Минфин - Курсы валют Украины

Установить
23 февраля 2022, 7:30 Читати українською

Без KLM, Lufthansa и Air France: как и почем теперь будут летать украинцы

Угроза войны заставила иностранных авиаперевозчиков срочно пересматривать свои планы в отношении Украины. Меньше рейсов, дороже билеты, — таковы нынешние полетные реалии для наших сограждан. Как изменились условия по авиаперелетам для украинцев и чего ждать дальше, — разбирался «Минфин».

Иностранные авиакомпании продолжают массово отказываться от работы в Украине. Первой о сворачивании рейсов заявила KLM. Это решение совпало с паникой на страховом рынке — европейские перестраховщики с учетом обострения политической ситуации вокруг Украины собирались заявить о прекращении действия страховок.

Читайте также: Львов, Ужгород, Тернополь: где хотят пересидеть угрозу киевляне и сколько это стоит

Решение Кабмина выделить 16,6 млрд грн на обеспечение безопасности полетов в воздушном пространстве Украины частично проблему уладило. Тем не менее, часть лизингодателей отозвало свои самолеты за пределы нашей страны. Это, в частности, коснулось авиационного парка Bees Airlines и МАУ.

21 февраля об отменах рейсов в Украину заявили Air France, Swiss и Скандинавские авиалинии SAS. Но даже те авиакомпании, которые продолжают работать в Украине, пересматривают полетные программы.

Также на рынке муссируются слухи о подорожании билетов. В частности, может быть введен дополнительный страховой сбор с пассажиров. То есть украинцам стоит готовится к изменению условий по авиаперевозкам — как по выбору рейсов, так и по ценам на билеты.

Небо опять закрывается

Только недавно Украина подписала соглашение с ЕС по открытому небу. Тогда эксперты прогнозировали массовый выход на наш рынок новых авиакомпаний, в том числе недорогих лоукостеров, расширение направлений по полетам и удешевление билетов, причем, по некоторым рейсам (к примеру, в Париж и Амстердам) в несколько раз.

Сейчас ситуация выглядит с точностью до наоборот. Наращивание российской агрессии против Украины снова ограничивает возможности авиасообщения.

С 22 февраля отменены рейсы Air France в Киев и обратно. Ожидается, что ограничения продлятся, как минимум, до конца февраля.

Также поставили на стоп рейсы SAS между Киевом и Осло. Решение о возобновлении полетов (если оно будет) последует уже после 1 марта.

О приостановке большинства рейсов из/в Украину заявили также в компаниях Swiss (Швейцарские авиалинии), Lufthansa, Austrian Airlines.

Lufthansa летала из Франкфурта в Киев и Львов, из Мюнхена — в Киев.

Austrian Airlines совершала рейсы из Вены в Киев, Львов, Одессу. При этом самолеты по маршруту Вена-Львов продолжают летать.

Swiss выполняла один рейс — из Цюриха в Киев.

Читайте также: Никакой паники. Украина обеспечивает авиасообщение с ключевыми европейскими городами (видео)

Об остановке перелетов из Украины в феврале заявил также лоукостер Vueling (летал из Киева в Париж).

Полностью остановила полеты украинская Bees: у нее попросту не на чем летать — все самолеты отозвали лизингодатели.

WizzAir объявила о том, что откладывает старт полетов по ряду направлений, которые планировалось запустить в ближайшее время. К примеру, запуск рейсов из Киева в Зальцбург, Болонью, Катанью и Порту перенесли с марта на май-октябрь. Рейсы со Львова в Милан и Неаполь вместо начала марта обещают запустить в конце следующего месяца, в Вильнюс и Вену — в апреле. Рейсы из Одессы в Афины вместо июля полетят в конце сентября, в Братиславу — вместо марта — в июне и т. д. Плюс этот перевозчик отменил рейсы из Харькова в Таллин.

Ryanair еще в начале февраля перестал продавать билеты на все рейсы из Харькова и Херсона. Хотя исполнительней директор компании Майкл О'Лири заявил, что не видит причин для полного прекращения полетов в нашу страну.

А вот AirBaltic, наоборот, объявила о расширении полетной сетки (в частности, увеличили число рейсов в Ригу). Такую же стратегию выбрала компания Pegasus Airline (в Стамбул и Анкару).

Пока неясно, как долго конфигурация полетов над украинским небом будет оставаться такой, как сейчас. Не исключено, что в случае деэскалации конфликта и снятия угроз полномасштабного вторжения агрессора рейсы будут восстанавливать.

Даже возможно их расширение, так как 17 февраля парламент ратифицировал соглашение по открытому небу, то есть снята последняя преграда для его воплощения в жизнь.

В противном случае, рейсы и дальше будут резать, а от полетов в Украину станут отказываться все больше авиакомпаний. Какой сценарий будет реализован в нашем небе, станет понятно уже с марта, когда многие «отказники» объявят о дальнейших планах по украинским рейсам.

Как теперь летать

Как заявили в Мининфраструктуры, рейсы на отмененных маршрутах частично подхватят украинские перевозчики, в частности МАУ.

Впрочем, как объяснил глава МАУ Евгений Дыхне, пока речь не идет о запуске новых дополнительных рейсов. Компания просто увеличивает емкость уже существующих рейсов — ставят самолеты большей вместимости. «Работаем с Air France и KLM на маршрутах в Париж и Амстердам. Подвозим пассажиров под эти аэропорты и обеспечиваем пересадки на рейсы этих авиакомпаний. Сегодня спрос обеспечен нашими рейсами», — уточнил Дыхне.

Билет из аэропорта «Борисполь» в парижский аэропорт Шарля-де-Голля на борту МАУ на 24 февраля стоит от 8,3 тыс. грн на человека (в эконом-классе), в обратном направлении на 27 февраля — от 7,3 тыс. грн.

«МАУ и раньше выполняла многие рейсы в партнерстве с другими авиаперевозчиками (так называемый интерлайн), поэтому по этим направлениям уход европейских авиакомпаний не будет столь болезненным — просто из названия рейса исчезнет их аббревиатура, а рейсы как были, так и останутся, — но уже полностью на МАУ», — говорит руководитель консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

В Париж также можно улететь на WizzAir (от 5,4 тыс. грн в одну сторону), AirBaltic (9,4 тыс. грн), LOT (10 тыс. грн).

С пересадками доступны рейсы Ryanair (через Дубай, время в дороге — почти сутки, стоимость — от 4,5 тыс. грн в одну сторону).

Рейс Swiss в Цюрих пока остается незакрытым. Ближайшие даты, на которые доступно бронирование, на платформе Kiwi есть на март (цена — от 3,9 тыс. грн в одну сторону), но пока неясно, будут ли в эти даты сами рейсы.

Рейсы Bees Airline подхватили Windrose и МАУ, но по многим изменилось время вылета, плюс летают они не из Жулян, как раньше, а из аэропорта «Борисполь».

В SkyUP, как сообщила нам представитель компании Наталия Калиниченко, все рейсы выполняются по расписанию. Анонсированные ранее направления (Ницца, Лион, Марсель и др.) также остаются в силе, билеты на них уже в продаже.

«В целом февраль на авиарынке считается мертвым сезоном, поэтому дефицита мест в самолетах не будет. Стоит ожидать, что на украинском рынке активизируется работа по схеме фидеров, когда украинские компании будут подвозить пассажиров под стыковочные рейсы европейских перевозчиков на длинных маршрутах», — говорит Ланецкий.

Но пассажирам все равно стоит готовится к неудобствам — даже если физически рейсы по определенным направлениям есть, могут меняться время и место вылета, отменяться отдельные рейсы на конкретные даты и т. д. В этом случае перевозчики обещают возврат денег или предлагают перебронировать вылет на другие даты (такой вариант для авиакомпании более предпочтительный), что далеко не всегда удобно. Поэтому эксперты советуют сверять свои планы с оперативным расписанием полетов.

Что будет с ценами на билеты

На фоне ажиотажа уже отмечались всплески цен на билеты. К примеру, в отдельные дни рейсы в лондонский аэропорт Гатвик предлагались по 35 тысяч, что в 8 раз дороже обычных цен.

Пока таких прецедентов немного, что отчасти поясняется низким авиасезоном и сравнительно невысоким спросом. Но ситуация может измениться.

«Схема ценообразования на авиарынке такова, что чем выше спрос на конкретный рейс — тем выше ценник. Цена может вырасти как на 10%, так и в 2−3 раза, и даже больше. Часть клиентов авиакомпаний — корпоративные клиенты, им по большому счету все равно какая цена, если нужно лететь.

По мере сокращения конкуренции на маршрутах, они позволят авиакомпаниям держать цены на сравнительно высоких уровнях", — считает Ланецкий. Тот факт, что цены могут пойти вверх, признал на недавнем брифинге и глава МАУ Евгений Дыхне. По его словам, окончательную цену сформирует рынок, в зависимости от спроса и предложения, а МАУ пересматривать тарифы в ближайшее время не собирается.

Появился еще один фактор, который может откорректировать ценники на авиабилеты. Как заявил Евгений Дыхне, могут повысится отчисления на страхование: в страховочные пакеты включены дополнительные риски, что отражается на общей стоимости билета. Но сколько именно придется доплатить за страховку каждому конкретному пассажиру, он не уточнил.

Если режим открытого неба начнут реализовывать уже в ближайшее время, а политическая ситуация стабилизируется, украинцы могут рассчитывать на удешевление авиабилетов, в частности, по таким сравнительно дорогим направлениям как Париж и Амстердам.

Комментарии - 5

+
0
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
23 февраля 2022, 8:59
#
Дали б ті 17 лярдів на нову авіакомпанію, про яку казав Зеленський. Тепер скептики бачать, я надіюся, що не лише енергонезалежність має бути… кожна дрібниця несе колосальний вплив на економіку, бо паніка то велика сила.
+
0
zaNOza :)
zaNOza :)
23 февраля 2022, 9:57
#
Тогда их было бы не скоммуниздить…
+
+26
Три літри
Три літри
23 февраля 2022, 10:23
#
Эти 17 миллиардов никуда никто не давал — это деньги зарезервированные под выплаты.

Строить государственного авиаперевозчика — хреновая идея. Тем более что свои авиакомании у нас уже есть, почти десяток штук: МАУ, Windrose, SkyUp, Bee Airline, Bravo Airways, Мотор Січ, Yanair. Будет ещё одна, традиционно с коррумпированным руководством и днищенским серисом на которую ещё и будут идти налоги тех кто не летаёт её самолётами — зачем это всё?
+
0
bonv
bonv
23 февраля 2022, 9:57
#
Щоб снаряди над головами не літали.
+
0
bonv
bonv
23 февраля 2022, 9:58
#
Беня свою компанію хоче частково втюхати державі щоб мати можливість доїти бюджет України.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться