В Украине, по официальной статистике, в 2022 году доля компаний в торговле б/у автомобилями составила лишь 2,6%, тогда как в Германии — более 70%, в Польше — не менее 20%. Почему украинские автодилеры работают в тени и что подтолкнет их перейти в легальное поле, разбирались эксперты Института исследований авторынка совместно с аналитиками YouControl.Market и Automoto.ua.
Только 3% продавцов б/у авто работает официально: как их будут выводить из тени
Объемы автобизнеса в Украине
В 2022 году украинцы купили 100,7 тыс. новых автомобилей: 71,3% привезли из-за границы (71,8 тыс.), еще 28,7% изготовили или переоборудовали в Украине (28,9 тыс). Работают сети официальных импортеров и дилеров, которые продают новые машины и отчитываются о своей деятельности. В целом, этот сегмент достаточно прозрачный и понятный, в отличие от продаж авто с пробегом.
В прошлом году в Украине зарегистрировали около 1,3 миллиона сделок купли-продажи транспортных средств с пробегом. Из них 36,3% впервые были поставлены на учет после импорта из-за границы (463,1 тыс.), а 63,7% (811 тыс.) — это внутренние перепродажи.
Если анализировать место заключения договора — только в 66,8% случаев это делали в Сервисных центрах МВД, где такая услуга предоставляется бесплатно для физических лиц. Поэтому, вероятнее всего, большинство из них — это непосредственные продажи от предыдущего владельца новому, что и является реальной долей продаж обычных граждан, которые продают собственное авто раз в несколько лет.
В то же время, 32,8% сделок заключили на комиссионных площадках. Это связано со сложностью бюрократических процедур. Сфера импорта б/у авто более прозрачная: почти половину (49%) официально привозят юридические лица.
Читайте также: Топ авто, которые угоняют в Украине в 2023 — Опендатабот
Сколько налогов заплатили автодилеры
В Украине из свыше 5,3 тыс. активных компаний, зарегистрированных по КВЭД «торговля автомобилями и легковыми автотранспортными», а также «торговля другими автотранспортными средствами», лишь около 1,3 тыс. подали отчетность о своей деятельности в 2022 году. Больше всего таких компаний — в Киеве и области, они же уплатили больше всего налогов на прибыль в 2022 году.
В целом, в 2022 году компании-автотрейдеры отчитались о 5,6 миллиардах гривен чистой прибыли, с которой должны уплатить более миллиарда гривен налогов.
Рейтинги областей по количеству зарегистрированных автотрейдеров и их доли в доходах не совпадают с количеством регистрационных операций автомобилей разных типов в регионах.
Кто официально торгует автотранспортом
Большинство автотрейдеров в топ-100 самых активных по чистому доходу в 2022 году — это официальные импортеры или дилеры новых автомобилей. В перечень попали только 7 компаний, которые потенциально могут торговать б/у автомобилями, 6 из них размещены в Волынской области и, скорее всего, занимаются импортом б/у авто из-за рубежа, а не внутренними перепродажами.
Читайте также: Рынок электрокаров: В июле украинцы приобрели почти 3,5 тысячи электромобилей
Кто тогда торгует б/у автомобилями
Ежемесячно в интернете дилеры б/у авто публикуют более 30 тысяч объявлений — это 12,5% от общего количества. В топ-15 продавцов б/у авто в интернете попали только две организации, которые вошли в рейтинг крупнейших автотрейдеров по чистому доходу.
У части дилеров б/у авто либо нет зарегистрированного юридического лица вообще, либо они осуществляет деятельность от другого юридического лица, либо под другой торговой маркой (не всегда зарегистрированной, в соответствии с действующим законодательством).
Что побуждает автодилеров выйти из тени
Сегмент внутренних перепродаж б/у автомобилей в Украине находится в тени. Настоящая доля сделок, осуществляемых автобизнесом, по приблизительным оценкам экспертов Института исследований авторынка, может составлять до 40%-50% от общего количества.
Решением может стать принятие законопроекта № 9083. Он позволит компаниям, у которых соответствующий код экономической деятельности и которые состоят на учете в Главном сервисном центре МВД, не регистрировать автомобили на себя, если они куплены для дальнейшей перепродажи. Учитывать их можно будет именно как товары, а не основные средства компании. Это уменьшит бюрократическую нагрузку на автодилеров, оптимизирует работу Сервисных центров МВД, а также лишит излишней нагрузки ТЦК и СП.
Таким образом, покупатели получают больше возможностей для защиты своих прав как потребителей, а свыше 2 тысяч автодилеров, которые сегодня находятся в тени, смогут перейти в легальное поле, вести сделки купли-продажи официально, отчитываясь о прибылях и уплачивая соответствующие налоги.
По оценке экспертов Института исследований авторынка, речь идет о более 260 млн грн дополнительных прямых поступлений в государственный бюджет только от уплаты налога на прибыль ежегодно.
Комментарии - 24
Страна сама загнала этот вопрос под плинтус… Наживаются на этом обмане только чиновники и авто-барыги, ждем падения рынка АВТО, как самого дорогого авто-хлама в мире. Сколько можно покупать списанные корыта еще и платить такую растаможку на виллы в Монако.
вы завтра выходите копать траншеи вокруг киева. с 6 утра до 8 вечера. получите 200 граммов хлеба и селедку. Будете плохо работать — наказание палками. Будете трындеть о вышестоящих — будете копать руками, а не лопатой. Все ясно ? нет ? неважно. Выполнять — бегом !.
По их логики граждане это ф массе (те кто не чиновники) барыги, предатели и т. п..
Хорошо хоть шарманку о отечественном производителе не запустили.
2. А что это только один сегмент «серого» бизнеса?
3. А что не существует готовой модели решения этой проблемы?
4 И основной вопрос, неужели с началом войны, страна не столкнулась с полным отсутствикм малотонажного транспорта и для ТРО и для ВСУ не говоря о эвакцационных целей, и кому надо сказать спасибо, что легче было улитеть на луну чем официально завести тот же буз или малотоннажный пикап.
«L200» 2014 год, дизель 3.0, цена в ЕС 4000 (условно) — без услуг брокера, сертификации, постановки на учет, пенсионного составляет всего!!! 3440 Евро. Правда круто!
Ну и за Крафтер старше восьми лет — 5450 Евро.
Вот как у нас «банкуют» барыги!
Конечно, всем известно, что «богдан» лучше «вага», а «Ланос» в пикапе на порядок лучше L200.
Так что начинается новый этом загона граждан в стойло!
Але мало хто дочитав до суті:
Рішенням може бути ухвалення законопроєкту № 9083. Він дозволить компаніям, що мають відповідний код економічної діяльності та стоять на обліку в Головному сервісному центрі МВС, не реєструвати автомобілі на себе, якщо вони придбані для подальшого перепродажу. Облікувати їх можна буде саме як товари, а не основні засоби компанії.
Виталик, изучай мат часть и вникай, а суть самой проблемы в комплексе, учитывая следственно причинный фактор. И не позорься, не пиши бред!!!