німеччини? Може ви ще раз порівняєте положення України і Німеччини? Порівняєте економічний рівень, благоустрій, різницю рівня життя людей тут і там? Питання є?»
а на все вопросы ответ — «больше платить буду когда победите коррупцию , перестанете мусор мимо урн кидать и когда мне соседка Степанида даст.»
Особенно «блаженные «сравнения с уровнем жизни …как в Польше…
Я конечно не такой «эксперт» как многие тут. но могу сообщить интересную новость! Оказывается уровень жизни граждан. доступность к социальным благам, гарантированным государством. зависит не от суммы и алгоритма самой процедуры сбора налогов, а от РАСПРЕДЕЛЕНИЯ собранных налогов. Во «штука», оказывается можно играться с суммой, словами, понятиями. но если все собранное распределяется без прозрачной процедуры закрепленной законодательством, которое (законодательство) учитывает прежде всего интересы местных общин (громад) и гражданина как налогоплательщика, толку от этих денег НЕТ и НЕ будет.
Ну и для особо продвинутых экспертов с экономическим образованием.
Вы можете брать за основу любую модель -хоть Сенегала или Канады, разницы нет. Но все это упрется в концепцию украинского налогового кодекса (с массой поправок) в редакции 2011 года, принцип которого изначально «заточен» на откровенный грабеж (который замаскирован в распределении собранных средств)
Все. тупик. Спасибо за ваши комментарии -«улыбнуло». Ну и отдельный вопрос -может то то расскажет почему банда порошенко изменила практически все законодательство, НО ни налоговый и таможенный кодекс не тронула?
порошенко не тронул налоговый кодекс. Точно.
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2755−17#Text
№ 72-VIII від 28.12.2014, ВВР, 2015, № 10, ст.56
№ 206-VIII від 13.02.2015, ВВР, 2015, № 17, ст.119
№ 211-VIII від 02.03.2015, ВВР, 2015, № 16, ст.115
№ 215-VIII від 02.03.2015, ВВР, 2015, № 17, ст.121
№ 263-VIII від 18.03.2015, ВВР, 2015, № 22, ст.149
№ 321-VIII від 09.04.2015, ВВР, 2015, № 25, ст.193
№ 332-VIII від 09.04.2015, ВВР, 2015, № 25, ст.197
№ 344-VIII від 21.04.2015, ВВР, 2015, № 28, ст.240
№ 364-VIII від 23.04.2015, ВВР, 2015, № 26, ст.222
№ 366-VIII від 23.04.2015, ВВР, 2015, № 28, ст.243
№ 381-VIII від 12.05.2015, ВВР, 2015, № 28, ст.247
№ 420-VIII від 14.05.2015, ВВР, 2015, № 29, ст.263
№ 482-VIII від 22.05.2015, ВВР, 2015, № 26, ст.225
№ 548-VIII від 18.06.2015, ВВР, 2015, № 32, ст.317
№ 555-VIII від 30.06.2015, ВВР, 2015, № 34, ст.334
№ 557-VIII від 30.06.2015, ВВР, 2015, № 35, ст.338
там еще 3 страницы изменений в этот кодекс. Но ты доказывай лохам , что его не тронули. Наверное чтобы воровать деньги из кодекса :)
Ты сначала прочитай что это за «правки» и каким боком они влияют на саму концепцию налогового кодекса и на саму «формулу» распределения собранных средств.
Полный «мрак».
Не позорься, и учи мат часть!
И ты рассказываешь что у тебя экономическое образование?
Тогда открой указанную тобою ссылку -
№ 557-VIII від 30.06.2015, ВВР, 2015, № 35, ст. 338
и расскажи о сути этой «правки» и как она повлияла на концепцию распределения собранных средств?
Такого «рехформаторкого спама» написано много, но сути вопроса распределения налогов и участия представителей общественности в этом вопросе не меняет.
ты сказал что изменений в кодекс небыло. Я тебе доказал что были и сотни.
Потом ты сказал что да . были , но не те , которых ты ожидал… Ну понятно.
Распиши — чего же ты ожидал. Иначе это разговор ниочем. На каждый аргумент ты будешь кричать что «все это не то что я хочу , а что я хочу — я не скажу»
…Но все это упрется в концепцию украинского налогового кодекса (с массой поправок) в редакции 2011 года, принцип которого изначально «заточен» на откровенный грабеж (который замаскирован в распределении собранных средств)…
Моем комментарии так написано? и есть акцент на «правки»?
Ну и по поводу моего видения вопроса — как ты говорил в 2014 году, …я бесплатных консультаций не даю…
Так что с моим вопросом, да, может ты как «лицо» с эконом образованием расскажешь на примерах государств с разними соц формациями, от конституционной монархии до федеративного устройства и разной идеологической базой, о основных составляющих налоговой системы и социально — исторических требований к изменениям системы налогообложения в таких государствах. Только учитывая разный эконом потенциал… Я вот с удовольствием почитаю… Давай, не стесняйся… или тоже за это надо платить.
Я смотрю, ты с высоты своего образования!!! даже не понимаешь в чем стоит вопрос, возьми «Ланос», поставь 15 — ю резину, кожаный салон, коробку автомат, и весь «фарш», НО это как был Ланос так и останется Ланосом — может так поймешь?
тезис «кодекс 2011 года заточен под грабеж» — это ниочем. Налоговый кодекс описывает процесс сбора налогов. Кому-то он кажется грабежом ? это его интимные проблемы.
У тебя претензии к чему именно в кодексе ? где грабеж ?
расходование собранных средств не такое ? ставки высокие ? не понимаю.
Я и сейчас скажу что бесплатных консультаций не даю. Но мне от тебя консультаций и не нужно. Просто внятно изложи свою позицию.
Ты написал «кодекс - *** ». и возмущаешся что тебя не понимают. Напиши - в чем именно говнистость, тогда будет предмет для обсуждения.
ты хочеш чтобы я в формате форума и обсуждения написал тебе 12-томное собрание сочинений об экономической истории и особенностях систем налогообложения в различные эпохи ? причем сегодня к вечеру и бесплатно ? но ты же понимаеш небольшую иллюзорность этой идею ? или нет.
Если нет — просто кивни и закончим разговор.
1 Если бы ты читал НК У то понимал что это не только про администрирование сборов.
2 Рекомендую, поверхностно, ознакомиться с подобными документами Германии как федерацией и Бельгией как республики с конституционной монархией и обратить внимание на цифры принятия этих законов. Ну и обратить внимание на концепцию самой системы.
Все удачи, мне надо с дровами разобраться ну и по совету местного эксперта надо учиться мыть туалеты.
А от купа народу, що взагалі не платить податки лишається безкарною.
Саме це й формує поганий бізнес клімат (хоча ця проблема актуальна не тільки для бізнесу). В Україні в першу чергу страждають чесні, а нечесні у виграші. То постає логічне питання — а нащо взагалі бути чесним і постійно бути в мінусі відносно нечесних. Хоча має бути навпаки.