«Уоррен Баффет уже не тот», «Баффет стареет и теряет хватку», «Уоррен ошибся» — подобными утверждениями в последнее время изобилуют заголовки в прессе и комментарии инвестиционных аналитиков.
Закат Уоррена Баффета: похоронит ли нынешний кризис стратегию биржевого гуру
Тем не менее, Уоррен Баффет остается уникальной фигурой в мире инвестиций. Человеком, который покорил инвестиционный олимп США и не покидает его десятилетиями. Прошла ли эпоха Уорена Баффета, наблюдаем ли мы его закат и стоит ли брать за образец его инвестиционную стратегию? Давайте разбираться вместе.
«Акела» промахнулся?
Разговоры о том, что с инвестиционной политикой Уорена Баффета и его фонда Berkshire Hathaway что-то не так, усилились после фондового кризиса в США. Он разразился на фоне пандемии коронавируса и был подогрет напряжённостью в отношениях между основными странами-добытчиками нефти.
Читайте также: Баффетт: Ситуация на рынках сейчас не такая страшная, как во время предыдущих кризисов
Среди просчетов Баффета эксперты чаще всего называют:
- вложения в Kraft Heinz – они обернулись списанием $3 млрд в прошлом году;
- инвестиция $10 млрд в Occidental Petroleum – сделка оказалась не столь успешной, как ожидалось. Американская сланцевая компания испытывает проблемы в связи с большим долгом и выплатила дивиденды своими акциями, что повлекло падение их стоимости.
- наращивание доли в авиакомпаниях перед коронакризисом и их продажа на обвалившемся рынке. Фонд нарастил участие в крупнейших авиакомпаниях США накануне пандемии — доля Berkshire в Delta достигла 11%, в American Airlines и Southwest Airlines — 10%, в United Airlines — 9%. Продавал г-н Баффет бумаги авиакомпаний в апреле, в самый разгар пандемии, которая приковала гражданскую авиацию к земле. Баффет признал, что совершил ошибку.
В целом критика Баффета основывается на том, что легендарный инвестор так и не смог воспользоваться пандемией и обвалом фондового рынка США. Проще говоря, Баффета обвиняют в том, что он не скупал перспективные активы по дешевке и не заработал на восстановлении рынка, которое, кстати говоря, оказалось стремительнее, чем ожидалось.
Фонд Berkshire оказался среди аутсайдеров. За два месяца S&P 500 потерял более 30%, но потом резко взлетел до исторического максимума. В итоге с начала года S&P 500 вырос на 7%. В это же время акции Berkshire потеряли около 23%. Создается впечатление, что Баффет упустил ралли почти по всем лидерам роста: компаниям онлайн торговли, облачных сервисов, сервисов интернет-конференций и пр.
Читайте также: COVID-19: обвал котировок, кризис туризма и валютная паника
Концепция поменялась
Сомнения у инвестиционного сообщества, впрочем, зародились не вчера. Аналитики отмечают, что в последние годы акции Berkshire Hathaway отстают от индекса S&P 500. Среди причин называют тот факт, что фонд под управлением г-на Баффета долгое время недооценивал акции технологичных гигантов: Facebook, Apple, Amazon, Microsoft, Netflix и Google.
В результате, с 2011 года акции Berkshire выросли на 119%, тогда как индекс Nasdaq 100 – взлетел на 344%. Суть в том, что в индексе Nasdaq 100 высока концентрация бумаг крупных технологических компаний. Именно они оставались локомотивами роста фондового рынка в 2019 и начале 2020 года.
Уоррен Баффет в своих комментариях соглашается с тем, что мог бы обратить внимание на технологический сектор гораздо раньше. И его действия говорят о том, что он учел этот опыт. Баффет начал инвестировать в «яблочный» актив в 2016 году и сегодня доля Apple в его портфеле составляет 43% (по итогам I квартала – 36%). $91 млрд из $213,6 млрд активов Berkshire Hathaway сейчас представлены акциями Apple. Свою долю в Apple INC. компания Berkshire Hathaway нарастила до 5,5%.
«Это невероятная компания. Я должен был раньше оценить ее по достоинству. Я не думаю об Apple как об акции. Я отношусь к ней как к нашему третьему бизнесу. И это, наверное, лучший бизнес в мире, который я знаю», — так сам Уорен Баффет комментирует инвестиции в «яблочную» компанию.
И надо сказать, что эта инвестиция позволяет фонду заявлять о своей эффективности. Собственно, в 2020 году акции Apple выросли на 24%. Пандемия не повлияла на компанию. Напротив, на торгах 6 июля стоимость бумаг достигла исторического максимума — $374 за акцию. В итоге всего за полгода инвестиции в Apple принесли Berkshire Hathaway около $18 млрд.
«Яблочный» пирог и ложка дегтя
Конечно, критики могут сказать, что Баффет теряет преимущество, держась за инвестиции в банковский сектор. Второе место в портфеле Berkshire Hathaway приходится на Bank of America – фонд владеет бумагами крупнейшего банка США на $22 млрд.
И так же верно, что эти активы, говоря языком биржевых брокеров, находятся в «красной зоне» — их цена падает. И это касается не только Bank of America.
По итогам первого квартала 2020 года в минусе оказались акции:
- Bank of America -34,27%
- Coca-Cola -21,28%
- American Express -24,28%
- Wells Fargo -47,55%
- Kraft Heinz, -3,83%
- JP Morgan Chase -33,58%
- US Bancorp -39,18%
А это все бумаги из ТОП-10 активов инвестиционного портфеля Уоррена Баффета!
Выросли лишь акции Apple (+20,4%), Moodys Corp (+12,64%) и медицинской компании Davita HealthCare (+0,71%).
Почему же г-н Баффет не спешит в угоду публике скупать акции Facebook, Amazon, Microsoft, Netflix и Google? Потому что Баффет всегда был противником излишней диверсификации.
Сам Баффет не раз подчеркивал, что диверсификация – это средство от невежества. Что нужно вкладывать в те бизнесы, которые ты понимаешь. При этом он делает ставку на долгосрочные инвестиции в те секторы, которые определенно будут востребованы и будут расти в будущей перспективе. Логика в том, что продукты питания и медицинские услуги будут нужны людям всегда. А банковская сфера десятилетиями показывала неуклонный рост. Теперь к этим активам добавился и технологический гигант Apple.
Эксперты говорят
Многие участники рынка полагают, что Баффету следует поменять свою стратегию инвестирования, если он хочет и дальше приносить своим акционерам высокий доход.
«Необходимо адаптироваться и покупать бумаги компаний, которые сгенерируют значительную стоимость в течение следующих 25 лет», — говорит директор по инвестициям J Stern & Co Кристофер Россбах.
При этом он напоминает, что и Баффет, и вице-президент Berkshire Чарльз Мангер в своих интервью признавали, что отсутствие своевременных инвестиций в Amazon – их просчет. Кстати, в прошлом году Berkshire все же купила небольшую долю в Amazon. Но всем очевидно, что делалось это по высокой цене и наращивать присутствие в компании фонд не может.
Однако не все так суровы в своих оценках. «Berkshire Hathaway остается нацелена на то, чтобы вознаграждать инвесторов с течением времени, а не точно в срок», — отмечает Томас Руссо из Gardner Russo & Gardner, — По этой причине мы говорим людям, что не стоит спешить и тратить эти деньги, когда речь заходит о кубышке Баффета в $137 млрд».
Юрий Гусев
Комментарии - 8
Что за компания?! :-)