Банк не имеет права передавать задолженность физического лица и его контакты коллекторской компании или третьему лицу без уведомления. Об этом рассказала в интервью Униан начальник управления НБУ по защите прав потребителей финуслуг Ольга Лобайчук, ссылаясь на нормы действующего законодательства.
Банк не имеет права «молча» передавать коллектору данные по кредиту — НБУ
Что это значит
«Телефонный номер — это персональные данные. И когда лицо в кредитной заявке указывает контакты знакомых, банк не имеет права без письменного согласия этих знакомых обрабатывать их данные», — сказала Лобайчук, отвечая на вопрос об обязанностях банка проверять номера телефонов знакомых, указанные заемщиком в кредитной заявке.
По ее словам, Нацбанк будет контролировать исполнение этих норм, поскольку в рамках принятого Верховной Радой закона о «сплите» с июля 2020 года станет регулятором для коллекторов.
Читайте также: Рада обязала банки показывать настоящие кредитные ставки
«В соответствии с Законом „О защите персональных данных“, за такие нарушения предусмотрена уголовная ответственность руководства банка. Что касается поручительства, то следует понимать, что поручитель предварительно должен дать свое согласие подписать соответствующий договор», — добавила Лобайчук, отвечая на вопрос, может ли коллектор требовать погашения долга с лица, если его данные указаны посторонним в кредитной анкете.
Сравнить условия кредитов в банках Украины
Что известно
- 20 сентября Верховная Рада приняла закон о защите прав потребителей финансовых услуг, что обязывает банки информировать потенциальных заемщиков о всех будущих расходах по кредиту, включая дополнительные и сопутствующие услуги третьих лиц.
- Также закон вводит одинаковые правила для банков и небанковских финучреждений в отношении рекламы финансовых услуг. Полномочия по защите прав потребителей финансовых услуг в рамках закона получил Национальный банк.
- 12 сентября ВР поддержала в целом законопроект об так называемом сплите. Это означает, что контроль над большинством небанковских финансовых учреждений теперь перейдет к Нацбанку.
Комментарии - 22
— Я убью его!
— Нет. Убей лучше меня!
— Меня убей!
— А кто вы?
— Мы его поручители по кредиту! Убейте нас!:) …
Ну а под обработкой понимается в том числе и перенос этих телефонных номеров из бумажной анкеты клиента в СУБД банка.
Возможно, банк не имел права вообще требовать номера телефонов третьих лиц без их письменного согласия. Правда и удалять из своих СУБД он тоже не спешит эти номера — авось пригодятся.
«В соответствии с Законом „О защите персональных данных“, за такие нарушения предусмотрена уголовная ответственность руководства банка», — добавила Лобайчук»
Теперь появились реальные рычаги воздействия на укрбанки — говорите, что пожалуетесь госпоже Лобачук — и вопрос будет решён положительно.
Тут ответственность на должнике: он должен был получить от лиц, телефоны которых он передаёт банку, согласие на такую операцию. Закон о ПД не запрещает ни банку, ни кому-либо просить у физического лица ПД других лиц.
«Тут ответственность на должнике: он должен был получить от лиц, телефоны которых он передаёт банку»
Ответственность исключительно на стороне банка, ведь именно банк хранит, систематизирует, обрабатывает информацию переданную ему клиентом а значит должен получать письменные согласия на обработку у всех лиц, телефонные номера которых он хранит и обрабатывает.
Клиент вписал в анкету телефоны и отдал анкету банку — у него на руках нет ни бумажной копии анкеты ни анкеты в электронном виде — он её не хранит и не обрабатывает и поэтому он не подпадает под действие ЗУ «О защите персональных данных».
Сейчас чаще всего бумажные анкеты уже никто не заполняет. Сотрудник банка со слов клиента самостоятельно вносит данные в анкету клиента и затем распечатывает и отдаёт на подпись.
Клиенты подписывают не читая.
После этого любой сотрудник банка может дополнить анкету любым количеством контактных телефонов.
Одно время на эту тему я даже публиковал в блоге прикольную инфу, когда один банк повадился полу- автоматически заносить в карточку клиента все номера, с которых клиент дозвонился и прошёл идентификацию.
Тогда и обслуживание кредитов будет более качественным.
Банк немає права передавати колекторам телефони осіб які були вказані позичальником при оформленні кредиту. Взагалі. Бо ці особи не давали йому права на це.
Банк перед тим як передати телефон позичалиника колекторам багато разів нагадує позичальнику про повернення боргу. Тож ні ніякого додаткового інформування про передачу телефона позичальника від банка не вимагається.
Но банкиры не желают забивать себе голову такой чепухой — им проще взять пару телефонных номеров и в нарушении всех правил и норм финансового мониторинга, абсолютно без всякой идентификации в телефонном режиме получить ничем не подтверждаемую финансовую информацию о клиенте — вот отсюда и большинство проблем банков по возврату отфонарно выданных кредитов.
Если банкиры бояться налоговой, как огня, то сделайте хотя-бы платную регистрацию на Opendatabot (стоит копейки по сравнению с зарплатой самого малоимущего банковского сотрудника) и за одну минуту после ввода ИНН-кода клиента получите информацию о движимом и недвижимом имуществе претендента на кредит.
Но у банкиров даже на такое ума не хватает.
А вот парить посторонним людям мозги в телефонном режиме -вот только на это они и способны…