Минфин - Курсы валют Украины

Установить
7 февраля 2020, 12:36 Читати українською

Почему «жить по средствам» — ложная модель для Украины

Учебники по ведению личных финансов учат тратить не больше, чем зарабатываешь. Однако на макроэкономическом уровне эта модель не всегда дает положительный результат.

Такое мнение высказал участник PhD программы по экономике Университета Миссури Александр Вальчишен в колонке для Экономической правды. «Минфин» предлагает ознакомиться с сокращенной версией его публикации.

Главный принцип управления страной

Совет от депутата из правящей партии Евгения Брагара «продать собаку и оплатить платежку за коммуналку» не является случайной оговоркой неопытного спикера, произошедшей из-за его молодости и несформированного мировоззрения.

Ее корни более глубокие. Ведь этот совет является вполне тождественным к распространенному тезису, который давно озвучивают высокие представители власти и их консультанты: «Страна должна жить по средствам».

В высоких кабинетах власти – от Национального банка до Кабинета министров и Офиса Президента – руководствуются именно этим тезисом во время управления страной.

Экономическая модель, построенная вокруг этого тезиса, существует не первый год или, как говорят политологи, не первый политический цикл.

По моему мнению, она состоит из двух элементов. Во-первых, экономисты на высших ступенях власти Украины руководствуются манипулятивным и обманчивым экономическим постулатом, якобы «страна должна жить по средствам».

Во-вторых, средства массовой информации приходят на помощь таким экономистам для распространения и закрепления среди политиков и практиков соответствующих рефлексий.

Личные и государственные финансы

Попробую объяснить, почему тезис «страна должна жить по средствам» является манипулятивным и обманчивым.

Для многих людей правило «жить по средствам» является ежедневной нормой. Общественное мнение порицает тех, кто ведет себя иначе.

Когда экономисты-реформаторы говорят, что целая страна должна жить по средствам, то мы автоматически соглашаемся, что и другие игроки в экономике, из которых наиболее значимым является правительство, тоже должны жить по средствам. Иначе будет экономический кризис.

Однако, на самом деле, государственные финансы очень отличаются от персональных. Призыв «жить по средствам» для экономики государства является таким же безумием, как призыв к пятилетнему ребенку сидеть на одном месте и не двигаться.

Безусловно, с помощью гаджетов можно привязать ребенка к дивану на долгое время. Но ведь все понимают, что такое замирание на месте не является полезным для здоровья ребенка.

Так же и для экономики страны нехорошо, когда ее подталкивают к замиранию с советами «жить по средствам».

Страна не может жить по средствам. Ведь она состоит из многих лиц и семей, организаций и правительственных структур, и с ними взаимодействуют иностранные бизнес-организации. Ежедневно происходят финансовые операции и расчеты между ними.

Кредит как двигатель экономики

Современные экономики построены на деньгах и кредите – это означает, что каждый день и каждую минуту кто-то (по крайней мере два человека) создают кредит, ведь заемщик не имеет предварительно накопленных остатков средств.

Без кредита или дефицитного финансирования, например, в США нельзя было представить создание электромобилей Илоном Маском. Ведь довольно долгое время компания работала в дефиците или с убытками.

Выбирай кредиты на все случаи жизни в каталоге от «Минфина»

Если бы вся экономика придерживалась правила «жить по средствам», то есть без дефицитного финансирования – ее состояние было бы полностью депрессивным.

В реальности любая экономика живет в режиме ежедневного применения механизма внутреннего финансового рынка для реализации дефицитного финансирования.

Во время этого процесса создаются финансовые активы, которые побуждают к или завершают процесс создания материальных активов.

Лучше всего этот механизм работает, когда финансовые активы номинированы в собственной денежной единице страны. Таким образом власти страны оберегают экономику от финансовых эксцессов.

Если же финансовые активы в экономике создаются в иностранной валюте и особенно ее правительством, тогда способность власти страны утолять собственную экономику от потрясений теряется.

Международный фактор

Манипуляция с тезисом, что страна должна жить по средствам, имеет и обратную сторону. Экономисты, которые озвучивают этот тезис для Украины, таким образом оправдывают и поддерживают определенные настройки внутреннего финансового рынка, где принципа «жить по средствам» нет и в помине!

Например, Национальный банк таким образом говорит, что он не «финансирует» центральное правительство страны в собственной денежной единице. Ни прямо, ни косвенно.

Мол, последнему следует «заимствовать» через внутренний и международный финансовый рынок – то есть выпуская ОВГЗ и еврооблигации как в гривне, так и в иностранных денежных единицах.

Здесь следует упомянуть, что выплаты правительством доходов по всем ОВГЗ и еврооблигациям, и другим финансовым обязательствам, входят в защищенные статьи госбюджета.

«Жить по средствам» в такой конструкции означает, что кредитор правительства защищен от риска неплатежа.

Также эту конструкцию невозможно содержать без мер постоянного присутствия кредитора последней инстанции (то ли в виде программы МВФ, то ли альтернативных кредиторов) и мер по разгосударствлению, оптимизации, приватизации, концессии и создания рынка земли.

То есть происходит обмен материальных активов, происходящих из Украины, на финансовые, происходящие из-за границы, этот процесс называется «привлечением инвестиций».

Таким образом, украинцам уже давно предлагают «продать собаку». Разного рода оптимизации являются мерами того же порядка.

Читайте также: Собачья жизнь. 10 элитных пород собак для оплаты коммуналки

Риск потерять все

В связи с этим можно вспомнить источники, указывающие на международный опыт. Есть пример, когда народ оказывался и без «собаки» после неудачно проведенных реформ.

Воспользуюсь исследованием экономиста Мета Форстатера, которое касается африканского народа маазай в период деколонизации континета.

Исторически этот народ жил на землях в восточной Африке (нынешние Кения и Танзания). Люди маазай вели традиционный образ жизни, используя вместе собственную землю для выпаса скота.

Отношения между ними испокон веков базировались на принципе возвратности. Но в 1950-60-х годах колониальная и постколониальная власть решила коммерциализировать внутренние процессы, включительно с развитием агросектора, чтобы тот не только обеспечивал едой собственное население, но и зарабатывал инвалюту.

Земли были поделены и владельцы получили возможность предоставлять ее в залог для кредита, в том числе в инвалюте.

Результат был неутешительный – нарушение традиционного образа жизни привело к деградации земель, засухе и неспособности коренного населения прокормить себя.

Один из отчетов о результатах реформы отрапортовал, что «значительное количество костей было выставлена на продажу».

Таким образом, бывшие пастухи народа Маазай превратились в продавцов костей собственного скота.

Депутат, который предложил «продать собаку» пенсионерке, на самом деле сделал услугу украинскому народу, поскольку он наглядно продемонстрировал, что стоит за указателем «страна должна жить по средствам», за который несут ответственность как политики, так и украинская интеллектуальная элита.

Читайте также: 10 причин для оптимизма. Почему кредиты должны подешеветь

Экономическая программа власти должна быть содержательно переоцененной обществом. Без этого – украинские граждане будут и в дальнейшем получать смехотворные рецепты выхода из кризиса от собственных политиков.

Комментарии - 45

+
+15
bampi
bampi
7 февраля 2020, 13:33
#
Надеюсь, что в Украине все же ММТ вскоре преобладает над старыми постулатами. К сожалению, не все поддерживают идею суверенной экономики и финансов. Наглядный пример - гос банки. За прошлый год эквивалент 800 млн. долларов гривневых процентных платежей по облигациям, которыми были докапитализировали банки, были на 35% конвертированы в долларовый. Так что нынешнее правительство затянет веревку потуже вокруг шеи Украины.
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
7 февраля 2020, 13:33
#
Сказал, пора и отбелить за "ляп.
+
+43
mary27
mary27
7 февраля 2020, 13:42
#
Интересная статья ни о чем. Кроме намека на ''вертолетные деньги''.
+
0
bampi
bampi
7 февраля 2020, 14:01
#
Не соглашусь о вертолетных деньгах. Вертолетными они становятся из непонимания концепции и неправильного управления. William Mitchell, L. Randall Wray, Martin Watts «MACROECONOMICS». Все достаточно просто с подробными объяснениями отличия вертолетных денег от финансовых ресурсов.
+
+30
Wless
Wless
7 февраля 2020, 19:55
#
Когда живёшь по-средствам это по мнению автора плохо, а когда живешь не-посредствам ещё хуже. 
А пример с электромобилями мол прогресс остановится, не остановится только бредовых идей будет меньше.
+
+15
Mess
Mess
7 февраля 2020, 20:01
#
Статья не о чем. ( сравнения тоже. И по каким средствам живем если занимаем постоянно. Сравнивать надо с фирмой, которая берет кредиты, если они нужны.
+
+15
vlad9486
vlad9486
8 февраля 2020, 9:58
#
Мы занимаем так мало, что все вокруг считают что у нас очень консервативная фискальная политика.
+
0
R S
R S
8 февраля 2020, 15:08
#
Предлагаю правительству занимать больше денег, чтобы весь бюджет уходил на выплаты процентов и кредитов. Сразу начнётся ускоренный экономический рост... 
Или я что-то путаю?
+
+15
vlad9486
vlad9486
8 февраля 2020, 16:04
#
На выплаты процентов уходит очень малая часть бюджета, и работать нужно не над размером долга, а над кредитным рейтингом, чтобы процентные ставки снижались. Тогда еще меньше будет.

На выплату тела может и несколько бюджетов уходить, это не имеет значения.
+
0
R S
R S
10 февраля 2020, 21:04
#
Объем платежей по государственному долгу в 2019 году составил 417 млрд гривен (14,2 млрд долларов). Доходы госбюджета-2019 - 1 триллион 26 миллиардов 131 миллион гривен.

Т.е. вы считаете, что отдавать 40,6% доходов бюджета по долгам - это немного???
+
0
vlad9486
vlad9486
10 февраля 2020, 23:08
#
Я такого не писал. Перечитайте внимательнее.
+
0
R S
R S
11 февраля 2020, 20:19
#
Да, вы написали следующее: «На выплаты процентов уходит очень малая часть бюджета...»  
этим самым вы выдернули из общей картины лишь один показатель, и пытаетесь на его основании оправдать наращивание долгов государством. При этом намеренно игнорируя другие существенные показатели.
А ваша фраза, что  «На выплату тела может и несколько бюджетов уходить, это не имеет значения» - вообще шедевр мысли!!!
Спасибо за информацию, соответствующие выводы я сделал.
С уважением, Роман.
+
0
vlad9486
vlad9486
11 февраля 2020, 21:27
#
Бюджет тратит только выплаты процентов. Потому я вырываю самый главный показатель. Перезанять можно всегда, если лидеры ведут себя нормально и не делают совсем уж глупостей, потому что сбережения в мире растут и будут расти пока растет мировая экономика и растет средняя продолжительность жизни.

Долг ведь тут же перезанимается. Выплаты за год могут превышать бюджет. Если средний строк кредита 5 лет, например, а бюджет составляет 20% годового ВВП и долг превышает годовой ВВП, тогда за год будет выплачиваться больше чем бюджет. И что? Это не расходы бюджета, а финансирование (со знаком минус).
+
0
R S
R S
11 февраля 2020, 23:11
#
2019 год: на погашение тела долга потрачено 272,3 млрд грн, на обслуживание (проценты) – 145,1 млрд.
Так что выплата процентов - это НЕ самый главный показатель. Не манипулируйте.
+
0
vlad9486
vlad9486
12 февраля 2020, 0:31
#
Еще раз. Выплаты процентов — это расходы бюджета. А выплата тела — не расходы бюджета.

Кстати, у вас неверные цифры. 145.1 — это запланированные траты на обслуживанте, по факту вышло 120.
+
0
R S
R S
12 февраля 2020, 18:53
#
И кто же выплачивает тело кредита?
+
0
vlad9486
vlad9486
14 февраля 2020, 10:50
#
Пока объём сбережений в мире растёт — никто. Он растёт и будет дальше расти, потому что продолжительность жизни и экономика в мире в среднем растёт. Кажется, наше государство никогда ещё не уменьшало свой внешний долг.
+
+15
Hottabich
Hottabich
8 февраля 2020, 15:19
#
Статья скорее для широких масс, и она не удалась. Например, есть эффект финансового левериджа. То есть, увеличение прибыли за счет заемного капитала, он положительный в том случае когда проценты от увеличения рентабельности покрывают проценты по кредиту. Иными словами, брать в кредит, в одном случае хорошо, а в другом нет. Для страны хорошо если кредиты идут на увеличение ВВП, улучшение инфраструктуры. А вот если кредиты просто проедаются, то здесь уже возникают вопросы. ИМХО, то что наша страна берет в долг, в целом то не плохо. (уже хорошо что в гривне, а не в долл)  Отсутствие реформ - вот проблема. Проблема когда укрепление курса приводит с уменьшению пром производства. Когда уже начнут внедрение мед страхования? когда будет реформа судебной системы? Когда будет хоть какая нибудь реформа? Пускай не завтра, но хоть сказали бы когда будет. Надоело уже курс обсуждать, да зарплаты, кому сколько хватает и нужно. Когда будем разбираться с заробитчанами? Ничего что 2 млн украинцев работают на другую экономику? ( платя там налоги, и в перспективе туда и переезжая)
+
0
yarg
yarg
17 февраля 2020, 11:57
#
«хорошо если кредиты идут на увеличение ВВП, улучшение инфраструктуры.»

ну возьмем мы миллиард долларов и отремонтируем на них несколько дорог.  Что от этого получит бюджет ? 
НИЧЕГО. и необходимость каждый год платить 40-50 миллионов долларов процентов.
+
0
urus
urus
7 февраля 2020, 22:01
#
Да , вроде бы и ни о чём , о собаках от «слуги », но есть ещё и тонкий намек на землю ...
+
+15
ekassw
ekassw
8 февраля 2020, 0:20
#
Содержание статьи можно было ужать до одной фразы: читатели минфина, берите в долг у наших партнёров!
+
+14
Андрей Иванов
Андрей Иванов
8 февраля 2020, 5:57
#
Доступные кредиты нужны бизнесу, а не правительству на проедание. Наращивание долга государством приводит к кризисам и удорожанию ресурса. Неужели этот йося не понимает элементарных вещей.
+
+29
R S
R S
8 февраля 2020, 15:21
#
Не понимает, он просто рекламирует продажу кредитов. А за это получает свой гонорар.
Ничего личного, просто бизнес у него такой.
+
0
Консультант порталу «Мінфін»
Консультант порталу «Мінфін»
10 февраля 2020, 10:26
#
Учетная ставка, кредиты 5-7-9 и курс на неделю:

https://www.youtube.com/watch?v=H-cnliQoiL4&feature=youtu.be

Подписывайтесь на youtube-канал Минфина и оставляйте комментарии с вопросами под видео.
+
+15
Toha
Toha
11 февраля 2020, 13:38
#
Главный принцип управления страной
Совет от депутата из правящей партии Евгения Брагара «продать собаку и оплатить платежку за коммуналку» не является случайной оговоркой неопытного спикера, произошедшей из-за его молодости и несформированного мировоззрения.
Ее корни более глубокие. Ведь этот совет является вполне тождественным к распространенному тезису, который давно озвучивают высокие представители власти и их консультанты: «Страна должна жить по средствам».
В высоких кабинетах власти – от Национального банка до Кабинета министров и Офиса Президента – руководствуются именно этим тезисом во время управления страной. -
дальше читать смысла нет.
+
+15
vlad9486
vlad9486
11 февраля 2020, 14:52
#
Именно этим и руководивуются. С 2015 года в бюджете первичный профицит. Долг почти не растет номинально и снижается реально. По отношению к ВВП снижается еще быстрее. И это еще можно понять в 2015-2017 когда кредитный рейтинг был низким. Но последние 2 года правительство тратит и занимает неадекватно мало. Местные 'эксперты' на этом сайте — примитивные долгофобы и не могут этого понять.
+
0
yarg
yarg
17 февраля 2020, 11:56
#
«долгофобы» ? 
вам мало 80 миллиардов долларов внешнего долга и дефолта 2015 года по нему ?
+
0
vlad9486
vlad9486
17 февраля 2020, 13:54
#
Воображаемых 80 миллиардов внешнего долга? Там 50 и большинство их них не коммерческие. А если было бы и 80, то все равно как-то маловато.
+
+15
yarg
yarg
17 февраля 2020, 13:57
#
80 миллиардов долларов - маловато ? 
на погашение который сейчас уходит 40 % всех доходов бюджета ? 
а сколько нормально ? 
150 миллиардов ? чтобы весь бюджет уходил на погашение долгов ? 
+
0
vlad9486
vlad9486
18 февраля 2020, 3:33
#
Весь бюджет, или два бюджета. Вы же понимаете что такого никогда не было. А если долг когда-то и начнёт уменьшаться, то только в результате серьёзного катаклизма типа экологической катастрофы, или войны. Но тогда будут и более насущные проблемы.
+
+15
yarg
yarg
18 февраля 2020, 8:02
#
В сша в конце 90-х госдолг уменьшился практически до нуля. и катастрофы не случилось. ерничание о двух бюджетах оставте для пенсионеров. они оценят.
+
0
vlad9486
vlad9486
18 февраля 2020, 9:35
#
Уменьшился, только за счёт того что у других он увеличился. Выплата тела долга может превышать бюджет и пенсионеры здесь ни причём. Потому что выплаты долга это не расходы бюджета. Только выплата процентов является расходами бюджета. Об этом следует заботится, чтобы процент был ниже. Долгофобы предлагают забить на выплату ипотеки и пойти жить к бомжам.
+
+15
yarg
yarg
18 февраля 2020, 10:36
#
Ой.
выплаты долгов - это не расходы бюджета....
креативчик ...
А что же это ? розовая голая нимфа ,которая вчера приснилась депутату Киве ? 

Читаем бюджет. Который «Закон о государственном бюджете». № 294-IX
 там в числе расходов бюджета и выплата пенсий , которая называется «трансфер в Пенсионный фонд» 

статья 2506000   - сумма расходов 172 576 299 500 гривен
там же и возврат долгов :
400000
Фінансування за борговими операціями
83027510,7
401000
Запозичення
365164439,6
401100
Внутрішні запозичення
231127439,6
401200
Зовнішні запозичення
134037000,0
402000
Погашення
-282136928,9
402100
Внутрішні зобов'язання
-161862287,8
402200
Зовнішні зобов'язання
-120274641,1


+
0
vlad9486
vlad9486
18 февраля 2020, 19:53
#
Это все разделе «Загальне фінансування». Не следует путать финансирование и расходы-доходы.
+
0
R S
R S
19 февраля 2020, 20:19
#
Набирайте долги, сколько хотите - столько и дадут. Акция - безлимит. Главное и единственное условие - платите проценты вовремя. Тело долга возвращать не надо, ведь денег в мире выше крыши:
«Пока объём сбережений в мире растёт — никто (не будет выплачивать долги). Он растёт и будет дальше расти, потому что продолжительность жизни и экономика в мире в среднем растёт.» - это слова пользователя vlad9486. 
Не нужно больше никаких слов, нужно действовать, пока акция не закончилась... :)))
+
0
vlad9486
vlad9486
19 февраля 2020, 20:27
#
Не «набирайте долги», а «выпускайте ценные бумаги». Это следует делать всегда, когда экономика и сбережения растут.
+
0
vlad9486
vlad9486
12 февраля 2020, 0:29
#
.
+
+15
ballistic
ballistic
12 февраля 2020, 9:27
#
Народ наслухався таких «модних» ідей і побіг брати мікрозайми. Тепер точно заживьом! )
+
0
yarg
yarg
17 февраля 2020, 11:55
#
Ну.. наша страна много лет жила по таким рекомендациям. И не по средствам. Набрали 80 миллиардов долларов долга. 
проели его. 
это уже успех , или нужно еще ?
+
0
vlad9486
vlad9486
17 февраля 2020, 14:12
#
Еще нужно чтобы психотерапевты помогали населению избавляться от нелепых фобий.
+
+15
yarg
yarg
17 февраля 2020, 14:59
#
Например долгофобии.
терапевты из швыдкогрошей стараются вовсю... :))
+
0
vlad9486
vlad9486
19 февраля 2020, 20:27
#
Потребительские кредиты — та еще мерзость.
+
0
yarg
yarg
19 февраля 2020, 20:30
#
Та почему ? по ним же тольк опроценты платить , а погашения тела в бюджете нет... можно и не гасить... и вообще - все берут..
+
0
vlad9486
vlad9486
20 февраля 2020, 8:52
#
Потому что слишком большой разрыв между кредитными рейтингами эмитента гривен и эмитента обязательств, которые на эти гривны обмениваются. Вы действительно не видите разницы между потребкредитами и выпуском ценных бумаг с рейтингом B и больше?
+
0
yarg
yarg
20 февраля 2020, 10:05
#
Разница - в процентных ставках
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться