Украинцы все чаще отказываются от покупки нового авто из салона. В консалтинговой компании AUTO-Consulting констатируют: отечественный авторынок, который только недавно начал восстанавливаться после кризиса, вновь уходит в минус.
Не для продажи: почему рынок новых авто ушел в минус и что будет дальше
По итогам июня в Украине было продано около 6,2 тыс. новых машин. Это на 5% меньше, чем в мае, который из-за обилия выходных дней всегда считался мертвым сезоном. По сравнению с показателями июня прошлого года продажи авто и вовсе просели на 9,3%, — сообщил «Минфину» глава AUTO-Consulting Олег Омельницкий. Показательно, что спад на авторынке начался совсем недавно: в апреле продажи упали, но совсем незначительно — всего на 0,5%. А в марте салоны еще фиксировали увеличение сделок на 16%.
«Минфин» разбирался почему украинцы вдруг охладели к новеньким авто и как смена покупательских настроений отразится на итогах развития отрасли.
Б/у и бляхи против новых авто
Олег Хмельницкий поясняет: спад на рынке новых авто спровоцировало активное развитие сегмента подержанных машин. Растет как легальный импорт б/у авто, так и поставки евроблях. По данным Омельницкого, ежемесячно в Украину завозится порядка 8-9 тыс. иномарок, которые проходят таможенное оформление и ставятся на украинские номера, а также 20-30 тыс. машин на иностранной регистрации.
В итоге, если ранее импорт новых машин опережал поставки подержанных, то в этом году «гонщики» впервые обогнали официальных импортеров. В июне в Украину завезли б/у авто на 50% больше, чем новых.
Эту тенденцию подтверждают и в ассоциации «Укравтопром». По ее данным, в июне доля авто с пробегом составила 58%. Из поставленных на учет 15,3 тыс. легковушек 8,8 тыс. оказались импортным секод-хендом. «Это рекордное количество ввезенных автомобилей, бывших в эксплуатации, которые регистрировались в Украине в течении одного месяца», — констатируют в «Укравтопроме»
Спрос на б/у иномарки, по сравнению с июнем прошлого года, вырос почти вдвое, а по сравнению с маем 2018 г — на 14%, — подсчитали в ассоциации украинских автомобилестроителей.
Самыми ходовыми б/у авто оказались Volkswagen — их поставили на чет почти 1,4 тыс. шт за месяц. На втором месте Renault (1,3 тыс.), на третьем — Skoda ( 855 шт.).
«Всего с начала года украинскую прописку получили 41,8 тыс. импортных легковых авто с пробегом, что на 83% больше чем за аналогичный период прошлого года», — подытожили в «Укравтопроме».
«На первый взгляд, те же бляхи не конкурируют с новыми авто. Но на самом деле это не совсем так. Ведь в последнее время на еврономерах все чаще ездят даже премиальные авто», — добавил PR-менеджер «Ниссан Мотор Украина» Владимир Иванов.
А Омельницкий добавил: бляхи разрушают привычную цепочку продаж автомобилей. Украинцы, которые хотели бы обновить авто, просто не могут продать свою старую машину по приемлемой цене, которой бы хватило на приобретение новой легковушки. Особенно губительным засилье евроблях оказалось для эконом-сегмента новых машин. Недорогие автомобили в салонах сейчас покупают крайне редко, предпочитая им более престижные подержанные модели или иномарки на иностранных номерах.
Как уже писал «Минфин», сейчас в парламенте есть несколько законопроектов, которые должны решить проблему евроблях. В них предлагается резко снизить акцизы как на подержанные, так и на новые авто (в зависимости от объема двигателя и возраста авто — до 6 раз, что позволит сэкономить на оформлении машины до 5-7 тыс. евро), а также жестко штрафовать владельцев нерастаможенного транспорта (штрафы до 170 тыс. грн.). Но активисты, представляющие интересы евробляхеров, эти идеи резко раскритиковали и проекты пока зависли в Раде. Это, с одной стороны, позволяет импортерам машин на бляхах завозить в Украину все больше таких моделей. А с другой, еще больше снизило спрос на новые иномарки. «Украинцы заняли выжидательную позицию. Даже те, кто планировал покупать автомобиль в салоне, пока решили не спешить в надежде, что законопроекты примут и авто подешевеют», — пояснил Владимир Иванов.
Читайте также: Легализация или зачистка
Что покупают
По словам Олега Омельницкого, более-менее стабильно идут продажи новых авто среднего и премиального классов. Но и там 50% сделок обеспечивают корпоративные клиенты, за счет которых сейчас в основном и живут салоны.
Владими Иванов добавляет: предпочтения украинцев в последнее время заметно изменились. Прежде чем выбрать ту или иную модель, они тщательно изучают ее технические характеристики, обращают внимание на экономичность (в связи с этим растет спрос на авто с дизельными двигателями), заказывают лишь самые нужные опции и не готовы платить за «излишества». Как и ранее пользуются спросом внедорожники, ведь проходимость украинских дорог лучшей не становится.
А вот что касается автомобильных брэндов, то тут ситуация меняется едва ли не ежемесячно — все зависит от ценовой политики продавцов, наличия машин на складах и готовности дилеров предоставлять кредиты.
Так, в июне Toyota и Renault удалось сохранить за собой первую и вторую позиции в списке лидеров. А вот Hyundai, который в мае входит в топ-3, в прошлом месяце уступил свое место Skoda. Дилеры этого чешского автобренда сумели увеличить продажи почти на 35% и занять более 8% рынка. Как поясняют в AUTO-Consulting, такой рекорд отчасти поясняется скандалом с Volkswagen, который традиционно конкурирует с автомобилями Skoda.
Читайте также: Почему не любят евробляхеров
В мае украинский импортер Volkswagen — компания «Порше Украина» — признала проблемы с сертификацией партии автомобилей Golf Sportwagen (Variant) мексиканского производства. Речь идет об уже проданных 2,8 тыс. машин. Эти модели пользовались высоким спросом, так как стоили совсем недорого — порядка 18 тыс. долларов. Дя сравнения: цены на другие модификации Golf доходили до 40 тысяч долларов. Как выяснилось, мексиканские авто попали в Украину на фоне дизельного скандала и они явно не отвечают европейским стандартам, которые приняты и в нашей стране. Что теперь будет с этими авто —неизвестно. Импортер заявил, что «интенсивно работает над изучение фактов и поиском лучшего для клиентов решения». Но, понятно, что желающие купить недорогой Volkswagen переключились на другие марки. В итоге Volkswagen опустился в рейтинге с 5 на 6 позицию. В AUTO-Consulting также отмечают рекорды продаж Peugeot — плюс 36%, что позволило марке ворваться в топ-10 (она переместилась с 12 позиции на 8).
Поменялись и лидеры в премиум-сегменте — сбавили активность дилеры Audi, а номером один стал Mercedes-Benz, которому удалось продемонстрировать рост продаж на 29%, — констатировали исследователи.
Еще одной тенденцией июня стала «разморозка» сегмента китайских автобрэндов. «Так, Chery уже стабильно выходит на продажу под 100 авто в месяц, набирает обороты и Geely. Последней даже удалось опередить узбекский Ravon», — рассказали в AUTO-Consulting. В то же время продукция отечественного автопрома продолжает терять почитателей. В прошлом месяце в Украине нашлось лишь полсотни ценителей техники Запорожского автомобильного завода, хотя его модель Sens стали самыми дешевыми легковушками в отечественных салонах.
Эксперты уверены — в июле кризисные тенденции на рынке новых авто еще больше усугубятся. Теперь продажи будут тормозить не только неконтролируемые поставки импортного автомобильного секонд-хенда, но и законодательная неопределенность. Осенью ситуация может еще больше обостриться, если сбудутся прогнозы финансистов об очередном скачке курса доллара, который наверняка заставит дилеров переписать ценники. По словам Владимира Иванова, уже сейчас понятно — по итогам года рынку вряд ли удастся выйти на отметку в 100 тыс. проданных авто, как прогнозировалось в начале 2018 года.
Константин Сопрыкин
Комментарии - 72
— якщо це не українські автозаводи, то нічого не «должна».
В Україні фактично нема власного автопрому, підтримувати його митно теж нема сенсу в нинішніх реаліях. Тому єдиним логічним і розумним варіантом є легалізація імпорту б/у автівок. Але не тих димлячих пилососів, які понавозили за останній рік — їх навпаки треба заборонити. Потрібно максимально здешевити імпорт легкого б/у автівок в лоу сегменті — оце буде дійсно народне вирішення проблеми.
Сколько у нас надо научному сотруднику полных зарплат на какой-нибудь Пассат? 135 зарплат? По-моему такое соотношение отображает скорее какую-то системную проблему.
Во многих городах США без автомобиля делать совсем нечего.
Я понимаю, что посыл в том, что вот почему они могут все себе тачки покупать, а мы нет. Но никто не хочет думать, а что будет если все вдруг возьмут и пересядут поголовно на машины. На любые, не привязываясь к регистрации, качеству и т.д.
Что плохого в наличии автомобиля в каждйо семье?
Решить эти проблемы конечно можно, как в той же Японии, Китае или других странах — непомерно повышая стоимость парковки в городе, делая платный въезд в центр/прицентральные районы, радикальные запреты вроде возможности ездить на машине с четным номером — по четным датам месяца, нечетным — по нечентым, очередь на получение автомобильного номера, в которой можно стоять годами (ах да о чем это я, евпробляхи же). И что тогда? Будем майданить по этому поводу тоже? Все купили машины за копейки и хотят ездить одновременно?
Не стоит путать понятия наличия авто в каждой семье и его ежедневного использования для поездок в городе. Вы сами пишете «общественный транспорт, метро и т.д. придумали не только для того, что бы могли ездить те, кто не может себе позволить машину.»
У меня есть автомобиль. У жены есть автомобиль. На работу добираемся в 90% случаев на метро. Не вижу никаких противоречий между наличием авто и использованием общественного транспорта в городе.
С такими тоже бороться не сложно — налог на вьезд в центр + платные парковки и они быстро начинают находить общественный транспорт достаточно комфортным…
Лично я не считаю себя божеством, я просто считаю текущий общественный транспорт ниже человеческого достоинства, например, в городе Днепр. Ссаные бушные ушатанные (что внутри, что снаружи) спринтера-нелегалы. Нарушения ПДД и правил перевозки. Невозможность добраться в час-пик с одного берега на другой за время, которое бы не напоминало поездку в область.
Людям с ростом выше 190см ездить в этом дерьмище просто физически некомфортно и вредит здоровью!
Именно поэтому купил авто, даже первее жилья.
В Европе сделали инфраструктуру ОТ, в США для машин. У нас же ни того, не другого: ОТ *** , города под много машин не спланированы. Наслаждаемся.
С одной стороны бляхи сделали доброе дело и окончательно забили гвоздь в крышку гроба ЗАЗа с его ланосами.
С другой стороны — то что сейчас ввозят на бляхах зачастую гораздо хуже даже ланосов, поэтому чем раньше им начнут выписывать постановы по 50-100К, тем лучше.
Ну и да, теперь ланосы ввозятся на бляхах. За это конечно нужно было боротся. Пабьеда!
Пока не будет внутреннего рынка и адекватного инвестиционного климата, сюда никто не прийдет.
Ну а ЗАЗ сам себя похоронил. Собирать ведра разработанный в корее 30 лет назад и ни создать ничего своего за все этов ремя — такой автопром нужен Украине?
Если покупать новый электромобиль в салоне, разницу которую вы переплачиваете в сравнении с конкурентами с ДВС окупать прийдется лет 8-10.
Кто-то тут считает себя в праве решать за другого, что ему покупать или продавать, но такой ход мыслей — это совок, т.е. идиотизм.
Я считаю, что должна быть мегадоступная растаможка, чтобы КАЖДЫЙ КТО ХОЧЕТ купил себе авто доступно и без надрыва и займов, например, как в Литве.
Ещё был аргумент, что с ЗП 150-200$ нехер покупать машину. Но опять рассуждения далеки от здравого смысла и элементарной логики — ведь машина может стать источником дохода и средством производства. Больше машин — больше передвижений, больше активности, больше общения, etc, а в итоге рост ВВП и лучше дороги.
Что удручает, что это аргументы читателей минфина, я бы сказал, довольно зашоренные и не дальше своего носа, а другие противники доступных авто, кто смотрят тв — вообще неадекватны.
Кстати, про жёлтые Богданы — про их экологичность, безопасность и так далее — ни слова:)
Была легковушка — сидел в рамках города, ездил по асфальту в другие города, когда нужно было встретиться или доехать до отеля для отпуска.
Взял кроссовер, решил покорять бездорожье:
1) покупка оборудования и аксессуаров для этого дела;
2) увеличенный расход бензина просто сам по себе;
3) больше выездов на природу, за город, на горючку уже х2 минимум от легковушки;
4) больший пробег — чаще ТО на станциях техобслуживания;
5) больше возможности машины — езжу «в отпуск» в отдаленные уголки страны типа Олешковских песков, Кицевской пустыни, в Карпаты, естественно, заправляясь в этих регионах, кушая в их общепитах, ночуя в их отелях.
Чем не развитие экономики? Еще Генри Форд способствовал выходной субботе, чтобы людям было когда отдыхать и потреблять. А машина — один из вариантов куда и с помощью чего люди будут тратить деньги.
Давайте сделаем 300$ за 1 авто и евробляхи исчезнут как явление.
Только для автомобилей от 2010 года выпуска, в нормальном тех состоянии.
Но никому не нужны авто из европы за 6-8-10 тыс Евро. Покупают, в основном ведра начала 2000х, за 1000-2000 а потом топят на митингах про доступные авто.
Вы бы хотели ехать в такси в 20 летнем Гольфе дышащем на ладан? Я нет…
Как по мне Євро 4 должно быть разрешено, это машины с 2005 года выпуска примерно.
Или вы думаете, в Японии просто так автомобили через 5 лет эксплуатации спихивают?
Разрешить евро 4 для того чтобы убивать самих себя газами, в то время когда весь цивилизованный мир наоборот ужесточает нормы токсичности? Лично я не хочу дышать выхлопом, только потому, что кто то не в состоянии купить ничего новее 15 летнего ведра.
Про зажравшийся киев и автохлам — спрос убогих рождает предложение убогих.
Кто мешает отменить заказ, если тебе подают ржавый ланос? В любом областном центре есть службы такси, где за +20 грн к заказу приедет нормальная машина. Нравится ездить на ведрах — личное право каждого.
И Айфон 4 это вещь, не то что нынешние восьмерки и десятки, да?)
Пусть оно новое хоть 150 кусков стоило, оно новее с каждым годом не становится.
И за новое 80 «кусков зелени» выложил первый владелец. А сколько их было после него и как катали эти авто — большой вопрос.
Но для наших людей ведь понты дороже денег, не так ли? -)
Я уж лучше поезжу на пусть и б/у но на «вещи», которая кстати тогда делалась не на 5 лет, как сегодняшнее ***.
Не заработал на премиум машину — покупай то, что по карману. Зачем эти понты и прижки выше головы?
НКто и где сравнивал ланос с вольво, кроме Вас в посту выше? Может это таки Вы ни на чем другом не ездили, или пешеход? -)
Чисто для справки: 10 летный ХС90 стоит 16-18К. За эти деньги можно городской кроссовер купитиь новым в салоне. Ну или 2 ланоса. Ну вы ж это итак знаете… Или нет ?
Не заработал на премиум машину — покупай то, что по карману (с) Дык я и покупаю по карману, не у тебя же отбираю :) — только не новую. Ты сноб что ли? Еще раз при чем тут понты…
Чисто для справки: В ЕС ХС90 обошелся в 7 Евро, после растаможки будет 10 с хвостиком. Ну ка цены на кросовер с салона в студию!
Это с каких пор растаможка на минимум 2.4 л стоит 3 с хвостиком евро? Там одного акциза как минимум на 6К.
С учетом всех таможенных платежей, не меньше 15 тыс. евро
Цены с салона. На новые автомобили. Не на бляхе
Peugeot 2008 — 18К USD
Kia Stonic — 17K USD
Киа стоник, серьезно? Кроссовер разве что внешне…
Мощность, л.с. при об/мин: 100 при 6000
Крутящий момент, Нм при об/мин: 133 при 4000
кросовер который не едет :) с 1.4 движком.
Про пежо я промолчу, это мы уже прошли, спс больше не надо.
Читай внимательно, у меня просто вольво, не xc90! Nак что да, я не сноб точно. Но отрицать очевидное глупо.
Это как минимум новый автомобиль, законно оформленный, без подводных камней и с непропуканым сиденьем…
— Ви мабуть не водій. Гарна розгінна динаміка потрібна в першу чергу для міста. 12.6 сек — це буде «тошніловка» на світлофорах.
У вас тепер всі хто не газує зі світлофора менш ніж за 10 секунд не водії?)
Дивний критерій визначення водіїв у вас.
Нахіба мені потрібна розгінна динаміка зі світлофору, коли попереду їде Логан на 75 к.с.? І нащо мені динаміка до 100, в місті де ліміт 50?
Ви точно права не купували?
У дружини в авто 116 к.с. Інколи їзжу на її автомобілі — цього цілком достатньо для того, щоб комфортно відчувати себе у місті.
Коли мені доводилося пересідати на тугодумне авто, то поїздка містом супроводжувалася фоновим внутрішнім роздратуванням. Це при тому, що я не холєрик і не «гонщик».
Від LX570 до X5M.
В мене паспортна динаміка автомобіля — менше 7 секунд до 100. З власного досвіду, потенцал мотору в місті не використвоую більше ніж на 50-60%.
10-12 сек це цілком адекватна динамиіка для міського автомобіля. Для всього іншого існує гоночний трек…
Також у мене сумніви, що після практичного досвіду з шкіряним салоном преміум моделей, хтось буде рекомендувати текстиль від КІА.
Хоча можливо тут маємо справу з фактором менш чутливої індивідуальної психіки.
Більше 9-10 сек — це вже «тугодум». ІМХО звичайно.
Поки в мене є можливість їздити на Інфініті — я буду їздити. Я б не сказав що це прям преміум як LX чи X5, але наразі для мене оптимальний авто. Якщо встане вибір 10 річного преміуму чи нової кіа з текстилем — не задамуючись куплю нове авто простіше. І заплачу всі податки. Не люблю нічого ні за ким «доношувати».
З приводу динаміки — як вже казав, я рідко використовую більше половини потенціалу власного авто в місті, тому коли пересідаю на авто дружини, не відчуваю великого дискомфорту. З приводу того на чому сидіти — на шкірі чи тканині не маю жодних упереджень. Як на мене сегмент С SUV зараз наякращий вибір авто для сімейного «міського» авто.
Я думаю, для Вас не буде здивуванням, що 90% авто поряд з вами в потоці, за Вашими ж критеріями — «тугодуми». Тому куди витрачати ту надмірну динаміку, коли поряд всі валідолять?
Це, як ви кажете, моє ІМХО, що звичайно може не співпадати з Вашим…
Щодо шкіри та текстилю — це не про упередження чи понти, а про комфорт. Звісно все відносно. Але якщо практично вже знаєш різницю, то логічно обирати краще.
«Якщо встане вибір 10 річного преміуму чи нової кіа з текстилем — не задамуючись куплю нове авто простіше»
— так зазвичай думають новачки та ті, хто не мають досвіду кращого. Я б в рамках бюджету новенької КІА обрав би 7-річне авто від надійного виробника і акуратного власника, з кращою динамікою і комфортнішим салоном. На українських номерах.
Авто для мене не натільна білизна, тому комплексу «доношувати» не маю.
7 років це той термін, коли в розвинутих країнах авто або утлізують або продають в країни третього світу. Думаєте це просто так роблять?)
З нинішніми темпами розвитку технологій 7 років це дуже багато, особливо для авто індустрії.
Я, для себе, не бачу великих переваг семирічної Rav 4, наприклад, над тією ж новою Кіа.
Ну то таке. На колір і смак фломастери різні…
Поки в мене є можливість їздити на Інфініті — я буду їздити. " Вот он, снобизм. Уверен, таких как ты было не мало, когда Форд запустил конвеер и дал возможность иметь авто всем. «Я езжу на инфинити с 7сек до 100, но вам это не надо, ездите на жигулях и волгах если у вас ограниченный бюджет или ходите пешком — все лучше чем „донашивать“ за европейцами. А то что страна давно одевается в секондах это бред, пусть лучше новое одевают — но ходят пешком и не ездят на отдых к примеру. „
Вобщем ждем 8487, растамаживаемся и пусть снобов трясет. А потом, возможно через несколько лет, когда придет пора покупать новую инфинити, кто то поймет, что она стоит уже не 30000$ условных, а 25.
— так в тому й справа, що по факту при однаковій ціні нові автівки лоу класу виглядають більш відстало, ніж 7-річні з преміум чи бізнес класу.
За вартість KIA Stonic з базовою комплектацією як аналог можна купити 7-річний Countryman з повним фаршем, на фоні якого КІА технологічно виглядає відстало.
Або можна купити 7-річний RAV4, теж фул, але він буде більший і ніяк не гірший.
І головний прикол в тому, що після покупки Stonic втрачає в ціні більше, ніж 7-річні рав чи кантрімен :)
Те кто одеваеться в секонде не ездят на автомобилях. Даже на бляхах.
Новый кантрмен стоит порядка 45K. 7 летний — 15.
Условный Акцент — 12-13 новый и 8.5-9 б.у.
Даже в процентом соотносшении, математика не на стороне Мини.
Премиум сегмент всегда теряет в цене больше и быстрее (за исключением Тойоты — там ценообразование на б.у живет своей жизнью).
7-річний кантрімен в фул комплектації та стані близькому до ідеального коштує як новий Stonic в базовій комплектації. Маємо умовний паритет в ціні.
Коли пройде 3 роки, то обоє згаданих авто втратять в ціні, але вже 10-річний кантрімен буде коштувати дорожче 3-річного Stonic-а. Низька якість лоу-сегмента обумовлює коротший строк служби.
Покупать 7 летний премиум это лото для слабоумных. Он будет медленее терпять в цене, но будет катастрофически терять в качестве и требовать неевероятных вложений. Сомневаюсь, что все их потенциальные покупатели готовы инвестировать несколько тысяч долларов в авто ежегодно.
А когда настанет черед перебирать движок или подвеску — куда его погонят на сервис, в гаражи?
— тут у Вас суперечлива логіка. Закон ринку каже, що динаміки ціни та якості товару знаходяться в прямій залежності, а Ви зараз написали прямо протилежне.
В дійсності якісний товар втрачає в ціні повільніше саме по причині вищої якості, яка обумовлює набагато довший життєвий ресурс, ніж лоу сегмент.
Практика показує, що 3-річні дешеві корейці, французи чи інші тіпа шевролє ламаються набагато частіше, ніж 10-річні якісні японці та німці. І саме тому в такому порівнянні лоу-сегмент швидше втрачає в ціні — ринок тут найкращий суддя.
Можливо Ваше нерозуміння від того, що Ви в принципі не розглядаєте б/у варіанти і тому зовсім не в темі.
Вы на немцах, начиная года так с 2007 ездили каких то? Их не то что б.у, их новыми стремно покупать.
На личном примере и примере нескольких близких друзей могу вам рассказать, как автомобили от 40 до 90 тысяч евро по 5 раз в год бывают на сервисе по гарантии.
По поводу потери в цене — просто просмотрите любую БМВ Х5, мерседес GL и прочие аналоги, и посмотрите потерю в цене в сравнении с новой (в %) и какой нибудь киа соренто аналогичного возраста. Премиум потеряет в цене гораздо больше.
Как дальше ведет себя кривая цены при продаже — не скажу, автомобилями старше 7 лет никогда не владел и не интересовался…
Соренто — це вже не лоу-кост сегмент, тому тут трохи інші розклади. Якщо продовжувати логіку, то за ціну новенької Соренто в базовій комплектації для мене краще взяти наприклад 3-річний б/у Хайлендер в преміум комплектації.
Блажь для нищебродов и инструмент для дальнейшего вывода капиталов из страны в этом случае уже через Убер.
В Турции бляхеров на другой реестрации нет!
Нам конечно во многом далеко даже до Турции
# Турция следует за Аргентиной
«Турецкую лиру лихорадило. Над развивающимися рынками продолжали сгущаться тучи» — по макроэкономическим показателям Турция даст фору любой европейской стране. ВВП за 2017 год: +7.4%, госдолг: 28,31%. Причём заметим, развитие происходит за счёт малого и среднего бизнеса и его реальной составляющей экономики…
О чём можно говорить??? Автор, проснитесь и пойте.
А нас раскрадают, в Одессе отойдите от Аркадии — печаль-печаль. Город убитый, как и почти все города. Так это топ город юга, что про остальные города говорить?!
И первый шаг был сделан когда прекратили выпуск «славуты»
Вы это называете автопромом? Эта отрыжка преисподни пополам складывается при ударе на скорости 60. Про эко номры и прочие системы безопасности вообще не стоит говорить.
Его не похоронили, а спасли от агонии, перестав выпускать это днище.
Враки — критика есть, но законы не то что не проголосованы в первом чтении, они даже не выносились на голосование. Есть еще второе чтение, в котором можно договариваться в тарифах. Так что тут на лицо не желание решать проблему вообще.
:)