С начала года из-за уменьшения трудовой миграции переводы от украинских заробитчан сократились на 11%. Что будет с мигрантами дальше и когда ожидать восстановления переводов из-за рубежа, в колонке для «НВ» рассказала профессор Киевской школы экономики Анна Вахитова. «Минфин» выбрал главное.
Переводы украинских заробитчан упали. Что дальше
Последствия кризиса
Согласно статистике НБУ с января по август этого года украинцы осуществили переводы домой $7,17 млрд, что на 6,4% меньше, чем в 2019 году. Еще в январе и феврале этого года поступления значительно опережали прошлогодние (на 13% и 10% соответственно). Но, начиная с марта 2020 года объемы сократились до уровня 2019 года, а уже в апреле упали на 16% по сравнению с соответствующим показателем прошлого года. В мае спад усилился (-20%). И хотя уже в июне кривая поступлений выровнялась, однако объемы так и не вышли на уровень 2018 года. Фактически касательно переводов работников пандемия отодвинула Украину в прошлое на два года.
Конечно, такой спад соответствует ситуации. Кризис затронул трудовых мигрантов больше, чем локальных работников в целом. Это произошло потому, что от кризиса в первую очередь пострадали секторы, в которых традиционно работают украинские мигранты: гостиничный бизнес, рестораны, розничная торговля, транспорт (в частности, пассажирские перевозки).
Кроме того, из-за новых санитарных требований и ограничений мобильности мигранты чаще теряли работу или вынуждены были уходить в неоплачиваемые отпуска. Немало мигрантов потеряли жилье. Все это подпитывал страх не получить медицинскую помощь в случае заболевания коронавирусом. В результате мигранты чаще, чем во время кризиса 2008−2009 годов, возвращались домой. Ограничения мобильности не позволили работникам выехать на заработки туда, где спрос на их труд оставался высоким даже в период пандемии.
Читайте также: Статистика ошибается. Сколько валюты заробитчане привозят в Украину на самом деле
В поиске рабочих рук
Некоторые страны прибегли к беспрецедентным мерам, дабы не допустить значительной потери иностранной рабочей силы. Польша пообещала тестировать всех украинских работников на коронавирус за счет собственных госсредств.
Эстонские власти под давлением местных фермеров («клубничная война») распространили требования к найму работников из стран, не входящих в ЕС, а торгово-сельскохозяйственная палата организовала чартерные рейсы из Киева в Таллинн для сезонных сельхозработников.
Вопрос трудоустройства и сотрудничества в сфере трудовой миграции между Украиной и Финляндией обсуждался на уровне президентов обеих стран.
Россия разрешила легально работать даже тем иностранцам, у которых не было разрешения на работу.
Несмотря на заявления украинских властей о желании воспользоваться моментом, чтобы по крайней мере замедлить поток трудовых мигрантов, уже в мае чартеры отправили украинских работников в Польшу, Великобританию и Финляндию. И уже с июня начали возрастать переводы. Уровень востребования в Польше (главное направление трудовой миграции украинцев) сейчас снова начинает динамично расти.
По данным аналитического департамента компании по международному трудоустройству Gremi Personal, в Польшу для работы возвращается все больше наших работников. Начиная с осени польские предприятия, которые трудоустраивают украинцев, традиционно увеличивают объемы производства перед новогодними праздниками. Растет предложение работы со стороны польских работодателей в логистике, пищевом производстве, мебельной отрасли, производстве бытовой техники и строительстве.
Читайте также: Отмена безвиза: мигранты дома, экономика без трети валютных поступлений
Почему «трудовые» переводы имеют значение
На днях Еврокомиссия обнародовала прогнозы макроэкономического развития стран ЕС за этот год. Брюссель прогнозирует, что в 2020 году меньше пострадает экономика Польши — примерно на 4,3%. Это лучший показатель в Евросоюзе, а следовательно, по моим оценкам, переводы мигрантов в 2020 году с большой вероятностью восстановятся до уровня 2018 года, то есть до $ 11,1 млрд. НБУ несколько консервативно настроен и ожидает около $10 млрд.
Почему это имеет значение не только для семей мигрантов, но и для всех нас? Переводы гастарбайтеров составляют 8% ВВП Украины — это немало. Их значение для нашей экономики существенно. Хотя и не такое драматичное, как в странах Средней Азии (Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане), где переводы составляют до 25% ВВП.
Важно, что, во-первых, этот финансовый поток в Украину влияет на платежный баланс, а значит, восстановление переводов ослабляет давление на курс гривны. Это хорошая новость для всех, кто хранит сбережения в иностранной валюте.
Во-вторых, подавляющее большинство переводов традиционно расходуется на потребление. Их восстановление уменьшает риск бедности для домохозяйств-получателей. Но потребленные переводы — это также доходы предприятий, которые продали семьям мигрантов свои товары и услуги. Таким предприятие будет легче пережить кризис. Это доходы работников этих предприятий, которых не придется увольнять. Это налог на добавленную стоимость и прибыль.
Восстановление переводов смягчает влияние кризиса на экономику Украины.
Комментарии - 7
Профессору школы экономики желательно больше внимания уделять собственно украинской экономике,
а не денежным переводам украинских мигрантов...
согласно кофейной гуще. НБУ не имеет полной статистики, оценивать ситуацию по частично — странное занятие.
garbage in — garbage out