НКЦБФР обнародовала законопроект, который прописывает основы внедрения накопительного уровня пенсионной системы в Украине.
Глава НКЦБФР: Инвестиция в стиралку выгоднее, чем в НПФ
Если парламент одобрит документ, уже с 2023 году каждый работающий украинец в возрасте до 40 лет будет обязан ежемесячно отчислять в специальный накопительный фонд 2% дохода, чтобы обеспечить себе достойную старость. Со временем размер отчислений достигнет 10%.
О том, кто будет распоряжаться пенсионными накоплениями украинцев и как будут защищены эти средства, «Минфину» рассказал глава НКЦБФР Тимур Хромаев.
Ранее вы заявляли, что до запуска второго уровня пенсионной системы необходимо принять законы о сплите, о производных финансовых инструментах, о защите инвесторов. Эти законы не приняты, почему же законопроект о накопительном уровне появился сейчас?
— Второй уровень появится не завтра. Закон, если парламент его примет, вступит в силу через несколько лет, а первые деньги от людей поступят в фонд в 2023 году. Поэтому у нас есть время и на принятие сплита (законопроекта, который передает контроль над небанковским рынком от Нацкомфинуслуг Нацбанку и НКЦБФР – «Минфин»), и на то, чтобы привести полномочия регулятора к международным стандартам. И даже если поменяется политическая ситуация, пенсионная реформа должна быть принята. Это вопрос экономический. Нет другого способа покрыть будущие расходы, не зарабатывая денег.
Политики часто любят говорить, что они придут к власти и всех осчастливят, но не говорят за счет чего. Мы же предлагаем создать механизм, который даст людям возможность обеспечить себе достойную пенсию.
Как будет реализован второй уровень пенсионной системы?
Граждане, не достигшие 40 лет, будут регулярно отчислять в специальный Накопительный фонд часть заработка. Вначале это будет 2% от заработной платы. В случае значительного повышения среднего уровня зарплаты, отчисления вырастут до 10%. Таким образом, за 20-25 лет человек сможет накопить сумму, которая даст ему возможность получать достойную пенсию.
Отчисления в Накопительный фонд и последующие пенсионные выплаты не будут налогооблагаться.
Управлять пенсионными средствами будут профессиональные компании по управлению активами. Предполагается, что граждане смогут сами выбирать негосударственный пенсионный фонд или компании по управлению активами, в которых он будет формировать свои пенсионные накопления. Но мы прописали правила работы с пенсионными деньгами таким образом, чтобы участники рынка, у которых нет достаточных средств и прозрачных правил работы, не могли быть авторизованы в качестве участников системы.
Предполагается, что сумма отчислений украинцев в Фонд со временем вырастет с 2 до 10%. Это повысит нагрузку на доходы людей. Рассматривался ли вариант частичного перераспределения ЕСВ, уплачиваемого в ПФ, в пользу Накопительного фонда?
Если у вас сегодня зарплата 100 грн, а завтра будет 120 грн – вы готовы будете отложить с этих денег 2,4 грн. на будущее? Средняя зарплата за 2 года выросла более чем на 30%. Украинцы должны понимать, что важно отложить часть этих денег на старость, а не стимулировать потребление.
Кроме того, других источников финансирования ПФ у нас нет. И мы — не то ведомство, которое должно заниматься поиском таких источников. У нас есть инвестиционный механизм, и мы намерены его использовать. Он дает возможность людям накапливать в хорошие времена. Солидарная система находится в сложной ситуации, количество работающих граждан снижается, а количество пенсионеров растет. И отягощать солидарный уровень нашими накопительными экспериментами не стоит. Мы будем использовать будущие доходы, а не текущие.
Куда будут инвестированы средства будущих пенсионеров?
— В те же инструменты, куда инвестируют НПФ: ОВГЗ, акции, облигации украинских и иностранных эмитентов, металлы. Закон фактически не ограничивает инвестиции в разные активы, но их эмитенты должны иметь наивысший инвестрейтинг.
В большей степени речь будет идти о государственных облигациях разной срочности, в том числе, номинированные в валюте, а также акциях и облигациях системных компаний. Их удельный вес будет составлять более 90%. А вот инвестиций в недвижимость, например, не будет. Квадратные метры — это первично-общинный инструмент накоплений в современном обществе.
В законопроекте предусмотрены разные типы портфелей – динамичный, сбалансированный и консервативный, чтобы человек мог выбирать степень риска для своих накоплений. Как будет отличаться требование к активам в каждом из них?
Разницы в активах или рейтингах эмитентов не будет, но, например, в динамичном портфеле может быть больше инвестиций в компании ІТ. Согласно законопроекту, за 10 лет до пенсии все накопления будут переводиться в консервативные портфели.
Пенсионный фонд будет вести учет взносов в Накопительный фонд. Есть ли гарантия, что в какой-то момент средствами Накопительного фонда не будет покрыт дефицит солидарной системы, как это случилось в России, в Чили?
Этот вопрос не является предметом этого закона. Да, такие случаи были в России, Венгрии, Чили. Это происходило из-за несостоятельности пенсионной системы, экономических потрясений. И тогда государство лезло в карман к гражданам.
Мы постарались сделать такой сценарий невозможным. В законопроекте предусмотрено разграничение функций и ответственности каждого участника. Мы минимизировали возможность административного влияния за счет назначения независимых директоров Накопительного фонда. Потому законных методов для использования этих средств в покрытие дефицита не будет.
Но ПФ будет играть важную роль во втором уровне системы. Он будет вести учет взносов, которые работодатель и работники будут отчислять в накопительный фонд. Это упростит администрирование и существенно удешевит его. Такую систему можно наладить и независимо от Пенсионного фонда, но это обойдется в 10 раз дороже.
О каком объеме средств идет речь? Станут ли накопления второго уровня существенным инвестресурсом для экономики?
— Не знаю, но это большие деньги. Мы не относимся к ним как к ресурсу или стимулу для развития экономики. Задача – обеспечить старость украинцев. Вторичный и косвенный инвестиционный эффект будет, но он появится не раньше, чем через 5-7 лет после запуска второго уровня. Но к тому моменту в Украине, надеюсь, будет другой уровень качества финансовой системы, и она не будет развиваться только за счет пенсионных накоплений украинцев.
Сколько нынешних участников рынка могут быть допущены к обслуживанию пенсионных средств? Ведь в проекте прописаны довольно жесткие условия: не менее 5 млн. евро капитала, 20 млн евро в управлении, отсутствие «связей» НПФ с КУА, комплаенс…
В начале их будет немного, но мы допустим всех, кто будет соответствовать требованиям. Порог вхождения высокий, но посильный. Те, кто захочет участвовать в системе, должны прийти с деньгами и четкими правилами работы, а не голые и босые, по принципу — «а заработаю я по ходу». Кто из нынешних участников сможет выполнить требования – я не готов обсуждать.
Украинцы хотят иметь доступ к европейским финансовым уровням защиты. Значит, рынок должен соответствовать этим требованиям. Мы не говорим о сотнях миллионов евро в капитале. Но ответственность должна быть, и капитал должен быть достаточным.
Как фондовый рынок воспринял эти жесткие условия? Участники готовы открывать структуру собственности и докапитализироваться?
Что такое рынок? Для нас — это потребитель, а не подконтрольные участники и финансовые операторы. Баланс интересов должен быть на стороне инвестора, а не оператора. На сегодняшний день количество активных инвесторов на нашем рынке близится к нулю. У нас нет другого выхода, кроме как следовать международным стандартам и внедрять европейскую практику. Мы не можем культивировать отечественный фондовый рынок и создавать ему комфортные условия работы в ущерб интересам населения.
Готовы ли вы на первом этапе становления накопительного уровня допустить к управлению пенсионными активами международных операторов?
Думаете, они хотят управлять нашими деньгами? Они сюда не придут, мы им непонятны. Они не зарабатывают деньги на махинациях и злоупотреблении доверием.
Но если иностранные игроки захотят прийти и авторизоваться, они могут это сделать. Процесс в законе прописан так, что любой, даже иностранный игрок, может получить авторизацию, если соответствует требованиям.
В Украине давно работает третий добровольный уровень пенсионной системы, в котором участвуют НПФ, страховые компании и др. Но они так и не стали популярны, украинцы не доверяют финансовым институтам деньги надолго. Почему так происходит?
По нескольким причинам. Недоверие людей вызвано финансовыми кризисами. Кроме того, добровольно откладывать на старость люди начинают, когда у них появляются свободные средства. Украина — одна из беднейших стран Европы. Инвестиция в стиральную машину сегодня принесет людям большую выгоду, чем НПФ. Третья причина состоит в том, что наша финансовая система не создает дополнительную стоимость. Экономика не работает, ставки по кредитам высокие. Соответственно, получить займ и развивать бизнес невозможно. Количество финансовых инструментов ограничено. Украина — одна из самых последних стран по показателю простоты доступа к финансовым инструментам: для накопления нам доступны только депозиты. А банки никогда не смогут формировать долгосрочные пассивы (более 10 лет) — эта возможность есть у пенсионных, инвестфондов и страховых компаний.
Более того, третий уровень пенсионной системы можно считать добровольным весьма условно – 99,8% людей, участвующих в НПФ, никогда самостоятельно не отчисляли туда деньги, это делают за них работодатели. По сути, это кептив (работа с аффилированными компаниями – «Минфин»). Практика доказывает, что объемы третьего уровня всегда будут оставаться небольшими, это дополнительная возможность для тех, кто может себе ее позволить. Но пенсия нужна всем, и задача государства — дать украинцам качественный инструмент для этого.
Читайте также: Накопить на пенсию: НПФ или депозит
Недоверие вызвано также многочисленными фактами финансовых махинаций, вывода средств через неликвидные активы. Можно вспомнить, например, случай с НПФ Национального банка, из которого вывели 30% активов и никто не понес наказания. Где гарантия, что такой сценарий не будет реализован и с Накопительным фондом?
Гарантий нет. Но наши потери в прошлом не должны ограничивать наши действия в будущем. Ситуация с НПФ НБУ возникла из-за того, что к управлению пенсионными средствами были допущены связанные лица. Они сами копили, администрировали, размещали, управляли и списывали убытки со счетов своих же коллег. С сегодняшними НПФ такая же история, они все связаны с КУА и все живут за счет инвесторов. Потому одним из требований законопроекта является прозрачность структуры собственников. Мы хотим видеть, кто стоит за администратором НПФ, КУА и банком-хранителем. И это не должны быть связанные лица. Доверие придется отстроить с нуля.
Вторая проблема – деньги выводились за счет замены ликвидных активов на неликвидные. Потому мы установили жесткие требования к активам, это должны быть только высоколиквидные инструменты высокого инвестиционного рейтинга. И третье – деньги из НПФ выводились за счет завышенного уровня расходов. У меня у самого есть счет в НПФ. Так вот, за 10 лет половина моего инвестдохода ушла на обслуживание этого счета. Мы установили в законопроекте, что расходы администратора и КУА не должны быть выше 0,5% активов, чтобы в конце-концов не оказалось, что все, что человек накопил, ушло на обслуживание его пенсионного счета.
Вы заявляли, что своей задачей на посту главы НКЦБФР считаете приведение законодательства в соответствие с европейскими требованиями, принятие законов о защите инвесторов и т. д. Эти законопроекты так и не были приняты. Вы видите для себя возможность продолжать работу в качестве главы НКЦБФР?
Я спокойно отношусь к перспективе своей отставки. Но если этих законопроектов не будет, то проблема будет не в моей отставке, а в том, что людей будут обманывать и обещать им сотни процентов прибыли. Финансовые инструменты — как сообщающиеся сосуды. Если у нас законы выписаны таким образом, что ежегодно сотни миллионов гривен воруется у украинцев fx-дилерами и другими мошенниками, то винить в этом мы можем только себя.
Вы уже 4 года чистите рынок от мошенников и схем. Можно ли считать, что сегодня все участники работают честно, и рисков больше нет?
Чистка – процесс постоянный, он не должен останавливаться. Финансовый сектор был сплошным «схематозом», и он до сих пор не создает дополнительную стоимость для экономики. Он паразитирует на экономике и в кризисный момент схемы могут возобновиться. Как только мы приведем рынок в соответствие с нормами ЕС, мы увидим рост экономики и доверия к финансовым инструментам.
Схема «стань миллионером», благодаря которой через ОВГЗ легализовали деньги, объединяет огромное число участников рынка. Перекрыли ее или она снова может быть использована?
— Схема существует из за нескольких причин и не все они отрицательные. В том числе в силу того, что доход от ОВГЗ не облагается налогом, и это правильно. Но в Украине нет прозрачного клиринга (порядок расчета по сделкам) – это сплошная серая зона, которую мы три года пытаемся убрать. Финансовый рынок должен работать в четких правилах, а если государство не обеспечило создание такой системы – то глупо рассчитывать на добросовестность участников рынка. Не все можно предусмотреть в законе, многие требования должен выставлять регулятор и постоянно контролировать.
И вы сейчас в состоянии это отслеживать и прекращать?
— Да, в какой-то мере мы это делаем и отслеживаем схемы. Но мы оцениваем риск этих операций в тех инструментах, которые у нас есть, учитывая ограниченность технических и финансовых ресурсов. Огромной проблемой остается информационная закрытость – мы не можем обмениваться информацией с нашими иностранными коллегами. Украина остается «банановой республикой», которая привлекает мошенников со всего мира, потому что ответственности за финансовые махинации у нас нет. У нас плохо налажен обмен информацией между госорганами.
Мы видим, например, обращение ценных бумаг, а НБУ — обращение денег. Доступ госорганов к информации должен быть унифицирован. Ведь если эти средства будут украдены, у нас должен быть механизм — как обеспечить их возврат.
Беседовала Регина Дацюк
Комментарии - 55
> Но какие другие доходные, надежные и менее рисковые инструменты в Украине вы можете предложить?
именно об этом я и говорю, их нет. Но вот к сожалению активное пропихивание ОВГЗ в стиле «Все — на тираж! Каждый трудящийся должен иметь в кармане облигацию госзайма» (с) наводит на мысли об их надежности
«какой будет реальная стоимость этих денег — никто не говорит» — вряд ли есть люди, способные достоверно на 20-30 лет предсказать значерия уч.ставок и инфляции)
Пора давно функции передать к НБУ.
На страховом рынке у нас «стабильность™», как в 2010-2013 годах)
После того, как там произойдет чистка Гонтарева-стайл, поговорим)
«Го точно приедет по повестке» — вряд ли.
Как не приехали владельцы «пылесосов».
Бизнес на это с удовольствием показал средний палец.
В результате дыра в ПФУ только увеличилась.
А перед этим уменьшить пенсии до нулевого дефицита)
Когда пенсионеры будут спрашивать «чего так мало», ПФУ должен указывать на бизнес, и работающих в «черную», «у них ваша пенсия».
Чтоб все было справедливо)
Если вы не попадаете в обе категории, вам там можно поучаствовать только добровольно.
То есть там где сидят много лет на одноуровневой системе как на игле и нет бурного экономического роста с притоком доходов населения и соотв налогов.
Притом, что в самом ПФУ бардак даже с «солидарными» пенсиями.
«чем такие реформы закончились в странах бывшего СССР и соцлагеря» — в РК работает.
В Прибалтике работает.
В РФ неплохо работает, хотя с 2013 года стали «замораживать» 2й уровень (на Крым, Дамбас и Сирию).
«получать минималку» — работали за минимальную з/п в другом государстве, и получили минимальную пенсию.
Это «солидарный» ПФУ)
« в гривнах» — хорошо, что не в сов.рублях, которые б стоили, как венесуэльский боливар.
«четкий ответ от бизнеса на все поползновения желающих отобрать у них деньги» — в статье ни слова о «деньгах бизнеса».
Тут про наемных рабов, и их пенсии.
«Л» — логика.
А вот обязаловка ни к чему хорошему не ведет.
«пусть агентами выступят те же банки» — так банки имеют брокерские лицензии.
Другое дело, им интереснее предлагать эти услуги ВИП-клиентам, и зарабатывать на комиссиях.
«чтобы порог входа был небольшим ну там условно 1к. у.е» — прошу к брокерам, «Дрэгон», «КИНТО», «Арт-капитал».
Там «порог входа» вполне демократичный, и люди понимают, что за услуги они оказывают, в отличие от банков)
«инвестировать в акции украинских компаний тот же ДТЭК» — стесняюсь напомнить, их предприятия сейчас сейчас ЧАО, и акции не обращаются на бирже)
Так что нам украинцам акромя как на Бога и себя надеяться не на кого и не на что.
СК — инвестиции особо не нужны, тем более в акции (хотя правила инвестирования страх.резервов позволяют), их вполне устраивают вклады, в любом случае заработок — с завышения страхового тарифа)
«И те люди, которые откладывают в НПФ действуют на свой страх и риск, как он (эксперт) и сказал» — так у нас НПФы работают по принципу DC, а не DB.
По DB в Украине «лайфовые» СК работают.
Но, это не значит, что с ними нет риска)
Вы суммарную СЧА НПФов знаете?)
''учетная ставка должна быть'' — и как учетная ставка относится к акциям?
Стали от этого пенсионные деньги работать на экономику Украины?)
''А не лежать в ОВГЗ и обрастать процентами'' — вас бы больше устроили какие-то корп.облигации под 5%?)
А вот Хромаев считает, что стиралка выгоднее)
К сожаленю, он так и не разъяснил, почему.
В чем тогда смысл льгот?
Наш бюджет недополучит денег, а длинный ресурс для инфраструктурных проектов утечет за рубеж.
«а НПФ инвестировало в ОВГЗ» — никто, кроме господина Хромаева не собирается впихивать 100% активов гипотетического накопительного ЕНПФ в гособлигации.
Именно потому этому законопроекту место в мусорном ведре.
В лучшие времена тот же «Социальный стандарт» вообще ОВГЗ не касался.
«которыми покрывается дефицит и дыры государственной пенсионной системы и финансовой политики в целом?» — хахах, лучше вложить в еврооблигации Италии, покрывая их бюджетный дефицит?)
Ну правда.
«будут вкладывать активы в иностранные ЦБ, инвестируя в чужие экономики» — тоже покоробило.
Причем, облигации под 1-2% например.
Смысл в такой «инвестиции»?
Наши НПФ работают по схеме DC, с установленными взносами и негарантированным инв.доходом.
При этом у них нет риска несостоятельности.
Но может быть убыток.
КУА и АПФ заинтересованы, чтоб такого не происходило, т.к. с размера СЧА они получают фиксированное вознаграждение.
НПФы, работающие по схеме DB, с установленными минимальными выплатами регулярно становятся банкротами.
Увеличение продолжительности жизни участников+снижение доходности ниже минимальной гарантированной.
И махинации фирмы-основателя.
Пример — КНПФ «Энрон».
Это по сути маленькие «солидарные» ПФ, спонсируемые основателями.
Насчет системы гарантирования — получится, как в РФ или РК.
В РК НПФы должны были иметь резерв для покрытия убытков(что снижало доходность) и одновременно имели гос.гарантии.
Во время ипотечного кризиса у многих из них начались проблемы (слишком много мусорных облигаций).
В правительстве долго думали, что с ними делать, в результате в 2013м объединили все в государственный ЕНПФ РК.
А то до того получалось странно — государство гарантировало обязательства негосударственных организаций.
И тогда же возникал интерес в афере — вывести из НПФ средства, а потом скинуть пустой фонд государству.
Как у нас до недавних пор было с банками.
С нашими НПФ по системе DC номер не пройдет — клиент видит уменьшение СЧА и убыточность.
Инте
Если ответ его не устраивает, он переходит в др.НПФ.
А г-н Хромаев предлагает «колхоз», когда «солидарный» ПФУ — в роли АПФ.
Хотя у ПФУ адский бардак с «солидарными» пенсиями, и толпы «мертвых душ».
Как он будет персонифицированно принимать взносы — даже представлять не хочу.
А КУА будут назначаться по конкурсу.
Естественно, конкурс выиграют не «КИНТО» или «ОТП Капитал», а дочернее подразделение ПФУ с лицензией КУА.
Как они будут управлять активами — он написал, все в гос.бумаги.