Минфин - Курсы валют Украины

Установить
31 января 2022, 12:50 Читати українською

207 часов в киевских пробках за год: тарифы на парковку должны быть выше

С тех пор, как в Киеве повысили тарифы на парковку, прошло почти полгода. Руководитель направления райд-хейлинга компании Bolt в Украине Сергей Павлик в колонке для «Экономической правды» попытался разобраться, как эта инициатива изменила ситуацию с трафиком в столице. Минфин публикует сокращенный вариант статьи.

25 потерянных дней ежегодно

По итогам 2020 года Киев занял 7-е место в антирейтинге городов мира с самыми большими пробками на дорогах. Этот антирейтинг ежегодно обнародует всемирно известная компания TomTom, анализирующая трафик в 416 городах мира. Кстати, от перегрузки машинами страдает не только Киев.

В топ-25 этого печального списка вошли еще три украинских города: Одесса (11-е место), Харьков (13-е место) и Днепр (22-е место).

По подсчетам TomTom, только 48 дней в году по дорогам Киева можно передвигаться свободно. В остальное время статистика не перспективна: в пробках водители и пассажиры тратят от 20 до 30 минут ежедневно. В прошлом году набежало 207 таких часов. Если перечислить на 8-часовой рабочий день, то получится 25 потерянных дней.

Нужно еще подороже?

Хотя бы частично эту проблему должно было решить повышение тарифов на парковку, особенно в центре столицы. Оно преследовало цель не столько увеличить поступления в городской бюджет, сколько уменьшить количество поездок на авто в центр города и стимулировать использование других средств передвижения.

К сожалению, добровольно отказаться от постоянных поездок на собственном автомобиле и больше пользоваться общественным транспортом и сервисами райд-хейлинга готов мизерный процент водителей.

По данным исследования OLX, только 12% человек согласились бы с ограничениями на въезд машин в центр города. К тому же нужно помнить: одно дело — сказать «соглашаюсь с ограничениями» во время опроса, а совсем другое — действительно не садиться за руль.

Как показывает опыт китайского города Ханчжоу, увеличение тарифов на парковку в 2,5 раза вынуждает 10,5% водителей отказаться от поездки в центр, а увеличение тарифов в три раза побуждает уже 22,5% владельцев авто пользоваться альтернативными видами транспорта.

Водителей не удивило, что летом в Киеве тарифы на парковку в центре повысили в 3,5 раза, поскольку их не пересматривали с 2009 года. Так что на трафик это повлияло несущественно.

Лишь частично компенсировало инфляцию и девальвацию национальной валюты. Просто вспомните, каким в 2009 году был курс доллара по отношению к гривне: что можно было купить на 10 грн тогда, и что на 35 грн можно купить сейчас?

Поэтому выскажу непопулярное мнение: тарифы на парковку в центре нужно дальше повышать! Меньше машин = менее интенсивный трафик = меньше выбросов CO2 = более чистый воздух.

Иногда звучит мнение, что повышение тарифов на парковку лоббируют сервисы такси и райд-хейлинга, которым вроде бы выгодно, чтобы в центр города ехало меньше машин и соответственно рос спрос на их услуги. Это не так, ведь это только одна сторона медали.

Чем дешевле будет парковка (особенно в центре), тем меньше будет свободных паркомест и тем сложнее будет отыскать «кусочек пространства», где можно поставить свое авто.

По данным компании «А+С Украина», почти треть автомобилей, находящихся в пробках, собственно ищут паркоместо.

Следовательно, трафик на дорогах будет становиться все более интенсивным, а сервисы райд-хейлинга, соответственно, будут чаще применять повышающие коэффициенты — поездка для пользователя станет еще дороже.

Читайте также: Авторынок: дефицит и подорожание на 20%

Если парковка будет дорогой, больше людей задумается о том, что «доехать до места назначения + оплатить парковку + вернуться домой» будет стоить дороже, чем «доехать до места назначения на такси и вернуться домой на такси».

Высоких тарифов недостаточно

Но именно только удорожание парковки не поможет ситуации. Власти города должны уделять больше внимания развитию транспортной инфраструктуры, освобождению Киева от транзитного транспорта и улучшению работы общественного транспорта.

Далеко ходить не надо: Киев и Берлин — города с подобным дорожным трафиком. Но в Берлине 9 веток «подземки», а в Киеве — три. Кроме того, в столице Германии функционирует еще 16 веток наземного метро S-bahn. Поэтому о схожести транспортной инфраструктуры говорить не приходится.

Радует тот факт, что в последнее время в столице наконец-то осознали масштаб проблемы и начали искать ее решение. В октябре мэр Киева Виталий Кличко представил концепцию транспортной и парковочной политики столицы.

По его словам, сейчас идет строительство первой очереди перехватывающих паркингов (всего их должно быть 12). Пять из них уже работают: на Выдубичах, Академгородке, Красном Хуторе, проспекте Глушкова и Сырце.

Но ведь водители должны не только полагаться на власть, но и менять свое поведение. Нам не хватает настоящей культуры движения на дороге, культуры парковки.

Все мы хотим, чтобы у нас было так, как в Европе или в США, но для этого не хватает необратимости наказания. Тамошняя культура вождения формировалась годами благодаря высоким штрафам.

Оставленную посреди тротуара машину в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке эвакуируют уже через 5 минут и выпишут штраф, который больно ударит по кошельку.

Для ярых нарушителей повышается стоимость страховки, а это дополнительные $1200−2500 в год. Кроме того, многие работодатели требуют от водителя чистой «истории» при трудоустройстве.

Сейчас в Киеве не хватает инспекторов по парковке и эвакуаторам, но прежде всего — высоких штрафов и неизбежности наказания. Меня удивляют «акции» типа «Оплати штраф за нарушение ПДД в течение 10 дней — получи скидку 50%».

Водители быстро сообразили и подсчитали: если платить только штраф, а не оплачивать стоимость парковки в сутки, то ежедневно можно экономить от 20 до 140 грн, в зависимости от зоны парковки.

К тому же штраф могут и не выписать, ведь инспекторов все же не хватает. Эту ситуацию нужно исправлять.

Читайте также: Под электрокары в Украине дали льготы: как изменятся цены на новые и б/у авто

Культура парковки не сформируется сама по себе, хотя в последнее время ее уровень в столице немного повысился. Хотя впереди еще достаточно много работы, я искренне надеюсь, что ситуация на дорогах Киева будет улучшаться в будущем.

Комментарии - 24

+
+37
vietcong1965
vietcong1965
31 января 2022, 13:14
#
Я считаю, чтобы автор больше такую *** не писал о повышении, ему нужно отдельным решением повысить в 3 раза коммуналку.И посмотрим, что он «запоет». Вам не приходило в голову, что для некоторых людей не добраться без машины в Киев, и в центр, в частности. Потому, что система общественного транспорта как-будто остановилась в развитии на рубеже начала 90-х…
+
+21
bonv
bonv
31 января 2022, 14:05
#
У нашій країні найпоширеніша форма мутації влади — коли руки ростуть з дупи.
+
+81
anarxi
anarxi
31 января 2022, 16:19
#
Дык в Киев или в центр, вы уж определитесь…
+
+6
vietcong1965
vietcong1965
31 января 2022, 17:54
#
Один %ер пробки,что в центре,что с Левого на Правый. А если кто из Софиевской Борщаги или из Бучи…о-о то вообще ужос))
+
+183
Abramon
Abramon
31 января 2022, 16:52
#
«Для нєкоторих людей» якщо в магазин на касу не можна заїхати на авто — то це вже «нэудобно».
+
+45
vietcong1965
vietcong1965
31 января 2022, 17:56
#
Эти «некоторые» люди и машину паркуют на переходе или возле подъезда — ибо «далеко идти». Ну Вы поняли: это особый подвид людей))
+
+24
Три літри
Три літри
1 февраля 2022, 18:26
#
А зачем переться на машине в центр Киева? Корона мешает входить в вагон метро?
+
+95
vietcong1965
vietcong1965
31 января 2022, 13:24
#
В следующем году город будет праздновать маленький юбилей : 10 лет без новых станций метро! И предлагаю больше ставить ограничительных столбиков на тротуарах. Ну чтобы было все с размахом: чтобы уже не треть авто искали паркоместо, а хотя бы половина!
+
0
Abramon
Abramon
31 января 2022, 16:53
#
+15.
+
+87
niko 555
niko 555
31 января 2022, 18:57
#
Судя по темпах строительства новых станций метро, через 11 лет отпразднуем 20-летний юбилей.
+
+15
Три літри
Три літри
1 февраля 2022, 18:28
#
А зачем тебе новые станции метро если ты предпочитаешь автомобиль? Ты уж определись.
+
+15
bonv
bonv
31 января 2022, 14:03
#
Всі хто при владі тільки і думають як здерти по-більше на рівному місці з народу.
+
+15
BEZE
BEZE
31 января 2022, 14:35
#
Як поповнити бюджет думають;))
+
+15
bonv
bonv
31 января 2022, 14:37
#
Свої кишені…
+
+66
AleksandrBank
AleksandrBank
31 января 2022, 14:04
#
Сначала сделайте общ.транспорт с возможностью добраться куда угодно, а у нас «умные» решают вопрос только увеличением штрафов, эвакуация авто и т. д.

Кто-то обещал новые станции метро, кто-то новые ветки мето в т. ч. Троещина, кто-то парковки у метро и т. д. - ГДЕ ОНИ ? Штрафовать же легче.
+
+31
Danconia
Danconia
31 января 2022, 15:44
#
Я считаю украинцам нужно просто забить на центр киева и не ездить туда
пусть КлЫчко и владельцы БЦ (инвесторами которых чаще всего являются как раз власть имущие) пусть считают убытки от проседающих в цене м2

зачем ездить в центр или через центр — больше денег платят? серьезно? — люди просто хотят после работы в центре а-ля потусить ну тогда не жалуйтесь пробки это плата «за потусить в центре» после работы
+
+61
Danconia
Danconia
31 января 2022, 15:50
#
В центре много всего там мед услуги бьюти и т. п. — ну так бизнес там где есть спрос

если потребитель перестанет ездить в центр потреблять, а будет кассу делать на районе то бизнес быстро откроет точки на районе ближе к тебе любимому.

трать бабло не в центре, а у себя по месту жительства
+
+15
Horizon
Horizon
1 февраля 2022, 7:23
#
Скорей всего 90%-98% из тех кто стоит в пробках, не платят за парковку, и многие паркуют машины с нарушением ПДД. О чем вообще эта статья? Только в самом центре платная парковка, большинству парковка не по карману, если каждый день платить за нее. И дороги проектировались наверное в 70-х годах. Если будет нормальный, удобный и быстрый общественный транспорт, полоса на которой будет только общественный транспорт ездить, то пробки сами исчезнут.
+
+103
PrimusAgmen
PrimusAgmen
1 февраля 2022, 11:13
#
Инфраструктура не развивается,Киев чуть ли не замер со времён СССР, а надо было его развивать.Вместо мостов и эстакад,парковок и развязок,комфортных автобусов и метро, они строят пешеходные мосты, флагштоки и парки.А автор статьи считает,что надо ещё раздуть штат гос служащих,что в корне неверно.Никто не зрит в корень проблемы.Проьлема пробок в том,что после 2014 года, Украина не развивалась и люди из-за кризиса уезжают со своих маленьких городков и поселков, оттуда же и едут мелкие предприниматели,у которых часто даже не одна машина.А Киев,инфраструктурой не готов принять столько людей и авто,потому что вместо парковок,эстакад,дорог,развязок и в целом инфраструктуры, Кличко и ко, строят парки. А ещё появилась возможность достаточно дёшево пригнать авто из США.И вот в комплексе с тем,что люди устали ездить в этом ужасном общественном транспорте,который остановился в развитии с 90х годов, покупают пусть порой и хлам, но с тезисом «зато не на маршрутке»
+
+21
vietcong1965
vietcong1965
1 февраля 2022, 17:04
#
100% так и есть. Зато есть флагшток,новые светофоры (хотя и старые работали) и мэрия подсвечивается в честь Китайского Нового Года.
+
0
Horizon
Horizon
4 февраля 2022, 16:57
#
В Киеве были пробки и в 2008—2012 годах… 2014 год не сильно изменил ситуацию. Люди из поселка (села на Украинском) могут поехать в Европу и там зарабатывать.
+
0
Три літри
Три літри
1 февраля 2022, 18:26
#
Харьков (13-е место)

О, а я ещё года за два до ковида почуствовал это и перешёл на ОТ и пешие прогулки.
+
+81
SIDVV
SIDVV
2 февраля 2022, 11:05
#
Автор пишет микро меры, которые ситуацию не изменят. Для реального решения глобальной проблемы нужно:
1. На каждой конечной станции метро создать большие и недорогие парковки, где люди из пригорода оставляли бы авто и здесь же пересаживались на метро и др.муниципальный транспорт.
2. Развивать муниципальный транспорт: метро -№ 1; далее убрать все маршрутки как вид (это бардак, а не транспорт) и заменить на современные автобусы/тролейбусы; во всех полосах для городского транспорта камеры и штрафы (хитрожопых любителей проскочить без пробки по этой полосе штрафовать и только так) и тогда городской транспорт будет ездить без пробок и вовремя.
3. Бизнес центры, ТРЦ, гипермаркеты во всех цивилизованых странах размещают ближе к окраинам для того, чтобы разгрузить центр и удобнее добираться с пригорода. Для этого нужен рабочий генплан, а не как у нас, где намутил кусок земли, там и строит многоэтажку без парковки и т. д.

Даже два первые пункта дадут весомый результат и это возможно осуществить городскими бюджетами при условии, что власти не заложат 70−80% откатов и свои прокладки-фирмы.
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
10 февраля 2022, 16:29
#
Прекрасный план. Для начало надо Оушен Плазу перенести по воздуху куда нибудь на Борщагу
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться