Минфин - Курсы валют Украины

Установить
10 августа 2023, 16:46 Читати українською

Только 3% продавцов б/у авто работает официально: как их будут выводить из тени

В Украине, по официальной статистике, в 2022 году доля компаний в торговле б/у автомобилями составила лишь 2,6%, тогда как в Германии — более 70%, в Польше — не менее 20%. Почему украинские автодилеры работают в тени и что подтолкнет их перейти в легальное поле, разбирались эксперты Института исследований авторынка совместно с аналитиками YouControl.Market и Automoto.ua.

Объемы автобизнеса в Украине

В 2022 году украинцы купили 100,7 тыс. новых автомобилей: 71,3% привезли из-за границы (71,8 тыс.), еще 28,7% изготовили или переоборудовали в Украине (28,9 тыс). Работают сети официальных импортеров и дилеров, которые продают новые машины и отчитываются о своей деятельности. В целом, этот сегмент достаточно прозрачный и понятный, в отличие от продаж авто с пробегом.

В прошлом году в Украине зарегистрировали около 1,3 миллиона сделок купли-продажи транспортных средств с пробегом. Из них 36,3% впервые были поставлены на учет после импорта из-за границы (463,1 тыс.), а 63,7% (811 тыс.) — это внутренние перепродажи.

Если анализировать место заключения договора — только в 66,8% случаев это делали в Сервисных центрах МВД, где такая услуга предоставляется бесплатно для физических лиц. Поэтому, вероятнее всего, большинство из них — это непосредственные продажи от предыдущего владельца новому, что и является реальной долей продаж обычных граждан, которые продают собственное авто раз в несколько лет.

В то же время, 32,8% сделок заключили на комиссионных площадках. Это связано со сложностью бюрократических процедур. Сфера импорта б/у авто более прозрачная: почти половину (49%) официально привозят юридические лица.

Читайте также: Топ авто, которые угоняют в Украине в 2023 — Опендатабот

Сколько налогов заплатили автодилеры

В Украине из свыше 5,3 тыс. активных компаний, зарегистрированных по КВЭД «торговля автомобилями и легковыми автотранспортными», а также «торговля другими автотранспортными средствами», лишь около 1,3 тыс. подали отчетность о своей деятельности в 2022 году. Больше всего таких компаний — в Киеве и области, они же уплатили больше всего налогов на прибыль в 2022 году.

В целом, в 2022 году компании-автотрейдеры отчитались о 5,6 миллиардах гривен чистой прибыли, с которой должны уплатить более миллиарда гривен налогов.

Рейтинги областей по количеству зарегистрированных автотрейдеров и их доли в доходах не совпадают с количеством регистрационных операций автомобилей разных типов в регионах.

Кто официально торгует автотранспортом

Большинство автотрейдеров в топ-100 самых активных по чистому доходу в 2022 году — это официальные импортеры или дилеры новых автомобилей. В перечень попали только 7 компаний, которые потенциально могут торговать б/у автомобилями, 6 из них размещены в Волынской области и, скорее всего, занимаются импортом б/у авто из-за рубежа, а не внутренними перепродажами.

Читайте также: Рынок электрокаров: В июле украинцы приобрели почти 3,5 тысячи электромобилей

Кто тогда торгует б/у автомобилями

Ежемесячно в интернете дилеры б/у авто публикуют более 30 тысяч объявлений — это 12,5% от общего количества. В топ-15 продавцов б/у авто в интернете попали только две организации, которые вошли в рейтинг крупнейших автотрейдеров по чистому доходу.

У части дилеров б/у авто либо нет зарегистрированного юридического лица вообще, либо они осуществляет деятельность от другого юридического лица, либо под другой торговой маркой (не всегда зарегистрированной, в соответствии с действующим законодательством).

Что побуждает автодилеров выйти из тени

Сегмент внутренних перепродаж б/у автомобилей в Украине находится в тени. Настоящая доля сделок, осуществляемых автобизнесом, по приблизительным оценкам экспертов Института исследований авторынка, может составлять до 40%-50% от общего количества.

Решением может стать принятие законопроекта № 9083. Он позволит компаниям, у которых соответствующий код экономической деятельности и которые состоят на учете в Главном сервисном центре МВД, не регистрировать автомобили на себя, если они куплены для дальнейшей перепродажи. Учитывать их можно будет именно как товары, а не основные средства компании. Это уменьшит бюрократическую нагрузку на автодилеров, оптимизирует работу Сервисных центров МВД, а также лишит излишней нагрузки ТЦК и СП.

Таким образом, покупатели получают больше возможностей для защиты своих прав как потребителей, а свыше 2 тысяч автодилеров, которые сегодня находятся в тени, смогут перейти в легальное поле, вести сделки купли-продажи официально, отчитываясь о прибылях и уплачивая соответствующие налоги.

По оценке экспертов Института исследований авторынка, речь идет о более 260 млн грн дополнительных прямых поступлений в государственный бюджет только от уплаты налога на прибыль ежегодно.

Комментарии - 24

+
+164
Abramon
Abramon
10 августа 2023, 17:55
#
Акциз, мито, пенсійний фонд — «астанавітєсь». Особливо бісить пенсійний фонд!
+
0
manson
manson
10 августа 2023, 18:09
#
Из трёх названых как раз акцыз не понятен. Двоим другим ещё можно приписать хоть какую-то логику зачем они.
+
+87
Bitcoin
Bitcoin
10 августа 2023, 21:51
#
Причем тебе же не идет это отчисление в персонификацию для будущей пенсии. Это величайшее наеб-нинаюжанинщина
+
+146
Vlad UKR
Vlad UKR
10 августа 2023, 19:23
#
Такие цены на растаможку только в двух странах Украина и Параша, где кормятся на этом чиновники раздевая бедное население за убитый Автохлам и куча военно-пригодных стоит на рынках пытается перепродать одному барыге, а тот другому барыге скрученный авто-мусор с пробегами 500000 км, то какой должен быть честный авторынок Барыг? И забитый Ютюб блогеров авто-подбор за ваши деньги того же хлама где в Европе или в мире он давно списан как не пригодный…
Страна сама загнала этот вопрос под плинтус… Наживаются на этом обмане только чиновники и авто-барыги, ждем падения рынка АВТО, как самого дорогого авто-хлама в мире. Сколько можно покупать списанные корыта еще и платить такую растаможку на виллы в Монако.
+
0
Den Mark
Den Mark
11 августа 2023, 10:25
#
А ви крім розмитнення податки рахували, які сплачують за кордоном за володінням авто?
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
11 августа 2023, 10:32
#
Ну так расскажите, я думаю всем интересно, и начните с рассчета страховых взносов, обязательного ТО, системы лизинга и утилизации, а самое главное, с того какая часть страховых сборов и годового налога остается в местных бюджетах и о требовании по использованию этих денег. Давайте не стесняйтесь. Я думаю на примере или Франции или Германии.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
11 августа 2023, 10:48
#
Понятно, ккк обычно ответа НЕТ!
+
0
yarg
yarg
11 августа 2023, 10:53
#
Так это же вас попросили рассказать. Как эксперта. А ответа — как обычно нет. смесь нытья и ерничания…
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
11 августа 2023, 10:56
#
Меня никто не просил. Да и что я знаю — живу у себя …в курятнике… даже ни как авто купить не могу. Я же не «эксперт» с Борщаговки, который дает только платные советы.
+
+59
Bitcoin
Bitcoin
10 августа 2023, 21:53
#
Сидит гос аппарат и выдумывает как ещё с трупа что-то нажить, обложить, проверить и перепрятать в свою норку. Фу, как все тупо и беспрерспективно. Усср жил, усср будет жив! Меняйте назад родину+блеать
+
0
Bitcoin
Bitcoin
10 августа 2023, 22:02
#
Я считаю нужен военный коммунизм, иначе мы не спасём нацию.
+
+15
yarg
yarg
11 августа 2023, 8:51
#
Я — за.
вы завтра выходите копать траншеи вокруг киева. с 6 утра до 8 вечера. получите 200 граммов хлеба и селедку. Будете плохо работать — наказание палками. Будете трындеть о вышестоящих — будете копать руками, а не лопатой. Все ясно ? нет ? неважно. Выполнять — бегом !.
+
+10
Bitcoin
Bitcoin
10 августа 2023, 22:08
#
Breaking news! Реформа загранпаспортов и безвиза в ЕС: как будут забирать загранпаспорта у мужчин? Закон о трудоднях и 80% НДС для тех подлецов, кто не сдал паспорта в 5-дневный срок. У кого 2 заграника — в реестр предателей. Центр Разумкова: 96,6% населения Украины поддерживают запрет загранпаспортов для мужчин с 12 до 150 лет.
+
0
Danilich
Danilich
11 августа 2023, 6:58
#
Нормальное авто очень тяжело купить, практически все сразу выкупаются перекупами и через неделю после химчистки и уборки салона обратно выставляются на продажу с большой накруткой и причем даже не смущает налог в 5% со второй продажи, они и его в цену включают
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
11 августа 2023, 8:39
#
Не перестаю удивлятся находчивости наших чиновников. Особенно в желании обобрать своих граждан.
По их логики граждане это ф массе (те кто не чиновники) барыги, предатели и т. п..
Хорошо хоть шарманку о отечественном производителе не запустили.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
11 августа 2023, 9:34
#
1. Что это за институт — …Институт исследований авторынка… Или кто оплачивает этим экспертам интнрет, орендует помещение и создает условия для умного «надуания щек»?
2. А что это только один сегмент «серого» бизнеса?
3. А что не существует готовой модели решения этой проблемы?
4 И основной вопрос, неужели с началом войны, страна не столкнулась с полным отсутствикм малотонажного транспорта и для ТРО и для ВСУ не говоря о эвакцационных целей, и кому надо сказать спасибо, что легче было улитеть на луну чем официально завести тот же буз или малотоннажный пикап.
+
0
Den Mark
Den Mark
11 августа 2023, 10:27
#
Ви особисто скільки пікапів завезли?
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
11 августа 2023, 10:32
#
А вы?
+
+22
zevs1
zevs1
11 августа 2023, 10:35
#
Напиши сколько сам завёз, прежде чем вопрос ставить.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
11 августа 2023, 10:47
#
Я смотрю полтягиваются «эксперты», так может кто-то мне расскажет сколько надо заплатить, чтобы заве ти и постааить в Ураине на учет тот же «L200» 2008 — 2012 года с дизелем 3.0 при цене в ЕС 4000 — 6000 евро? Или, любимый «ваг» Крафтер грузопассажир с дизелем 2.4 с оф пробегом 200 — 300 т по ЕВРО 5? Давайте, ну, а потом расскажите как с этим делом в других странах не входящих в «шенген». А лучшп на примере Канады, которая массово ездит на авто с США.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
11 августа 2023, 12:29
#
Ну понятно, все «эксперты — гаслометы» слились.
«L200» 2014 год, дизель 3.0, цена в ЕС 4000 (условно) — без услуг брокера, сертификации, постановки на учет, пенсионного составляет всего!!! 3440 Евро. Правда круто!
Ну и за Крафтер старше восьми лет — 5450 Евро.
Вот как у нас «банкуют» барыги!
Конечно, всем известно, что «богдан» лучше «вага», а «Ланос» в пикапе на порядок лучше L200.
Так что начинается новый этом загона граждан в стойло!
+
0
Три літри
Три літри
12 августа 2023, 13:16
#
Ото зрадунів набігло: і Григорій, і бентховін.

Але мало хто дочитав до суті:

Рішенням може бути ухвалення законопроєкту № 9083. Він дозволить компаніям, що мають відповідний код економічної діяльності та стоять на обліку в Головному сервісному центрі МВС, не реєструвати автомобілі на себе, якщо вони придбані для подальшого перепродажу. Облікувати їх можна буде саме як товари, а не основні засоби компанії.

+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
12 августа 2023, 19:21
#
А я переживал? Где это клуб «трехлитроваго кверти»?
Виталик, изучай мат часть и вникай, а суть самой проблемы в комплексе, учитывая следственно причинный фактор. И не позорься, не пиши бред!!!
+
0
Три літри
Три літри
12 августа 2023, 21:08
#
Григорію, ти досі не дочитав до суті.:А даєш рекомендації людині яка цю суть знайшла, зрозуміла та процітувала.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться