Уже которую неделю продолжается публичное противостояние банкиров и торговцев относительно карточных комиссий. Аргументы обоих сторон выглядят убедительными. «Минфин» решил разобраться, чем это грозит клиентам.
Как изменятся карточные комиссии и что выиграют клиенты
За что боролись
Стремительный рост безналичных операций с помощью платежных карт сыграл с рынком злую шутку. Торговцы, принимающие карты к оплате, поссорились с финансистами, обеспечивающими данный сервис.
По данным НБУ, по итогам 2020 г. объем таких операций превысил 2,2 трлн. грн. За последние 5 лет безналичный карточный оборот вырос более чем в 6 раз!
Объем безналичных карточных операций, млрд грн
2014 | 255,2 |
2015 | 384,8 |
2016 | 571,3 |
2017 | 834,9 |
2018 | 1 297,4 |
2019 | 1 798,3 |
2020 | 2 208,7 |
Более половины всех безналичных транзакций — оплата картами через терминалы или в интернете.
За прием платежных карт (эквайринг) торговцы платят банкам в среднем 2% от безналичного оборота. То есть, только за прошлый год банки получили от розничной торговли за прием карт порядка 25 млрд грн!
Особенно впечатляющие суммы платы за эквайринг набежали у крупных торговцев типа Rozetka. «За аренду 90 магазинов, всех складов и всех наших офисов мы ежегодно тратим меньше, чем на банковскую комиссию!», — написал в своем Facebook Владислав Чечеткин. Более того, ритейлеры уверяют, что принимать наличные и обслуживать этот оборот — в разы дешевле!
Как в Европе
Неудивительно поэтому, что торговцы через парламентское лобби в очередной раз решили «прокачать» тему с законодательными ограничениями на карточные комиссии. Вышеупомянутую эквайринговую комиссию предложили уменьшить вдвое, ограничив 1%. Комиссию интерчейндж (interchange), которую получают эмитенты карт, лимитировать 0,5%. Эта комиссия включена в эквайринговую.
Читайте также: В кошельках украинцев накопилось много ненужных карт
Благо практика регулирования карточных комиссий является распространенной в мире, в частности, в Европе. Именно под соусом гармонизации законодательства продвигаются ограничения в законопроекте № 4364 «О платежных услугах», который сейчас готовится ко второму чтению в Верховной Раде. Правда, есть существенное отличие: пять лет назад ЕС ограничил только межбанковскую комиссию — interchange. При этом результаты данной новации сомнительные. Примеров ограничения эквайринговой комиссии в мире всего два — в таких разных странах, как Австралия и Индия.
Эквайринговая олигополия
Лоббируя лимиты, торговцы ссылаются на монополизацию эквайрингового сегмента карточного рынка. И, надо признать, небезосновательно. На 1 февраля в Украине функционировало почти 370 тыс. торговых PoS-терминалов. Почти 60% устройств установил и обслуживает государственный Приватбанк. Всего на топ-3 игроков, среди которых также государственный Ощадбанк и Райффайзен Банк Аваль, приходится почти 87% всего парка PoS-терминалов.
«Экономикс» охарактеризовал бы такой расклад, как минимум, олигополией.
Следует отметить, что в данном случае речь идет о наземных (физических) магазинах. Тогда как онлайн-торговцы также активно принимают к оплате карты. Кстати, они платят за услугу эквайринга больше, нежели офлайновые коллеги. «Комиссия за такие операции немного выше обычной, так как расчеты в сети являются более рисковыми, чем обычные транзакции», — отмечает Разван Мунтяну, розничный зампред Приватбанка.
Топ-5 банков по количеству торговых PoS-терминалов на 01.02.2021
Место | Банк | Количество, тыс штук |
1 | Приватбанк | 219,9 |
2 | Ощадбанк | 70,1 |
3 | Райффайзен Банк Аваль | 31,3 |
4 | 14,1 | |
5 | 5,8 |
Комиссионные отличия
В отличие от эквайринговой комиссии, которая устанавливается рынком, комиссия эмитента карты — interchange — регулируется платежными системами.
«Ставку межбанковской комиссии определяет платежная система на основе объективных рыночных факторов. Для платежных систем она не является источником дохода», — говорится на сайте Visa. Эта система устанавливает размер межбанковской комиссии исходя из уровня развития рынка, а также необходимости стимулировать этот процесс: внедрять новые платежные решения, расширять инфраструктуру безналичных расчетов.
«Темп развития Украины — уникальный именно благодаря свободе рынка», — уверяет Вера Платонова, руководитель украинского представительства Visa.
В Украине межбанковский interchange составляет в среднем порядка 1,5%. Для сравнения, в странах ЕС на законодательном уровне эта комиссия ограничена 0,2% по дебетовым картам и 0,3% — по кредитным. То есть, в среднем в 6 раз меньше, чем у нас!
Куда уходят деньги
Отечественные банкиры уверяют, что львиная доля их карточных заработков направляется в развитие инфраструктуры, а также различные программы лояльности и «плюшки» для клиентов. В качестве примеров, называются:
- бесплатные зарплатные и бюджетные карты. Хотя, на самом деле, например, за зарплатный «пластик» платит работодатель;
- длинные (до двух месяцев) льготные периоды по кредитным картам;
- солидные кешбеки (cash-back) за оплату определенных покупок.
Банкиры уверяют, что в Европе такого нет и близко: мол, палитра карточных сервисов там намного скуднее и платить приходится за каждый чих.
Читайте также: Почему могут исчезнуть бесплатные карты и кешбек
Польша vs Германия
Правда, сами жители ЕС подтверждают эти посылы не вполне единогласно.
Выглядит так, что ситуация в странах Восточной Европы (более молодые рынки) и Западной существенно отличается.
«Что за бред? Я ничего не плачу. И каких это „плюшек“ тут нет?», — возмущается наша соотечественница, сотрудница одного из крупнейших банков, проживающая в Польше более 5 лет.
В качестве аргументов начинает перечислять карточные бонусы:
- здесь до 26 лет вообще все бесплатно по картам
- они — мультивалютные: до 5 валют на одной карте сразу и все бесплатно
- часто за открытие счета банк ещё и доплачивает по 100 — 200 злотых, или дарит подарки: наш банк 2 года презентовал наушники и смарт-часы
- у меня кредитка. 54 дня есть для погашения. Ещё ни разу не платила по ней за обслуживание
- кешбек тоже имеется под разные паркинги
и т. д. - 100% PoS-терминалов — принимают карты бесконтактно!
«Если честно, я не знаю, чего ещё тут нет», — резюмирует собеседница «Минфина», добавляя, что любой поляк может открыть счет онлайн. Такой сервис пока недоступен только иностранцам.
В то же время, авторитетный украинский банкир, проживающий более 5 лет в Берлине, подтвердил «Минфину» тезисы наших «карточников» о консервативности тамошнего рынка.
Во-первых, открыть счет онлайн не всегда возможно даже в виртуальных банках, не говоря уже о классических.
Во-вторых, открытие счета и его дальнейшее обслуживание, как правило, — платное: стоит от 10 до 20 евро в месяц.
В-третьих, кредитный лимит сразу никто не установит даже при наличии депозита. Кредитную историю нужно нарабатывать минимум 6 месяцев. Немцы ориентируются на наличие стабильных поступлений, а не накопленного благосостояния. Льготный период есть, но не более 30 дней. Ставки по карточным займам высокие — до 19% годовых.
Компромисс не состоялся
Обе стороны конфликта — и торговцы, и банкиры — апеллируют к клиентам.
Банкиры кичатся невиданными в мире сервисами для украинцев. В свою очередь, торговцы уверяют, что снижение карточных комиссий позволит уменьшить цены на товары.
Но как банкиры не могут подтвердить, сколько именно денег тратится на бонусы и плюшки, так торговцы не могут гарантировать снижения цен в случае ограничения комиссий.
На этом фоне вполне логичным выглядит компромиссный вариант:
-
ограничить эквайринговую комиссию 1%,
- интерчейнж — 0,5%,
- спорный 1% автоматически перечислять держателям карт за каждую операцию в виде скидки или кешбека. Отличный стимул для расчета картами.
О достижении такого компромисса на прошлой неделе в своем Facebook сообщил Олег Гороховский, основатель monobank.
Со слов финансиста, договоренность была достигнута в ходе совместной встречи с руководителем комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниилом Гетманцевым при активном содействии главы подкомитета ВР по вопросам функционирования платежных и информационных систем и предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, Ольги Василевской-Смаглюк и зампреда НБУ Алексея Шабана.
«Все участники встречи сочли предложение интересным и оптимальным. Платежные системы Visa и MasterCard согласились ввести автоматический расчет и зачисление вознаграждений клиентам с 1 июня 2021 г., — написал Гороховский, —… Как и задумывалось, в результате этих изменений выиграют конечные покупатели. С чем я вас всех и поздравляю! Надеюсь, что именно этот вариант и проголосует Верховная Рада».
Казалось бы, конфликт исчерпан… Ан нет. В комментариях даже некоторые народные депутаты поставили под сомнение легитимность достигнутых договоренностей.
А уже в понедельник (29 марта) состоялся пресс-брифинг, организованный Нацбанком. Представители финансового сектора (банкиры, функционеры, представители МПС) сыпали убойными аргументами против «комиссионных» ограничений. При этом о якобы достигнутом компромиссе никто даже не вспомнил.
На поставленный «Минфином» вопрос ребром, внятного ответа от спикеров так не прозвучало. Адвокатом этой инициативы выступила Ольга Василевская-Смаглюк. Как и Гороховский, она выступает против ограничений, но «за» разумные компромиссы.
Раскол среди банкиров
Вместе с тем, в ходе брифинга Антон Тютюн, зампред Ощадбанка, сообщил о подписании тремя банками (Приватом, Ощадом и Райфом), которые больше всех вложились в развитие карточной инфраструктуры, Меморандума о совместных действиях на карточном рынке. Следует отметить, что monobank имеет существенное отличие от других карточных банков, которое и диктует его поведение. Являясь одним из крупнейших эмитентов карт, он вообще не занимается эквайрингом. На 1 февраля карточный портфель mono насчитывал 3,2 млн активных карт. Больше только у государственных Привата и Ощада.
Топ-5 банков по количеству активных карт на 01.02.2021
Место | Банк | Карт, млн. штук |
1 | Приватбанк | 22,2 |
2 | Ощадбанк | 5,7 |
3 | 3,2 | |
4 | Райффайзен Банк Аваль | 1,9 |
5 | Укрсиббанк | 1,2 |
Приватный шантаж
Тем временем, карточный гигант — Приватбанк — открытым текстом через пресс-службу угрожает в случае законодательных ограничений карточных комиссий ввести следующие «санкции»:
- банки будут вынуждены отменить грейс-период по кредитным картам.
- более 119 тыс. предпринимателей и точек малого бизнеса могут потерять доступ к платежным технологиям и возможность получать оплату по безналу
- возрастет стоимость обслуживания карт для клиентов: средняя цена достигнет 200 грн в год
- Приватбанк отключит услуги вроде Apple Pay и Google Pay, которые позволяют платить гаджетами (смартфонами, часами) вместо «пластика»
Комментарии - 72
Аргументы стороны снижения интерченжа не выглядят убедительными. Там в принципе и аргументов никаких нет кроме «мы хотим платить меньше». Хотение это не аргумент.
В Новой почте комиссия самой Новой почты за наложенный платеж … те же 2% которые упомянуты в статье как комиссия эквайринга. Но в эти 2% не входят затраты Розетки на получение этого платежа и затраты покупателя на посещение Новой почты с пачкой наличных.
Итого обслуживание наличных тянет минимум на 3−4%.
чаще других становятся реальной действительностью…
Кешбека нет. И многих прочих плюшек которыми пользуются украинцы, но которых в принципе нет в польских банках, например переводы между картами. Соотечественница наверняка владеет всего лишь одной картой одного банка, потому обороты по карте и поступления на счёт зарплаты позволяют избегать оплаты за ведение счёта и оплаты за пользование картой. А если бы у неё как у продвинутого в теме карт украинца, были карты двух-трех (у меня лично пяти, у других бывате и больше), то ей пришлось бы за каждую карту платить минимум 6−7 злотых каждый месяц. А если это премиум карты, которые достаточно популярны в Украине, то ей бы это обошлось в разы дороже.
Единственное преимущество конкретно в Польше. Но это никак не связано с регулированием интерченжа, это государственная программа привлечения молодежи, тоесть совершенно отдельная тема.
В остальных 27 странах ЕС и прочих странах не-ЕС из Европы нет такого варианта как бесплатная карта до 26 лет.
А это даже не конкретно в Польше, а конкретно в отдельном польском банке, как я догадываюсь речь или о Миллениум, или о мбанке. В прочих банках мультивалютности по дефолту нет, есть большие комиссии за конвертацию. К пример в моём Getin Bank комиссия за конвертацию 4,5%! Хорошо что я не поляк и не езжу с этой картой в другие страны.
Опять же при чём тут обсуждаемая тема интерченжа? Разве задача статьи сравнить плюшки предлагаемые банками для завлечения клиента? Тогда почему не расмотрены плюшки британских банков, там за переход из другого банка платят фунтами, а это в четыре раза дороже злотого.
ХЗ о чём это. У пани в СкайКеш есть какой-то кешбек на оплату парковки? А при чём тут банк?
Опять же чисто польская история. А в Германии или Нидерландах, или Великобритании всё немного не так. В Нидерландах надо ещё и карту иметь специальную местную ибо с мастеом и визой не примут, доставай кеш.
Да ладно. С украинским МастерКардом неоднократно там бывал, никаких проблем не испытывал (магазины, парковки, терминалы с билетами на общественный транспорт, онлайн-платежи).
Другой вариант проверенный лично: в Великобритании далеко не во всех местах принимают небританские карты. Возможно офлайн-магазинов и АЗС это касается в меньшей мере, а вот попытка купить билеты на ЖД заранее через сайт (это заметно снижает цену билета) может обернутся проблемой. Хотя это уже не относится к теме эквайринга, это чисто национальная особенность банковской системы. Из-за этой проблемы купить билеты на авиашоу через сайт не удалось, пришлось покупать уже на месте благо на этом авиашоу продажа на месте есть. Но есть и варианты когда билеты продаются только заранее. Островитянские заморочки короче говоря.
Если она не знатет то зачем вообще тянуть это в сравнение?
Ну вот, наверное автору надо было перечитать свою статью и просуммировать сравнние, а не делать из статьи песню чукчи.
Х***се
Автора не удивил бред этой идеи? Как можно перечислить клиенту 1% если до банка эммитента дойдёт лишь 0,5%?
Отвечу за пани.
Банковский перевод занимает от (в лучшем случае) 3−5 часов до двух дней (в один день деньги отправляются, например после обеда, во второй день деньги получаются, скорей всего тоже в районе обеда). Быстрые банковские переводы (Elixir Express) существуют, но они платные, в районе 5-10 злотых за операцию. При этом они всё же не моментальные, а занимают до 15 минут.
Быстрые переводы проводятся только внутри системы BLIK (ещё пару лет назад участниками были менее десяти банков, сейчас 15), а максимальная сумма перевода 500 злотых (или смешные 3575 гривен), пруф со станицы Alior Bank
https://www.aliorbank.pl/dodatkowe-informacje/pomoc/pytania-i-odpowiedzi/Czy-moge-zmienic-limity-transakcji-BLIK-oraz-przelewow-na-telefon-BLIK
Насколько я знаю без комиссии перевод идет до 3х раб. дней (перевод на IBAN), если с комиссией, то моментально. В чем разница?
По регламенту перевод может идти до трёх банковских дней. На практике редко когда перевод идёт больше часа, обычно 20−30 минут.
Какой регламент проведения платежей Elixir я не углублялся, может быть тоже 3 дня. Но сама организации работы банков в этой системе не позволяет провести платёж быстрее чем 2−3 часа, и то при удачном стечении обстоятельств:
* в банках есть 2−3 входящих сессии и столько же исходящих
* платежи проводятся только в рамках сессий, а не в любой момент времени в течение дня, тоесть если клиент сформировал платеж после последней сессии — платеж уйдёт лишь на первой сессии следующего дня
* расписание сессий у каждого банка своё, и вполне может быть ситуация когда из банка отправителя платеж ушел на последней исходящей сессии, а в банку получателе сегодня входящих сессий уже нет, опять платеж уходит на следующий день автоматом
* мне вот на днях переводили деньги, человек отправил платеж в 3 часа дня по польскому времени, деньги пришли ко мне на счёт в 11 следующего дня
Очень странная и неудобная система. Одно преимещество в сравнении с СЭП НБУ — обычные платежи бесплатные, не зависимо от суммы.
Ну и у них банки не проводят платежи в выходные, а у нас уже да, хотя не ещё не все.
Но карты дали нам хорошую и быструю альтернативу, а оплачивается это в том числе и за счёт интерченжа.
слугам народа занесли с Розетки и те издают закон не в пользу государства, а в пользу Розетки. а самое главное в открытую заявляют что Розетка работает мимо кассы принимая нал и налоговая это в упор не видит, зато видят бабушек у метро без кассовых аппаратов. позорища
Уже не первый год периодически покупаю всякие компьютерные прибамбасы для своего предприятия, работающего на общей системе налогообложения с НДС, в различных интернет-магазинах. Розетка декларирует, что продаёт товары с НДС, но мне ни разу не удалось от них по оформленному заказу получить счет на оплату по безналичному расчёту с НДС. После оформления заказа на сайте, через пол-дня или на следующий день звонит какой-нибудь крендель из «Розетки» и радостно сообщает, что именно заказанный мною товар они сейча не могут мне продать по безналу с НДС, но всегда готовы предоставить за наличный расчёт.
Приходиться покупать у менее раскрученных интернет-магазинах, и по меньшей цене, но с документально зафиксированным НДС, который даже через пару лет налоговая не оспаривает, как это у них принято, ссылаясь на налоговые ямы, налоговые скрутки и прочую муть…
Я бы и рад хоть одну гривну дать заработать Чечёткину, но только после того, как его детище «Розетка» полностью войдёт в правовое налоговое поле Украины…
И стала доступна даже помойкам, вроде «розетки».
Вот и берутся «за любую работу»)
А разве сидельцам в тюрьме можно пользоваться фотоаппаратами?
решила опубликовать именно первого апреля…
"Самое дорогое на свете — глупость,
потому что за неё дороже всего приходится платить."
с не самыми крутыми цифрами фолловеров…
Аргументы НБУ вообще никто не хочет воспринимать серьёзно…
Конечно пара сотен кричащих — «долой зажравшихся банкстеров» и «Розетка нам снизит цены» однозначно перекричат негромкие стоны единичных аналитиков с призывом «Астанавитесь».
Конечно тороговым сетям хочется меньше платить банкам и больше брать себе на карман, но что от этих хотелок получит конечный потребитель — по факту ничего.
Я вот тоже в очередной раз купился на заголовок заканчивающийся словами «…и что выиграют клиенты», тем более что статья подписан именем редактора.
Но так и не нашел ни слова про какой-то выиграш клиентов, разве что слова пани рассказывающей как ей нравится обслуживание в польском банке.
Меня уже целую неделю на форуме некоторые оппоненты постоянно третируют такой радужной перспективой — ведь снижение цен коснётся не только плательщиков банковскими картами, а будет доступно всем желающим…
Обязательно снизят!
Вот к примеру продаётся на Розетке сковородка за 1599 гривен (Продавец: Rozetka). После того как банки снизят комиссию эквайринга цена будет обязательно понижена, верю Чечеткину больше всех.
https://rozetka.com.ua/tefal_3168430305489/p273781983/
И тут не исключение конечно же.
Не ту страну назвали Гондурасом)
Вам следует писать для Минфина и выступать для них в роли эксперта.
Где-то через год Минфин публиковал две похожие статьи про открытие счетов в польских банках — я не помню автора, но написано было в разы лучше, мне очень понравилось изложение, я б так не сумел. Так что увы, но писать это явно не моё. Думаю Минфину для информации хватает того что я пишу в комментариях.
У вас получилось лучше.
Это журналисты-гуманитарии с «минфина» все свалили в кучу и смешали.
И тут бы выступить Антимонопольному комитету и не просто с идеей «а давайте я выпишу штраф», а с решением проблемы. Вместо этого Чечеткин рассказывает про то как жадные банки оставляют его без последней рубахи.
Высокие проценты по эквайрингу входят в стоимость товара и оплачиваются не только из карманов владельцев банковских карт, но и из карманов пенсионеров, которые платят за все покупки наличными — ведь цена товара в супермаркете одна для всех …
Только и того, что владельцы БПК взамен получают качественный сервис от банков, акции, кешбэки и активное расширение сети приёма безналичных платежей…
По своим пенсионерам знаю: года два обхаживал чтобы вместо старого затертного кнопочника стали пользоваться смартфоном. Теперь из-за уши не оттянешь от ютуба, звонят бесплатно брату и племяннику через телеграм, а не по международным тарифам, смотрят фотки внуков и сайты транслирующих телеканалы. Хотя вот оплату коммуналки по прежнему делают в кассе банка, но работа по уговариваню ведётся. И ведь даже счета новые открывать не надо: пенсионные банки поддерживают оплату коммунальных.
Некоторые пенсионеры ещё с советских времён почти на генетическом уровне не доверяют банкам и поэтому получают свою пенсию исключительно наличными через Укрпочту даже в городе Киеве.
И я не в праве их осуждать — это их жизнь и их выбор…
Я всего-лишь озвучил тот факт, что если торговые сети «теряют» деньги при приёме безналичных платежей через банковские терминалы, то при оплате наличными эти же торговые сети получают больше денежных средств на размер банковских процентов, так что им грех жаловаться, особенно когда наличная и безналичная оплаты в торговых сетях не сильно отличаются по объемам (примерно 40% и 60%).
Правильно:
«Как изменятся карточные комиссии и когда клиенты начнут за этой доплачивать».
Потребители у нас гарантированно проиграют.
Чем больше покупателей на Розетке тем большим будет доход,
а там где есть большие доходы может появиться и неплохая прибыль…
Если быть точным, то Чечёткин не обещал снижать цены,
а обещал предоставить «хорошие» цены своим клиентам…
— Какие деньги? Вы, кажется, спросили меня про какие-то деньги?
©
до інтересів простих людей ці рішення не мають ніякого відношення, вони їх просто не помітять
Который за это все заплатит.
Дэржаве как раз наплевать.
Об этом известно из записи заседания комитета.
Заместитель председателя НБУ Алексей Шабан отметил, что НБУ и банки до 19 апреля направят в Антимонопольный комитет меморандум о снижении ставок интерчейндж. Согласно меморандуму, до 2023 года ставку снизят до 0,9%.
Он также добавил, что законодательное регулирование межбанковской комиссии ставит под угрозу привлечения платежных систем Stipe и Paypal на украинский рынок. Этими системами пользуются украинские предприниматели, продающие свои услуги на зарубежные рынки.
Шабан пояснил, что эти системы работают, в частности на рынках Европы, со ставкой еквайринга от 2,5%, а следовательно не будут заходить на рынок Украины при условии ее госрегулирования. Соответствующую позицию поддержали в АМКУ.
Председатель комитета Данил Гетманцев отметил, что ставки на рынке действительно слишком высокие, однако регулирование также не поддерживает — нужно найти пути ее постепенного снижения.
P. S. Налоговый комитет передумал поддерживать государственное регулирование банковских комиссий.