Новые авиаперевозчики, расширение направлений полетов и билеты по 5 евро — все это прогнозировали эксперты после подписания с Евросоюзом соглашения «об открытом небе». Документ подписан, но обвалятся ли цены на авиабилеты — разбирался «Минфин»
Украина открыла небо для авиакомпаний ЕС: когда начнем летать за копейки
Соглашение между представителями нашей страны и Евросоюза «об открытом небе» было подписано в рамках саммита «Украина-ЕС» в октябре.
Цель этого документа — уравнять в некоторых правах украинские и европейские авиакомпании, снять монополию на отдельные маршруты, установленную двусторонними договорами, облегчить открытие новых маршрутов между украинскими и европейскими городами. Как следствие — должны снизиться цены на билеты. Но, как оказалось, коснется это не всех направлений.
Почему «открытое небо» подписали сейчас
Режим «открытого неба» между Украиной и ЕС обсуждался уже давно. Исторический момент должен был произойти еще в 2014 году. Но тогда, буквально в последний момент, все поставили на стоп.
Причины называли разные. В Украине, в частности, ходили упорные слухи, что договоренности с европейцами «зарубил» Игорь Коломойский, чтобы не допустить на украинский рынок конкурентов контролируемой им компании МАУ.
Но, как пояснил глава компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий, дело было не только и не столько в желании олигарха сохранить контроль на украинском рынке пассажирских авиаперевозок.
На тот момент в Европе зрел «заговор авиаперевозчиков». Так как «классические» авиакомпании стремительно теряли долю европейского рынка из-за активизации лоукостеров, появление еще и украинских конкурентов было им ни к чему. Ведь соглашение работает в обе стороны — права, которые получат иностранные перевозчики на украинском рынке, должны получить на европейском и наши перевозчики. А это было невыгодно европейским авиакомпаниям.
При сохранении действовавших ранее правил работы с Украиной, они могли хорошо зарабатывать, по крайне мере, на нескольких направлениях.
Активно противились подписанию соглашения с Украиной, в частности, британские авиакомпании. Но после недавнего выхода Великобритании из ЕС они утратили влияние на этот процесс. А европейские авиакомпании в нынешней ситуации остро нуждаются в расширении своего присутствия.
«На волне пандемии европейский рынок авиаперевозок резко сократился. Украинский рынок, как это не парадоксально звучит, упал гораздо меньше, так как было не так много карантинных ограничений. И, когда вся Европа сидела по домам и была невыездной, украинцы продолжали летать, как минимум, в открытые для них страны», — пояснил Ланецкий.
Поэтому сейчас, когда авиасообщение начало активно восстанавливаться, наш рынок стал очень интересным для перевозчиков.
С нашей стороны не было возражений. Офис президента нацелился на существенное расширение договоренностей с Европой по многим направлениям: готовится промышленный безвиз, усиливается сотрудничество в сфере цифровых технологий и пр. «Открытое небо» стало одним из элементов расширения договора об Ассоциации с ЕС. Тем более, что подписать его можно было быстро. Ведь предварительную подготовку фактически провели еще несколько лет назад.
Как будет открываться небо
Что значит режим открытого авиационного пространства? Как пояснил Ланецкий, все дело в получении разрешений на полеты.
Раньше для того, чтобы открыть полетные программы по тому или иному направлению, нужны были договоренности между странами на правительственном уровне.
Подписывались отдельные соглашения с каждой страной, в которых оговаривалось все, вплоть до малейших подробностей — из каких/в какие аэропорты будут летать, сколько авиакомпаний и какие именно, какой парк самолетов станет обслуживать направление и что это будут за борта (с указанием марок, вместительности
Понятно, что и пересмотреть такое соглашение было не так просто. Появилось несколько «монопольных» направлений с ограниченным количеством перевозчиков и высокими ценами. Скажем, Киев-Париж, Киев-Амстердам, Киев-Хельсинки, Киев-Любляна и другие.
Ценники на билеты там просто зашкаливали. К примеру, стоимость перелета в Париж в отдельные даты достигали 20 тысяч на человека (в обе стороны), тогда как в Лондон (куда по времени лететь дольше) можно было улететь за 3 тысячи гривен.
Режим открытого неба кардинально меняет схему получения разрешений. Авиакомпании могут по обычной заявке регулятору в сфере авиации летать буквально в любые города Европы и, соответственно, Украины, с любой периодичностью и по той цене, которую посчитают нужной.
То есть все барьеры снимаются. Правила перелетов будут либерализовать в два этапа. На первом европейские авиаперевозчики смогут летать только из аэропортов ЕС в Украину. После того, как украинское авиационное законодательство будет полностью синхронизировано с европейским, перейдут ко второму этапу — европейские авиакомпании смогут выполнять также внутренние рейсы по Украине, скажем, летать из Киева в Одессу, а также в Европу с промежуточными пунктами остановки. К примеру, возможно появление сложных рейсов — из Киева в Лондон с промежуточной остановкой в Париже
Ожидаемый итог «открытого неба» — усиление конкуренции между украинскими и европейскими авиаперевозчиками. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время существенно расширят полетную программу те авиакомпании, которые уже работают на нашем рынке, плюс возможен выход новых перевозчиков, в частности лоукостеров.
Некоторые авиакомпании уже заявили об увеличении рейсов под «открытое небо». В частности, Wizz Air в октябре сообщила о 26 новых маршрутах из Украины и открытии для перевозок четырех новых стран — Испании, Франции, Бельгии и Нидерландов. Покрываются сразу два направления, которые до подписания соглашения об «открытом небе» считались монопольными — в Париж (аэропорт Бове) и голландский Эйндховен (в этот город активно ездят наши скупщики подержанных иномарок).
Из Киева также будут выполняться рейсы в Брюссель, Ниццу, Барселону, Мадрид, Аликанте, Базель и др. Из Львова запланированы полеты в Мадрид, Париж, Эйндховен, Афины, Брюссель и др., из Одессы — в Лондон, Афины, из Харькова — в Салоники
Вырастет и парк самолетов. Глава компании Ryanair Майкл О. Лири заявил, что после открытия неба с Украиной авиакомпания готова отправить на базирование в нашей стране до 20 самолетов, также расширится количество аэропортов, откуда собирается летать этот европейский лоукостер, — с 5 до 12.
Что касается украинских авиакомпаний, то для них выгоды пока, скорее, теоретические. Отечественные перевозчики сейчас переживают не лучшие времена — по их бизнесу сильно ударили карантинные ограничения. Поэтому они вряд ли кинутся расширять полетные программы. Зато минусы почувствуются уже сразу — усиление конкуренции с европейскими авиакомпаниями, в первую очередь, лоукостерами, может еще больше ухудшить их положение.
«Открывать небо Украине имело бы смысл, если бы у нас была сильная национальная компания-лоукостер, которую, кстати, собирались создать власти. С одной стороны, у нас анонсировали поддержку своих авиаперевозчиков и даже собирались развивать производство пассажирских самолетов, с другой — открывают небо, что усилит конкуренцию с европейскими компаниями. Это две прямо противоположные концепции, и какая „гремучая смесь“ из этого может получиться, — остается только гадать», — говорит экономист Алексей Кущ.
Сами украинские перевозчики пока оценивают перспективы открытого неба осторожно.
«Мы можем перечислить те вещи, которые бы дали преимущества украинским авиакомпаниям — гарантированные удобные слоты в ключевых аэропортах Европы и право осуществлять перелеты между странами Европы. Но пока четкого понимания по возможности осуществлять перелеты внутри ЕС нет», — отметили в пресс-службе МАУ.
«SkyUp поддерживает часть Соглашения о совместном авиационном пространстве с ЕС, касающуюся вопросов безопасности и упорядочения стандартов с Европейским союзом. Мы уверены, что это принципиальный момент для развития авиаперевозок в Украине. Что касается экономической составляющей, мы рассчитываем, что на момент открытия внутренних украинских направлений для авиакомпаний ЕС рынок внутренних европейских перевозок также станет доступным для отечественных перевозчиков. Также надеемся, что Украина и европейские партнеры создадут действительно справедливые условия для обеих сторон соглашения», — сказали в SkyUp.
То есть наши компании опасаются, что им могут не разрешить летать по Европе (с промежуточными посадками в городах). И, стоит отметить, такой нюанс оговаривался еще в 2014 году.
Много рейсов и дешевые билеты
Но для рядовых украинцев главный вопрос — что будет с полетными сетками и ценами на билеты.
Что касается рейсов, то, как видно, их уже начали расширять. И в дальнейшем возможностей полететь в тот или иной город Европы будет все больше.
Должна расшириться полетная сетка из регионов, что особенно важно для жителей областей, которые сейчас, чтобы улететь в Европу, вынуждены сначала еще добираться в Киев.
Также, что важно, должно улучшиться качество полетов и сервис. Украинские авиаперевозчики, по мере имплементации европейского законодательства в отечественное, вынуждены будут менять борта на более новые, придерживаться европейских стандартов безопасности и сервиса. Но случится это не завтра, а в течение нескольких лет.
А вот билеты могут подешеветь уже в скором будущем. Но, опять-таки, скидки будут не на все направления.
«В первую очередь, снизятся цены на билеты по тем направлениям, которые до этого были „монопольными“ и дорогими — во Францию, Голландию, Финляндию. В тот же Париж лоукостеры могут предложить акционные билеты по 10−20 евро, тогда как сейчас они стоят 200 евро», — говорит Ланецкий.
Но и по другим направлениям могут быть скидки. По мере усиления конкуренции между перевозчиками массово станут появляться билеты по 5 евро, будут проводиться распродажи
Комментарии - 75
Вот актуальные цены полётов в Лондон на ноябрь
https://x0.at/rkzn.png
За копійки коли будемо літати? Надай актуальні ціни:))))
Открой ссылку
Но на наших форумах — полно и кокошников, сидящих на ставке «15 рублей в час». их ловят, бьют, банят, но они ползут — другого заработка в рашке уже не остается…
Любой кого не спроси, включая тебя самого (ты не раз писал это в комментариях), проассоциирует трех литровую банку как вариант небанковского накопления и сбережения денег.
Самогон из трехлитровых банок никогда не пьют, даже для хранения используют меньшую по объёму тару, да и банки это редкость — обычно в ходу бутылки или бутыли.
Я тільки ЗА дешеві квитки:)
А то мы сейчас все заложники НБУ и Банк России, которые задавливают бизнесы жесткой монетарной политикой, когда остальной цивилизованный мир (ЕЦБ, ФРС) стимулируют экономику эмиссиями.
Это все равно что америка будет печатать 10−15 триллионов долларов в год …
У нас монетарная политика — самая мягкая в мире.
опять перенос вьетнамских проблем на нашу почву…
https://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/bst_recenttrends.htm — Баланс ФРС
ЕЦБ и ФРС печатали больше чем по 4 трлн долларов и евро.
Банк России и НБУ поднимают учетную ставку и сокращают баланс.
Банк России и НБУ — преступники.
В начале прошлого года НБУ держал ОВГЗ на 337,1 млрд грн.
В начале этого года НБУ держал ОВГЗ на 324.6 млрд грн.
Теперь НБУ держит ОВГЗ на 312,6 млрд грн.
она была и 20% и 7% а курс все это время был 26−27−28.
Хотя бы снизить до того уровня, пока перевес валюты не исчезнет… перевес пока что не исчезнет никак, США и ЕС уже слишком много печатали…
даже если сделать учетку отрицательной — кредиты будут по 10% годовых и не меньше. Вот когда у нас будут как в Европе — за невозврат руки рубить — ставки снизятся.
Явшоке
Лучше сдаваться полностью им, и будем жить лучше, чем сейчас, под санкциями Ваших центральных банков!!!
Иначе никак! Не говорите мне, что такое ленивое население может самоуправляться? Чтобы правительство ни делало, народ принимает всё! Народ готов к любому унижению! Всё хорошо, всегда! Пока не голодаете на улице!!! И даже тогда, революции не будет! Легче смотреть на телефоны!
Это не важно когда понимаешь что антикапиталист брезгует национальной валютой и требует валюты крупнейшей империи.
капиталисты — это мы.
и наш ЦБ контролирует наша Верховная Рада и президент — наши главные капиталисты.
это у вас там по америках да аравиях — социалисты засели, неграм кланяются. А у нас — капитализм !
В России их нет! В России есть безвиз с ОАЭ!!! Людям некуда ездить отдыхать, только на Мальдивы, в Турцию, ОАЭ, и т.д.!
Арабы, турки, чеченцы, татары, вот что надо. И кроме этого, ещё и бедность! Хоть в ЕС можно нормально вести бизнес и зарабатывать…
ЕС — лучший! Хоть нет гниющей, дефляционной валюты и Коломойского! На одну проблему для бизнеса меньше! Экономика более развита! Более высокие зарплаты! Слава ЕС!
Но сейчас Вы должны справиться с тем, что мусульмане уже не бедные, а арабские страны имеют ВВП больше 100 тысяч дол. в душу населения! Больше чем США, Израиль, и Европа, это точно!
И Вы хотите рубли…
Мне пофиг на богатство или бедность мусульман или буддистов. Они бесконечно далеко от нас :)
Таки ошиблись тут. :)
Теперь же внутренний перевозчики либо адаптируются, либо уйдут. Конечному потребителю только на пользу.
Ото покращення будет, особенно если курс будет 27−28 грн. за Евро.
Это пока ты ничего не вложил то всё сказочно просто, а только запахнет прибылью то инстанции в очередь выстроятся от полетать нашару до отобрать всё.
А так да, есть билеты пусть не по 5, но по 8−9 евро. Даже сейчас, из Украины и в Украину.
по 10 евро — это всего 2000
ниочем. Отбить топливо и услуги аеропорта - не уверен что хватит.
А выплатить за самолет? а все остальное?
лажа какая-то.
В контексте внутренних рейсов расстояния у нас сравнивые с типичными европейскими рейсами, а там 9 евро не то чтоб на всех, но на очень многих направлениях.
https://minfin.com.ua/users/19007/
Пить меньше надо — не будет ничего казаться.
Точно, «Виталик», с возвращением, ну как дела? Где пропадал??? Давай рассказывай…