В ночь на Святого Николая правительство сделало заявление. Премьер-министр Алексей Гончарук поручил министру финансов Оксане Маркаровой не проводить ряд расходов до конца года в связи с риском невыполнения госбюджета.
Курс ударил по бюджету
Распоряжение Кабмина об остановке платежей на проекты развития, многие из которых оплачиваются в конце года, разочаровало областные власти. Общественность же успокоили тем, что остановка бюджетных платежей не должна сказаться на выплате пенсий, пособий и зарплат госсектору.
Чиновники уверяют, что на людей у них денег хватит, хотя показатели не очень хорошие. Сначала была информация о невыполнении госбюджета на 52 млрд грн, а после появились слухи уже о более внушительной сумме — 80 млрд грн.
Читайте также: Объем недопоступлений в госбюджет может превысить 50 миллиардов
«Фактическое выполнение бюджета за ноябрь и 18 дней декабря не только хуже плана, но и меньше факта за аналогичный период прошлого года», — подчеркнул в комментарии «Минфину» начальник отдела по работе с инвесторами Банка Кредит Днепр Андрей Приходько.
Откуда дыра
Эксперты уверяют, что проблемы с бюджетом под конец года — не новость. Они часто возникают в декабре, причем при самых разных правительствах.
«Проблемы с проведением платежей в конце года бывали и раньше, но они не выходили в публичную плоскость. Как правило, на конец года муниципалитеты и госсектор подтягивают платежи контрагентам, а Госказначейство активно сопротивляется регистрации платежек после 20 декабря. На этот раз о приоритетности заявили публично», — рассказал «Минфину» директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.
Что не ясно, так это почему по инициативе Минфина не был пересмотрен госбюджет. «Это нужно было сделать еще во втором полугодии, располагая оперативной статистикой от Госказначейства по наполнению бюджета, а также наблюдая укрепления гривны. Возможно, сказался политический фактор (до последнего не хотели «резать» программы) или не наладили должное сотрудничество с Нацбанком», — допустил Шулик.
О том, что проблема не возникла внезапно в ноябре-декабре, говорят и другие эксперты.
«Бюджет выполнялся весь год не на 100%, постепенно накапливался дисбаланс. На это, кроме укрепления гривны, влияло несколько факторов. Среди них и замедление импорта, и приостановка/сокращение производства табачными компаниями (в частности, в Прилуках), что не могло не повлиять на сбор налогов. Также в первую неделю декабря активно возмещался НДС, тогда как в прошлом году, похоже, что часть возмещения была отложена на январь», — отметил «Минфину» старший финансовый аналитик ICU Тарас Котович.
Читайте также: Гривна стала мировым лидером по темпам укрепления — Bloomberg
Министр финансов Оксана Маркарова подтвердила ключевые причины, из-за которых не собрали нужную сумму в госбюджет:
- Сократились сборы по налогу на добавленную стоимость с товаров, завезенных в Украину.
- Сильнее, чем планировалось, укрепился курс гривны. Это сказалось на сборе всех налогов и сборов.
- Меньше заработали на растаможке газа из-за его удешевления.
- Серьезно сократились сборы по ренте на добычу углеводородов. Не добрали 11 млрд грн.
- Меньше собрали на акцизах по табачной продукции.
«Самая большая статья недовыполнения — это НДС на импортные товары, по которой государство недополучило почти 37 млрд грн за 10 месяцев 2019 года. В основном, это недовыполнение обусловлено укреплением гривны. При этом экономия на обслуживании госдолга составила только 15 млрд грн. Таким образом, от укрепления гривны госбюджет больше теряет, чем получает», — констатирует Андрей Приходько.
А как же госпредприятия
Была надежда спасти бюджет за счет госпредприятий: для них постановлением Кабмина №1015 в декабре повысили сумму отчислений с прибыли с 50% до 90%. Перечисления, конечно, увеличились, однако не сильно спасли казну.
Они станут вспомогательным, а не основным инструментом поддержания госбюджета.
«Мы уже наблюдаем заявления руководителей НАК «Нафтогаз» о возможном уменьшении прибыли. Думаю, скоро и Нацбанк анонсирует убыток по году. По другим крупным плательщикам из госсектора пока непонятно – возможно они по техническим причинам не успеют сформировать расходы», — признал Виктор Шулик.
Где взять деньги
Единственная возможность спасти ситуацию за шесть рабочих дней, оставшихся до конца 2019 года — это оперативное размещение облигаций внутреннего госзайма. Другой просто нет. МВФ транш точно не выделит из-за невыполнения двух ключевых требований:
- затягивание принятия закона о земельной реформе;
- отсутствие закона, который защитит право государства на Приватбанк и не позволит вернуться на рынок сотне ранее закрытых банков (сделает невозможным возврат им банковских лицензий).
Вряд ли наша страна успеет получить новый транш по макрофинансовой помощи от Евросоюза на €500 млн и точно не успеет разместить еврооблигации.
Потому ОВГЗ — единственный шанс на оперативные деньги. Об этом хором сказали все эксперты после появления новости о планах увеличить до конца декабря-2019 размер госдолга на дополнительные 10 млрд грн.
Инвестиции в ОВГЗ: гарантии государства + доход до 14% годовых
«В данный момент Минфин может попробовать привлечь средства уже только через ОВГЗ, так как иностранные кредиторы готовятся к сезону праздников и вряд ли будут вести переговоры о финансировании. Тем не менее, собрать желающих на такой объем может быть вполне реально, если предложить инструменты, привлекательные для разных групп инвесторов», — подтвердил Тарас Котович.
Почем придется одалживать
На прошлой неделе Минфин показал самый лучший за свою историю результат размещения гривневых облигаций: по четырехлетним бумагам ставка опустилась до 10,9% годовых. Если вспомнить, что еще год назад правительство платило по внутренним облигациям до 19% годовых, то можно поверить, что это несомненный успех.
Читайте также: НБУ: «Финансовые пирамиды» с ОВГЗ — это миф
Впрочем, эксперты не уверены, что властям удастся его повторить за неделю до нового года. Они потеряли драгоценное время. Дополнительное размещение стоило устраивать на неделю-другую раньше. Сейчас ставки могут подрасти из-за небольшого спроса.
На следующей неделе католики будут отмечать Рождество, и многие западные инвестфонды успели уйти на каникулы. А, как известно, чем меньше конкуренция — тем выше цены.
«Еще на рынке может сказаться перекупленность, накопившаяся за последние 2-3 месяца. Она может привести к определенной коррекции. Вероятнее всего, к концу 2019-го года годовые ОВГЗ могут оказаться в диапазоне 14,80-15,30%, двухлетние бумаги — в рамках 14,45-14,95%, а трехлетние — 13,88-14,40%», — высчитал для «Минфина» аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
Но сразу оговорился, что подорожание будет временным. За ним должен последовать откат.
«При благоприятных факторах в 2020 году доходность бумаг может в среднем опуститься до уровней 10,0 – 12,0%. А вот в случае реализации негативных сценариев, весьма вероятна коррекция в диапазон 17,0 – 19,0%», — заверил Коренев.
Иностранцев не ждут на ближайших аукционах Минфина: допускаются лишь единичные случаи покупок. Ожидается, что главными покупателями новых декабрьских ОВГЗ станут украинские инвестфонды и банки. В первую очередь, государственные финучреждения.
Что это значит для курса
Если новое размещение ОВГЗ раскупят госбанки — это не сильно скажется на межбанке и на курсе гривны, поскольку им не нужно конвертировать доллар под бумаги. Другое дело, если на рынок выйдет хоть немного иностранцев.
«Все привлечения Минфином гривны от нерезидентов провоцируют излишнее предложение валюты на межбанковском рынке, которое рынок не в силах переварить. Поэтому однозначно это влияет на снижение курса. Нацбанк держит его, как может, с помощью выкупа увеличенных объемов, снижая курс постепенно», — говорит начальник департамента по работе на международных рынках и денежного обращения Радабанка Сергей Гнездилов.
Если случится невозможное, и иностранцы все-таки появятся на размещении новой порции ОВГЗ, то безналичный курс гривны, по разным оценкам, может сместиться к 23,0-23,20 грн/$. Нацвалюта снова укрепится. Дополнительное увеличение госдолга, направление на закрытие бюджетных дыр из-за крепкой гривны, сыграет на это самое укрепление. А оно снова спровоцирует уменьшение сборов в госбюджет по новоуплаченным налогам и сборам.
Ирина Тимофеева
Комментарии - 58
А де потрібні мудрі рішення - маємо недолугі: - топ-3 статті, за яким бюджет недоотримав прогнозовані надходження: імпорт - недоотримали 36 млрд 583,5 млн грн (привіт, Нефьодову); табачка - недоотримали 14 млрд 351 млн грн (привіт, Дубінському і Холодову і їхнє намагання перерозподілити ринок); рента - недоотримали 11 млрд (всім решта)
А зачем им — и без того бюджетная децентрализация.
Год назад на ''минфине'' были статьи с цифрами.
Да, метро пока еще тоже ходит...
Обналичивать и отмывать теперь станет гораздо проще. Все, что вывели в свет опять уйдёт в тень. Как результат- меньший сбор налогов. А если нас признают страной не борющейся с отмыванием денег- можно вообще со всеми инвестициями попрощаться, даже теми, что остались.
Я к тому что и подделывать ничего не нужно, но и предоставляемые документы ничего не доказывают. Нужно просто показать, что тебе кто-то заплалил такую же или меньшую сумму.
А возится с проверками-перепроверками сотни тысяч - просто смешно. бомжу на семечки.
> треба сплатити вже наступного року 150 лямів відсотків
А цього року не треба було платити? Бюджет кожного року платить відсотки.
> Тепер, щоб прикрити дупу треба ОВДП, бо так скоро інші інструменти не доступні, а це курс вниз і ще більший недобір безвідсоткового бабла.
Дві помилки. Секвестр бюджету — це ще один доступний інструмент. І крім того, ОВДП не опускає курс. Популярний міф, але доказів йому немає.
> Тепер саме цікаве, зараз перерахували
Ви можете самі рахувати як хочете. Я от завжди рахую окремо борги в іноземній валюті і окремо гривневі.
> плюс відсотки та накрутки
Відсотки та накрутки не збільшують борг, тому що ми їх платимо.
Підведу свій підсумок. За 2019 рік номінально гривневий борг виріс на 7%, борг в доларах зменшився на 1%. При цьому інфляція доларів буде близько 2.3%, а інфляція гривень 5%. Отже реально доларовий борг зменшився на 3.3%, а гривневий збільшився на 2%. З урахуванням інфляції борг зменшився і доларовий трохи замінився гривневим.
Ще інфляція різна.
> Раніше 95 % облігацій належали НБУ та держбанкам
Все так. А ОЗДП на 22 мільярда доларів кому належать?
Ви мені не повірете, але може бути дефіцит бюджету і при цьому борг може не рости. Дивіться, доходи зведеного бюджету
2016 рік 782748,5 (+20% з минулого року) а дефіцит -54682,6, тобто 7% від самого бюджету
2017 рік 1016788,3 (+30%), дефіцит 42093,8, 4.1% бюджету
2018 рік 1184278,1 (+16%), дефіцит 67788.5, 5.7% бюджету
в цьому рокі ще невідомо що буде, але секвестр зекономить видатки. По минулих роках бачимо що дефіцит бюджету значно менший ніж приріст бюджету між роками. Податки (на доходи, на прибуток) збирають раз в квартал, за тими цінами що були тоді, а витрачають от прямо зараз за тими цінами що є зараз. Це значить що держборг десь як 25% бюджету (8%-10% ВВП, коли інфляція то може бути трохи більше) це не борг, а типу касовий розрив. І якщо номінально держборг росте, але по відношенню до ВВП він наближається до 10% ВВП, то це значить що реально (з урахуванням інфляції і розриву) борг зменшується.
Що це означає? на 22 мільярда облігації зовнішньої позики у нерезидентів. І платимо ми по них $1.3 мільярди відсотків в рік.
https://mof.gov.ua/uk/ozdp
Нічого такого Милованов з Гончаруком не визнали. Економіка росте і почуває себе не гірше ніж раніше. Вони визнали що в них проблеми з бюджетом, а не з економікою.
> Україна залазить в борги
Вже 10 років всі це повторюють, а Україна все ніяк не залізе в борги.
> І ВВП і бюджет у нас ростуть аж ніяк не на 10%,
По перше, і ВВП і бюджет у нас ще недавно росли на набагато більше ніж 10%, а зараз на 7%-9%. По друге порівнювати вісотки за кредитом з відношенням боргу до ВВП це маячня. Розберіться з цифрами і не порівнюйте нічого до того.
Я писав не про нашу ситуацію, у нас відношення боргу до ВВП значно більше і наближається воно не до 10%.
> Ми позичили понад 30 % всієї кількості грошей в бюджеті
https://en.wikipedia.org/wiki/Stock_and_flow
Не можна порівнювати stock і flow.
https://www.facebook.com/ivan.bohdan/posts/2664671876944287
" Попробуем оценить потери. Рассчитаем номинальный ВВП Украины на конец 2019 г. при разных среднегодовых курсах грн/дол.
28,50 ном ВВП 4 087 450 млн грн
27,50 3 945 959 млн грн
26,50 3 804 468 млн грн
Расчет показал, что изменение среднегодового обменного курса гривна/доллар с 28,5 до 26,5 влечет падение номинального ВВП на 283 млрд грн. или 7%, оценочно для доходной части бюджета около 65 млрд грн. "
К концу 2019 года очень вероятно, что недобор по доходам составит 60-65 млрд. грн. Может стоит заранее оценить потери бюджета, а решать по факту.
«Курсовые Грабли» могут повториться и в бюджете 2020 года, который рассчитан по среднегодовому обменному курсу 27 грн., сейчас курс 23,28 грн. Можно предположить, что среднегодовой обменный курс не будет выше 24 грн., это более правдоподобно при условии сохранения на протяжении следующего года интереса к ОВГЗ.
Вывод: если к концу марта ситуация по ревальвации гривны сохранится, необходимо уже предпринимать меры и уменьшать доходную и расходную часть бюджета на 2020 год.
как бы нынешний так же не кОнчил...
АВС , ачё? 25.25 -- 27.7 -- 26.5
Все кто постоянно работает с таможней знает формулу процедуры оценки импорта и начисления пошлины, акциза и НДС. Конечно, курс сыграл «злую шутку» Но начиная разбираться дальше, и принимая во внимание отчет счетной палаты Украины от 26 11 2019 г ( Висновок про результати аналізу виконання закону про Державний бюджет України на 2019 рік у січні–вересні ) который был проведен до корректировки бюджета, в приведенных данных мы видим следующее
Акцизний податок із ввезених на митну територію України підакцизних товарів - (відс. виконання ) - 131,9
Податок на додану вартість із ввезених на митну територію України товарів - 87,0
Ввізне мито - 95,3
И тут самое интересное, НДС начисляется на таможенную стоимость товара + пошлина + акциз и на эту цифру начисляется НДС, а из цифр видно явный «перекос» !
Для полноты картины, по работе НДС и таможни очень хочется увидеть данные по налоговым кредитам для импортеров и бюджетном возмещению НДС при импорте! Могу добавить от себя, многие импортеры ( которые нам рассказывают об честной жизни и уплате налогов) сами пользуются НК Украины и удачно манипулируют уплатой налогов при импорте, и периодически обрастают «фирмами - однодневками» для проведения импорта и получения налоговых кредитов.