30 сентября 2019, 18:38 Читати українською

Банк не имеет права «молча» передавать коллектору данные по кредиту — НБУ

Банк не имеет права передавать задолженность физического лица и его контакты коллекторской компании или третьему лицу без уведомления. Об этом рассказала в интервью Униан начальник управления НБУ по защите прав потребителей финуслуг Ольга Лобайчук, ссылаясь на нормы действующего законодательства.

Банк не имеет права передавать задолженность физического лица и его контакты коллекторской компании или третьему лицу без уведомления.
Фото: finance.liga.net

Что это значит

«Телефонный номер — это персональные данные. И когда лицо в кредитной заявке указывает контакты знакомых, банк не имеет права без письменного согласия этих знакомых обрабатывать их данные», — сказала Лобайчук, отвечая на вопрос об обязанностях банка проверять номера телефонов знакомых, указанные заемщиком в кредитной заявке.

По ее словам, Нацбанк будет контролировать исполнение этих норм, поскольку в рамках принятого Верховной Радой закона о «сплите» с июля 2020 года станет регулятором для коллекторов.

Читайте также: Рада обязала банки показывать настоящие кредитные ставки

«В соответствии с Законом „О защите персональных данных“, за такие нарушения предусмотрена уголовная ответственность руководства банка. Что касается поручительства, то следует понимать, что поручитель предварительно должен дать свое согласие подписать соответствующий договор», — добавила Лобайчук, отвечая на вопрос, может ли коллектор требовать погашения долга с лица, если его данные указаны посторонним в кредитной анкете.

Сравнить условия кредитов в банках Украины

Что известно

  • 20 сентября Верховная Рада приняла закон о защите прав потребителей финансовых услуг, что обязывает банки информировать потенциальных заемщиков о всех будущих расходах по кредиту, включая дополнительные и сопутствующие услуги третьих лиц.
  • Также закон вводит одинаковые правила для банков и небанковских финучреждений в отношении рекламы финансовых услуг. Полномочия по защите прав потребителей финансовых услуг в рамках закона получил Национальный банк.
  • 12 сентября ВР поддержала в целом законопроект об так называемом сплите. Это означает, что контроль над большинством небанковских финансовых учреждений теперь перейдет к Нацбанку.

Комментарии - 21

+
+15
bonv
bonv
30 сентября 2019, 18:40
#
Бідні колектори:)
+
+20
bonv
bonv
30 сентября 2019, 18:41
#
В банке:
— Я убью его!
— Нет. Убей лучше меня!
— Меня убей!
— А кто вы?
— Мы его поручители по кредиту! Убейте нас!:) …
+
0
QGS
QGS
30 сентября 2019, 18:48
#
Та Они в одной упряжке;)
+
+35
Qwerty1999
Qwerty1999
30 сентября 2019, 20:38
#
««Телефонный номер — это персональные данные. И когда лицо в кредитной заявке указывает контакты знакомых, банк не имеет права без письменного согласия этих знакомых обрабатывать их данные»»

Ну а под обработкой понимается в том числе и перенос этих телефонных номеров из бумажной анкеты клиента в СУБД банка.
Возможно, банк не имел права вообще требовать номера телефонов третьих лиц без их письменного согласия. Правда и удалять из своих СУБД он тоже не спешит эти номера — авось пригодятся.

«В соответствии с Законом „О защите персональных данных“, за такие нарушения предусмотрена уголовная ответственность руководства банка», — добавила Лобайчук»

Теперь появились реальные рычаги воздействия на укрбанки — говорите, что пожалуетесь госпоже Лобачук — и вопрос будет решён положительно.
+
+5
Віталій .
Віталій .
1 октября 2019, 9:52
#
> Возможно, банк не имел права вообще требовать номера телефонов третьих лиц без их письменного согласия.

Тут ответственность на должнике: он должен был получить от лиц, телефоны которых он передаёт банку, согласие на такую операцию. Закон о ПД не запрещает ни банку, ни кому-либо просить у физического лица ПД других лиц.
+
+5
Qwerty1999
Qwerty1999
1 октября 2019, 11:06
#
Віталій.
«Тут ответственность на должнике: он должен был получить от лиц, телефоны которых он передаёт банку»


Ответственность исключительно на стороне банка, ведь именно банк хранит, систематизирует, обрабатывает информацию переданную ему клиентом а значит должен получать письменные согласия на обработку у всех лиц, телефонные номера которых он хранит и обрабатывает.

Клиент вписал в анкету телефоны и отдал анкету банку — у него на руках нет ни бумажной копии анкеты ни анкеты в электронном виде — он её не хранит и не обрабатывает и поэтому он не подпадает под действие ЗУ «О защите персональных данных».
Сейчас чаще всего бумажные анкеты уже никто не заполняет. Сотрудник банка со слов клиента самостоятельно вносит данные в анкету клиента и затем распечатывает и отдаёт на подпись.
Клиенты подписывают не читая.
После этого любой сотрудник банка может дополнить анкету любым количеством контактных телефонов.

Одно время на эту тему я даже публиковал в блоге прикольную инфу, когда один банк повадился полу- автоматически заносить в карточку клиента все номера, с которых клиент дозвонился и прошёл идентификацию.
+
0
Berezynets
Berezynets
30 сентября 2019, 21:00
#
С таким законом будет тяжелее взять кредит ,так как резки возврата возрастут
+
+20
Qwerty1999
Qwerty1999
30 сентября 2019, 21:37
#
Банки должны проверять кредитоспособность клиента не по двум номерам непонятно каких людей - их даже не идентифицировали, а верили на слово, а по данным из налоговой об имуществе (движимом и недвижимом) а также о  доходах заявителя.

Тогда и обслуживание кредитов будет более качественным.
+
+5
Toxa David
Toxa David
1 октября 2019, 9:58
#
Полностью поддерживаю. И как любят отвечать банки при обращении клиента о не возможности своевременно выплатить кредит: «Напомним, что риск возможности невыполнения договорных обязательств по договору каждая из сторон оценивает самостоятельно перед заключением договора, а результатом такой оценки является принятие решения о заключении или не заключения договора, и такое решение принимается каждой из сторон договора инициативно, добровольно и по собственному усмотрению». Точно так же эта фраза касается и банков. Возьмите два дня, проверьте клиента по всем базам а тогда выдавайте кредит или не выдавайте. Точно так же и по кредитным лимитам на кредитных карточках клиента и не стоит их пересматривать каждый день в сторону уменьшения если у клиента нет нарушений по выплате кредита.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
1 октября 2019, 10:40
#
Банки ежедневно пересматривают лимиты  по совершенно другим причинам - чисто финансовым и их вполне можно понять и не надо из этого делать трагедию вселенского масштаба.
+
0
Toxa David
Toxa David
1 октября 2019, 10:45
#
Это не трагедия вселенского масштаба и никто из этого трагедию вселенского масштаба не делает - только половина отзывов о банках начинается со слов «мне сегодня урезали кредитный лимит».
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
1 октября 2019, 10:56
#
Рекомендую перейти по ссылке и прочитать, на всякий случай и для ознакомления — https://minfin.com.ua/blogs/kingcity/123673/
+
0
Toxa David
Toxa David
1 октября 2019, 11:13
#
Прочитал. Не совсем это касается урезания кредитных лимитов, а договоры Публічної оферти привата (да и других банков) мы с вами уже как то обсуждали
+
0
Віталій .
Віталій .
1 октября 2019, 9:07
#
С каким таким законом? И в чем рост рисков?
+
0
Berezynets
Berezynets
30 сентября 2019, 21:49
#
Ну тогда придётся по пару дней ждать что бы получить , рассрочку на технику которая стоит условно 10000 грн, а так с контактными номерами есть ручка давление на заемщика.
+
+5
Віталій .
Віталій .
1 октября 2019, 9:12
#
Пані Лобачук несе зелену маячню.

Банк немає права передавати колекторам телефони осіб які були вказані позичальником при оформленні кредиту. Взагалі. Бо ці особи не давали йому права на це.

Банк перед тим як передати телефон позичалиника колекторам багато разів нагадує позичальнику про повернення боргу. Тож ні ніякого додаткового інформування про передачу телефона позичальника від банка не вимагається.
+
+5
Toxa David
Toxa David
1 октября 2019, 9:46
#
Пані Лобачук говорит все правильно. Давайте разделять «поручители по договору кредитования» которые официально ознакомлены с текстом договора, суммой и сроками по договору и с которыми письменно заключено соглашение о поручительстве с подписями и телефонами поручителей и «левые» телефоны случайных знакомых которые указаны без ведома знакомых в анкете опроснике клиентом желающим получить кредит. Это две совершенно разные категории. Как по мне банк имеет право передавать коллекторам только те данные на передачу которых есть письменное согласие, а это клиента получившего кредит и поручителя если поручитель письменно дал такое согласие.
+
+5
Віталій .
Віталій .
1 октября 2019, 10:38
#
Ну так я собственность этом же. Передача данных о долге, включая номера телефонов должника и его поручителей не подпадает под защиту закона о ПД, так как являются составной частью договора о кредите. Но даже если считать что телефоны это ПД то все одноподписывая договор должник и поручители дают согласие на передачу данных (у всех банков есть этот пункта договоре). А просто телефоны каких-то родственников, сотрудников, которые были предоставлены должником банку банк не имеет права передавать. Независимо от того получил ли должник согласие от этих лиц или нет.
+
+15
Toxa David
Toxa David
1 октября 2019, 10:46
#
Согласен. А то до смешного доходит: Звонок с банка «Вы такого то, такого то знаете?» — « Знаю» — « Ну тогда его разыщите и приведите в банк или оплатите за него долг по кредиту!» — «???» — куча эмоций.
+
+20
Qwerty1999
Qwerty1999
1 октября 2019, 10:53
#
Я бы начал обсуждение с того факта, что банки в нарушение закона требуют от клиента указать телефоны третьих лиц, хотя банку вполне достаточно одного ИНН-кода клиента, чтобы через налоговую узнать о финансовом состоянии и активах своего потенциального заёмщика.
Но банкиры не желают забивать себе голову такой чепухой — им проще взять пару телефонных номеров и в нарушении всех правил и норм финансового мониторинга, абсолютно без всякой идентификации в телефонном режиме получить ничем не подтверждаемую финансовую информацию о клиенте — вот отсюда и большинство проблем банков по возврату отфонарно выданных кредитов.

Если банкиры бояться налоговой, как огня, то сделайте хотя-бы платную регистрацию на Opendatabot (стоит копейки по сравнению с зарплатой самого малоимущего банковского сотрудника) и за одну минуту после ввода ИНН-кода клиента получите информацию о движимом и недвижимом имуществе претендента на кредит.

Но у банкиров даже на такое ума не хватает.
А вот парить посторонним людям мозги в телефонном режиме -вот только на это они и способны…
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
1 октября 2019, 10:57
#
Когда я получил  письмо  от коллекторов в почтовый ящик «Ваш долг  по кредиту продан, просим погасить долг иначе подадим в суд» я сказал себе : ура!  пусть подают в суд))  Уже 4 года прошло, в суд никто не подал, больше ни одного письма не было. А по сути : коллекторы/факторы  знают что  продажа долга и передача персональных данных без согласия должника -  НЕЗАКОННА. Поэтому  пугание  судом - это пугалка для тех кто не знаком с законами.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама