Минфин - Курсы валют Украины

Установить
9 марта 2023, 8:40 Читати українською

Экономика рф летит в бездну: что видит рядовой русский

Официальная статистика рф констатирует резкое снижение ключевых отраслей. Как это воспринимает местное население, рассказал основатель группы компаний по управлению инвестициями Movchan's Groupe Андрей Мовчан.

Что там за поребриком

Подоспели данные по россии за прошлый год и начало этого. В них ничего особо интересного, но они мне нужны для того, чтобы об интересном поговорить, так что enjoy:

1. В расчетах используется 13%-ная инфляция. Большой вопрос — насколько эта цифра адекватна потребительской корзине. «Наблюдаемая инфляция» держится выше 20%.

2. Ритейл-продажи упали на 6,5% к декабрю, на 7,3% к 1 февраля, в феврале были стабильны. В реальном выражении ритейл вернулся на уровень 2011 года. Опять же — считаем с 13%-ной инфляцией, инфляция в ритейле, конечно, выше и сильно ближе к 20%, то есть продажи упали что-то на уровень 2009 года.

3. Непродовольственная розница упала на 11% за год, на 16% — в ноябре-декабре. Это хороший индикатор изменения доходов среднего класса — но, конечно, уехавшие тоже влияют.

4. Импорт упал на 20% в долларах — с учетом падения доллара на 15%, роста цен в долларах на 5% и предположительной средней дополнительной наценки на импорт в 10%, в связи с тем, что везут теперь криво, — это падение в натуральных величинах примерно на 40%.

5. Приобретение новых автомобилей. Тут падение на 50%.

6. Депозиты населения в банках за год упали на 1 трлн рублей (с 34,5 до 33,5);

7. Резкое падение прироста долгов — на 50%, по сравнению с 2021 годом (новых всего на 2,4 трлн рублей, на 7%, то есть «не выбрано» 2,5 трлн, $40 млрд).

9. Оценка «снизу» по уехавшим долгосрочно (нашли работу, обосновались) — 1,1 млн человек, из них 15 000 миллионеров (примерно 20% всех миллионеров россии до 2022 года). Примерно половина «понауехавших надолго» всё еще работает на российские компании и, получая зарплату, выводит ее за рубеж — к вопросу о падении непродовольственного ритейла, в первую очередь.

10. Косвенно это отражается в падении трудовых ресурсов (минус 423 тыс. человек). Уехавшие, но работающие, естественно, в падении не считаются. На этом фоне количество занятых за год увеличилось на 263 тыс. Поскольку явно не просматривалось роста штатов, увеличение, скорее всего, полностью объясняется мобилизацией.

11. Инвестиции в новые предприятия упали на 20%, но суммарные инвестиции — выросли на 6%. Всему виной смена оборудования, изменения логистики и пр. проблемы, возникшие из-за санкций, эмбарго и войны. Это в реальности инвестиции, уравновешенные списаниями, то есть чистые потери капитала.

12. Падение импорта помогло текущему счету — россия «заработала» в 2022 году $227,4 млрд; однако отток капитала свел конечную финансовую позицию к негативной (минус $50 млрд без учета замороженных средств). Всего у россии «есть» незамороженных где-то $300 млрд — на 5 лет такого сальдо.

13. В жилищном строительстве намечается спад — с октября объемы средств на эскроу-счетах упали на 6%, с декабря к февралю объемы строительства упали на 4,3%.

14. Падение выдач ипотеки усиливается, несмотря на то, что реальная ставка по ипотеке уже почти минус 3% (8% против 11% ставки по ОФЗ). В январе 2023 года выдано на 14% меньше сумм и на 18% меньше кредитов, чем годом ранее.

15. Выпуск стали упал на 8% г/г, всего по черным металлам отгрузка упала на 11%. Где новые танки и пушки, а если они есть, то насколько упал выпуск гражданской продукции?

16. Производство легковых автомобилей упало на 67%, грузовых — на 24%. В Украине потеряны тысячи грузовых машин — где восполнение?

17. Производство древесины и изделий из дерева упало на 19%.

18. В январе промышленное производство в рф сократилось на 2,4% г/г (декабрь — декабрь — 4,7%, обработка — 5,7%). Это с учетом военной промышленности, о которой так много говорят в Кремле. То ли в реальности там нет никакого разгона, то ли провал в невоенной части очень велик.

19. Отгрузка промышленного сырья по железной дороге в феврале 2023 года на 24% меньше г/г. Как обработка выдала минус 5,7% на ¾ сырья?

20. Внутреннее потребление нефти упало на 10%. Производство нефти в 2023 году будет на 5% ниже 2022 года по плану.

21. Отгрузка удобрений по ж/д — минус 6,5%. Ж/д — это фактически внутренние перевозки удобрений. Что произошло в сельском хозяйстве?

22. ВВП по оценке мирового банка упал на 3,5% — это при дополнительном разовом вкладе в ВВП высоких цен на нефть и газ в размере около 2%, дополнительных доходах логистики и финансовых компаний — около 0,5%, дополнительного ВВП, потраченного на войну (по расчетам Форбс — около 2,75% ВВП), — то есть падение «системное» превышает 8%.

23. Дефицит бюджета-2022 — 2,5% ВВП, дефицит бюджета-2023 будет, видимо, около 4% ВВП, за вычетом сырьевой ренты — 12% ВВП.

24. В бюджет заложены расходы на оборону и безопасность в размере 6,5% ВВП — у Израиля 5,6%.

25. Плановые доходы бюджета рф 2023 года без сырьевой ренты равны сумме расходов на оборону и безопасность и социальных расходов.

Читайте также: Доходы России от нефти и газа в феврале сократились почти вдвое

26. Очень интересный показатель — медианный среднедушевой располагаемый доход. В декабре 2013 года, при курсе доллара 30, он был 9 000 рублей ($300); в феврале 2023 года, при курсе доллара 72, он составляет 17 000 рублей (или $236). Это уровень июня 2010 года — вот только с июня 2010 года доллар подешевел на 60%. В реальных долларах 2010 года — это $147, уровень медианного среднедушевого дохода россиянина примерно 2004 года. И это процесс не напрямую связанный с войной. В декабре 2021 года этот показатель был около $215 (то есть примерно те же $140 2010 года).

27. 64% семей в россии не хватает денег на покупку бытовой техники; 32% — на покупку одежды и обуви. У 59% семей нет сбережений.

Как россияне относятся к ситуации

Февральский опрос инФОМ говорит о том, что индекс оценки текущей ситуации вырос до 88,4, то есть уровня 2018−2019 годов (он проваливался до 63 летом 2022 года). Правда, до аннексии Крыма он был чуть выше 100, но 2015 и 2016 годы «пролежал» между 60 и 70. Выходит, теперь россиянам лучше, чем в 2019 году, до пандемии.

Индекс ожиданий — то есть «каким вам видится будущее» — достиг 111, повторив пик 2018 года: до «Крыма» он не достигал даже 110. Всё уже хорошо, а будет вообще прекрасно.

А еще россияне много знают про цены, стоимость валют и вообще финансовые рынки.

В то, что цены «росли в последний год очень сильно» в августе 21-го года верили 63% россиян, а в феврале 23-го года — 55% россиян. То есть кажется россиянам, что цены мало росли — меньше, чем в 21-м году…

В то, что «в ближайший год цены будут расти очень сильно», в январе 21-го года верили 19% россиян, в январе 23-го года — 17% россиян. И тут всё стало сильно лучше.

51% верит в то, что через год рубль будет стоить к доллару больше или столько же, сколько сейчас. 20% из них верит в рост курса рубля. В январе 2022 года таких было всего 6% — видимо, россияне считают, что с финансами у страны стало резко лучше.

Наблюдаемая инфляция в россии всегда значительно выше ожидаемой. 30% россиян сейчас верят, что инфляция за 2023 год не превысит 4% (16% затруднились ответить, 3% сказали, что она будет даже ниже 4%).

Наконец, 62% россиян уверенно сделали прогноз относительно роста цен через 5 лет. Такой прогноз не осмеливаются делать даже международные финансовые институты, и даже для развитых стран. Но россияне могут, чего там… Правда, разброс их прогноза от 3% до 25% примерно, распределение ровное.

Читайте также: США и ЕС готовят санкции против алмазной отрасли РФ

Вот, живите теперь с этим и не спрашивайте, как санкции отразятся на политических воззрениях россиян. Они не отражаются даже на их экономических ощущениях. Там ничего уже не отражается ни на чем. Абсолютно поглощающая поверхность.

Комментарии - 42

+
+30
bonv
bonv
9 марта 2023, 9:27
#
Директор-розпорядник МВФ Кристаліна Георгієва заявила, що через війну в Україні економічні перспективи росії після 2023 року є «досить руйнівними».
Про це вона заявила в інтерв'ю CNN.
«Якщо взяти наші прогнози на середньострокову перспективу, вони означають, що економіка росії скоротиться щонайменше на 7%», — сказала Георгієва.
За її словами, російська економіка з часом постраждає через еміграцію працівників і припинення доступу до технологій, а також запроваджені через розв`язану кремлем війну проти України санкції щодо енергетичної промисловості рф завдадуть збитків.
«Цього року ми думаємо про те, що росії вдалося спрямувати частину своїх продажів нафти за межі ринків Європейського Союзу», — сказала очільниця МВФ, маючи на увазі перенаправлення росією поставок сирої нафти до Китаю та Індії.
На її думку, це не матиме тривалого впливу на російську економіку.
«Ми не бачимо, щоб росія отримувала якусь вигоду від того, що вона спричинила Україні та собі», — наголосила глава МВФ.
Зазначається, що після нещодавньої заборони ЄС на імпорт російської сирої нафти та нафтопродуктів, що перевозяться морем, в економіці рф з’явилися ознаки напруги. У понеділок російський уряд повідомив про дефіцит бюджету у 2,58 трильйона рублів (34 мільярди доларів) за січень і лютий порівняно з профіцитом у 415 мільярдів (5,5 мільярда доларів) рублів за той самий період 2022 року. Доходи від нафти та газу впали на 46% порівняно з минулим роком.
+
+197
korvin29
korvin29
9 марта 2023, 10:20
#
Я бы больше внимания обращал бы на экономику Украины, а не россии. У рашиков есть все необходимые ресурсы, затянув пояса потуже они худо бедно проживут, а вот что касается Украины, то тут не все так просто.
+
+25
korvin29
korvin29
9 марта 2023, 10:40
#
То что у нас доллар немного упал на наличном рынке (и все продолжает дорожать, так это не улучшение экономики) то это просто стагфляция
+
0
vt313
vt313
9 марта 2023, 11:37
#
Сомневаюсь, что они захотят затягивать пояса и жить худо-бедно.
У нас с этим уже согласились, большинство.
+
+72
yarg
yarg
9 марта 2023, 14:00
#
Зачем обращать внимание на экономику Украины ? ее состояние ни на что не влияет.
даже если она исчезнет вообще — ничего не изменится. будем сидеть на пособиях и гуманитарках. Больше людей в европу поедет. Собственно все.
сторона на которую напали- не может прекратить войну никак.
А вот сторона , которая напала — может , когда поймет что приобрела аж ничего , а потеряла — армию и экономику.
+
+72
Arround
Arround
9 марта 2023, 14:44
#
Да что ты говоришь, с чего бы это на их экономику не обращать внимания? Как бы война с кем идет? Плохо ихней экономике, нам же легче. Про СССР с их безграничными ресурсами тоже в свое время много говорили, а ажно как оно получилось.
И за своим нужно следить, но знаешь ли, следить можно за многими вещами одновременно.
+
+15
shabash
shabash
9 марта 2023, 10:53
#
Экономика рф летит в бездну: что видит рядовой русский

рассказал основатель группы компаний по управлению инвестициями Movchan’s Groupe Андрей Мовчан.


Так рядовой русский или все же русский, живущий в Лондоне со #StandWithUkraine на аватаре в фейсбуке?

​​​​​​​¯\_(ツ)_/¯
+
+70
yarg
yarg
9 марта 2023, 14:02
#
Согласен.
рядовой русский сейчас — это избиратель путина. нищеброд , живущий без унитаза и ковра…
готовый убивать всех за 3−5 тысяч рублей , за пачку пельменей.
лондонские русские могут что-то ощущать и страдать , но не влияют на события никак.
+
+1
shabash
shabash
9 марта 2023, 15:10
#
Вот, теперь мы узнали о том, что видят рядовые русские не только от жителя Лондона, но и от жителя Украины.

Осталось услышать версию того самого рядового русского, о котором так много говорят лондонцы и украинцы.

¯\_(ツ)_/¯
+
0
yarg
yarg
9 марта 2023, 16:54
#
Где-то тут парочка бегала. один представлялся московским энергетиком , второй еще кем-то… но молчат же… стыдаются…
+
0
yarg
yarg
9 марта 2023, 19:05
#
Меня забавляет выражение «это другое».

лондонец пишет свой анализ. что лучше — он или опрос пары «путинских бабушек» , тягающих по улице картонный «леопард» ?
не знаю. сложный вопрос. реально сложный.
+
0
extremumlife
extremumlife
13 марта 2023, 2:04
#
Рядовий срускій бачить окоп, а також камені з неба. Тобто ф-1.
+
0
shabash
shabash
13 марта 2023, 21:24
#
Вы же понимаете, что когда в бессильной злобе коверкаете название нации или страны, то выглядите не то, что не грозно, вы выглядите жалко?

¯\_(ツ)_/¯
+
0
extremumlife
extremumlife
17 марта 2023, 21:22
#
Ахаха, ковелкай звідси, фащарашистський сіфонний троль, отримай жалко від бжілки в  *** ))
+
+60
Rubi0
Rubi0
9 марта 2023, 12:14
#
«Наконец, 62% россиян уверенно сделали прогноз относительно роста цен через 5 лет. Такой прогноз не осмеливаются делать даже международные финансовые институты, и даже для развитых стран. Но россияне могут, чего там…» я не знаю как международные эксперты, но любой рядовой украинец тоже скажет что цены будут только расти😄.
+
+15
bonv
bonv
9 марта 2023, 13:04
#
на росії почалися масові затримки зарплат бюджетникам.
Як повідомляє The Moscow Times, масові невиплати зарплат бюджетникам відбуваються на тлі падіння податкових зборів і «дірки» у федеральному бюджеті, розмір якої з початку вторгнення в Україну наближається до позначки в 6 трильйонів рублів.
За даними Росстату, заборгованість із зарплати в РФ в лютому 2023 року зросла в 15 разів. Станом на 1 березня сукупний обсяг зарплатних боргів перед бюджетниками досяг 152 млн рублів, хоча ще в січні це було 10 млн.
+
+48
energy1
energy1
9 марта 2023, 17:13
#
Рік тому багато хто запевняв, що Росія видихнеться за рік.
Цього не сталося. Санкції не є нищівними для російської економіки. Сьогодні керівник військової розвідки Литви Е. Паулавічюс заявив: «якщо ви подивитеся на те, що Росія має сьогодні - стратегічний резерв, техніку, боєприпаси, озброєння — то зрозумієте, що вона може вести війну з нинішньою інтенсивністю ще протягом двох років». Плюс підтримка від Ірану, Північної Кореї, тощо…
+
+30
yarg
yarg
9 марта 2023, 17:41
#
Цікаво хто ж в це вірив ?

росія , з військовим бюджетом під 100 мільярдів доларів , яка готувалась до війни років 10 — видихається ? :)))))
чекати цього безглуздо.
тільки вирішувати питання кардинально… іншого шляху немає. Зникне бункерний — закінчиться і війна. В росії вона нікому не потрібна.
+
+15
shabash
shabash
9 марта 2023, 18:35
#
Вы, например: https://minfin.com.ua/2020/04/21/43942247/#com3850415

радует и последующее обнищание россии. Это предвещает конец войне и конфонтации

Вы прогнозировали, что через 10 лет продолжающегося обнищания России она отстанет от Украины. Три года из десяти прошло. Обнищали? Отстали?
+
0
yarg
yarg
9 марта 2023, 18:39
#
Не передергивайте. это речь не о том что россия выдохнется в войне от санкций.

Но глобально — конечно обнищали. А еще только 3 года прошло.
кто в москве мог подумать что докатятся до такого…

А я ведь помню и совсем другую россию… строящую международные финансовые центры и нанимающую пачки американских профессоров в Сколково…
а променяли на тягание картонных танчиков под дурацкие песенки и горы похоронок

если уж говорить обо мне — то я верил российской пропаганде и думал что продержимся мы 3 дня максимум.
+
0
shabash
shabash
9 марта 2023, 18:52
#
если уж говорить обо мне — то я верил российской пропаганде и думал что продержимся мы 3 дня максимум.

А я всё думал, почему вы меня попрекаете Соловьевым (о котором я хоть что-то слыхал) да Скабеевой (о существовании которой узнал от вас). А оно вона как оказывается, верили пропаганде.

Ну, что же, верьте теперь пропаганде западной, что экономика РФ «разорвана в клочья». Обама об этом ещё в 2014-м говорил, тоже скоро десятилетие отметим.

Нужно же во что-то верить ¯\_(ツ)_/¯
+
0
yarg
yarg
9 марта 2023, 19:10
#
Скажем так — я верил что россия очень плотно вкладывается в армию и экономика -то дохнет , но армия-то у них огого ! тысячи танков в масле стоят и ждут.
оказалось — «ніт»

в 2014 году и санкций -то никаких толком небыло. Кто там что «рвал».
я помню эти первые санкционные списки — 2−3 малоизвестные компании , которым что-то там ограничили. И все.
Сейчас — хоть что-то. Но так или иначе — эффект спорный.
обнищают пара сотен тысяч русских — пойдут в вагнер «хахлов резать , на пельмешки зарабатывать».
Поэтому я к санкциям отношусь скептически изначально. Пусть делают конечно , но особо это не поможет.
+
0
vt313
vt313
9 марта 2023, 19:47
#
А если это пару млн. А десятки млн.
+
0
yarg
yarg
9 марта 2023, 19:58
#
Как писал Сталин — «какое счастье что мне достался самый покорный в мире народ! „
+
+15
vt313
vt313
9 марта 2023, 20:09
#
Да ладно. Это было давно и не правда.
+
+30
vt313
vt313
9 марта 2023, 18:40
#
Так она и выдыхается, если уже не выдохлась.
Что там есть на складах не известно. Как и что производится.
Но об дефиците снарядов говорят все.
Хорошая информационная точка, — авторынок.
+
0
4020siem
4020siem
12 марта 2023, 4:06
#
Вы правда верите, что падение авторынка в РФ — это следствие отсутствия денег, а не автомобилей?
+
0
vt313
vt313
12 марта 2023, 8:14
#
Я такого не говорил, но какая разница?
Отрасль «улетела в пропасть». И вылазить будет тяжело и долго.
Если население этого не ощутило (лично я в этом сомневаюсь), то скоро поймет.
+
0
yarg
yarg
12 марта 2023, 11:59
#
Деньги напечатают. Єто у них еще впереди. А вот автомобили-уже нет…
+
0
shabash
shabash
5 мая 2023, 0:19
#
И тем не менее, напечатали: https://www.autonews.ru/news/645383fe9a79477654c35032
+
+45
Vorlock
Vorlock
9 марта 2023, 23:10
#
Поки ж*робас схудне, тощий копита відкине
+
0
yarg
yarg
9 марта 2023, 23:17
#
При том что наш тыл — ес и сша , то тощий в данном случае — это россия. Не могу с вами не согласится.
+
+15
Vorlock
Vorlock
10 марта 2023, 16:23
#
Можете не погоджуватися, але в першу чергу розраховувати треба на себе, а в нас *** гола.
+
0
yarg
yarg
10 марта 2023, 16:35
#
Почему же мне не соглашатся ? абсолютно согласен.
у вас есть какие-то варианты действий в этой ситуации ? поделитесь.
+
0
Vorlock
Vorlock
10 марта 2023, 16:40
#
Та такіж як і в вас :) сидиме, робимо що можемо, допомогаємо ЗСУ
+
0
yarg
yarg
10 марта 2023, 17:11
#
Толку мерятся ресурсами ? понятно что мы маленькая и бедная страна.
но нет такого правила , что маленькие и бедные — проигрывают войны. Часто и наоборот.
+
0
vt313
vt313
10 марта 2023, 18:06
#
Это еще почему? Надо использовать все ресурсы. И союзников, в первую очередь.
+
0
Сергій Т
Сергій Т
10 марта 2023, 6:58
#
Летить, але дуже повільно. Хотілося б скоріше.
+
+15
R S
R S
10 марта 2023, 21:28
#
Видимо, эту статью написал «рядовой русский», который на своей шкуре прочувствовал всю силу санкционного давления…

Я в детстве очень любил читать книги жанра «фантастика».
Теперь этот жанр повсюду.
+
0
vt313
vt313
11 марта 2023, 8:50
#
Просто ради интереса, что в статье фантастического?
+
+15
R S
R S
13 марта 2023, 21:14
#
Главный вывод, который вынесен в заголовок статьи (про бездну).
+
0
vt313
vt313
13 марта 2023, 21:34
#
Я не скажу как в литературе называется такой прием, но это точно не фантастика.

Что-то типа метафоры (например, — результаты экономической деятельности быстро ухудшаются, без возможности быстро восстановиться).
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться