12 декабря 2019, 7:26 Читати українською

Налоговые перспективы-2020: какие сюрпризы готовят для ФОПов депутаты

За последние месяцы депутаты одобрили несколько законов, которые меняют правила игры для ФОПов. Но это еще далеко не все сюрпризы, которые законотворцы подготовили для предпринимателей.

«Минфин» сделал краткий обзор налоговых изменений, которые могут уже вскоре стать реальностью для бизнеса.

Своей очереди в Верховной Раде ждет новая череда законопроектов. «Минфин» сделал краткий обзор налоговых изменений, которые могут уже вскоре стать реальностью для бизнеса.

Списание задолженности по ЕСВ

Депутаты решили установить справедливость при уплате ЕСВ и урегулировать проблему начисления недоимки по ЕСВ ФОПам, которые не осуществляют деятельность. Для этого в Верховной Раде зарегистрировано три законопроекта — №№ 2190, 2190-1, 2190-2.

Что предлагают

  • Внедрить 30-дневный период, в течение которого самозанятые лица будут иметь право зарегистрировать прекращение предпринимательской деятельности. Штрафные санкции при этом к ним не будут применяться.
  • Освободить от уплаты за себя единого взноса ФОПов, которые одновременно являются наемными работниками, и ФОПов-общесистемщиков, которые не осуществляют никакой деятельности.
  • Регламентировать право ГНС инициировать прекращение деятельности так называемых «спящих» ФОПов.

Кто выиграет

У предпринимателей, которые с 2017 года не работали и не получали дохода, появится возможность аннулировать долг за неуплаченный ЕСВ, а это в среднем 18 тыс. грн в год. Правда, как быть добросовестным плательщикам, которые уже успели заплатить такие недоимки, в законопроекте не объясняется.

Кроме того, логичным и вполне справедливым следствием принятия этого закона станет освобождение от двойного ЕСВ ФОПов, которые одновременно являются наемными работниками. Ведь платя дважды, предприниматели не получают взамен двойных гарантий от государства.

Ликвидация «спящих» ФОПов

Решение вопроса учета «спящих» ФОПов прописан в законопроекте № 2274.

Что предлагают

Предоставить право налоговой службе самостоятельно ликвидировать ФОПы, если они в течение 6 месяцев не вели деятельность и не платили налоги и сборы.

Кто выиграет

Введение данной нормы существенно уменьшит нагрузку на контролирующий орган по учету и контролю за субъектами хозяйствования, которые были неактивными в течение длительного времени.

РРО-усовершенствование

Законопроект №2453 совершенствует новые правила применения РРО.

Что предлагают

Освободить от использования РРО субъектов хозяйствования, в частности, интернет-магазины, которые получают оплату за товары или услуги в безналичной форме, например, банковской картой, платежным чеком, жетонами и т.п.

Не применять ответственность к субъектам хозяйствования, которые осуществляют доставку товаров, за то, что они на месте проведения расчетов не хранят полученные средства.

Уменьшить размеры финансовых санкций за нарушение требований закона о РРО, фактически, вернуть «старые» штрафы:

  • за нарушение, совершенное впервые — 1 грн;
  • за каждое следующее — 100% от суммы нарушения.

Кто выиграет

«Законопроект № 2453 устраняет искусственную преграду, которая обязывала интернет-торговцев, которые осуществляли расчеты карточками, использовать РРО. Это даст возможность вернуть значительное количество средств в банковскую систему. Следовательно, они станут фискально прозрачными для государства. В результате выигрывают все. Бизнес освобождается от обязательного РРО. Финансовые учреждения получат значительный ресурс, который в дальнейшем можно направить на кредитование реального сектора экономики. Потребители получат доступ к более дешевому кредитованию», – отметил управляющий партнер Juscutum-Audit Сергей Полищук.

Читайте также: Сергей Верланов: «Новая налоговая служба против наполнения бюджета любой ценой»

Новые лимиты для ФОПов

Законопроекты №№ 2338, 2338-1, 2437 предлагают либерализовать условия отнесения ФОПов к первой, второй и третьей группам упрощенной системы налогообложения.

Что предлагают

Изменить лимиты для физлиц-единщиков 1, 2 и 3 групп. На сегодня они составляют 300 тыс., 1,5 млн и 5 млн грн соответственно.

Размеры предельных месячных доходов предлагается повысить до:

  • 1 млн, 5 млн и 10 млн грн (законопроект № 2338);
  • 1 млн, 5 млн и 7 млн грн (законопроект № 2338-1);
  • увеличить планку только для 2 и 3 групп до 5 млн и 7 млн грн соответственно. Для «единщиков» 1 группы оставить на уровне 300 тыс. грн (законопроект № 2437).

Одновременно предлагается с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года освободить «единщиков» 1-4 групп от использования классических или программных РРО. Правда, это правило касается только ФОПов, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн грн.

Кто выиграет

По мнению управляющего партнера Juscutum-Audit Сергея Полищука, увеличение лимитов – это еще один «утешительный» комплимент, который будет побуждать бизнес работать «по-белому».

«Вместе с инициативами законопроекта № 2453, усовершенствование системы упрощенного налогообложения позволит сформировать условия для выхода бизнеса «из тени». Я уверен, результаты не заставят себя долго ждать», – резюмировал специалист.

Упрощенцы с момента регистрации

Цель законопроекта №2209 – сделать привлекательным открытие мелкого бизнеса в Украине. Документ создает условия для упрощения, ускорения и удешевления этого процесса.

Что предлагается

  • Позволить предпринимателям (только 1 и 2 групп) с первого дня регистрации работать на условиях упрощенной системы налогообложения. Для сравнения: сейчас новосозданные ФОПы считаются плательщиками единого налога с первого числа следующего месяца.
  • Установить, что единый налог за месяц, в котором состоялась госрегистрация ФОПа, платить не нужно. Опять же речь идет о 1 и 2 группах, которые платят фиксированную сумму независимо от размера дохода.

Кто выиграет

То, что лицо не может зарегистрироваться ФОПом и сразу работать как плательщик единого налога 1 и 2 групп, — еще одно свидетельство несовершенства налогового законодательства. Необходимость в течение первого месяца находиться на общей системе налогообложения не стимулирует малый бизнес активно работать и развиваться. Наоборот, провоцирует к месячному простою или работе «в тени». Принятие данного документа значительно сократит длительность процедуры открытия мелкого бизнеса и сделает ее проще.

Выигрывают от этого не только предприниматели, но и налоговики, поскольку объем работы в отношении новосозданных ФОПов, которые хотят работать как «упрощенцы» 1 или 2 группы, уменьшится.

Отмена двойного ЕСВ

Законопроект № 2166 предлагает устранить дискриминацию по ряду плательщиков ЕСВ.

Что предлагают

  • Освободить от двойной уплаты ЕСВ предпринимателей, которые находятся на учете в налоговой одновременно как ФОП, и как лицо, которое занимается независимой профессиональной деятельностью. Эти нововведения касаются, в частности, адвокатов, преподавателей, аудиторов, бухгалтеров, оценщиков.
  • Распространить льготы по уплате ЕСВ на пенсионеров, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность.

Кто выиграет

Принятие такого закона поможет развивать малый бизнес и выведет его из «тени».

«Налоговые каникулы» для новичков

Поощрить новосозданных самозанятых лиц к предпринимательской деятельности в сфере услуг предлагает законопроектом №2150.

Что предлагают

  • Ввести так называемые налоговые каникулы сроком на три года для самозанятых лиц. Однако такие уступки предусмотрены не для всех. На них смогут рассчитывать только физлица, которые зарегистрированы безработными и имеют намерение осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере услуг.
  • Их хотят освободить от ведения учета доходов и расходов, а также разрешат не предоставлять налоговую отчетность.

Кто выиграет

Введение трехлетних «налоговых каникул» для новых самозанятых лиц в общем выгодно всем сторонам.

Во-первых, это реальный шанс и возможность для многих украинцев улучшить финансовое положение.

Во-вторых, льготы в налогообложении позволят вывести «из тени» сферу услуг и занятых в ней.

И в-третьих, в случае принятия данного законопроекта, у самозанятых лиц появится дополнительный экономический стимул для того, чтобы стать на учет в налоговом органе.

Лайт-штрафы для работодателей

Существенное уменьшение штрафных санкций за нарушение норм трудового законодательства инициирует законопроект №1233. Изменения, предусмотренные в этом документе, наиболее близки к реализации. Законопроект, единственный из всех перечисленных в статье, уже был принят в первом чтении и доработан ко второму.

Что предлагают

Внести изменения в ст. 265 Кодекса законов о труде, которым предусмотрена ответственность для работодателей. Сам перечень нарушений, за которые на предпринимателя могут наложить финансовые санкции, остается без новаций. Изменения касаются только размеров штрафов и особых правил в их применении.

  • Штраф за неоформленных работников и «теневую зарплату»

Сегодня за такое нарушение штрафуют в 30-кратном размере минимальной заработной платы (МЗП), то есть 125190 грн. Законопроект предлагает его уменьшить до 10 размеров МЗП (сейчас – 41730 грн) за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

В частности, такой штраф устанавливается:

— для юрлиц на общей системе налогообложения и для «единщиков» 4 группы;

— для ФОПов, которые являются плательщиками налога 4 группы;

— для ФОПов-«общесистемщиков».

Что касается юрлиц, являющихся плательщиками единого налога 3 группы, и ФОПов-«единщиков» 1-3 групп, законодатели решили обойтись предупреждением.

В случае повторного нарушения (в течение двух лет со дня обнаружения первого), будет налагаться штраф в размере 30 МЗП. Это касается всех категорий плательщиков налогов.

  • Штраф за несоблюдение минимальных гарантий:

в оплате труда. Действующую норму о штрафе в размере 10 МЗП за каждого работника, относительно которого совершено нарушение, предлагают уменьшить до 2 МЗП;

мобилизованным работникам. Действующую норму в 10 размеров МЗП за каждого работника, относительно которого совершено нарушение, предлагают уменьшить до 4 МЗП;

  • Штраф за недопущение к проверке инспекторов труда

Штраф за недопущение к проведению проверки по вопросам выявления неоформленных работников и зарплаты «в конвертах» сейчас составляет 100 МЗП. Но с принятием законопроекта №1233 он может уменьшиться до 16 МЗП.

Кто выиграет

«Эффект от этого закона может получить государство. Также может выиграть малое предпринимательство. Поскольку здесь встречаются неединичные случаи «теневой» занятости. Из-за недостатка дополнительных оборотных средств, эта категория налогоплательщиков как никто чувствует налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Добавьте к этому еще собственный риск предпринимательства. В результате имеем сплошное неоформление работников», — комментирует эксперт по налоговым вопросам Мария Данюк.

По ее мнению, инициатива, в частности, первого письменного предупреждения к работодателям в случае неоформления ними работника вместо штрафа в 120 тыс. грн, может дать толчок к развитию малого бизнеса. 

Читайте также: К чему приведет уменьшение штрафов для работодателей

Два года без проверок

К концу 2019 года должен появиться еще один важный законопроект, который будет способствовать деятельности предпринимателей. Соответствующее поручение содержится в Указе Президента от 08.11.2019 г. №837/2019.

Что предполагается

Для создания благоприятных условий для деятельности предпринимателей до 31 декабря 2019 года Кабмину поручено позаботиться о:

  • введении двухлетнего моратория на проведение проверок ФОПов по вопросам соблюдения ими порядка применения РРО. Из перечня счастливчиков исключены предприниматели, осуществляющие высокорентабельные виды деятельности с существенными рисками уклонения от налогообложения. Какие именно виды деятельности относятся к этому перечню, не сказано. Но налоговые органы сюда относят, например, аптеки, интернет-магазины, рестораны, ювелирные магазины, туристические агентства, магазины бытовой техники, секонд-хенды и т. п;
  • смягчение ответственности ФОПов за нарушение установленного порядка представления в налоговую РРО-отчетности. Сейчас за это наказывают штрафом в 10 НМДГ (170 грн). А с 19 апреля 2020 года размер санкции вырастет до 30 НМДГ (510 грн).

Кроме того, правительство должно обеспечить разработку программного решения для программных РРО и возможности его тестирования и дальнейшего использования налогоплательщиками на бесплатной основе.

Читайте также: «РРО в смартфоне»: Налоговая обещает показать прототип до февраля

​Кто выиграет

Законы о применении РРО еще на стадии законопроектов вызвали в бизнес-среде волну возмущения и протестов. Эксперт по налоговым вопросам Мария Данюк отмечает, что предложенный президентом мораторий на проверки бизнеса является своего рода реакцией на негативные настроения в обществе.

«К сожалению, мы имеем немало примеров, когда даже самые лучшие инициативы сводились на нет из-за неправильной их реализации. Поэтому неизвестно, насколько удачной в итоге окажется идея с мораторием. Возможно, для бизнеса было бы лучше, если бы законопроекты о РРО вернули на доработку, пересмотрели, скажем, механизм «кешбека» и условия применения штрафов», — резюмировала эксперт.

Ирина Рыбницкая

Комментарии - 16

+
+58
Ярослав Карпенко
Ярослав Карпенко
12 декабря 2019, 9:00
#
Хоча б один податок зменшили, а так звичайна лібералізація (але хоч так)
+
0
mihailtax
mihailtax
12 декабря 2019, 10:14
#
Уменьшать налоги - нужно искать компенсаторы этих уменьшений, то есть где-то кому то увеличить налоги, смысл?
Сделать расстаможку авто на либеральных условиях - вот это статья доходов, но правительство этого почему то не видит .
+
+81
AlexZag
AlexZag
12 декабря 2019, 10:23
#
Видят те, кому нужно. Всем известно, что есть люди, кому выгодно, чтобы растаможка была дорогая и они всячески препятствуют понижению ставок.
+
+14
Kalluri
Kalluri
12 декабря 2019, 11:09
#
Зачем компенсировать если каждую неделю в дырявый бюджет идет по 5 млрд от фантиков?
+
+42
Любомудръ Назарьевъ
Любомудръ Назарьевъ
12 декабря 2019, 20:34
#
Сейчас период сессий ;)
+
0
Lefert
Lefert
13 декабря 2019, 1:45
#
То еще не было про каламойский носа всунул- капець стране11!
+
+15
Консультант портала "Минфин"
Консультант портала "Минфин"
12 декабря 2019, 16:19
#
МВФ, металлургия, ОВГЗ: будет ли доллар по 20 грн?

https://www.youtube.com/watch?v=yCTJ2ZZdSy4

Подписывайтесь на youtube-канал Минфина и оставляйте комментарии с вопросами под видео
+
+29
barbav
barbav
12 декабря 2019, 16:21
#
Если раньше фоп, работающий в черную хоть есв платил, сейчас вообще ничего платить не будет.
+
0
Kanarej
Kanarej
12 декабря 2019, 18:08
#
С чего Вы это взяли? Что на него так негативно повлияет? :)
+
+15
Bischof
Bischof
12 декабря 2019, 18:39
#
Пока только рюшечки и фантики, вместо настоящей либерализации и снижения налогов. На сегодня лучшее, что у них есть в проекте – новый трудовой кодекс. Но и там пока вилами по воде.
+
0
Lefert
Lefert
13 декабря 2019, 1:46
#
Чего же? Объёмы если 2 и 3 группы пройдут, уже хлеб. Хоть не надо будет раскидывать на карточные счета денежку, фиктивным фопам =)
+
+29
zevs1
zevs1
12 декабря 2019, 19:42
#
Так понимаю что решили добить остатки ФОПов которые ещё относительно независимы , власти задумали загнать их в тень для контроля и собственного обогащения . Прямо повторяем северного соседа где мелкий средний бизнес контролируют силовики.
+
+31
IgorBCUA
IgorBCUA
12 декабря 2019, 20:55
#
Освободить от использования РРО субъектов хозяйствования, в частности, интернет-магазины......Это главная задача закона, а на рынке в холодном железном контейнере без света я должен чеки чиканить, да за «порушиннями» следить (учет товара,каждодневный РРО отчет и т.д).Вот и «Покращення» как для меня.
+
+31
Daos
Daos
12 декабря 2019, 21:09
#
По хорошему - надо отменять законы 128 и 129 или существенно переделывать. Бороться с большим бизнесом, который прикрывается ФОПами проще другими методами, а не за счёт фискализации всех малых предпринимателей. Это серьезная нагрузка для действительно малых предпринимателей - кто работает сам или несколько наёмных работников, там как минимум надо ещё бухгалтера, а не все это потянут, особенно в небольших городах, районах, сёлах. Там иди и штрафуй любого - не промахнёшься. Это уже не УПРОЩЁННАЯ система. Или взять на рынках - в основном все на первой группе, которая освобождена от использования РРО, но на рынках есть и представители второй группы - у кого один-два работника. И что получается - киоски одинаковые, товар одинаков и одним надо использовать РРО, другим нет? Как-то не справедливо. Как покупатель будет определять с кого можно получить кешбек, с кого нет на рынке? Логики нет)). И таких ньюансов много. Принималось всё в турбо-режиме и понятно, что не все даже читали, не то чтоб вникали, а людям сейчас расхлёбываться(
+
0
Daos
Daos
12 декабря 2019, 21:13
#
И хватит уже СЮРПРИЗОВ с людей. АСТАНАВИТЕСЬ)))
+
+51
IgorBCUA
IgorBCUA
12 декабря 2019, 21:58
#
На рынках все кто хотел работать честно (даже не имея работников), давно перевелись на 2-ю группу, ибо при торговле с оборотом до 300т. грн. в год (25т. грн. в месяц) обеспечить накладные расходы (аренда,ЕСВ,налог и тому подобное) весьма сложно, не говоря уже о прибыли.Небольшой процент остался честного ФОПа 1-й группы, в основном скрывают оборот, хотя он реально может превышать оборот соседа, который « *** открыл 2-ю группу».А теперь одному РРО а другому даже книгу облику скасують.Абидно даа.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама