Минфин - Курсы валют Украины

Установить
7 февраля 2022, 14:44 Читати українською

Беларусь закрыла транзит литовских нефтепродуктов: чем и почем будем заправляться

С 7 февраля начал действовать запрет на транзит территорией Беларуси нефтепродуктов и удобрений из Литвы в Украину. Как это отразится на ценниках украинских заправок, — разбирался «Минфин».

Решение Беларуси — ответный шаг на запрет транзита белорусских удобрений через порты Литвы.

Доля литовского автомобильного топлива на украинском рынке сравнительно невысокая — порядка 7−10%. Но ситуация разнится по отдельным категориям. К примеру, по импортному бензину А-95 и А-98 доля литовской продукции достигает 20% (хотя в целом по рынку бензина — 11%). Также из Литвы к нам идет автомобильный газ, но его еще меньше — около 2%.

Читайте также: 207 часов в киевских пробках за год: тарифы на парковку должны быть выше

Впрочем, у литовского топлива среди водителей уже сложился свой клуб почитателей. Считается, что оно более качественное, так как производится с учетом европейских требований.

Исчезнет ли литовское топливо с заправок

На сегодня есть несколько сценариев дальнейшего развития ситуации. «Во-первых, Литва может пустить нефтепродукты в Украину в обход Беларуси — через Польшу (или заменив польской продукцией завода Orlen). Во-вторых, литовское топливо или его часть может заменить белорусский продукт (с Мозырьского НПЗ)», — говорит владелец сети Prime Дмитрий Леушкин.

В любом случае литовское топливо не исчезнет моментально с украинских заправок. Складские запасы позволят АЗС торговать бензином и дизелем из Литвы еще примерно месяц.

Но вот что будет потом — вопрос открытый.

По данным агентства «А-95», по итогам 2021 года доля литовского бензина на украинском рынке составила 11% (в сегменте импортного бензина она выше — ред.), дизеля — 9%. В прошлом году из Литвы к нам было поставлено 691,4 тыс. т дизельного топлива и 262,2 тыс. т бензина.

Как заявили в «А-95», прекращение поставок литовских нефтепродуктов в Украину не окажет существенного влияния на наш рынок.

По словам Леушкина, скорее всего, выпавшие литовские объемы заместит белорусский продукт. Такого же мнения придерживаются в «А-95», отмечая, что белорусские НПЗ традиционно испытывают профицит бензина, поэтому смогут оперативно увеличить поставки в Украину.

Также увеличится нагрузка на российское направление и внутреннее производство (НПЗ «Укртатнафта»).

Замещение литовского топлива белорусским уже подтвердили некоторые сети. К примеру, сеть BVS заявила, что пересмотрела наполнение своей продуктовой корзины в пользу продукции белорусских НПЗ.

Доля белорусского и российского топлива на украинском рынке может увеличится с 72% до 85% и больше.

«При этом на общий ценник на бензин и дизель литовский фактор не повлияет, так как в Украине цены на топливо регулируются государством, т. е. цена может меняться только из-за изменения котировок на нефтепродукты на внешнем рынке и курса доллара», — говорит Дмитрий Леушкин.

Читайте также: Под электрокары в Украине дали льготы: как изменятся цены на новые и б/у авто

Пока окончательно ставить крест на литовском автомобильном топливе рано. Есть вариант его поставок в Украину через Польшу или же импорт аналогичного польского топлива, произведенного на заводе Orlen в Плоцке. Хотя логистика в этом направлении может быть непростой из-за узкой железнодорожной колеи.

Что будет с ценами на бензин и дизель

Вне зависимости от того, как решится вопрос с литовским топливом, ценники на украинских заправках будут расти. Собственно, бензин и дизель с начала года уже заметно подорожали.

И сейчас наметился новый рост цен. 3 февраля Минэкономики озвучило новую предельную ценовую планку на бензин и дизель.

По бензину это 30,84 грн за литр, по дизелю — 28,3 грн. Но этот ценник не учитывает торговых надбавок (установленный правительством максимум — 5 грн на литре бензина и 7 грн — на литре дизеля).

Если посчитать все вместе, то максимальная цена бензина А-95 на заправках может достичь 35,84 грн за литр, дизеля — 35,3 грн.

По сравнению с предыдущими ценниками, которые устанавливались Минэкономики 10 дней назад, предельная цена на бензин увеличена на 1,59 грн, дизеля — на 1,46 гривен.

Напомним: правительство ввело госрегулирование на бензин и дизель в мае 2021 года. Минэкономики каждые 10 дней пересматривает предельные цены по специальной формуле. Ее составляющие — стоимость нефтепродуктов на внешнем рынке, логистика ($27 за тонну или 66−73 копейки на литре бензина и дизеля соответственно) и торговая надбавка розничных продавцов (5−7 грн на литре бензина и дизеля соответственно).

Но и ценник на внешнем рынке, и логистические затраты считаются в долларах. Поэтому на гривневую цену влияет также курс.

«Рост курса доллара, по отношению к гривне, на одну гривну дает 60 копеек на литре бензина и дизеля», — поясняет руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

Озвученные максимальные цены еще не значат, что все заправки будут под них подтягиваться. Как правило, по максимуму ставят тариф премиальные сети (ОККО, WOG), на других цена может быть ниже на 1−1,5 грн на литре.

Также подорожание может быть плавающим — заправки будут понемногу набрасывать сверху к цене едва ли не каждый день.

Почему дорожает топливо, если Кабмин, запустил госрегулирование именно с целью сдерживания цен?

Главный фактор, по словам руководителя агентства «А-95» Сергея Куюна, — нефть.

Нефтяные котировки на международных биржах продолжают расти. 4 февраля стоимость барреля нефти Brent достигла $91,38, а WTI — $90,67. Причина — сильные холода в США, которые могут спровоцировать перебои с поставками нефти.

Также на нефтяной рынок влияют другие «раздражители» — напряженная геополитическая ситуация в Восточной Европе и нежелание стран ОПЭК наращивать добычу нефти, хотя спрос на нее на фоне восстановления мировой экономики после пандемии растет.

Прогнозы по нефти неутешительные — эксперты прочат ей ценник до $100 за баррель уже в это году. Соответственно, будут дорожать и нефтепродукты.

Другой важный фактор, который гонит ценники на автомобильное топливо вверх, — курс доллара.

С начала года национальная валюта заметно девальвировала. И хотя Нацбанк пытается спасти гривну, выходя на рынок с масштабными распродажами, успехи в этом направлении переменные.

Поэтому даже если бы цены на нефть снизились, но курс повысился до 29 грн, то украинские водители никакого снижения не увидели бы. А если дорожает нефть и параллельно растет курс, стоит ожидать дальнейшего роста ценников на заправках.

Каким он будет — эксперты пока затрудняются сказать. Но есть прогнозы, что уже через 10 дней Минэкономики может повысить предельные цены на бензин и дизель еще на 1 гривну. То есть А-95 будет стоить около 37 гривен, а дизель — 36,3−36,5 гривен за литр.

Комментарии - 40

+
+31
bonv
bonv
7 февраля 2022, 14:52
#
Білоруси з росіянами грають на свою користь.
+
0
caeser
caeser
7 февраля 2022, 16:39
#
І яка користь росіянам, чи білорусам?
+
+95
bonv
bonv
7 февраля 2022, 16:50
#
Своє продавати у більших кількостях. Що не зрозуміло?
+
+65
bonv
bonv
7 февраля 2022, 14:52
#
Що буде з цінами на бензин та дизель? Як росли так і будуть рости. І з транзитом і без нього…
+
+30
BEZE
BEZE
7 февраля 2022, 20:27
#
Все росте крім рейтингів;)))
+
+139
neverice
neverice
7 февраля 2022, 15:32
#
Что любопытно, НПЗ — это относительно простой завод. Неужели так сложно заместить импорт? При таких то ценах. Забыли уже, как Беларусь вот буквально прошлым летом урезала экспорт в Украину сжиженного газа и бензина? Беларусь поставщик такой же надежный, как и россия — другими словами, дела с ними лучше не иметь вообще.
Вопрос лишь в поставках нефти — но с ней проще, в целом.
+
+45
caeser
caeser
7 февраля 2022, 16:38
#
Для людини недалекої, все «просто». Ось тільки Іран, шо стоїть на порозі виготовлення власної ядерної зброї, займає 4е місце в світі по експортту нафти, імпортує 40% бензину і постійно відчуває його дефіцит.
Я вже мовчу про те, що навіть наявне виробництво в Україні роками не модернізується, затратне і не здатне виробляти сучасний бензин на наявних потужностях…
+
0
neverice
neverice
8 февраля 2022, 10:18
#
А ви знаєте об'єми, що виробляються в Україні на так званих «міні-нпз»? Так, якість там на рівні евро2. Але то взагалі кустарне виробництво. В перегонці бензину нема нічого складного.
Аналогічно, до вашого прикладу — в Литві нема покладів нафти. А НПЗ є і на експорт вистачає.
Ну і головне — у нас є два НПЗ, обидва працюють у пів сили. Тобто, це не з нуля будувати. А Шебелевський здається взагалі державний.
+
0
neverice
neverice
8 февраля 2022, 10:48
#
Та це насправді неважливо. Ключове тут — не можна заміщувати імпорт з Литви імпортом з Білорусі. Бо це питання стратегічної безпеки. В ідеалі — взагалі зменшити залежність від імпорту нафтопродуктів, замістивши імпортом сирої нафти. І нам це під силу. Це не високотехнологічне виробництво, типу чіпів. І у нас вже є НПЗ.
+
+33
Oligarh
Oligarh
7 февраля 2022, 15:39
#
Украинцы не казахи!!! это казахи могут возбухать, украинцы молча платят)))))
+
+228
Bobby Axelrod
Bobby Axelrod
7 февраля 2022, 16:04
#
Украинцы понимают, что нефть и бензин у нас импортные, и цена зависит от мировых цен. Конечно не считая НДС и акциза которые бы гос-во могло бы и снизить или отменить. А казахи добывают свое и производят.
Не нужно тут левые идеи распростнаять.
+
+19
Oligarh
Oligarh
7 февраля 2022, 17:24
#
что нефть и бензин у нас импортные, и цена зависит от мировых цен. А казахи добывают свое и производят.
сам то понял что написал чухню? что ж ты дорогой тогда покупаешь украинский газ по рыночной мировой цене который украина добывает в пределах 20 лярдов? а? что ж тогда предприятиям платежки выставляли по 50к, а то и больше за укр газ? а?
можешь не отвечать и так понятно что сел в лужу
+
+143
Bobby Axelrod
Bobby Axelrod
7 февраля 2022, 17:27
#
Я то понял. а ты видимо нет)
+
+15
Andreyr1983
Andreyr1983
8 февраля 2022, 18:04
#
А газ по 1000$ у вас тоже импортный? Или десятки вышек это путинские на полтавщине и днепротетровщине стоят???
+
+21
Bobby Axelrod
Bobby Axelrod
7 февраля 2022, 16:04
#
Литовцы через Польшу пустят и все. Делов-то. Ну подорожает конечно.
+
+15
Oligarh
Oligarh
7 февраля 2022, 17:28
#
Делов-то.

когда отвечает дилетант))
+
+15
Три літри
Три літри
7 февраля 2022, 19:28
#
Наладить поставки — не одного дня дело.
+
0
Petrovich121
Petrovich121
7 февраля 2022, 19:44
#
Давайте вместо «поставки» вставим «честную контрабанду»…)))
+
0
Три літри
Три літри
7 февраля 2022, 20:08
#
Контрабанда это когда Петрович возит зебин в баке встроенном в багажник. Или когда фирма ЧПОККО дав на лапу сержанту Петренко провозит 200 тон под видом 100 тонн. Но тут масштабы гораздо больше чем одна сеть.
+
+15
MisterTvister
MisterTvister
7 февраля 2022, 16:28
#
«С начала года национальная валюта заметно девальвировала. И хотя Нацбанк пытается спасти гривну, выходя на рынок с масштабными распродажами, успехи в этом направлении переменные.»

Я поставлю деньги, что редактора минфина вложились в доллар на хае и разгоняют панику исскуственно. Но доллар падает. И по нефти — зима дешевеет, США снимают часть санкций с Ирана в обмен на дешевую нефть, потому ситуация выровняется очень быстро.
+
0
MisterTvister
MisterTvister
7 февраля 2022, 16:43
#
Говорят, что не вкладывались. Ну ладно, поверим. Нефть выровняется только весной, но дешеветь сильно топливо не будет. Госзакупки пошли для армии, они в том числе цену разгоняют…
+
0
Три літри
Три літри
7 февраля 2022, 19:26
#
Редакция Минфина разгоняет панику в Украине.

Смешнее сложно что-то придумать.
+
0
Vladio
Vladio
8 февраля 2022, 13:47
#
Одни цитаты «… США снимают часть санкций с Ирана в обмен на дешевую нефть…» США постоянно гайки закручивают, санкции вводят по поводу и без повода. Надеяться, когда у тётушки в Гродно корова разродится и самому обогатиться, наивно. Решается просто, увеличить импорт из Беларуси. И начинать строить или модернизировать любой собственный НПЗ. С Беларусью надо дружить.
+
+45
Alex Stein
Alex Stein
7 февраля 2022, 17:27
#
Как заявили в «А-95», прекращение поставок литовских нефтепродуктов в Украину не окажет существенного влияния на наш рынок.
Доля белорусского и российского топлива на украинском рынке может увеличится с 72% до 85% и больше.
Это сюр, армия мордора на границах, но увеличения доли мордора на рынке бензина до 85% никак не повлияет на рынок. Им даже нападать не обязательно — просто прекратить поставки.
+
0
BobKickass
BobKickass
7 февраля 2022, 21:49
#
он бы уже усложнил поставки зебина из Беларуси

Гарна ідея, ось тільки чим його замінити?..
+
+1
Три літри
Три літри
7 февраля 2022, 22:34
#
Речь была вообще не о том как организовывать поставки топлива. Если эту тему обсуждать то начать надо с того почему мы на более чем 50% зависим от топлива поставляемого из страны с которой воюем.
+
0
BobKickass
BobKickass
8 февраля 2022, 12:36
#
100% підтримую. Але влада живе за формулою «поки півень в  *** не клюне».
+
0
Vladio
Vladio
8 февраля 2022, 13:52
#
Все упрется в то, что Беларусь ответит тем же. Так политика не делается. Украина опять у разбитого корыта окажется, осложнив импорт ГСМ. и останется без ГСМ. В чем цимес комбинации?
+
+13
Три літри
Три літри
8 февраля 2022, 13:58
#
Так политика не делается.

Расскажите об этом Беларуси которая как раз сделала именно так.

Украина опять у разбитого корыта окажется

Украина окажется с надежным поставщиком которые не прекращается поставки по хотению вождя и не являетя плацдармом для вооруженного нападения на Украину.

Поставки из Мозыря моменталько прекратятся как только Великий Пу решит что уже пора давить биндер. И тогда без бензина окажется не только гражданский транспорт но и армия которая должна будет останавливать «вежливых» бурятов Путина.
+
0
Petrovich121
Petrovich121
7 февраля 2022, 19:35
#
Кто в теме-разложите пожалуйста цену дизеля и а-95 на акцизы (их вроде несколько),совокупный НДС и собственно тело…)))
+
0
Три літри
Три літри
7 февраля 2022, 20:11
#
Акциз один.
+
+15
user mf
user mf
8 февраля 2022, 0:18
#
С собственной переработкой — кирдык, время упущено. Ну смотрите — Лисичанский НПЗ (не знаю на чьей стороне он сейчас), может и ошибаюсь, но кажется он потерян для нас, и это был, кстати, самый современный с самой большой производительностью из всех 5 НПЗ (по памяти — 25−27 млн.тн/год по нефти). По оставшимся 4-м — по заключению в отчете американской консалтинговой компании от 1993 г. (я не ошибся в дате) было предложено Кабмину — не вкладывать ни копейки в дореволюционное (до 1917 г.) старье — Одесский, Дрогобич и Надвирна, а продать их под демонтаж и сосредоточиться на реконструкции/модернизации Кременчугского и Лисичанского (частично) и главное — выстроить совершенно новый завод (консалтеры даже сами выбрали и предложили три площадки на выбор). Ко времени рассмотрения отчета «царем» уже был Кучма и красный директор по его же словам — лучше рухлядь своим пацанам раздаст, чем пустит на супер рентабельный бизнес «буржуинов». На этом все, точка. Ось така х…я, малята
+
+15
Hennady
Hennady
8 февраля 2022, 11:32
#
Еще Херсонский… совладелец Еремеев… была начата модернизация, но сейчас завод законсервирован
Есть еще такое, как глубина переработки (в Украине очень низкая — заводы технологически отсталые)
Но!.. Было 30 лет. Можно было «переплюнуть» и Беларусь и Прибалтику при желании развивать страну, а не «рубить бабло» здесь и сейчас.
+
0
user mf
user mf
8 февраля 2022, 11:53
#
Да, про Херсонский сразу забыл и вспомнил когда уже все написал, но … блин, не могу вспомнить, что по нему было в отчете (хотя, это уже мелочи — по проектной/номинальной производительности все три означенных выше + Херсон — это 10−15% суммарных перерабатывающих мощностей страны в то время).
Так на глубине переработки и строился весь экономический анализ по отрасли.
+
0
ramarren
ramarren
8 февраля 2022, 13:28
#
Лисичанский потерян в том смысле, что не работает, что и понятно, ибо такое предприятие запускать по сути на линии фронта для любого инвестора — безумие.
+
0
TAN72
TAN72
8 февраля 2022, 9:09
#
Закон бумеранга не кто не отменял.
+
0
Три літри
Три літри
8 февраля 2022, 10:27
#
Этот бумеранг летает туда-сюда уже года два минимум.
+
+15
BMW25
BMW25
8 февраля 2022, 12:14
#
Все граються із вусатими.
+
+16
BMW25
BMW25
8 февраля 2022, 12:15
#
Давно треба було розуміти що таке білоруси.
+
+15
Andreyr1983
Andreyr1983
8 февраля 2022, 18:55
#
При этом кто-то переживает о каком-то вторжении. Страна которая боится восточного соседа покупает у него горючку для танков. Трэш кншно… Зачем ему наступать… Можно просто задушить…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться