Multi от Минфин
(8,9K+)
Установить
українська
ВХОД
Вернуться
7 апреля 2025, 12:10 Читати українською

Трамп не остановится, а кризис становится неотвратимым

Распродажа рынков, которая состоялась на прошлой неделе, может быть только началом углубления кризиса, ведь Трамп не планирует останавливать свою экономическую политику. Почему такие действия Трампа радуют путина и Си Цзиньпина, рассуждает инвестиционный банкир Сергей Фурса.

Может ли не произойти глобальный кризис?

На самом деле, да. Даже несмотря на масштабное падение фондовых рынков. Это падение произошло на фоне очень дорогих рынков, но пузыри еще не лопнули. Собственно, пока рынки просто изменили направление и направляются вниз. Спускаются с исторических максимумов, которые в последние годы постоянно обновлялись. Поэтому, кстати, нужно более осторожно относиться к сообщениям «самые большие потери в истории», потому что их считают в абсолютных, а не относительных цифрах. А поскольку все никогда не было так дорого, как сейчас, то и любое падение сразу кажется значительным в абсолютных цифрах.

Но пока падения не рекордные. Пока. Хотя и очень большие. Падение ключевого индекса рынков США на 11% за два дня — это очень незаурядное событие.

Что должно произойти, чтобы ситуация исправилась? — Чудо.

Почему чудо? Потому что нужно, чтобы разрушительная политика сменилась на адекватную. Для этого нужно в первую очередь остановить торговую войну. Но кто ее остановит? Трамп, уверенный в собственной гениальности? Которому как раз и поют на ушко россияне, что он все делает правильно, что протесты против него — это все коварные враги. Страшный deep state задумал цветную революцию в США, и только мудрый Трамп может остановить это. Или Трамп, которого китайцы берут на слабо, эскалируя торговую войну? И Трамп не будет слышать обратных сигналов. Тем более, что пока против Трампа протестуют те люди, которые голосовали против Трампа. Не повод для него реагировать.

А когда будут последствия? Во-первых, Трамп почему-то уверен, что последствий не будет. А во-вторых, тогда будет поздно. Когда все не МАГА-избиратели Трампа офигеют от экономических последствий его действий, будет поздно. Ну, а МАГА всегда будут верить в своего мессию.

Парадокс и в том, что Трамп усугубляет болезнь, которая сделала возможным выбор популиста в США. В США очень много недовольных людей, уровень жизни которых упал за последние десятилетия. И Трамп говорит, что во всем виноваты китайцы, забравшие рабочие места, глобалисты и, конечно, Байден. То есть проблема извне. И бороться нужно с этим страшным врагом.

Но если бы в США все было плохо и внешние враги забрали какие-то рабочие места, то в США должна была бы быть сумасшедшая безработица. Но ее нет. Трамп пришел к власти на фоне полной занятости. То есть безработицы почти нет. И это еще на фоне масштабной миграции. А мигранты ведь тоже не могут не работать. Потому что им есть нужно что-то.

Так кто же украл так рабочие места из США, если безработицы при этом нет? То есть американцы работают. У них есть работа. То есть нет смысла затягивать такой ценой еще какие-то производства в США, если ваша цель — просто создание рабочих мест.

А что же изменилось? — Неравенство. В США значительно выросло неравенство. Что и чувствует когда-то очень богатый и большой средний класс. То есть и бороться нужно с неравенством. А что делает Трамп? Он его усиливает, снова уменьшая налоговую нагрузку на самых богатых. Бинго. И снова много недовольных. И снова запрос на популизм.

В результате абсолютно деструктивные шаги Трампа по разрушению собственных союзов, дискредитации США, как торгового партнера, росту неопределенности в собственной экономике, подпитке инфляции и провоцированию рецессии. Да еще и подрыв доверия к доллару. Как к резервной валюте. Основы могущества экономики США в последние 70 лет.

Короче, это все выглядит, как счастливый лотерейный билет для Си. Для этого он эскалирует торговую войну. А россияне, конечно, радуются, что США самозакапываются. И гладят эго президента США.

Будет ли Си деэскалировать? — Нет. Зачем. Да, китайская экономика будет страдать. Но в Китае нет демократии. И экономическая логика вторична на фоне противостояния с США. Как Трамп спасает путина от позора, так он возвращает Си к большой игре. И это после того, как китайская экономика прошла свой пик, демография кричит о кризисе, а деньги стали убегать из Китая в Индию и другие страны. Подарок судьбы.

Читайте также: Почему под санкции Трампа не попала россия

Следовательно, Трамп не остановится. Продолжит хаос. Будет атаковать ФРС, подрывая доверие и здесь. Делая кризис неотвратимым. Такие себе перспективы. И только где-то сидит и улыбается один Си и один путин…

Комментарии - 30

+
+13
neverice
neverice
7 апреля 2025, 13:31
#
Не варто ще забувати про ЄС. Він собі завжди сидів на другорядних ролях, не сильно приймаючи участь у геополітичних іграх. Але він має сильні інститути, доволі потужну економіку і ринок. Тож, ЄС може стати полюсом тяжіння та опорою стабільності. Куди перетечуть інвестиції з США. Якщо, звісно, правильно реформується, щоб уникнути впливу різних Орбанів.
На додачу — ЄС має великий плюс — економіки різних рівнів, що дозволяє неслабо так заробляти на внутрішньому полі інвестицій та робочої сили.
+
+22
san4os
san4os
7 апреля 2025, 13:43
#
Пора Німеччині забирати свої 1200 тон золота зі сховищ в США…
+
+27
Dmitrik7
Dmitrik7
7 апреля 2025, 13:55
#
И намазывать на хлеб? золоте бесполезный метал если его не обменивать на доллары.
+
+52
san4os
san4os
7 апреля 2025, 17:03
#
Німеччина голодає? Не мають що на хліб намазати?
У Європі золото можна і на євро обміняти, і покласти норвежську сільодку на український хліб…

Я помню часи, коли унція золота коштувала біля 300 баксів. 5р Миколи другого — 38дол. була ціна. Зараз унція 3000 баксів. Якщо так і далі піде, то долар стане безполезний…
+
+60
Kanarej
Kanarej
7 апреля 2025, 20:11
#
В ЄС проблема не в Орбані, а в зарегульованості, забюрократизованості і високих податках, які не дають можливості ефективно та швидко розвивати бізнес, і накладають багато обмежень. А популізм і зелена повістка, та неспроможність приймати жорсткі рішення — взагалі ставлять на всьому хрест. Тому може якісь інвестиції і будуть на початковому етапі, але в дуже обмежених об'ємах. Європа вже давно відстає від Штатів, а зараз вони відстануть ще більше. Якщо в 2008-му ВВП ЄС був більший за США (16.2 трлн доларів проти 14.7), то в 2022-му США — 25 трлн, а ЄС разом з Великобританією менше 20.
+
+35
Dmitrik7
Dmitrik7
7 апреля 2025, 13:44
#
Европе кранты. мигранты ее добьют)
+
0
juular
juular
7 апреля 2025, 14:00
#
1000% туда ей и дорога
+
+30
yarg
yarg
7 апреля 2025, 19:58
#
Да. русских оттуда пора выгонять. *** всю европу…
+
+43
Ranet
Ranet
7 апреля 2025, 14:11
#
Похоже на скрип половицы deep state, когда по ней прошлись ногами.
+
+15
bonv
bonv
7 апреля 2025, 15:21
#
Все на ринках в червоному кольорі…
+
+118
godvinik
godvinik
7 апреля 2025, 17:25
#
ІКСпєрт, чому це має бути довподоби путіну, якщо ціна на нафту падає
чому це довподоби ксі якщо китайське барахло в штатах менше будуть купувати
+
+75
Kanarej
Kanarej
7 апреля 2025, 20:00
#
Просто коли людина і його керівництво зав’язані на демократів, і є фінансовими спекулянтами, то язик ніколи не повернеться сказати щось добре про Трампа, який виступає за реальний сектор і підтримує ЗАРОБЛЯННЯ грошей, а не ренту з повітря :)
+
+15
busypit
busypit
8 апреля 2025, 17:10
#
Фурса завязан на демократов США чуть меньше чем такой производственник, друг и соратник тромба, илон маск. Который в свою очередь тоже, «почему-то» подох…ел от такой «помощи произаодственникам». Хотя, возможно вы и правы, глядишь уже завтра откроет уйму фабрик в США, на которых счастливые американские швеи за 600−1000 долларов в месяц по 12 часов в день 25−28 дней в неделю будут гребсти бабки, вместо «ренты с воздуха».
+
0
san4os
san4os
9 апреля 2025, 10:34
#
Уйму фабрик — в Україні відкриють. Счасливі укранські швеї по 400дол в місяць будуть гребти бабки, а в США з України 10% налог.
Скоро взуємо америку в житомирські шкарпетки і взуття Кадар.
+
+30
yarg
yarg
9 апреля 2025, 14:55
#
Ага. знайдіть їх на нищенські 400 доларів , якщо в німеччині їм заплатять 2000 євро.
ну і - налог вони гребуть не з іноземних держав , а з своїх громадян.
джинси пошиті у Вєетнамі коштували 40 доларів , а будуть — 55. ці 15 доларів трампу заплатять не вьєтнамці , а американські споживачі.
+
0
Kanarej
Kanarej
9 апреля 2025, 16:57
#
Зате вищі ціни на імпорт стимулюватимуть внутрішнє виробництво, яке стане тоді рентабельним. Крім того, враховуючи високий рівень автоматизації сучасного виробництва, і потенційне (заплановане в межах програми Трампа) зниження податків в самих Штатах — собівартість внутрішнього виробництва буде не так сильно і вища, а отже ціна товару в магазині можливо і нижча за імпорт, а доходи населення (після оподаткування) збільшуватимуться.
В ЄС, та й в нас теж так само є мита на імпорт, і ніхто не бухтить. А в США мита на імпорт були найнижчі в світі, а імпорті товари дуже дешеві. Тепер ситуація зміниться.
+
0
san4os
san4os
9 апреля 2025, 17:13
#
Yarg, ну вчителів же десь находять на з/п 250 доларів, то чому швачок не знайти на 400?
+
0
Kanarej
Kanarej
9 апреля 2025, 19:59
#
Бо швачці набагато простіше виїхати на роботу по профілю в Європу, ніж вчительці ;)
Але проблема ще й в тому, що це досить важка ручна робота, не дуже добре оплачувана, і на неї зараз молодь не дуже й хоче йти. Тому швачок зараз знайти набагато важче ніж колись, особливо нормальних.
+
+30
yarg
yarg
9 апреля 2025, 23:13
#
Бо нашого вчителя не візьмуть на роботу нікуди ,крім нашої школи. А швачці - все одно і якій країні працювати. Машинка і тканина — однакові.
+
0
teroborona2
teroborona2
14 апреля 2025, 0:59
#
Собівартість левайс 10баксів, ще 10 націнка фабрики, усе інше — доставка, маркетинг і оренда з зп
+
0
busypit
busypit
8 апреля 2025, 17:17
#
Правда не заметили, что путин воюет не с Украиной, а с НАТО, с США, воюет за новое мироустройство? Адольф путлер просто рукоплещет рыжему клоуну, разваливающему собственными руками всю ту систему, которую десятилетиями выстраивали США. Насколько, по-вашему, американцы станут меньше потреблять тех же АйФонов? Слишком незначительный урон в сравненти с теми бонусами, что тромб подарил основному своему опоненту (о бонусах смотри статью)
+
+45
Kanarej
Kanarej
8 апреля 2025, 21:19
#
«которую десятилетиями выстраивали США» — и которая подняла и Китай и Россию, тогда как США вместе с ЕС вплотную подошли к краху. Промышленность — значительная часть уничтожена, компетенции во многих отраслях тоже утеряны и нужно начинать с практически нуля. Зависмость от внешних игроков, в первую очередь Китая — просто катастрофическая. Поинтересуйтесь, какой дефицит бюджета в США был в последние годы. А потом расскажите кто клоун. Кризис практически не прекращался с 2008-го года, его удавалось оттянуть только заливая свежими деньгами. Попутно разгоняя инфляцию, и чтобы с ней как-то справиться — поднимая учетную ставку. Из-за чего проценты по госдолгу существенно вросли, и сам долг тоже нарастает как снежный ком.А это все более нарастающие платежи по долгу, которые уже сравнимы со всем огромным военным бюджетом США. Из этого тупика нет хорошего выхода, потому что проблемы копились десятилетиями. И немного более дорогие айфоны — не слишком высокая цена. Будет еще хуже. По любому должно было быть хуже. И лучше, кризис начинается в принудительно-управляемом ключе, чем когда он неожиданно падает на голову. Трамп еще во время выборов говорил, что он будет делать. Все отвыкли, что политики выполняют предвыборные обещания, и решили что это просто ля-ля сумасбродного деда? Ну тогда ваши проблемы.

По поводу Путина — чему он рукоплещет? Низким ценам на нефть, которые сейчас ударят по нему сильнее чем все уже введенные санкции вместе взятые?
+
0
busypit
busypit
8 апреля 2025, 23:44
#
Настолько разрушили промышленность, что теперь чуть ли не с нуля будут учиться шить кроссовки? и правильно, зачем им спутники, зачем хай-тек. Смешно.
+
+60
Kanarej
Kanarej
9 апреля 2025, 0:20
#
Да, а автомобильная промышленность — это крутить гайки и вручную все собирать, помогая себе кувалдой где что-то не сходится или не влазит. Так по Вашему? Учитывая повсеместную роботизацию — низкоквалифицированный ручной труд нужен все меньше. Или кроссовки, которые где-то в подвальчике вручную шьют китайцы или вьетнамцы — это Ваш предел представлений о промышленности? Открою маленький секрет, китайцы уже давно сами не горят желанием заниматься дешевой ручной работой, и их труд уже давно совсем не дешевый, а по уровню роботизации они на данный момент № 1 в мире, далеко обходя и Японию, и США, и много кого еще. И как производство потребительских товаров противоречит спутникам и хайтеку? Китайцы, которые еще 20-30 лет назад были нищими и их промышленность была в основном ручным производством дешевого ширпотреба — теперь не то что спутники запускают сами, но и вполне успешно аппараты на Луну и к Марсу. Но вижу, логика не Ваш конек, так что не Вам судить о моем уровне, о своем лучше думайте.
+
0
teroborona2
teroborona2
14 апреля 2025, 1:10
#
Выход простой: больше доить богатых, которые начнут доить бедных, и все вместе начнуть работать дешевле, покрывая долг, а то как-то слишком хорошо жить стали: дома размером как стадион, которые нужно очень дорого обслуживать, яхты, острова. Зачем одному столько? Перераспределить в сторону бедных, они и начнут все больше стимулировать: различные отрасли начнут расти и приносить в казну деньги, а не только айфоны. Китай так и поднялся. Теперь США не знает, что с ними делать. Жадность одних порождает проблемы целых государств сплошь и рядом. Почему Е С сильна? Там нет Масков, Гейтсов, Рокфеллеров, которые управляют страной и покупают людям пост президента.
+
0
Kanarej
Kanarej
14 апреля 2025, 3:06
#
Неправильный подход. Перераспределять в сторону бедных — это путь в никуда, и мы это видим. Уже выросли целые династии сидящих на пособиях. Нужно перераспределять в сторону тех, кто работает.
А Китай вообще не занимался перераспределением в сторону бедных. Там своя политика партии. Китай поднялся на том что стал мировой фабрикой. И за счет большого перекоса в торговом балансе постепенно разбогател и набрался сил. Настолько, что начал бросать вызов США уже даже не только в экономике. А американцы это проспали и только сейчас вспохватились, но теперь это будет стоить им оччень дорого. И боюсь не только им. Мы сейчас в том числе платим за их долгий и безмятежный сон.
«Почему Е С сильна» — в каком месте ЕС сильны? Они не только отстали от США, но и уступили вторую строчку Китаю. И Индия уже дышит в затылок. Они слабы, по-прежнему раздроблены внутри, и все больше теряют позиции. И как бы им вообще не развалиться в скором времени. Их бюрократия очень медлительна, они очень зарегулированы, налоговые системы не поощряют рост и развитие, а скорее ограничивает их — поэтому у них нет Масков и Гейтсов. И не будет, если кардинально не реформируются и не перестроят систему под рост и развитие вместо пререкоса в социализм, который их медленно убивает. Что у них есть, так это потомственные магнаты, которые строят свои корпорации десятки или сотни уже лет. А малому-среднему бизнесу, стартапам в ЕС пробиться в высшую лигу почти нереально. Потому они в основном едут в США и там доби
+
0
Kanarej
Kanarej
14 апреля 2025, 3:12
#
Потому они в основном едут в США и там добиваются успеха (обрезало конец почему-то)
+
0
Pablito
Pablito
7 апреля 2025, 19:46
#
Трамп погрожує Китаю запровадженням додаткових 50% тарифів та зупинку всіх перемовин

Від завтра.

Тобто дуркО ще прискорить руйнування світової економіки.
+
+30
KingSalmon
KingSalmon
9 апреля 2025, 18:59
#
Якщо абстрагуватись від методів, які використовує Трамп та його команда, то що ключове в цьому контексті для України?
У нас є головний ворог — рф, доходи якої формує продаж нафти.
У нас є другорядний ворог — Китай, який хоч і не афішує, але ж допомагає рф.
ТОМУ, якщо дії Трампа призводитимуть до зниження цін на нафту — це величезний удар для рф, що для нас, звісно, добре. Які б вони не здавались могутніми, але їх економіка не сталева і низька ціна на нафту суттєво їх обмежує.
Ну і Китай, чим більше у нього економічних проблем, в тому числі через трампівські мита — тим менше їм захочеться влазити в різні авантюри та ще й спасати рф.

Тому бажаємо Трампу та саудитам тримати якщо не роками, то місяцями ціну на нафту в районі 50 доларів за барель.
Все інше зроблять ЗСУ та наші європейські партнери.

Make russia small again
+
0
Kanarej
Kanarej
9 апреля 2025, 20:04
#
Нарешті здорова думка, а то кругом самі істерики, одна зарада, як завжди :) І Трамп — агент Путіна :)
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться