12 мая 2020, 16:12 Читати українською

Борьба с общим врагом: как бизнес помогает победить пандемию коронавируса

Мы все плывем в одной лодке — шансы заразиться коронавирусом есть у всех, да и ресурсы для лечения у нас общие. Именно поэтому компании по всему миру прилагают усилия для победы над болезнью и смягчения последствий пандемии для экономики. Украинский бизнес тоже не остался в стороне.

Мы все плывем в одной лодке — шансы заразиться коронавирусом есть у всех, да и ресурсы для лечения у нас общие.

Экономические кризисы неизбежны и происходят регулярно. Однако в этот раз угроза глобальная и со сложно прогнозируемыми последствиями. Мир вошел в зону турбулентности, и многих уже серьезно трясет: авиакомпании массово увольняют персонал, а отельный, ресторанный и туристический бизнес несет миллионные потери.

Читайте также: Когда карантин закончится — мир будет другим. Советы бизнесу от Билла Гейтса

В отличие от предыдущих кризисов, сейчас все на виду: пользователи могут в режиме онлайн наблюдать, как рушатся бизнесы, появляются новые продукты или услуги. И то, как разные компании переживают сложный период. В этом разрезе показателен пример Wizzair: в отличие от конкурентов, лоукостер оперативно выплатил клиентам компенсации за неиспользованные билеты и уже планирует запуск новых маршрутов. Вполне вероятно, что после кризиса ему удастся откусить часть рынка у конкурентов.

Использовать кризис для роста и расширения бизнеса удается далеко не всем. Но именно сейчас как никогда важно сохранить репутацию и доверие клиентов и партнеров.

Благотворительность как составляющая репутации компании

Социальная ответственность бизнеса — привычное понятие для развитых стран. Отчисления в благотворительные фонды, затраты на социальные, экологические или научные проекты часто прописаны в бюджете организаций. Так компания формирует позитивный имидж в глазах клиентов, инвесторов и потенциальных сотрудников.

С начала существования компании Carlsberg Group на мировом уровне поддерживают науку. Ежегодные конкурсы, миллионные гранты – все для поддержки будущих научных сенсаций.

Уже два года подряд в Украине компания организовывает конкурс научных проектов для отечественных ученых. Гранты в миллионы гривен ежегодно выдаются компанией на лучшие инициативы.

Украинский бизнес подхватил тренд социальной ответственности не так давно. В то же время количество благотворительных проектов за последнее десятилетие значительно выросло — во многом по причине событий в Крыму и на востоке страны. Свою лепту внесли частные инициативы по типу фонда онкобольных детей «Таблеточки» или фонда помощи пожилым людям «Жизнелюб», у которых много совместных проектов с отечественными компаниями.

Читайте также: Какие бизнесы больше всего пострадали от карантина

Коронакризис дал мощный толчок развитию КСО

Чтобы противостоять пандемии, Apple, Amazon, Alibaba и другие гиганты выделили огромные суммы на экипировку врачей и закупку оборудования. Знаменитые алкогольные и парфюмерные бренды запустили производство дезинфицирующих средств, Uber Eats обеспечивает медиков бесплатными обедами и доставляет заказы небольших ресторанов бесплатно, чтобы сохранить локальный бизнес.

В Украине в благотворительность активно включились компании самых разных сфер деятельности. В основном это представители крупного бизнеса, которые берут шефство над конкретными городами или регионами. В частности, МХП помогает больницам Черкасской и Винницкой областей, где сосредоточены производственные мощности компании. А иногда охват включает до десятка регионов.

Впрочем, для КСО размер компании не столь важен. Например, Veterano.Pizza регулярно и бесплатно поставляет «подвешенные» (оплаченные клиентами) пиццы военным на передовую и в госпитали. Сейчас к списку добавился медперсонал в больницах и патрульные полицейские.

Перечень организаций, которые противостоят угрозе коронавируса и пытаются смягчить последствия эпидемии для Украины, растет каждый день. Мы приводим лишь несколько примеров.

Покупка медицинского оборудования и расходников

Украинский бизнес сосредоточил основные силы на этом пункте. И это легко понять — в марте в Украине насчитывалось менее тысячи аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ), которые необходимы пациентам с тяжелым течением болезни. В дефиците были кислородные концентраторы, тесты на выявление коронавируса и многое другое.

Но самая большая проблема заключалась в том, что даже медперсоналу столичных клиник не хватало необходимой защиты — костюмов, перчаток и масок. В некоторых больницах болели целыми бригадами. А ведь без врачей и медсестер количество оборудования не имеет никакого значения.

2,4 млн грн были направлены через благотворительные фонды на закупку 8000 защитных костюмов для больниц. 3 млн. гривен на борьбу с пандемией коронавируса были выделены из внутреннего фонда PJSC Carlsberg Ukraine, который из года в год поддерживает науку в Украине. 3 аппарата искусственной вентиляции легких и 8 кислородных концентраторов удалось купить для украинских больниц за счет отмены научного проекта «Конкурс научных проектов Science Battle».

Однако, в этом году человечество столкнулось с глобальной проблемой, которая  требует решений здесь и сейчас. Чтобы поддержать украинских врачей, PJSC Carlsberg Ukraine отменил конкурс в этом году. Все средства на гранты и организацию мероприятия направлены на борьбу с пандемией.

Новая почта выделила 25 млн грн на покупку медаппаратуры, а также расширила социальный проект «Гуманитарная почта Украины». Теперь компания бесплатно доставляет в медицинские учреждения средства индивидуальной защиты, которые закупаются различными фондами.

ПУМБ в партнерстве с Фондом Рината Ахметова закупил для больниц Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой, Донецкой и Луганской областей несколько тысяч оксиметров, пульсоксиметров, санитайзеров, а также более 20 тысяч средств индивидуальной защиты и аппараты ИВЛ. Помимо этого сотрудники ПУМБ собирали более 560 тыс. грн в рамках благотворительной акции «Поддержи медиков — спаси жизнь!». Деньги пошли на закупку респираторов, защитных комбинезонов, масок и очков для медицинских работников 11-ти опорных больниц семи городов Украины.

Корпорация Roshen потратила 10 млн грн на закупку передвижных рентген-аппаратов, и еще 60 млн грн — на защитные костюмы. Киевстар направил 30 млн грн на покупку медоборудования, а Vodafone Украина — 3,5 млн грн.

Сбор средств на закупку медоборудования организовали сооснователь monobank Олег Гороховский со своим бизнес-партнером Владимиром Яценко и основателем холдинга Global Spirits Евгением Черняком.

Мощно выступил агросектор: Kernel направил на борьбу с коронавирусом 150 млн грн, МХП — 84 млн грн, агрохолдинг «Астарта» — 23 млн грн, Нибулон — 17 млн грн. Производитель микроудобрений и средств защиты растений ГК UKRAVIT наладил бесплатное производство дезинфицирующих средств, в том числе для больниц.

В приоритете — помощь медработникам

Медики, как принято сейчас писать, оказались на передовой борьбы с коронавирусом. Причем, как водится, без особой поддержки со стороны государства. Заботу о врачах и других медработниках взял на себя бизнес.

К примеру, ПУМБ полностью оплатил страхование на случай COVID-19 для 1,5 тысячи медиков, которые обслуживаются в банке. Страховку получили врачи девяти опорных больниц, куда поступают больные с COVID-19, а также медики больницы скорой помощи Мариуполя. Чтобы защитить еще больше медработников, в ПУМБ решили компенсировать 40% стоимости страховки от коронавируса всем медикам, вне зависимости от того, являются они клиентами банка, или нет.

Огромную помощь врачам оказали сервисы Uklon, Uber и Bolt, которые бесплатно перевозят медиков. Сервис Uklon работает в партнерстве с сетью АЗС ОККО в 9 городах Украины, в планах подключить еще 6. Uber в рамках сотрудничества с МОЗ запустил проект Shuttle Heroes для перевозки киевских медиков на весь период карантина. А сеть АЗК «WOG» бесплатно заправляет машины скорой помощи на Волыни.

Не остались в стороне и операторы мобильной связи. Киевстар с 25 марта начисляет подавшим заявку медработникам по 150 грн на бонусные счета. lifecell с 22 марта бесплатно выделяет медикам 20 ГБ интернета и 1500 минут для звонков по Украине. С 1 апреля к ним присоединился Vodafone Украина, который предоставил медперсоналу по 10 ГБ мобильного интернета и 1000 минут для звонков по Украине, а также безлимитный доступ к социальным сетям и мессенджерам.

Помощь социально незащищенным слоям населения

Пожилые люди с хроническими заболеваниями — самая уязвимая группа. Среди них достаточно много тех, кто живет один и получает минимальную пенсию. Чтобы поддержать их и уберечь от заражения, некоторые торговые сети организовали адресную раздачу бесплатных продуктовых наборов.

Например, сеть магазинов АТБ выделила 100 млн грн для формирования 580 тыс. наборов базовых продуктов, которые волонтеры доставили одиноким пенсионерам и маломобильным людям. Сеть Novus совместно с компанией Столица Групп доставляют 10 000 гуманитарных продуктовых наборов ежемесячно, на протяжении действия карантина.

Забота о клиентах и малом бизнесе

Важно и то, как компании перестраивают свою основную деятельность. Новая Почта, например, отменили плату за хранение посылок в отделениях на весь период карантина. Кроме того, компания обеспечила всех своих сотрудников масками, перчатками и дезинфекторами, регулярно измеряет температуру курьерам. Так компания заботиться не только о сотрудниках, но и о клиентах, снижая до минимума возможность заражения.

Читайте также: Зараженная экономика: как страны поддерживают бизнес во время кризиса

Все основные мобильные операторы, работающие в Украине, сделали бесплатными линии для звонков на горячие линии МОЗ и МИД. Vodafone Украина открыл бесплатный доступ к популярным мессенджерам и соцсетям (на 28 дней в период действия карантина), а Киевстар — к видеобиблиотеке, ТВ-каналам и образовательной платформе Prometheus.

Конечно, далеко не все украинские компании могут позволить себе проявлять щедрость. ФОПы и представители среднего бизнеса первыми попали под удар после введения карантина. Кто-то пытается оптимизировать бизнес-процессы, но для большинства сейчас главное — просто выжить. Чтобы помочь украинским крафтовым производителям «остаться на плаву» в интернете запустили марафон #вижити_малим. Под этим хэштегом собраны посты, в которых люди делятся названиями и контактами своих любимых «малышей». Каждый, кто покупает их продукцию, помогает сохранить кому-то заработок и работу, а в целом — разнообразие бизнес-ландшафта Украины.

Подписывайтесь на наши каналы в телеграмм — «Минфин»  и «Экономика и коронавирус», а также на канал «Минфина» в YouTube чтобы быть в курсе последних новостей и тенденций.

Постоянно обновляемую статистику о распространении коронавируса в Украине и мире смотрите в специальном разделе «Минфина».

Комментарии - 1

+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
12 мая 2020, 23:43
#
Государство само не потянуло, спасибо всем
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама