С 7 февраля начал действовать запрет на транзит территорией Беларуси нефтепродуктов и удобрений из Литвы в Украину. Как это отразится на ценниках украинских заправок, — разбирался «Минфин».
Беларусь закрыла транзит литовских нефтепродуктов: чем и почем будем заправляться
Решение Беларуси — ответный шаг на запрет транзита белорусских удобрений через порты Литвы.
Доля литовского автомобильного топлива на украинском рынке сравнительно невысокая — порядка 7−10%. Но ситуация разнится по отдельным категориям. К примеру, по импортному бензину А-95 и А-98 доля литовской продукции достигает 20% (хотя в целом по рынку бензина — 11%). Также из Литвы к нам идет автомобильный газ, но его еще меньше — около 2%.
Читайте также: 207 часов в киевских пробках за год: тарифы на парковку должны быть выше
Впрочем, у литовского топлива среди водителей уже сложился свой клуб почитателей. Считается, что оно более качественное, так как производится с учетом европейских требований.
Исчезнет ли литовское топливо с заправок
На сегодня есть несколько сценариев дальнейшего развития ситуации. «Во-первых, Литва может пустить нефтепродукты в Украину в обход Беларуси — через Польшу (или заменив польской продукцией завода Orlen). Во-вторых, литовское топливо или его часть может заменить белорусский продукт (с Мозырьского НПЗ)», — говорит владелец сети Prime Дмитрий Леушкин.
В любом случае литовское топливо не исчезнет моментально с украинских заправок. Складские запасы позволят АЗС торговать бензином и дизелем из Литвы еще примерно месяц.
Но вот что будет потом — вопрос открытый.
По данным агентства «А-95», по итогам 2021 года доля литовского бензина на украинском рынке составила 11% (в сегменте импортного бензина она выше — ред.), дизеля — 9%. В прошлом году из Литвы к нам было поставлено 691,4 тыс. т дизельного топлива и 262,2 тыс. т бензина.
Как заявили в «А-95», прекращение поставок литовских нефтепродуктов в Украину не окажет существенного влияния на наш рынок.
По словам Леушкина, скорее всего, выпавшие литовские объемы заместит белорусский продукт. Такого же мнения придерживаются в «А-95», отмечая, что белорусские НПЗ традиционно испытывают профицит бензина, поэтому смогут оперативно увеличить поставки в Украину.
Также увеличится нагрузка на российское направление и внутреннее производство (НПЗ «Укртатнафта»).
Замещение литовского топлива белорусским уже подтвердили некоторые сети. К примеру, сеть BVS заявила, что пересмотрела наполнение своей продуктовой корзины в пользу продукции белорусских НПЗ.
Доля белорусского и российского топлива на украинском рынке может увеличится с 72% до 85% и больше.
«При этом на общий ценник на бензин и дизель литовский фактор не повлияет, так как в Украине цены на топливо регулируются государством,
Читайте также: Под электрокары в Украине дали льготы: как изменятся цены на новые и б/у авто
Пока окончательно ставить крест на литовском автомобильном топливе рано. Есть вариант его поставок в Украину через Польшу или же импорт аналогичного польского топлива, произведенного на заводе Orlen в Плоцке. Хотя логистика в этом направлении может быть непростой из-за узкой железнодорожной колеи.
Что будет с ценами на бензин и дизель
Вне зависимости от того, как решится вопрос с литовским топливом, ценники на украинских заправках будут расти. Собственно, бензин и дизель с начала года уже заметно подорожали.
И сейчас наметился новый рост цен. 3 февраля Минэкономики озвучило новую предельную ценовую планку на бензин и дизель.
По бензину это 30,84 грн за литр, по дизелю — 28,3 грн. Но этот ценник не учитывает торговых надбавок (установленный правительством максимум — 5 грн на литре бензина и 7 грн — на литре дизеля).
Если посчитать все вместе, то максимальная цена бензина А-95 на заправках может достичь 35,84 грн за литр, дизеля — 35,3 грн.
По сравнению с предыдущими ценниками, которые устанавливались Минэкономики 10 дней назад, предельная цена на бензин увеличена на 1,59 грн, дизеля — на 1,46 гривен.
Напомним: правительство ввело госрегулирование на бензин и дизель в мае 2021 года. Минэкономики каждые 10 дней пересматривает предельные цены по специальной формуле. Ее составляющие — стоимость нефтепродуктов на внешнем рынке, логистика ($27 за тонну или 66−73 копейки на литре бензина и дизеля соответственно) и торговая надбавка розничных продавцов (5−7 грн на литре бензина и дизеля соответственно).
Но и ценник на внешнем рынке, и логистические затраты считаются в долларах. Поэтому на гривневую цену влияет также курс.
«Рост курса доллара, по отношению к гривне, на одну гривну дает 60 копеек на литре бензина и дизеля», — поясняет руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
Озвученные максимальные цены еще не значат, что все заправки будут под них подтягиваться. Как правило, по максимуму ставят тариф премиальные сети (ОККО, WOG), на других цена может быть ниже на 1−1,5 грн на литре.
Также подорожание может быть плавающим — заправки будут понемногу набрасывать сверху к цене едва ли не каждый день.
Почему дорожает топливо, если Кабмин, запустил госрегулирование именно с целью сдерживания цен?
Главный фактор, по словам руководителя агентства «А-95» Сергея Куюна, — нефть.
Нефтяные котировки на международных биржах продолжают расти. 4 февраля стоимость барреля нефти Brent достигла $91,38, а WTI — $90,67. Причина — сильные холода в США, которые могут спровоцировать перебои с поставками нефти.
Также на нефтяной рынок влияют другие «раздражители» — напряженная геополитическая ситуация в Восточной Европе и нежелание стран ОПЭК наращивать добычу нефти, хотя спрос на нее на фоне восстановления мировой экономики после пандемии растет.
Прогнозы по нефти неутешительные — эксперты прочат ей ценник до $100 за баррель уже в это году. Соответственно, будут дорожать и нефтепродукты.
Другой важный фактор, который гонит ценники на автомобильное топливо вверх, — курс доллара.
С начала года национальная валюта заметно девальвировала. И хотя Нацбанк пытается спасти гривну, выходя на рынок с масштабными распродажами, успехи в этом направлении переменные.
Поэтому даже если бы цены на нефть снизились, но курс повысился до 29 грн, то украинские водители никакого снижения не увидели бы. А если дорожает нефть и параллельно растет курс, стоит ожидать дальнейшего роста ценников на заправках.
Каким он будет — эксперты пока затрудняются сказать. Но есть прогнозы, что уже через 10 дней Минэкономики может повысить предельные цены на бензин и дизель еще на 1 гривну. То есть А-95 будет стоить около 37 гривен, а дизель — 36,3−36,5 гривен за литр.
Комментарии - 40
Вопрос лишь в поставках нефти — но с ней проще, в целом.
Я вже мовчу про те, що навіть наявне виробництво в Україні роками не модернізується, затратне і не здатне виробляти сучасний бензин на наявних потужностях…
Аналогічно, до вашого прикладу — в Литві нема покладів нафти. А НПЗ є і на експорт вистачає.
Ну і головне — у нас є два НПЗ, обидва працюють у пів сили. Тобто, це не з нуля будувати. А Шебелевський здається взагалі державний.
Не нужно тут левые идеи распростнаять.
сам то понял что написал чухню? что ж ты дорогой тогда покупаешь украинский газ по рыночной мировой цене который украина добывает в пределах 20 лярдов? а? что ж тогда предприятиям платежки выставляли по 50к, а то и больше за укр газ? а?
можешь не отвечать и так понятно что сел в лужу
когда отвечает дилетант))
Я поставлю деньги, что редактора минфина вложились в доллар на хае и разгоняют панику исскуственно. Но доллар падает. И по нефти — зима дешевеет, США снимают часть санкций с Ирана в обмен на дешевую нефть, потому ситуация выровняется очень быстро.
Смешнее сложно что-то придумать.
Доля белорусского и российского топлива на украинском рынке может увеличится с 72% до 85% и больше.
Это сюр, армия мордора на границах, но увеличения доли мордора на рынке бензина до 85% никак не повлияет на рынок. Им даже нападать не обязательно — просто прекратить поставки.
Гарна ідея, ось тільки чим його замінити?..
Расскажите об этом Беларуси которая как раз сделала именно так.
Украина опять у разбитого корыта окажется
Украина окажется с надежным поставщиком которые не прекращается поставки по хотению вождя и не являетя плацдармом для вооруженного нападения на Украину.
Поставки из Мозыря моменталько прекратятся как только Великий Пу решит что уже пора давить биндер. И тогда без бензина окажется не только гражданский транспорт но и армия которая должна будет останавливать «вежливых» бурятов Путина.
Есть еще такое, как глубина переработки (в Украине очень низкая — заводы технологически отсталые)
Но!.. Было 30 лет. Можно было «переплюнуть» и Беларусь и Прибалтику при желании развивать страну, а не «рубить бабло» здесь и сейчас.
Так на глубине переработки и строился весь экономический анализ по отрасли.