Минфин - Курсы валют Украины

Установить
31 января 2023, 11:20 Читати українською

В марте предприниматели смогут перейти на SMART-ФОПы: что это и кому нужно

Власти готовят очередные налоговые изменения, которые, в том числе, будут касаться работы многочисленных украинских ФОПов. О чем идет речь и есть ли у этих идей шанс на реализацию, в интервью Obozrevatel рассказал глава Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики BP Даниил Гетманцев. «Минфин» публикует главное.

Внедрение SMART-ФОПов

Налогоплательщик должен быть клиентом, а не лицом, которое постоянно что-то должно. Мы должны предоставить простой, удобный и прозрачный сервис с помощью диджитализации. То есть упростить администрирование не через нивелирование нюансов хозяйственной деятельности, а с помощью упрощения, автоматизации учета и контроля.

Плательщику должно быть легко вести бухгалтерский и налоговый учет благодаря оптимизации и диджитализации всех процессов.

Мы посчитали, что, по результатам внедрения этих изменений, уже на первом этапе затраты времени на ведение бухгалтерии уменьшатся, по меньшей мере, в два раза. А по отдельным плательщикам это будет еще больше.

Но будут плательщики, которые вообще не будут тратить время на заполнение деклараций. Это физические лица или физические лица-предприниматели, малый бизнес. Это те люди, вместо которых декларацию будет составлять ГНС. Ее отправляют в электронный кабинет. Если плательщик согласен с декларацией, просто ее подпишет. Налоговая сделает за них всю работу по заполнению.

Если говорить о SMART-ФОПах — это третья группа, которая просто не будет подавать отчеты, но налоги будут удерживаться банком в случае поступления средств на счета. Если ФОП не хочет сводить расходы и доходы, и согласен с тем, что у него исчисляется налог из валовой выручки, то это будет делать вместо него банк. То есть произойдет минимизация временных расходов на ведение бухгалтерии.

Сроки внедрения изменений разные. Если говорить о проекте декларации, которую готовит налоговая служба вместо физического лица или ФОПа, то она будет доступна уже с марта.

Готово ли государство к отмене «зарплатных ФОПов»

Мы знаем, что Ростислав Шурма (заместитель Руководителя Офиса Президента — прим. «Минфин»), когда презентовал концепцию снижения налоговых ставок, одним из компенсаторов назвал отмену зарплатных ФОПов. Наши партнеры тоже на этом настаивают. Но, с другой стороны, в военное время точно не лучший момент, чтобы закручивать гайки «зарплатным ФОПам». Поэтому я категорически против того, чтобы это делать.

Читайте также: Какие первые реформы Украина должна провести после победы

Не будет и фискального эффекта, не будет и понимания предпринимателей. Мы должны низко поклониться предпринимателям, которые во время войны платят зарплаты. Само собой, это огромный вклад в нашу победу. Давайте откровенно — по сравнению с потерями на таможне, ФОПы точно не являются первоочередной проблемой для макростабильности.

О налоговой реформе от ОП

Я не назвал бы это реформой, пока нет текста — это только заявления. Мое впечатление от этого: речь идет о политическом пиаре нескольких человек из нашей команды. Мне очень сложно давать оценки.

Если действительно есть концепт прекрасной реформы со снижением ставок и введением дополнительных налогов: налог на снятие наличных денег, налог на экспорт сырья, раскрытие банковской тайны, тогда нужно разработать законопроект, к которому будет прилагаться пояснительная записка, в которой все это нужно аргументировать цифрами.

У людей, которые являются лицом этой идеи, есть полномочия подавать законопроекты. Тогда сразу будет заключение Минфина, будет позиция партнеров, будет экспертное мнение. А что мы видим? Уже полгода я вынужден комментировать цитаты из прессы. Документа нет. Нам с Марченко (министром финансов, — прим. «Минфин») действительно есть чем заниматься, кроме постоянных ликбезов взрослым достопочтенным мужчинам.

В то же время, поражает уровень «аргументации» потока идей. Говорить о том, что у нас уплачивается 51,5% из дохода, а в Европе — 30%, — это, по меньшей мере, не понимать, о чем говоришь, не обладать элементарными знаниями формул расчета нагрузки на зарплату.

Это уже давно все посчитано. Есть отчеты OECD по каждой стране Европы. Мы с Минфином прорабатываем системные решения, делаем концепции реформирования, а здесь некоторые люди просто выходят в СМИ и делают очень странные заявления, которые вызывают очень грустную улыбку. Такие заявления дискредитируют всю власть. И от этого очень досадно. Поэтому я считаю, что мы можем с вами любой концепт рассматривать, только если увидим официальный документ.

В Украине налоговая нагрузка на зарплаты находится в пределах 34%. Это цифры OECD. Вот по другим странам: Бельгия — 32%, Германия — 48,1%, Австрия — 47,8%, Франция — 47%, Италия — 46% Словения — 43% Финляндия — 42,7% Турция — 39,9% Эстония — 38,1% Польша — 34,9%. В США — 28%, это меньше, чем у нас, но эта страна не конкурирует с нами на рынке труда.

Эти данные общеизвестные. В то же время, я не отрицаю, что нужно уменьшать налогообложение зарплаты. До войны я подал соответствующий законопроект. Есть потенциал для уменьшения, но с улучшением администрирования. И здесь, да, я согласен, что детенизация может стать компенсатором, но при условии ограничения уклонения от налогообложения. Если это делать одновременно, есть смысл.

Но уменьшать НДС в два раза? Зачем? В Венгрии — 27%, в Греции — 22%. У нас 20%. Зачем уменьшать в два раза? Отменять ли ЕСВ? Как? В какой стране Европы отсутствует ЕСВ?

Читайте также: Правила налогообложения средств, полученных за границей: что должен знать ФОП

Мы должны понимать, за чей счет мы это делаем. Пенсионеры? Военные? Медики? Учителя? Кто заплатит за эксперимент? Должны быть реальные компенсаторы. Не просто повышение акцизов от водки. Водка дает в бюджет около 10 млрд в год. Если в два раза увеличить акциз и они не уйдут в тень, все равно это будет 20 млрд. Это даже не десятая часть от 774 млрд потерь от «чудо-реформы».

Уровень аргументации заявлений в прессе меня шокирует. Потому я и предлагаю перейти на уровень официальных документов. Возможно, в них коллегам удастся обосновать свои идеи более удачно.

Комментарии - 29

+
+5
Артем Сабуров
Артем Сабуров
31 января 2023, 12:20
#
Значит я уже смартфоп. Я не занимаюсь заполнением деклараций,но с моих доходов интенсивно снимают 19,5%.
+
+37
Три літри
Три літри
31 января 2023, 17:41
#
У смартфопів податок утримується при потравлянні грошей на рахунок. Твій банк так не робить тож ти смартбалабол.
+
0
Артем Сабуров
Артем Сабуров
31 января 2023, 18:27
#
Смартбаблабол)))
+
+191
brigadirius
brigadirius
31 января 2023, 12:49
#
Так як дискредитував владу щипач, мабуть уже ніхто з нинішніх не зможе. Ну, а дозволити податковій самій заповнювати деклараці, це вже взагалі верх трешу. Вже дозволили блокувати госпдарську діяльність шляхом блокування податкових накладних. Бізнес після таких щипачів стає все більш загартований. Сьогодні вже забивають на ПДВ, так як всі розуміють що платити 20 відсотків з оборота нереально. Навіть бюджетники почали миритися з тим, що їм почали поставляти продукцію по заблокованих податкових накладних.
+
+15
brigadirius
brigadirius
31 января 2023, 12:55
#
Мені ще цікаво переплюне чи ні в запровадженні маразмів щипач Азарова. Поки намба ван в податкових маразмах Азаров з марками гербового збору. Але щипач в цій гонці дихає Азарову вже в потилицю.
+
+87
bonv
bonv
31 января 2023, 14:33
#
Гільйотина для бізнесу: Гетманцев погрожує повернути довоєнну систему оподаткування бізнесу в розпал війни. Гірше ж точно не буде? (с)
https://www.unian.ua/economics/finance/gilyotina-dlya-biznesu-getmancev-pogrozhuye-povernuti-dovoyennu-sistemu-opodatkuvannya-biznesu-v-rozpal-viyni-12128055.html
+
+15
mantis05
mantis05
1 февраля 2023, 10:47
#
Тут надо понимать про кого идёт речь: 3ий фоп 5% уже платит, 1 не платит и не собирается, всё касается только 2ой группы ФОП. Цифры можно даже озвучить. Но для ФОП, этот единый налог- вообще по боку, что не по боку- это тарифы за электичество, воду, отопление. Т. е. нормальная такая практика с электричеством по 15 грн или отоплением встроенного магазина в 32 квадрата- 35к грн в месяц. Но откуда такие тарифы, хотите спросить вы? Конечно же от ДТЭКа и подтанцовки. А как были приняты нормативы и прочие плюшки? Ну, тут видны пейсы одного алкаша, папередника, который позволил грабить ФОПов под эгидой райрад и горисполкомов. Увы, ни президент сейчас, ни шмыгаль не могут повлиять на это, потому что это будет вне его полномочий, поэтому ФОПы должны в первую очередь срачами гнать райрады и горисполкомы до полного реформирования состава, который введёт нормальные, адекватные тарифы. Так что свои сказочки про «даваенные налохи» для ФОП, то вы рассказывайте тем, кто не знает какие налоги они платили.
+
+108
zevs1
zevs1
31 января 2023, 14:42
#
Гетманцеву верить нельзя это волк который накинул на себя овечью шкуру и пытается показать что он за всё хорошее и против всего плохого.

Ещё вчера жестко щипал гусей, а сегодня божий одуванчик и заботливый чиновник, прям на ходу перекрасился
+
+166
Bitcoin
Bitcoin
31 января 2023, 15:48
#
Гетьманцев это символ полного провала экономики в будущем. Откуда взялся этот гений коммунизма? Без экономической свободы в Украине все теряет смысл.
+
0
brigadirius
brigadirius
31 января 2023, 18:13
#
Звідки взявся всім відомо. Просто поцікавтеся помічником якого депутата ВР він працював 10 років тому.
+
+7
neverice
neverice
31 января 2023, 16:42
#
Гетманцева таке як підмінили. Прямим текстом сказав не чіпати зарплатних ФОПів. о_О
Смарт ФОПи теж норм, якщо це добровільний вибір. Як мінімум, IT ФОПи майже напевно перейдуть.
Щодо норм оподаткування — спірно і складно. Раз його вже підмінили, то йому варто б згадати, що багато де діє прогресивний податок. Що робить податкову систему дещо справедливішою.
+
0
Три літри
Три літри
31 января 2023, 17:43
#
Нащо воно айтіфопам?

Гроші на рахунок приходять раз на місяц.
Сплатити податки — одне натискання кнопки і платіж відправлений.

Це може бути корисним як раз неайтіфопам у яких багато переказів і щоб розрахувати податок треба сидіти і складати це все. А так це зробить банк один раз в місяц.
+
+22
neverice
neverice
31 января 2023, 17:46
#
Можливо й так. Та в цілому, ця штука комусь може бути й корисна.
Наразі досить важко оцінити, кому саме)
+
+30
Три літри
Три літри
31 января 2023, 19:13
#
Я просто не довіряю банку тому не буду користуватись ціією фічей — мені не складно зробити це самому в той момент коли це мені зручно
забути заплатити податки — таке стається дужі не часто

банк може сплатити податки помилково с грошей які повернулись на рахунок або якими я сам поповнив його
+
+22
manson
manson
31 января 2023, 23:43
#
Ну так это ж нужно самому посчитать по курсу НБУ, взять проценты плюс ЕСВ, найти нужные реквизиты налоговой и оплатить. Потом ещё и декларацию заполнить с учётом предыдущей. И все подписать ключём и отправить. Не вижу в упор где там нажатие одной кнопки.
+
0
mantis05
mantis05
1 февраля 2023, 10:48
#
Вот такой аналог смарт-фопа для it уже давно действует. У кого приходы только по свифту и в валюте, вполне логичны автоначисления по продаже с счёта. Язык не поворачивается называть это смарт :D
+
+22
neverice
neverice
31 января 2023, 16:57
#
Доречі, якщо він вже не проти зарплатних ФОПів — цю ідею можна розвити у повноцінний прогресивний податок. А саме, зробити податок на доходи фіз. осіб на рівні 5% + ЄСВ, як для третьої групи. До певного порогу. Це фактично прибере в принципі більше частину оптимізацій через зарплатних ФОПів.
+
0
Три літри
Три літри
31 января 2023, 17:46
#
А саме, зробити податок на доходи фіз. осіб на рівні 5% + ЄСВ,

Це дуже мало. податок мусить бути принаймі 10−15% без ЄСВ. Але ЄСВ не повинен бути 22% це просто грабіж який в майбутньому абсолютно нічого не гарантує.
+
0
brigadirius
brigadirius
31 января 2023, 18:17
#
З платежів ЄСВ утримують сьогоднішніх пенсіонерів. Економіка в тіні не через зарплатні податки, а через ПДВ.
+
0
Три літри
Три літри
31 января 2023, 19:28
#
З платежів ЄСВ утримують сьогоднішніх пенсіонерів.

Чому ця репліка адресована мені? Це я запропонував платити лише мінімальну ставку ЄСВ?
+
0
brigadirius
brigadirius
31 января 2023, 19:59
#
Ви поскаржилися на високу ставку ЄСВ. В нас демографія в країні така, що на одного працюючого один пенсіонер. Тому і ставка така. Кожен платник ЄСВ повинен розуміти що його сплата ЄСВ це не про його майбутню пенсію. Це платіж на утримання сьогоднішніх пенсіонерів.
+
0
Три літри
Три літри
31 января 2023, 21:00
#
Ви поскаржилися на високу ставку ЄСВ

Хіба вона не висока? 22% це вище навіть за податок з доходів. При том що за ці гроші людина отримує лише деколи лікарняний так дуже невеликі гроші декілька місяців після звільнення.

В нас демографія в країні така, що на одного працюючого один пенсіонер.


Це не виправдання щоб дерги гроші, це як раз шлях в тінь що зараз і відбувається. Тим більше що далеко не всі пенсіонери отримують 3−4 тисячи гривень, є ті хто отримують набагато більше. Люди повинні жити по своїх статках, а не сидіти в іншиї на шиї. Державна пенсія повинна забеспечувати соціальний мінімум, все інше в руках майбутнього пенсіонера.
+
+15
mantis05
mantis05
1 февраля 2023, 10:51
#
Поюсую, надо не в гривнах платить пенсию, а в продуктовых наборах. Всё остальное- где хочет, там пусть и берёт нал.
+
+43
mantis05
mantis05
1 февраля 2023, 10:50
#
Пенсионеров можно послать в пешее эротическое и дать им 800грн стабильности. Вуаля- будущим поколениям руки развязаны. Ну, и пенсы сами виноваты что рассчитывали на 800−1500% от того что платили. Даже продажа наркотиков такие бонусы не показывает
+
0
Gazzbut
Gazzbut
1 февраля 2023, 3:04
#
Фопі с марта прошлого года могут есв не платить
+
+15
brigadirius
brigadirius
1 февраля 2023, 9:13
#
Тільки 1 і 2 група. Всі інші платять.
+
0
Gazzbut
Gazzbut
1 февраля 2023, 12:17
#
3 тоже, про 4 никто ниче не знает єто сельские дела, на третей еще можно на 2 % перейти, но тогда каждій месяц отчет сдавать, а 1 и 2 может ен не платить
+
0
ESP3
ESP3
1 февраля 2023, 1:07
#
Когда уже хотя бы заменят налог на прибыль налогом на выведенный капитал? Я уже об уменьшении НДС молчу. Гетьманцев я так понял с такими вещами не совместим.

По другому есть большая вероятность добить полностью малый и средний бизнес. И оставить в лучшем случае одних олигархов.
+
0
mantis05
mantis05
1 февраля 2023, 10:53
#
2ая группа 1340грн платит, держу в курсе :D ну да, прямо бизнес убивает в пользу олигархов. Вот лучше бы поинтересовались тарифами ЖКХ для ФОПов, и разрешили ДТЭК национализировать
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться