Украина постепенно выходит из карантина, восстанавливает работу бизнес. Как предприниматели пережили карантин, что должно сделать государство, чтобы помочь предпринимателям встать на ноги. Об этом «Минфин» беседовал с исполнительным директором Союза украинских предпринимателей Екатериной Глазковой.
Екатерина Глазкова: Чтобы вывести бизнес из тени, ЕСВ необходимо снизить до 10%
— Как в целом сегодня чувствует себя бизнес?
— Еще в начале апреля СУП делал опрос среди предпринимателей. Его результаты показали, что уже на тот момент 6% респондентов закрыли бизнес, а 51% отметили, что их запаса прочности хватит только на месяц карантинных ограничений.
— То есть, на данный момент около 60% бизнеса уже на грани выживания?
— Возобновить работу для бизнеса – критически важно, иначе будем иметь много банкротств и еще больше безработицы. Только прекращение деятельности наиболее пострадавших сфер – туризма, общественного транспорта, ТРЦ, частных дошкольных учебных заведений, заведений общественного питания (не все имеют террасы), спортивных комплексов – грозит безработицей более 2 млн человек.
Падение доходов ресторанного бизнеса приводит также к негативной цепной реакции в смежных секторах, в том числе и для отрасли производства пищевых продуктов. При этом рынок индустрии гостеприимства достаточно разрознен и недостаточно защищен. Поэтому СУП две недели назад создал Комитет по развитию HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес), который будет способствовать более быстрому выходу отрасли из кризиса. Комитет уже обратился к Правительству с инициативой разрешить работу заведений не только на вынос и обслуживание на летних площадках, но и непосредственно в заведении с соблюдением определенных ограничивающих мер.
Стоит понимать, что от этого кризиса пострадал весь бизнес – кто-то оказался сильнее, кто-то слабее. Падение доходов трети предпринимателей достигает 90%-100%.
Читайте также: Сколько Украина потеряла из-за карантина
— Какая картина в сфере торговли?
Казалось бы, что здесь должно быть все в порядке, ведь много предприятий не приостанавливали работу, плюс быстро смогли перевести бизнес в онлайн. Но вот цифры: 83% предприятий розничной торговли уже оказались в глубоком кризисе. 2/3 отмечают падение продаж. Экспорт ограничен, нарушены цепочки поставок — как следствие, в большинстве секторах члены СУП отмечают снижение от 50 до 80% объемов производства или доходов.
— Как сильно локдаун зацепил строительство?
По словам представителей рынка, в начале карантина строительство упало на 5,5%, за апрель-май – уже на 20-30%. К тому же будут существенно отложены сроки сдачи объектов строительства. В более 20%, что строятся сейчас, сроки сдачи будут сдвинуты на 2-4 месяца. Более четверти – на полгода. А для 15% объектов задержка может составить даже больше года.
Что касается аренды, то здесь тоже имеем сумасшедшие убытки. Украинский совет торговых центров посчитал, что владельцы ТРЦ недополучили 7 млрд грн арендных платежей. А их арендаторы потеряли 50 млрд грн товарооборота за два месяца простоя.
Хорошо, на первый взгляд, должна чувствовать себя фармацевтика. Но и тут не все хорошо. В ритейле они тоже упали, так как снизились все госпитальные и безрецептурные продажи.
Читайте также: Какие бизнесы больше всего пострадали от карантина
— Были ли варианты уменьшения негативного воздействия карантинных мер на бизнес?
— Мы предлагали сконцентрироваться на экономически взвешенном подходе к ограничивающим мерам. Они должны были бы внедряться в зависимости от ситуации, которая складывается в конкретном регионе. На такой подход экономика отреагировала бы позитивнее. (Прим. — перед выходом интервью Правительство утвердило модель гибкого карантина)
Также мы предлагали гибкий выход из карантина. С 12 мая при отсутствии всплеска заболеваемости мы должны были войти во второй этап, который предусматривал восстановление работы общественного транспорта городского и междугороднего сообщения.
Правительство решило по-другому. Хуже всего, что принятые меры непоследовательны, и чтобы помочь бизнесу – их недостаточно.
Читайте также: Заставят ли предприниматели власть ускорить ослабление карантина
— Помогли ли смягчить последствия локдауна меры по уменьшению налоговой нагрузки?
— Большинство шагов хаотичные и половинчатые. Как следствие, даже хорошие решения часто не работают на практике.
Например, одним из наших предложений было создание компенсаторного механизма, направленного на сохранение рабочих мест. Речь шла об уменьшении нагрузки на фонд оплаты труда. Предлагали отменить ЕСВ хотя бы для наиболее пострадавших отраслей, как минимум на период карантина, а как максимум – до конца года.
Взамен эту норму ввели только для ФОПов и самозанятых лиц. И к тому же такое ослабление не распространяется на их штат работников.
Другая инициатива – компенсировать работодателю часть зарплаты работника, если сохранено рабочее место. Такую поддержку внедрили со значительным опозданием. Целый месяц пришлось ждать механизма, по которому будет работать эта программа.
Возьмем мораторий на проведение проверок. Мы требовали его установить до конца года, но имеем только до конца карантина. Почему этот вопрос важен? Все знают, как проходят проверки контролирующих и налоговых органов. Если в сегодняшних условиях предприниматели начнут отвлекаться еще на проверки, то ни о каком восстановлении не может идти речь.
Далее, плата за пользование землей и недвижимостью отменена. Действительно, государственные и коммунальные арендодатели выполняют правило не взыскания арендной платы. Относительно налога на недвижимость и землю — он не взимается, но только за один месяц, и лишь за то, что используется в хозяйственной деятельности.
Арендная плата — очень больной вопрос для предпринимателей. Арендаторы освобождаются от уплаты арендной платы за пользование имуществом на время карантина. Но на практике этот вопрос оказался очень спорным. Все зависит от заключенного договора, и многие арендодатели просто отказываются идти на уступки. Знаю случаи, когда арендодатели требовали или заплатить за арендную плату, или освободить помещение.
Читайте также: Успешный бизнес онлайн: как построить и где взять деньги на развитие
— В одном из интервью министр Минэкономики Игорь Петрашко заявил, что госпрограмма кредитования «5-7-9%», де-факто, не заработала на полную мощность. В чем причина?
— Мы проводили опрос среди предпринимателей: 95% владельцев малых и средних компаний заявили, что нуждаются в доступных кредитах. Но действующий доступ к кредитам остается ограниченным.
Согласно нашему опросу, для 60% предпринимателей сдерживающим фактором в получении средств являются ограничения в их использовании. Программа предусматривает, что деньги можно использовать на аренду или зарплату, но не все – лишь 25% от выданной суммы кредита и сроком до 2 лет.
Читайте также: Почему программой сохранения рабочих мест воспользуются лишь 15% предприятий
При этом распространяется эта норма только на кредиты, которые банк может квалифицировать, как направленные на предотвращение возникновения и распространения, локализации, ликвидации коронавируса. Но как банки будут это квалифицировать – непонятно.
Считаю, нужно увеличивать как долю на покрытие расходов на аренду и зарплату, так и срок действия даже до 5 лет, потому что это самая большая часть расходов предпринимателей.
Кроме того, предприниматели не могут удовлетворить условия по прибыльности бизнеса. Банк квалифицирует заявку в том числе по критерию «прибыльность». Но есть такие бизнесы, которые просто не могут показать прибыльность за предыдущие периоды, так как для этого нужно 2-3 года. Например, предприятия, которые занимаются выращиванием некоторых плодоовощных культур.
Мы предлагаем заменить этот критерий на другой, например, принимать во внимание операционный доход и особенности отрасли бизнеса.
Следующий сложный вопрос – банковский залог. Более 40% предпринимателей не имеют возможности внести банковский залог. Поэтому рассматривается возможность в период кризиса позволить использовать механизм личной поруки.
Если бы устранить эти ключевые препятствия, программа могла бы быть очень полезной для бизнеса.
Заказать страховку от COVID-19 на портале «Минфин»!
— Какие шаги государства, по вашему мнению, помогут бизнесу быстрее восстановиться?
— Сегодня особенно важно проанализировать все вызовы, вставшие не только перед нашей страной, но и всем миром, и сформировать дальнейшую экономическую стратегию страны. Правительство должно было бы использовать эту ситуацию для создания инфраструктурных условий для быстрого начала бизнеса, упрощения администрирования и дерегуляции.
Остановлюсь на нескольких важных пунктах, которые предлагает СУП. Первый — проведение так называемой гильотины регуляторных нормативно-правовых актов и введение электронного документооборота.
Сегодня в Украине более 50 тыс. нормативно-правовых актов регулируют деятельность бизнеса. За шесть волн дерегуляции Кабмин отменил 760 устаревших нормативно-правовых актов, большая их часть – советское наследство. «Регуляторная гильотина» была проведена более чем в 10 странах мира. Лучший пример – Южная Корея, в которой таким образом отменили 49% регуляции и еще 22% — значительно смягчили.
Как следствие, Южная Корея получила рост ВВП – 4,4%, создала 1 млн дополнительных рабочих мест, прямые иностранные инвестиции составили $37 млрд.
Второй - введение налога на выведенный капитал (НнВК) для всех компаний. До сих пор единственным аргументом против замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал были потенциальные потери бюджета. Однако карантин и мировой кризис привели к снижению бизнес-активности и убыткам бизнеса и в ближайшие годы налог на прибыль не будет получен в запланированных объемах. Поэтому мы предлагаем использовать эту возможность — в сегодняшних условиях НнВК станет инвестиционным инструментом для бизнеса.
Третий – уменьшение ЕСВ. Только ослабив нагрузку на фонд оплаты труда, можно стимулировать выход из тени рынка труда и развитие экономики. Мы предлагаем начать постепенное, в три этапа, уменьшение ЕСВ – с 22% до 10%.
По модели, которую мы предлагаем, на первом этапе начисления ЕСВ ограничивается путем уменьшения максимальной базы для начисления взноса до двух минимальных заработных плат (МЗП). На втором этапе — до одной МЗП, на третьем – единый социальный взнос равен 10%. За счет уменьшения ставки ЕСВ, увеличиваются поступления НДФЛ, поскольку больше работодателей оформляют работников, которые и уплачивают НДФЛ.
Четвертый - создание единого органа финансовых расследований. Нельзя, тем более во время кризиса, допускать по несколько подразделений из экономических расследований правоохранительных органов к бизнесу. В этом контексте продление моратория на проверки бизнеса до конца года крайне необходимо.
Трудно сказать, как долго будет длиться период восстановления бизнеса. Его точно не стоит ждать по несколько месяцев. Это структурный глубокий кризис, который точно не похож на другие. К тому же сегодня мир находится в состоянии рецессии и мы на пороге нового экономического кризиса, который может длиться 2-3 года.
Сколько времени нужно бизнесу для восстановления и смогут ли некоторые бизнесы вообще возобновить работу — напрямую зависит от скорости внедрения реформ для экономического восстановления.
Читайте также: Сколько бизнес тратит на борьбу с пандемией коронавируса
Беседовала Ирина Рыбницкая
Комментарии - 106
Кроме того, большинство из этих мер были в предвыборной программе зелёных:
https://ibb.co/xKnt9Vr
После снижения ЕСВ в 2016 году, пенсионный фонд дефицитен и дефицит растет.
Вообще с точки зрения оптимизации налогов, если вы уже оптимизируете налог на прибыль, например левыми расходами, то почему бы одновременно не оптимизировать и налоги на зарплату. У вас как раз уже есть средство для этого.
Я считаю, что снижать налоги нужно, но только одновременно усиливая контроль за их уплатой, в противном случае просто платят меньше налогов.
Вот только при ЕСВ 36% дефицит был бы меньше.
Я совершенно согласен, что солидарная система мертва, также как мертва система высшего образования например, и еще много систем в стране, которые финансируются из бюджета или налогов.
Но пока разумной, просчитанной альтернативы никто не предложил.
За 2015 – 185,7
За 2016 – 131,9 (Краткосрочная просадка из-за снижения ЕСВ)
За 2017 – 202,3
За 2018 – 228
За 2019 – 273
Можно спорить, что дало больший эффект: административное повышение минималки или постепенный выход зарплат из тени. Но факт остается фактом: снижение ЕСВ (особенно совместно с поднятием минималки), не только не приводит к снижению поступлений в средне- и долгосрочной перспективе, но поступления даже увеличиваются.
Снижение ЕСВ однозначно привело к падению поступлений в бюджет ПФ.
Увеличение поступлений ЕСВ связано исключительно с увеличением минимальной зарплаты
и минимальной суммы платежа ЕСВ у ФОПов, но не выходом части бизнеса из тени и как следствие, расширением налоговой базы.
Предлагаю аналогичную таблицу для сравнения.
Минимальный ЕСВ по годам (грн):
За 2015 – 487
За 2016 – 352 (просадка из-за снижения ЕСВ до 22%)
За 2017 – 704
За 2018 – 819
За 2019 – 918
Если эти две таблицы свести в одну да ещё и рассчитать проценты роста,
тогда можно будет говорить о влиянии тех или иных факторов.
И не забываем о ежегодном повышении не только численности пенсионеров
но и уровня минимальной пенсии…
Как-то это провалом попахивает.
Иначе можно было бы сделать ЕСВ 50-70%, огромные штрафы за зарплату в конвертах, дать неограниченные полномочия налоговикам, и радоваться тому, что ПФ начнет пухнуть от денег. Но на практике это не работает. Уже ведь не раз пробовали и не раз убеждались в этом. Это лишь загонит всех еще больше в тень, ухудшит условия для бизнеса и замедлит рост экономики.
Это не так, суть повышения официальных зарплат именно в налогах. Можно снять все налоги с зп и вообще все зарплаты 100% будут белыми, только зачем оно нужно?
Что лучше: иметь низкие зарплаты и высокие налоги, либо высокие зарплаты и низкие налоги? Если сумма поступлений в бюджет +- одинакова, то второй вариант однозначно лучше. Конечно, чиновники хотели бы иметь одновременно и высокие зарплаты, и высокие налоги с них. Но реальность раз за разом бьет их мордой об тейбл и заставляет искать компромисс.
Поэтому можно сказать, что снижение ЕСВ особо ничего не дало, как уклонялись, так и уклоняются.
Я не против и дальше снижать налоги, только вместе с внедрением эффективных методов борьбы с уклонением от налогов, но никто этого их предлагает. Только снизьте нам налоги.
«я пытаюсь донести мысль, что без снижения ЕСВ такое ощутимое повышение минимальной зп (и минимальных платежей от ФОПов) было бы невозможно.»
За каденцию Порошенко - ставку ЕСВ снизили в полтора раза, а минималку подняли в три раза.
Я тоже пытаюсь донести мысль, что минимальную з\п повышали в большей мере в связи падением курса национальной валюты и как следствие удорожанием потребительской корзины и конечно же для борьбы с оптимизаторами, выплачивающими сотрудникам минимальную з\п а всё остальное в конвертах наличкой.
«А какие методы, по-вашему, эффективны?»
Поголовное и ежегодное декларирование доходов...
Ну и небольшой штраф, если расходы превысят доходы,
а клиент не сможет объяснить происхождение денег...
«Ндфл и есв- ничего не дают гражданину Украины современности»
лично вам может и не дают либо вы это не видите.
а вот вашим предкам пенсию выплачивают из
отчислений ЕСВ и части НДФЛ, что попадает в госбюджет.
Поголовное и ежегодное декларирование доходов...
Так-то это требование уже прописано в Статье 67 действующей Конституции.
Другое дело, что там также есть Статьи 32, 48, 62 и 63. Очень интересно, как бы вы предложили наказывать за нарушение статьи 67 без нарушения статей 32, 48, 62 и 63?
Вопроса, откуда взять ресурсы на проверку этих поголовных декларирований и на кого возложить обязательства взыскания за нарушения, можно пока даже не касаться.
А зачем их все поголовно проверять - занесли в базу налоговой и пусть лежит.
Если возникнут вопросы по конкретному человеку и его доходам - тогда подымут инфу и станут проверять, как это делает налоговая и сейчас.
Далее все не слишком сложно.
Данные движений по счетам каждого жителя Украины, должны в зашифрованном и обезличенном виде попадать в налоговую базу и сверяться с данными декларации.
А там где возникают существенные расхождения (расчет автоматический), там уже проводится отдельная конкретная проверка.
Статьи Конституции нарушаться не будут.
Это организационно сложный процесс, да, но вероятно это единственный путь.
Сложнее другое, все понимают и во власти тоже, что это им приговор.
Я не знаю точно, сколько это стоит, но не знаете и Вы. Я не вижу каких-то проблем.
Система не требует больших вычислительных мощностей, так как не предусматривает обработку всех транзакций по всем счетам.
И кто виноват? зеля и его команда? порох?янык? все эти таможенники- граждане Украины, и они прошли через все эти влады, чистки, реновации, обучалки, повышения квалификации итд итп, всё как у людей в ЕС =) в итоге, имеем что имеем.
PS: в Чопе, за 120 евро пропускают через границу на заработки, без каких-то там контрактов и страховок, ну а лес-кругляк и янтарь- со времён царя петра везлось и траффик не останавливался.
Именно поэтому система должна быть максимально безличной. Что толку менять людей (замы на таможне), когда система остается такой какой была, когда находишь человека даешь взятку налом и все зашибись. Если дать нечем? Когда нет этого нала?
А если дал безнал, то он сразу светится, и надо не только налоги с него заплатить, а еще и задекларировать.
В конце концов любые операции имеют цель заработать отдельному физическому лицу.
Нельзя сравнивать несравнимое.
У нас вообще особо контроля нет, а нужен сразу и поголовный и с минимальным участием человека, автоматическое наполнение баз, компьютерное сравнение.
Вы говорите ФОПов не ловить, ловить нужно всех, а то получается какой-нибудь зам. министра бессребренник, зато жена предприниматель, брат предприниматель, и формально они тоже мелкими быть могут.
Вот только 10 млн. оборота для реального бизнеса с доходностью в 5% - это реально мелкий бизнес, а если те же 10 млн. - это фиктивный бизнес, а по сути взятки, то это немало.
А на уровне зам. нач сектора какого-нибудь и 500к - это тоже деньги. А если таких 5-6 родственников, то это уже 2-3 млн., а то и больше.
И формально они все мелкие бизнесмены. Не трогать их.
В реалиях же крупный коррумпированный чиновник опирается на много мелких коррумпированных.
Теперь, если перестать мечтать про Нью-Васюки, получится ли объяснить, как наказать хотя бы за нарушение 67-й без нарушений 32, 48, 62 и 63?
Никаких проблем, кроме явного нежелания власти, причем любой.
Никакого отношения прочие перечисленные вами статьи не имеют к вопросу декларирования.
К счастью, введение всего этого в Украине не только было бы очень вредно, но еще и невозможно. Просто ввиду коррупции, слабости институтов и рас**здяйства на всех уровнях.
У этих «контролеров» доморощенных никогда не хватит ни ресурсов, ни мозгов это все организовать. А если каким-то чудом хватит, их будут массово невыполнять, а потом закидывать жалобами и исками по каждому поводу.
Через ФОПов прибыль выводят и от налогов уклоняются, так это разрешено, никто не трогает.
Давайте и дальше, гос. контракт выполняем по цена в 2 раза завышенным и через субподрядчиков обналичиваем и откатываем. Фиг с ним пусть делают дальше.
Куда больше упрощать?
Есть статья 67 Конституции. Согласно которой декларации и так должны подаваться. Но есть также статья 62, согласно которой отсутствие декларации по статье 67 от гражданина означает отсутствие у него доходов, подлежащих декларированию.
Эта статья 62 и есть то самое «законодательство, которое разрешает сейчас не всем сдавать декларации». Только вот его изменить не так «просто», как вы пишете. Потому что это, ВНЕЗАПНО, Конституция.
Ніхто не зобов'язаний доводити свою невинуватість у вчиненні злочину.
Обвинувачення не може ґрунтуватися на доказах, одержаних незаконним шляхом, а також на припущеннях. Усі сумніви щодо доведеності вини особи тлумачаться на її користь.
{Офіційне тлумачення положення частини третьої статті 62, відповідно до якого обвинувачення не може ґрунтуватися на доказах, одержаних незаконним шляхом, див. в Рішенні Конституційного Суду № 12-рп/2011 від 20.10.2011}
У разі скасування вироку суду як неправосудного держава відшкодовує матеріальну і моральну шкоду, завдану безпідставним засудженням.
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80
Где здесь про декларацию?
Чиновники-взяточники и связанные с ними лица – это отдельная тема. Вы же предлагаете закрутить гайки всем. К счастью, эти фискальные методы у нас тупо не работают. Ну не раз же уже убеждались. Закрутят – сделают только хуже – быстро открутят обратно. И так каждый раз. Вместо того, чтобы сразу сделать нормально.
В разы меньше собирать, чтобы невыгодно было уклоняться - не получится.
Как альтернативный вариант, налог на имущество, большой. Чтобы уклониться было точно невозможно.
Где здесь про декларацию?
Примерно вся статья про это, у вас плохо с украинским? Вот версия на русском: https://meget.kiev.ua/zakon/konstitutsia-ukraini/razdel-2/
Если человек не подал декларацию, значит ему нечего декларировать. Если налоговая считает иначе, то она это и должна доказать. В порядке, установленном законом, не нарушая статьи 32. Потому что если статья 32 будет нарушена, то статья 62 защитит гражданина даже если он должен был подавать декларацию, но не сделал этого.
Там напиши, сколько заработал, оплати налоги. Но если потом окажется, что по твоим счетам прошло больше доходов. Попросим принести документы и прояснить ситуацию.
А то, официально безработный обедает в шикарных ресторанах, да и пока может налом заплатить, а если ограничить нал. то придется карточку светить, свою или чужую.
А тот кто карточку дал, у того тоже декларация...
По тексту там нет ничего про декларацию, и ни слова про то, что не сдача декларации означает отсутствие предмета декларирования.
62 статья не имеет никакого отношения к декларации.
Если не подал, то виноват в не подаче, поставь 0, но подай. Нечего декларировать - 0.
Никакого жонглирования слов нет, не подал не равно - нечего декларировать.
То есть не сложно сделать систему которая отслеживает и сравнивает доходы в декларациях с реальными доходами (например поступления по банковским счетам) и изменениями в имуществе.
А если это еще и совместить, как предлагал я выше со снижением суммы наличных расчетов до незначительной (например 100 грн), то можно легко отслеживать счастливчиков, у которых доходов якобы нет или незначительные, но при этом они регулярно покупают люксовые авто, недвижимость, шмотки и.т.д.
«Ещё раз напомню, что всеобщее декларирование уже прописано в статье 67 Конституции.»
Ну а ставки НДФЛ тоже прописаны в законах.
При всеобщем декларирования всегда появляются дополнительные источники для уплаты налогов с полученных доходов - просто по факту их декларирования.
Даже если на первом этапе всего-лишь заставить платить налоги с задекларированных доходов - это уже будет достижением.
Например, у нас в стране нет денег, ну просто ни копейки, чтобы потрать несколько миллиардов гривен и перевести всю бумажную информацию всех украинских БТИ в электронный вид - чтобы в электронном виде была вся существующая база недвижимого имущества...
Кстати, перевод бумажных документов БТИ в электронную форму не нарушает никаких статей Конституции, но позволит увеличить налогооблагаемую базу по налогу на недвижимость...
Qwerty1999, я не очень понял, что вы хотели сказать. Сейчас уже надо подавать декларацию. Но если не подать, то очень сложно за это наказать. Если всё же заставить подавать декларацию даже если нечего декларировать, то как это облегчит наказание теперь уже за недостоверное декларирование вместо его отсутствия?
«Сейчас уже надо подавать декларацию. Но если не подать, то очень сложно за это наказать.»
Потому что есть нормативный документ с перечнем физических лиц, которые могут её не подавать…
Если же обнулить список не подающих декларацию и сделать декларирование всеобщим и обязательным, то и админштраф за отсутствие декларации будет тоже автоматически начисляться…
А пока есть список лиц, не подпадающих под декларирование — за отсутствие декларирования дохода очень сложно наказать — ведь всегда можно сослаться на список исключений…
Это ваши выдумки.
SAndreyS, запрещает. Не может налоговая лезть в банковские счета только потому, что ей так захотелось.
Раз уж вас не устраивает моё объяснение этой ситуации тем, что у нас просто Конституция этого не позволяет.
Как думаете, чиновники у нас заинтересованы, чтобы их ловили? И налоговики - это те же чиновники.
Да, что там чиновники, пол. страны левые доходы получает, вы думаете они заинтересованы в контроле?
Но есть Конституция, и она запрещает налоговой лезть в личные финансы людей без их согласия или решения суда. Вас не устраивает такое объяснение? Ну, злитесь дальше на то, что вам с соотечественниками не повезло ¯\_(ツ)_/¯
И да, я за контроль, я за цивилизованную страну. А цивилизованная страна без нормальной уплаты налогов и белых доходов не может быть.
«Qwerty1999, вы отвечаете не на тот вопрос, что вам задали. Зачем?»
Я не вижу смысла идти у вас на поводу и уводить обсуждение в неконструктивное русло, отвечая на ваши вопросы — ведь вы занимаетесь словесными манипуляциями…
"Статья 67. Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах,
установленных законом.
Все граждане ежегодно подают в налоговые инспекции по месту жительства
декларации о своем имущественном положении и доходах за истекший год в порядке,
установленном законом."
Если гражданин Украины скрывает свои доходы от налогообложения — он де-факто
нарушает 67 статью Конституции.
На форуме пишут, что у нас все граждане исключительно законопослушные граждане,
и в то же самое время пишут, что в теневой экономике 30% ВВП страны.
Законом установлено, что большинство граждан не должны подавать декларации.
И благодаря таким законодательным нормам большинство не платит не только налог на недвижимость в связи с отсутствием информации о недвижимости в электронных реестрах, но и налоги с доходов от сдачи недвижимости в наём — ведь в налоговой нет информации об этой недвижимости да и декларации о доходах подавать не обязательно, а значит нельзя документально подтвердить факт получения дохода от такой недвижимости.
Вы и ваш брат по разуму предлагаете взять маузер, и всех заставить. Я очень сомневаюсь, что у вас получится.
Это не значит, что я против того, чтобы все платили налоги, и честно всё декларировали. Это значит, что в стране, где граждане на полном серьёзе говорят на чёрное - белое, даже порой переходя на неродной язык, а потом приходят на кухню, и говорят, как оно на самом деле, в такой стране рассчитывать на то, что кого-то удастся заставить - несколько наивно. Удастся заставить согласиться - да. А потом все пойдут делать так, как сочтут нужным.
«Если уже сейчас гражданин скрывает и нарушает, что мешает его наказать?»
Отсутствие декларации об имущественном положении и полученных доходах…
«Информация о недвижимости и её собственниках есть в электронных реестрах, иначе как бы нотариусы проводили сделки купли/продажи?»
В электронных реестрах однозначно есть информация о недвижимости, с которой проводились нотариальные действия, начиная с 2013 года — с даты создания государственной регистрационной службы Украины — Укргосреестра,
которая входит в состав Министерства юстиции.
Если после приватизации квартиру ни разу не продавали — в электронном реестре данные о ней будут отсутствовать.
Приватизированные в 90-х годах квартиры, с которыми не проводилось нотариальное переоформление прав собственности после 2013 года — в этом реестре на сегодня, как правило отсутствуют по простой причине — местные БТИ под любым предлогом отказываются переводить в электронных вид документы о праве собственности, отсутствующие в действующем госреестре недвижимого имущества.
Удивляет только тот факт, что вы не знаете таких элементарных вещей,
хотя прекрасно владеете набором статей Конституции Украины…
Оксюморон какой-то. Отсутствие декларации в этом случае и есть нарушение.
В электронных реестрах однозначно есть информация о недвижимости, с которой проводились нотариальные действия, начиная с 2013 года.
Но налоги с них всё равно не платятся. Удивляет, что вы не знаете таких элементарных вещей ¯\_(ツ)_/¯
«Оксюморон какой-то. Отсутствие декларации в этом случае и есть нарушение.»
Ну да, «оксюморон» — только штрафовать за это нарушение нельзя — ведь законом разрешено не подавать декларацию многим категориям населения — вот они её и не подают на законных основаниях — всё строго согласно статье 67 Конституции, где указано, цитирую:
«… в порядке, установленном законом.».
«Но налоги с них всё равно не платятся.»
Налоги не начисляются при площади квартиры в 60 квадратов и менее.
В электронном реестре недвижимого имущества нет и 25% реально приватизированного жилого фонда и частных домовладений…
Знаю не одну семью, у которых ни одной квартиры нет в электронном реестре недвижимости по простой причине — они покупали жильё до 2000 года.
Декларации об имущественном положении не подают, квартиры в электронном реестре добровольно не регистрируют — а значит в налоговой отсутствует информация по их ИНН-кодам о владении тем или иным недвижимым имуществом и как следствие — налоговая не выписывает «письма счастья» по уплате налогов за превышение нормы в 60 квадратов…
Также некоторые хитро сделанные владельцы частного сектора не спешат регистрировать в БТИ свои двух-трёх этажные хоромы по 200-250 квадратов — а значит тоже не платят ни гривны налога на недвижимое имущество.
И даже при подаче декларации не указывают наличие такого имущества — ведь оно не зарегистрировано в БТИ, а значит не существует…
Я опираюсь на документ и на то, что там написано, а вы на свои домыслы.
«Как наказать уже сейчас нарушающего требование о декларировании доходов?»
И если ваш брат по разуму хотя бы пытается думать над вопросом, то всё на что способны вы — истерить и требовать.
Ещё раз повторю, сдающие квартиру в аренду, парикмахеры, репетиторы и т.д. не попадают в этот список: http://www.sfs.gov.ua/ru/nove-pro-nalogi/print-86669.html
Если вам нечего ответить на мой вопрос, то просто не отвечайте.
Если я сдаю квартиру за кэш без договора, то надо еще как-то узнать об этом и доказать налоговым органам.
Что непонятно?
Введите законодательную норму, как в Германии, минимум 10% а то и все 20% от суммы штрафа в качестве необлагаемой НДФЛ премии за сообщение о правонарушении — и вопросы выявления нарушителей довольно быстро примут лавинообразную форму…
А вот если людям будут приходить письма счастья такого вида (причем автоматически генерированные системой).
Доход по вашей декларации расходится с данными поступлений на счета, на сумму ____, в случае не предоставления в течении 30 дней пояснений с подтверждающими документами, а дальше варианты наказания, я тут не специалист указывать.
Но думаю, от начала расследования (самое мягкое), до принудительной конфискации через упрощенное судебное решение (опять же процедура будет нужна).
Если заставить всех без исключения декларировать, то как это облегчит узнавание? Ну напишет человек в декларации, что у него есть 3 квартиры, но за отчётный период его доход = 0. Как это облегчит задачу «выявления» того, что две из этих трёх квартир он сдавал? Особенно, если он сдает за кэш без договора.
P.S. Ещё раз повторю, что налоговая не имеет права просто так заявиться в банк и попросить выписку по счёту.
Необходимо комплексное решение:
- всеобщее декларирование (включая нулевую декларацию);
- ограничение наличных расчетов до крайне незначительной суммы (чтобы за кэш было невозможно работать);
- система позволяющая налоговой получать информацию по счетам граждан в банках (да, там нельзя делать доступ к полной выписке - это на гране вторжения в личную жизнь), но общегодовые суммы поступлений с разбивкой по соответствующим типам, например:
- зарплата;
- доход от % по депозитам;
- роялти;
- займ;
и.т.д.
Это возможно и не является вторжением никуда.
Причем как логично, к этой информации не должен иметь доступ налоговик, только если автоматическая система по спец. алгоритму сравнения выявляет несоответствие данных декларации и поступлениям по счетам включается механизм расследования, когда запрашивают сначала пояснения клиента с документами, а если они не устраивают, то через суд делают доступ к счетам и уже сверяют детальные выписки.
Да, это непростая система, которую нужно грамотно организовать, но это лучше чем сейчас, намного лучше.
А хранить наличность в больших количествах дома вы тоже запретите?
Или можно будет хранить, но при условии, что когда такой человек будет выходить на улицу, он должен будет носить на рукаве белую повязку со знаком «₴»?
«Вопрос доказательств»
Немного отвлекусь…
Гражданин Портнов написал заявление в ГБР о том, что гражданин Порошенко скрыл доходы от налогообложения и тут такое началось…
Никто не будет гоняться за всеми пенсионерами, сдающими одну комнату в под наем.
Методики выявления фокус-группы, на которую надо обратить пристальное внимание в разрезе сокрытия доходов от налогообложения — давно известны и отработаны.
Только вот наше законодательство, а тем более судебная система оставляют желать лучшего.
Можно вспомнить арест в Одессе «вора в законе» и выемки «воровского общака».
Деньги вернули все до копейки — никто из прокурорской братии даже не пытался поднять вопрос — откуда столько денег?
Вот с таких преступных доходов и надо начинать борьбу…
И не нужно заниматься никаким отловом, или заниматься им с минимальными затратами.
«Оно так всегда, сначала избыточный контроль и привыкание»
А можете парочку государств привести, где так делали: сначала добивались привыкания через избыточный контроль, а потом делали послабления? Особенно было бы интересно увидеть примеры, где такие меры начинали работать в сфере налогообложения.
Ведь если «так всегда», то вам не составит труда привести пример.
Потому что мне кажется, что обычно как раз наоборот: сначала бардак и полное отсутствие контроля, потом понимание и локализация первой проблемы, которая либо самая большая, либо наиболее просто решаемая, затем точечное аккуратное решение в этом конкретном месте, затем анализ эффективности принятых мер, и наконец следующая итерации в примерении к очередной проблеме.
К приведенным табличным данным нет информации о росте занятости населения. Аууу! Где же выход из тени?
Банально увеличили базу налогообложения кратно и частично снизили налог. В итоге увидели ж*пу. Кроме смартфонов есть еще и калькуляторы. Помогает с подсчетами. ;-)
Понятно желание работодателя, оплачивающего ЕСВ за работника, платить меньше. Непонятно, зачем работодателю выводить своих сотрудников из тени даже если ЕСВ будет снижен. Я не говорю, что работодатель не будет этого делать, но непосредственная мотивация не очевидна.
А на НДФЛ им плевать - они его с денег наемного работника платят, не со своих.
Им все равно, что там 18%, что 50%.