Минфин - Курсы валют Украины

Установить
28 декабря 2021, 7:26 Читати українською

Авторынок: дефицит и подорожание на 20%

Несмотря на коронавирус и экономические сложности, практически весь 2021 год прошел в Украине под знаком автомобильного бума. Продажи росли во всех сегментах — и новых, и подержанных авто. Это заметно отличает нашу страну от Европы, где авторынок, наоборот, просел.

Не факт, что следующий год окажется для продавцов машин столь же удачным. Мировой дефицит авто, который нашим дилерам до недавнего времени удавалось обходить, вскоре может сильно ударить по украинскому рынку. Как и подорожание машин, которое уже идет полным ходом — в цене растут и новые, и б/у иномарки.

«Минфин» разбирался, чего ждать покупателям авто в следующем году.

В Европе спад…

В ноябре этого года европейский авторынок упал до рекордного минимума — минус 17,5% (до 86,4 тысяч авто). В Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА) констатировали, что это худший результат с 1993 года. Продажи машин падают уже пятый месяц подряд.

По итогам 11 месяцев в целом ситуация выглядит не столь удручающе: есть рост автопродаж, но он очень скромный — всего 0,8%.

Скорее всего, по итогам года, европейский авторынок выйдет на нулевые показатели. По сравнению с 2021 годом, не будет ни роста, ни спада. И это в лучшем случае, а в худшем — отрицательная динамика, чего в ЕС давно не было.

Мировой рынок авто в ноябре тоже упал на 11% — до 7,8 млн штук.

Читайте также: Дефицит чипов. В 2021 году мировой рынок автомобилей уже потерял более 7 авто миллионов (исследование)

В Украине — рост

На этом фоне наш авторынок выглядит суперуспешным. В прошлом месяце было реализовано 8,7 тысяч новых легковушек, что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года, — констатируют в «Укравтопроме».

По некоторым маркам продажи вообще взлетели в разы. К примеру, у Kia, которая неожиданно для многих стала лидером автопродаж (1 251 шт.), объемы реализации увеличились в 2,5 раза. Быстрее рынка росли также продажи BMW (56,44%), Peugeot (76,47%), Audi (101,6%) и др, — отметили в Autoconsulting.

Наиболее активно украинцы покупали кроссоверы. Помимо Kia Sportage, в топ попали Renault Duster, Toyota RAV-4, Nissan X-Trail.

Достаточно удачными для наших дилеров были и предыдущие месяцы.

Главное, что отличает наш рынок от того же европейского, — в Украине меньше чувствуется дефицит авто, который в нынешнем году накрыл мировой автопром. Многие заводы попросту остановились, многие выпускают недоукомплектованные машины, складируя их на специальных площадках. Причина — кризис на рынке микрочипов. Из-за сбоя логистических цепочек на волне пандемии производители электроники не успевают справляться с заказами. В итоге автозаводы не получают комплектующие.

Именно из-за этого на большинстве авторынков дефицит — люди готовы покупать машины, но, как оказалось, покупать нечего.

На нашем рынке дефицит авто также чувствуется. Но, по словам главы Autoconsulting Олега Омельницкого, его масштабы меньше, чем в той же Европе.

«В штуках продажи авто в Украине не такие большие, и импортерам удается закрывать дыры, перехватывать партии с других рынков», — отмечает он. Но нехватка авто все же чувствуется. По словам Омельницкого, в ноябре именно этот фактор изменил картинку на авторынке: дилеры, у которых авто на складе есть, наращивали продажи, а те, у кого их нет, ушли в минус.

К примеру, продажи Toyota снизились в ноябре почти на 21%, Suzuki — на 18,6%, Mercedes — на 21,2%, Ford — на 10% и т. д.

По некоторым ходовым моделям сроки ожидания могут составлять до 3−9 месяцев. Также отдельные дилеры уже повысили цены на новые авто на 3−5%. Но все же, учитывая, что весь год рынок рос, на итогах года эта тенденция не сильно скажется.

«В этом году на нашем авторынке историческое событие — впервые с 2013 года продажи новых авто будут выше 100 тысяч. Несмотря на карантин и дефицит авто, сегмент растет. Многие украинцы уже обожглись на б/у иномарках из США и Европы и посчитали, что выгоднее будет купить авто в салоне. Кроме того, росту продаж способствовали выгодные финансовые программы по кредитованию и рассрочке», — говорит представитель компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов.

Рынок восстанавливался после 2020 года, когда началась пандемия и были введены жёсткие карантинные ограничения. Продажи росли не только в сегменте новых авто. В 2021 году ударными темпами увеличивался рост импорта б/у автомобилей (первые регистрации). Если в 2018 г. импорт легковых автомобилей с пробегом составил 117 тыс. шт., то за 11 мес. 2021 г. — 470 тыс. шт, что в 4 раза больше. В итоге доля новых авто в общем рынке не изменилась и осталась на критически низком уровне.

«Среди факторов, которые положительно повлияли на автомобильный рынок — возобновление внутреннего потребления в периоды ослабления карантинных ограничений и активизация автокредитования. А среди негативных — продолжение пандемии и глобальная проблема цепочки поставок комплектующих для производства новых автомобилей, — отмечает пресс-секретарь корпорации «Укравто» Дмитрий Скляренко.

Читайте также: Почему автомобили подорожали и пропали из салонов

Б/у авто на $2,7 миллиарда

На рынке б/у авто в нынешнем году настоящий бум.

По данным «Укравтопрома», за январь-сентябрь этого года в Украину импортировали около 472 тысяч машин, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таможня оценила поставки в $3,3 млрд. Более 80% в этих объемах — подержанные иномарки.

К примеру, из 64 тысяч иномарок, которые поставили на учет в октябре, 56,1 тысяча — б/у машины. В ноябре, по данным «Укравтопрома», было зафиксировано 58,3 тысяч регистраций подержанных легковушек. Это на 81% больше, чем годом ранее.

Больше регистраций подержанных авто было разве что в феврале 2019 года, когда заканчивался «первый срок» льготной растаможки евроблях, — констатируют в «Укравтопроме».

Украинцы охотно покупают авто из Европы, США. Также добавились относительно новые рынки — Канада, Корея, активно завозят к нам машины из Грузии.

При этом в той же Европе автомобильный сэконд-хенд за этот год заметно подорожал — до 10−15% в зависимости от модели. Это связано с дефицитом на рынке новых авто — из-за него многие европейцы начали покупать подержанный транспорт. Кроме того, растет спрос со стороны наших посредников. Б/у иномарок на всех желающих попросту не хватает.

Но на украинском рынке подержанные легковушки выросли в цене менее заметно — на 7−8%. Помог массовый выход на вторичный рынок легализированных евроблях, что способствовало увеличению предложения и не позволило продавцам сильно взвинтить ценники.

Многих водителей на рынке б/у привлекает не только цена, но и сам факт наличия авто. Из-за того, что на рынке новых машин по отдельным моделям нужно ждать поставку месяцами, часть потенциальных покупателей ушла на вторичный рынок. Ищут авто своей мечты, пусть и не новое, но выпущенное 2−3 года назад, и по более приемлемой стоимости.

Читайте также: Кризис мирового автопрома, а мы покупаем акции BMW

Чего ждать в 2022 году

Следующий год может оказаться для украинского рынка не столь удачным, как этот. По словам Омельницкого, мировой кризис микрочипов затянется еще, как минимум, на год, а то и дольше. Поэтому нехватка машин будет нарастать. Не факт, что украинским импортерам удастся с ней справиться.

Не исключено, что будет расширяться список дефицитных моделей. «Листы ожидания» потенциальных покупателей, которым придется ждать поставок месяцами, продолжат разрастаться.

Эксперты считают, что в следующем году стоит готовиться к подорожанию новых иномарок.

Во-первых, растет курс доллара, и это играет против украинских водителей, так как салоны пересчитывают гривневые ценники. Во-вторых, на стоимость авто будут влиять проблемы в отрасли: производители вынуждены сокращать загрузку производственных линий из-за проблем в цепочках поставок. Дефицит чипов может затянуться.

«Перебои производства возможны в течение всего следующего года. Поэтому рынок не досчитается определенных комплектаций автомобилей. А в связи с тем, что цена на автомобильные компоненты растет и увеличиваются расходы на логистику, то, соответственно, растут и отпускные цены у производителей автомобилей. Как следствие, следует ожидать пропорционального увеличения розничных цен», — прогнозирует пресс-секретарь «Укравто» Дмитрий Скляренко.

«Авто однозначно будут дорожать, так как пошли в рост многие комплектующие. Также не удастся решить вопрос с дефицитом микрочипов. Более того, в следующем году в список дефицитных товаров попадет еще и алюминий. Говорить о конкретных цифрах роста пока рано, все будет зависеть от рыночной конъюнктуры, логистических цепочек каждого производителя и поставщика. Но мы настроены оптимистично, и рассчитываем на рост продаж на 15−20%. Думаю, сегмент новых авто в 2022 году сможет выйти на отметку в 120 тысяч штук», — подытожил Владимир Иванов.

Автопроизводители будут стараться сдерживать рост ценников, прекрасно понимая ограниченные возможности украинских потребителей. Тем не менее, по приблизительным оценкам, новые автомобили могут подорожать на 10−15%, авто с пробегом — на все 20%.

Комментарии - 35

+
+48
bonv
bonv
28 декабря 2021, 10:51
#
У нас ціни на все ростуть, не тільки на авто.
+
+24
BEZE
BEZE
28 декабря 2021, 12:34
#
І тільки Біткоїн падає;)))
+
+15
bonv
bonv
28 декабря 2021, 12:37
#
Біткоїн досяг «дна» корекції: стратег Bloomberg спрогнозував курс головної криптовалюти.
https://www.unian.ua/economics/finance/bitkojin-dosyag-dna-korekciji-strateg-bloomberg-sprognozuvav-kurs-golovnoji-kriptovalyuti-novini-ukrajina-11654986.html
+
0
044blog
044blog
29 декабря 2021, 12:27
#
Як же важко задовальнити попит зубожілого народу))).
+
+15
bonv
bonv
29 декабря 2021, 14:15
#
І всі хочуть преміум авто:))) І нове:)))
+
0
Три літри
Три літри
29 декабря 2021, 14:27
#
И по себестоимости горбатого запорожца, а иначе зрада
+
+30
bonv
bonv
28 декабря 2021, 10:52
#
Економіст Михайло Кухар вважає, що 2021 рік був для України періодом рекордного економічного зростання. Про це аналітик заявив в ефірі телеканалу «Україна24».
Свої висновки Кухар базував на розрахунках зарплат в Україні. Зокрема він зазначив, що за минулі 12 місяців оплата праці громадян у доларовому еквіваленті збільшилася на 21%.
«Середні зарплати в країні на кінець цього року становитимуть $609. Ніколи за всю економічну історію України середня зарплата не перевищувала $550. Більше того, у Києві середня зарплата перевищила $915 цього місяця», — зазначив економіст.
При цьому Михайло Кухар спрогнозував подальше зростання зарплат в Україні.
+
+124
Bischof
Bischof
28 декабря 2021, 11:19
#
Это не машины подорожали (и не квартиры), это ваши мусорные деньги подешевели.
+
+21
bonv
bonv
28 декабря 2021, 12:36
#
Ми собі ще надрукуємо:)))
+
+6
Bischof
Bischof
28 декабря 2021, 18:46
#
Когда наши печатают — то ещё пол беды, всегда можно было в баксах пересидеть. А вот когда ФРС с катушек слетела — тут уже Изя ой.
+
+30
bonv
bonv
28 декабря 2021, 18:53
#
Європа теж друкує-дуркує:))
+
+15
BEZE
BEZE
29 декабря 2021, 14:54
#
У нас станок теж не ржавіє;))
+
0
Danconia
Danconia
28 декабря 2021, 11:53
#
Кстати если массово переехать в польшу образовать там большинство выбить у поляков права голосовать ну и всё дальше их же политики заведут речи о статусе укр мовы как второго государственного
Украинизировать Польшу можно за 5−10 лет и таким образом оказаться и в ЕС и в НАТО гораздо быстрее
+
+39
Danconia
Danconia
28 декабря 2021, 11:58
#
Хотя для экспансии лучше рассмотреть что-то южнее например Болгарию или Черногорю там население невелико и для украинизации потребуется 4−5 млн мигрантов, зато климат теплый и работать не надо — участок взял у моря домик отгрохал сидишь ренту с русских туристов собираешь…
+
+21
Vasilius2020
Vasilius2020
28 декабря 2021, 15:07
#
Сделали б народный электромобиль по вменяемой цене своего производства и многие с еврокорыт пересели бы и не покупали всякий хлам с огромным пробегом дорого, а поднимали экономику.
+
0
Три літри
Три літри
28 декабря 2021, 17:46
#
Вменяемая цена будет не по карману владельцам корыт. В этом собственно и проблема.
Поскольку себестоиомость будет даже выше, чем к примеру в Словакии.
+
+15
Invul
Invul
29 декабря 2021, 9:08
#
Ахахахаха
«Счастья всем даром, и пусть никто не уйдёт обиженным"© Стругацкие

Производить где? Батареи делать из чего? В мире дефицит сырья для электробатарей.
А вменяемая цена это какая? 300 тыс грн? 500 тыс грн? Миллион?
+
0
vt313
vt313
29 декабря 2021, 10:22
#
Сделайте.
Много народу Вам поможет.
+
0
Дмитро М.
Дмитро М.
29 декабря 2021, 17:25
#
Го катать «вепр»
+
+6
quazatron
quazatron
29 декабря 2021, 10:46
#
Так скоро Гетманцев введет налог на покупку новых авто с не показанных средств и не будет рынка новых авто))))
+
0
Три літри
Три літри
29 декабря 2021, 13:42
#
Налог на покупку новых авто существует много лет. ВНЕЗАПНА!

Пенсионеры получают жалостливую пайку от алегархав купивших китайский шарабан.
+
+15
quazatron
quazatron
29 декабря 2021, 20:48
#
Внезапно. А 20% если происхождение средств не указано? Я новую покупал в 19 м так что можешь не троллить.
+
0
Три літри
Три літри
29 декабря 2021, 20:53
#
А 20% если происхождение средств не указано?

О чём это вообще? Какое происхождение средств? Какие 20%? Цифра 20% ассоциируется только с НДС, но его платят продавцы автомобилей, а не покупатели.

Покупатели платят, но не 20%.
Причем платят все, а не только те кто столкнулся с финмоном на который ты намекаешь, но про который знаешь абсолютно ничего.

Я новую покупал в 19 м так что можешь не троллить.

А я только сегодня из салона с техпаспортом в руках. И точно знаю на сколько разбогатели пенсионеры от моей покупки.
+
0
quazatron
quazatron
29 декабря 2021, 20:53
#
Красавчик!)
+
+15
quazatron
quazatron
29 декабря 2021, 20:54
#
Я про то, что грозятся если средства, потраченные на авто, не задекларированы, то автоматически с них еще 20 процентов заплатишь. Пока что только грозятся.
+
0
Три літри
Три літри
29 декабря 2021, 20:57
#
А, всё, понял. Ну это не только к автомобилям применимо, к любым расходам.
+
+15
quazatron
quazatron
29 декабря 2021, 20:56
#
Украинцев планируют обложить 18% налога от покупки автомобиля или квартиры, если они не объяснят, откуда у них деньги. Министерство финансов разрабатывает соответствующий законопроект. Об этом сообщил глава Комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Данило Гетманцев в интервью Forbes.
Сорян, 18%
+
0
Три літри
Три літри
29 декабря 2021, 21:00
#
Там ещё 1,5% военного сбора наверняка будет, так что в сумме 18+1,5 = 19,5%
+
0
vt313
vt313
29 декабря 2021, 21:12
#
Придется объяснить, в чем проблема?
+
0
Николай Бодро
Николай Бодро
29 декабря 2021, 13:48
#
Инфляция в Украине 11%, депозит 11%, минус налог с депозита. Вот и смысл нести деньги в банк! Проще купить авто или недвижимость. Но накопления не бесконечны, и потоки уже не такие как раньше были.
+
0
Три літри
Три літри
29 декабря 2021, 13:54
#
Если ты не отнёс деньги в банк то ты не получаешь даже этой небольшой компенсации: «11%, минус налог с депозит». Вот потому и есть смысле нести деньги в банк — чтобы меньше терять на «Инфляция в Украине 11%»
+
+30
Invul
Invul
29 декабря 2021, 14:46
#
Посчитайте какая потеря в стоимости автомобиля на горизонте 1−3-5 лет) Там поболее 11% в год будет :)
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
30 декабря 2021, 4:30
#
Все это «балалайка»! Пока у нас есть монополист «Укравто», пока мы не вернемся к требованиям «ВТО» которые подписали еще в 2008 году, пока у нас нет единых условий для импортера автомобилей, пока у нас есть разделение общества и нет единого понимания проблемы авто рынка и утилизации старых авто, пока у нас отсутствует разумная программа кредитования покупки нового авто, пока у нас не наведут порядок на «энерго таможни» с качеством импортного топлива, пока у нас не будет нормальной процедуры тех осмотра и пока мы не вернемся (что не произойдет) в правовое поле ВТО по нормам ЭКО мы или большинство будут ездить на старых, убитых авто или на китайском хламе, ну, а кому не нравится , на собранных в Украине ущербных русских авто под брендом «Рено».! Все что делалось с 2009 года и лоббировалось в ВР продажными представителями «Укравто» было направлено на одно — посадить наших граждан на металлолом и на долго «пристегнуть» к нашему автопрому. Ну и вопрос к комментаторам которые «топят» за эл мобили — а сколько надо спалить угля что бы зарядить автомобиль? А что делать с спец техникой? А как и где утилизировать старые батареи?
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
30 декабря 2021, 4:38
#
И самое печальное — сейчас очень стала популярна фраза … надо жить по Закону!!! Вопрос — по какому? По тем законам, которые были приняты в угоду группе граждан которые плевать хотели и на граждан и на государство? И по какому Закону? В который каждый год вносятся изменения, опять же в угоду новым кланам? Нет в нашей стране Законов равных для всех! А в такой ситуации, все разговоры на любую тему относительно жизни граждан просто УЩЕРБНЫ. Так что вывод один — не надо вдаваться «в тяжкие» а больше думать о себе и своих проблемах, используя любую возможность игнорировать этот «кривой» институт власти.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
30 декабря 2021, 5:17
#
В настоящий момент в США на дорогах находится около 279 миллионов автомобилей. Доля полностью электрических, по данным IHS Markit, составляет 0,36%. Из 14,5 млн новых автомобилей, проданных в прошлом году, 2% были полностью электрическими.
https://apnews.com/article/joe-biden-technology-us-news-climate-climate-change-21915275cef3f1eb53651d24a7270d37

Автопром в Турции

https://minfin.com.ua/blogs/grugoriyholand/125949/
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться