Электрокарам в Украине включили «зеленый» свет. Комплектующие и сами автомобили будут ввозиться в страну на льготных условиях. А под их приобретение власти анонсировали масштабную лизинговую программу. Значит ли это, что электрокары теперь станут доступны рядовым автолюбителям, — разбирался «Минфин».
Под электрокары в Украине дали льготы: как изменятся цены на новые и б/у авто
Льготы для покупателей и производителей
Летом прошлого года парламент принял сразу два закона по электрокарам.
Оба вступили в силу с 1 января 2022 года. Первый (№ 1660-IX) сохраняет льготу по НДС на операции по ввозу «зеленых» авто. НДС на такие операции отменили в 2016 году, но действие этой преференции должно было закончиться в конце 2022 года. Новый закон продлевает этот срок до 1 января 2026 года. Помимо электрокаров, льготу распространили также на новые авто, работающие на газу.
Читайте также: Авторынок: дефицит и подорожание на 20%
Законодатель также создал стимулы для налаживания выпуска электрокаров в Украине. До 1 января 2031 года освободили от НДС оборудование и комплектующие для отечественных автомобильных предприятий. Плюс автоконцерны и предприятия, производящие комплектующие (электродвигатели, батареи, аккумуляторы, зарядные устройства для электрокаров) до 1 января 2035 года освобождаются от налога на прибыль.
Сэкономленные средства должны пойти на исследовательские и конструкторские разработки, обновление материально-технической базы, увеличение объемов производства. Если предприятия нарушат это требование, им придется полностью возместить средства и заплатить штраф.
Второй закон (№ 1661-IX) до 1 января 2031 года освобождает от уплаты таможенной пошлины запчасти и комплектующие для электрокаров, а также ввоз самих авто.
Таким образом, производители смогут завозить оборудование и комплектующие для электрокаров фактически без пошлин, которые добавляли к стоимости порядка 30%.
На электромобили остается акциз, но он незначительный — 1 евро на киловатт-час емкости батареи, в среднем не больше 100 евро с авто.
Оба закона приняты в рамках «зеленого» перехода, на который подписалась Украина в договоре об ассоциации с ЕС.
Цель нововведений — пересадить украинцев на экологичные авто и стимулировать отечественное производство такой техники, что должно снизить ценники на нее.
«Мировой рынок производства электрокаров и комплектующих стремительно растет. Только за последние пару лет объем вложенных и анонсированных инвестиций в этот сегмент составил порядка 180 млрд долларов. Украина может и должна стать частью этого нового большого рынка», — говорит один из авторов упомянутых законодательных инициатив — депутат Роберт Горват.
Государство намерено не только удешевить сами авто, но и расширить возможности их покупки. Офис президента недавно анонсировал запуск субсидирования покупателей электрокаров.
Программу должны запустить в конце первого-начале второго квартала этого года. За счет субсидирования государством процентная ставка лизинга будет в пределах 0,5−1,5%.
По словам заместителя главы Офиса президента Ростислава Шурмы, озвучившего эту инициативу, во многих странах Европы 70% покупок авто приходится на лизинг под 0,5−1,6% годовых, тогда как украинцы платят по кредитам 12−17% годовых.
Рынок электрокаров сейчас: как и что покупают
Отечественные автолюбители и так активно пересаживаются на электромобили. По данным ассоциации «Укравтопром», в 2021 году число регистраций легковых электрокаров выросло к предыдущему году на 19% — до 8 541 авто. При этом увеличилась доля новых электрокаров: если в 2020 году она составляла всего 8,9%, то в прошлом уже увеличилась до 14,2%.
Как рассказал представитель «Ниссан Украина» Владимир Иванов, их компания ввела в свою продуктовую линейку электрический Nissan Leaf. Эта модель несколько лет кряду лидировала в продажах подержанных электромобилей, но официально в салонах представлена не была. Импортер тогда пояснял это обстоятельство неуверенностью в готовности украинцев платить за новые авто, когда на рынке полно аналогичных б/у моделей. Но продажи все же стартовали, и весьма успешно.
В «Renault Украина» «Минфину» рассказали, что приостановили продажи новых электромобилей полтора года назад. «Возможно, в течение года вернем его, посмотрим. Но на данный момент в приоритете другие направления», — пояснила представитель компании Анна Сибекина.
Всего же на украинском рынке представлено порядка 200 моделей электрокаров почти 60 автомобильных брэндов. Но большинство продаж пока все-таки приходится на б/у сегмент (что, впрочем, характерно и для сегмента автомобилей с двигателями внутреннего сгорания).
Лидируют в продажах электрокары Nissan, Tesla, Chevrolet — на них приходится 55% рынка. В прошлом году вдвое увеличились продажи Audi.
Топовая модель среди любителей «электричек» — Nissan Leaf (продажи в 2021 году — около 2,1 тысяч), на втором месте Tesla Model 3 (827 авто), на третьем — Chevrolet Bolt EV (762 авто).
Как изменятся цены
Эксперты говорят, что на первых порах особого удешевления электромобилей не будет. Ведь и ранее с них не взимали ни НДС, ни таможенную пошлину. В новых законах эти льготы просто продлили. Остается акциз, но он влияет на ценник не существенно (добавляет порядка 100 евро).
В то же время вполне возможно подорожание электрокаров, — отметили в Autoconsulting. Эта тенденция связана с мировым кризисом авточипов. Производители не могут получить нужные комплектующие, из-за чего уже образовался дефицит и подскочила цена на новые авто в пределах 10%. Плюс в последнее время взлетели цены на металлы, в частности, алюминий, что также отразится на ценнике на электромобили.
В этом году новая электротехника может подорожать еще на 5−7%. Повышательные тенденции на рынке новых авто тянут за собой цены и в б/у сегменте.
За последний год подержанные электрокары из Европы и США подорожали в среднем на 5−10%, а в этом году возможен рост цены еще на 5% и больше — все будет зависеть от предложения и спроса.
По словам руководителя Autoconsulting Олега Омельницкого, в эксплуатации электромобиля в Украине есть ряд минусов. В частности, у нас пока мало «быстрых» зарядок, да и «заправка» на них обходится почти столько же, сколько заправка бензином или дизелем машины с двигателем внутреннего сгорания. Кроме того, есть вопросы по сервису, запчастям. В то же время электрокары стоят дороже обычных авто.
Хотя для украинцев, которые живут в частных домах, и могут установить домашнюю зарядку, вполне реально экономить на зарядке и не нужно тратить на нее время (машину можно ставить на подзарядку на ночь).
А так как за город переселяется все больше наших граждан, можно предположить, что и спрос на электромобили будет и дальше расти. Продажи может стимулировать и новая государственная программа льготного лизинга, если ее, конечно, запустят.
Когда появится украинская Tesla
Но на реальное реальное удешевление электромобилей можно рассчитывать в перспективе — если в Украине начнут массово производить такую технику.
Читайте также: Tesla начнет продажу товаров за Dogecoin
Новые законы дают ощутимые преференции производителям электрокаров — от беспошлинного ввоза комплектующих и оборудования до льготы на налог на прибыль.
Станет ли это стимулом для наших автозаводов? Как говорит пресс-секретарь корпорации «Укравто» Дмитрий Скляренко, электромобили — перспективное направление, и заводы, которые сохранили производство, могут в будущем наладить выпуск такой техники. Однако это, скорее, перспектива отдаленного будущего.
«Только поможет ли запустить производство или привлечь инвестора отмена НДС на импорт или запуск льготной лизинговой программы? Ведь тогда производителю дешевле импортировать готовые авто, а не налаживать их производство в Украине.
Еще один вопрос — рынки сбыта. Будут ли у отечественных производителей возможности для экспорта?
Учитывая количество мировых производителей, в том числе в ЕС, нам будет очень сложно выйти на внешние рынки, а внутренний рынок слишком мал, чтобы производство было рентабельным", — поясняет Дмитрий Скляренко.
Более перспективным производители считают выпуск электробусов. И тут как раз льготы от государства могут хорошо сработать.
В пользу этого направления может сыграть ряд факторов. Во-первых, экономически более выгодно импортировать основные комплектующие электробуса (двигатель, трансмиссия, комплект батарей с системой термостатирования, элементы системы управление, др.) и собрать электробус в Украине на базе произведенного кузова. Это не требует, как в случае с легковыми автомобилями, наличия штамповочного производства. К тому же сварной каркас везти легче, чем полноразмерный автобус.
Во-вторых, организация инфраструктуры (станций зарядки) для электробусов является относительно проста и не требует создания глобальной сети станций, как это необходимо для обеспечения полноценной эксплуатации легковых электромобилей.
Достаточно иметь ограниченное количество таких станций на определенных маршрутах в городах, и этого будет достаточно чтобы городской транспорт перешел полностью на электрический формат.
В-третьих, в крупных городах уже сейчас анонсируются тендеры на закупку электробусов, и можно предположить, что этот рынок в Украине будет расти.
Станут ли электромобили доступнее
«Прописанные в новых законах меры неплохие, но их явно недостаточно, чтобы убедить украинцев покупать электрокары», — считает Дмитрий Скляренко.
Причем дело даже не в самих нововведениях. Можно ввести лотереи на автомобильные номера как в Китае, где покупатели электрокаров имеют преимущество перед остальными, или запретить продажу авто с ДВС, но это вряд ли приведет к буму на рынке электрокаров.
Главная проблема — ценник на электромобили. Например, в Европе средняя стоимость нового авто с электрическим двигателем составляет 42 тыс. евро. В Китае дела получше — 22 тыс. евро. Еще 10 лет назад эта цифра была почти вдвое выше — 41 тыс. евро, но китайцы за счет собственного производства смогли кардинально изменить ситуацию.
«При этом, даже Tesla с заводом в КНР была вынуждена за последний год несколько раз повышать цены на автомобили для китайских потребителей. Иными словами, покупка электрокара — это дорогое удовольствие, и кардинально изменить ситуацию может только эффективное внутреннее производство», — отмечает Сергей Сароян, основатель компании Performance Managment.
Эксперты говорят, что запуск производства массовых недорогих электрокаров в Украине позволил бы снизить цены на 30% и даже больше.
Но, как видно, украинские производители пока настроены достаточно скептически.
Комментарии - 39
Конечно не значит.
И вот почему: «Только поможет ли запустить производство или привлечь инвестора отмена НДС на импорт или запуск льготной лизинговой программы? Ведь тогда производителю дешевле импортировать готовые авто, а не налаживать их производство в Украине.
Сравнивают почему-то с 15−20-летними корчами, которые в Европе вместо утилизации — продали рядовым украинским автолюбителям. А электрокаров пока еще в принципе не бывает таких старых.
Где-то на треть доступней.
Вот по себе сужу — электоверсию я бы не купил. Потому что где-то рядом по схожей цене у бензиновых газенвазенов уже бизнес-класс начинается типа младший моделей лексуса, акуры и инфинити. При том что электричка всё так же бюджетный автомобиль, а не какой-нибудь Q30.
Шевроле Болт — 25К
Ф В Гольф, Тойота королла и проч — 14К
Тесла М3 — 35К
Ф В Джетта — 16К, БМВ 3хх - 30К
и тд и тп
По другому говоря, за разницу в цене ты можешь заправлять ДВС всю оставшуюся жизнь (его жизнь), кроме того выкладывая эти бабки на протяжении многих лет, в отличие от электро когда нужно заплатить все сразу.
Вопрос номер два. Тот же ЛИФ выпускается с 2010 года. БМВ И3 — с 2011. Тесла S — с 2012. То есть, электрокары тоже бывают старые, 10+ лет. Вопрос только, а где они? Почему за ними никто не гоняется? Ответ простой. Часть — сдали в утиль. Часть — непригодна или почти непригодна к эксплуатации, ибо машина с пробегом 60 км нафиг никому не нужна, а переставлять батарейку — это даже не двигатель ДВС поменять, это как треть новой машины купить.
А вообще, в тренде гибриды. Вон Хуавей выпустил гибридный кроссовер с полностью элеткрическим движителем (бензин — только генератор). ШИКАРНАЯ вещь, совмещающая в себе все плюсы электро и ДВС и не имеющая минусов вообще. И стоит в 3 раза дешевле той же Тесла М Х.
двс — вчерашний день. тем более канцерогенный дизель.
единственное, что меня пугает в перспективе массового перехода на электрокары — то, что власть обязательно задумается, как же взять денег с их владельцев, в том числе с тех, кто заряжается дома.
а электричку месяц заряжаешь по ночному тарифу, ездишь себе каждый день, раз в месяц оплатил вместе с коммуналкой — и всё.
и 100 км пробега по Киеву стоят меньше 20 гривен, а не 200+ как на твоем дизеле.
Фото есть?
Мы не США, у нас люди жимут в многоэтажках. А там где люди живут в частных домах — у людей в массе нет денег даже на бюджетный газенваген, не то что на стояющую в полтора раза дороже электричку. Да и дорог там обычно нет, так что приусы будут чувствовать себя очень плохо. Вон в Харькове как частный сектор начинается так сразу грунтовки, прям как в селе. И это миллионник.
я вот только не понимаю прикола жить в человейнике и парковать на улице «лексус акуру инфинити». блеск и нищета отечественного автолюбителя.
Так и я о том же: даже если предположить что у жителя человейника нашлись деньги на электромобиль то покупать его чтобы потом ездить специально в супермаркет чтобы там зарядить по 9 гривен — такое себе удовольствие. Бензиновый газенваген и дешевле в полтора раза и его «заправка» занимает не более получаса с дорогой до АЗС и обратно. Да и нет у жителей человейников денег на электрички. И у жителей частного сектора (если это не посёлок прокуроров в лесопарке) тоже нет потому наличие собственной розетки ничего не меняет в общем-то.
К примеру посмотрите на ЧагЛи, — закал такой на алибаба за 900 долларов и можно на работу или в магазин кататься :)