Чем опасно новое налогообложение с цифровых платформ, кто за него заплатит и что вместо этого стоило сделать налоговикам, «Минфину» рассказал вице-президент ICC Ukraine Дмитрий Алексеенко.
Налогообложение цифровых платформ: к чему готовиться продавцам и покупателям
29 апреля правительство одобрило проект изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы, которыми внедряется международный автоматический обмен информацией о доходах, полученных через цифровые платформы. Данный законопроект предусматривает имплементацию в украинское законодательство директивы ЕС DAC7, действующую в Европейском Союзе с 1 января 2023 года.
Подробный анализ текста законопроекта раскрывает масштабную трансформацию системы налогообложения украинской цифровой экономики. Согласно документу, подотчетные операторы платформ (как резиденты, так и нерезиденты) обязуются собирать, проверять и передавать в налоговые органы информацию о доходах продавцов, осуществляющих деятельность через их платформы.
Законодательные изменения направлены на повышение прозрачности налоговой системы и увеличение поступлений в государственный бюджет.
Основные положения:
- установление льготной ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 5% для пользователей цифровых платформ вместо 18%,
- возложение обязанностей налогового агента на операторов платформ,
- требование иметь специальный счет для осуществления отчетной деятельности.
Кто на самом деле заплатит за эти изменения
Следует упомянуть историю с так называемым «налогом Google», когда в июне 2021 года Украина ввела НДС для иностранных компаний, предоставляющих электронные услуги украинским потребителям. Последствия были предсказуемы: большинство цифровых платформ просто перенесли этот налог на потребителей, повысив цены на свои услуги.
Netflix поднял стоимость подписки на 20%, Apple повысила цены в App Store, Google сделала то же самое для своих услуг. Фактически «налог Google» платят не международные корпорации, а обычные украинцы.
По этой же логике можно предположить, что внедрение новых налоговых механизмов для цифровых платформ приведет к аналогичному результату. Цифровые платформы переведут дополнительную налоговую нагрузку на своих пользователей через повышение комиссии за услуги, введение дополнительных сборов для продавцов или увеличение минимальной стоимости услуг.
Продавцы товаров и услуг, в свою очередь, компенсируют рост издержек повышением цен для конечного потребителя. Таким образом, «льготная» ставка в 5% + военный сбор превратится в дополнительное бремя для потребителей.
Скрытые детали
Законопроект содержит ряд положений, которые остаются без внимания публичных обсуждений, но будут оказывать существенное влияние на функционирование цифровых платформ и их пользователей.
Налоговым органам предоставляются беспрецедентные полномочия по доступу к банковской информации подотчетных продавцов. Государственная налоговая служба получит право запрашивать у банков подробную информацию об операциях по счетам подотчетных продавцов, в том числе сведения о зачислении средств на счета, назначении платежа, идентификационных данных и номерах счетов контрагентов.
За непредставление отчета о доходах подотчетных продавцов устанавливается штраф в размере 100 минимальных заработных плат. Учитывая постоянный рост минимальной заработной платы, эта сумма может стать критической для малых и средних операторов платформ.
Подотчетные операторы платформы обязаны хранить все документы, записи и данные о продавцах в течение 1825 дней (5 лет), что создает существенную административную нагрузку. Особенно это касается операторов, которые работают с большим количеством небольших продавцов или имеют ограниченные ресурсы для развития технической инфраструктуры.
Операторов платформ также обязывают прекращать деловые отношения с продавцами, которые не предоставляют необходимую информацию в течение 60 календарных дней. Это может привести к потере части продавцов, которые по разным причинам не могут или не желают предоставлять полную информацию о себе.
Кроме того, создание необходимой административной и ИТ-инфраструктуры, обеспечение конфиденциальности и защиты данных, как требуют международные стандарты, требует значительных ресурсов. В условиях военного положения и бюджетных ограничений возникает вопрос о приоритетности таких инвестиций.
Более того, из-за дополнительной административной нагрузки часть мелких продавцов может отказаться от использования цифровых платформ или вообще прекратить деятельность.
Читайте также: Для продавцов на OLX, Prom и Rozetka введут налог. Кабмин принял законопроект
Какие могут быть альтернативы
Вместо механического копирования европейского опыта Украине следовало бы разработать собственную модель налогообложения цифровых платформ, которая учитывает:
Прогрессивную шкалу налогообложения — по которой больше платят те, кто зарабатывает больше. К примеру, можно было бы установить нулевую ставку для доходов до определенного порога (например, 150 тыс. грн в год), 3% — для доходов до 500 тыс. грн. грн, и 5% для более высоких доходов.
Налоговые льготы для стартапов и новичков — специальные условия для тех, кто только начинает деятельность через цифровые платформы, что будет способствовать развитию цифровой экономики и созданию новых рабочих мест.
Поэтапное внедрение — сначала ввести добровольную регистрацию с налоговыми льготами, а затем переходить к обязательному режиму.
В условиях войны и экономического кризиса преждевременная имплементация европейских стандартов налогообложения без учета украинских реалий может стать дополнительным бременем для и без того истощенной экономики.
Возможно, целесообразнее было бы отложить такие изменения до лучших времен или хотя бы ввести длительный переходный период, позволяющий бизнесу и потребителям адаптироваться к новым требованиям. В то же время, стоит отметить, что при надлежащей имплементации и с учетом особенностей украинского рынка, система может стать катализатором формализации цифровой экономики и способствовать ее дальнейшему развитию.
Комментарии - 40
Без податків без зарплати залишились вчителька твої дітей, лікарка твої дітей.
Без податків дорога біля твого дома залишилась без ремонта.
Це так працює.
Замість тебе твоїм батькам пенсію плачу я, а на додачу ти мені ще розповідаєш що треба підписати капітуляцію перед Росією.
«Мои родители на пенсию платили…»
В Украине солидарная пенсионная система, а не накопительная,
и поэтому, ваши родители платили взносы в ПФУ для содержания
пенсионеров, а когда сами вышли на пенсию — их пенсионное обеспечение должны оплачивать все работающие плательщики ЕСВ.
«я не жду подачу от государства…»
Когда тебе исполниться 60+ - как миленький пойдёшь в ПФУ
интересоваться возможностью получения пенсии и её размером…
«из-за политики компании приходится
часть зп получать вбелую»
И зачем тогда публично врать — «я не жду подачу от государства.»
Ждёте и даже надеетесь, что ваша пенсия будет больше, чем сами платили ЕСВ в ПФУ в своё время…
«пенсия от государства будет естественно
меньше чем уплаченные налоги»
Не поленись сравнить размер ЕСВ, который
платят ФОПы в ПФУ с размером минимальной
пенсии, и не пиши отфонарщину.
Кстати, не стоит НДФЛ и ВС каким-то
боком приплетать к будущей пенсии.
К пенсии имеет отношение только ЕСВ.
А игры с категориями налогов меня не волнуют, да и чисто ЕСВ с белой зарплаты у меня больше чем минимальная пенсия.
Минимальная пенсия на сегодня 3200 грн, но только если есть стаж 35 лет для мужчин или 30 лет для женщин.
Как ФОП я на сегодня плачу 1760 грн ЕСВ, и это потянет как раз на минимальную пенсию. Только вот плачу я ЕСВ уже лет 25 (причем были периоды и полноценной зарплаты без ФОП, хотя в основном все же ФОП), еще буду платить до пенсии 11 лет, если не уеду отсюда раньше. А учитывая, что средняя продолжительность жизни мужчин в Украине не превышает 65 лет, ну допустим до 70 доживу, то пенсия будет платиться 5, ну 10 лет. Это если еще пенсионный возраст не поднимут. Вот и считайте. Может ЕСВ и немного больше половины пенсии, но платится ЕСВ в несколько раз дольше. Так что будет больше? Уплаченная сумма и полученная пенсия? Я уже не говорю о том, что дополнительно родителям к их пенсии добавляю в несколько раз больше чем ЕСВ плачу. Так как на эту пенсию только нищенствовать, хотя они, между прочим, всю жизнь проработали и получали полностью белую зарплату без всяких ФОПов, а соответственно и ЕСВ платился ими в полной мере.
Кстати добавлю, у нас ведь не только ЕСВ платится в пенсионный фонд. Постоянно насчитывается 7.5% с услуг мобильной связи, при покупке автомобилей есть приличный налог в пенсионный фон, от 3 до 5% цены машины идет в пенсионный. Налог при покупке недвижимости, налог с ювелирки и т. д. Так что не только ЕСВ платим в пенсионный фонд. Но и ряд дополнительных налогов, которые не всегда замечаем, потому что они могут быть заложены в цену.
«Минимальная пенсия на сегодня 3200 грн»
«Как ФОП я на сегодня плачу 1760 грн ЕСВ»
Как писал ранее, даже на минимальную пенсию
твоих отчислений ЕСВ недостаточно.
Из своего стажа вычти ~5 лет обучения в ВУЗе,
остаток раздели пополам и получишь срок жизни
на пенсии, который формально оплатил ранее.
А дальше, как карта ляжет…
«у нас ведь не только ЕСВ платится в пенсионный фонд»
Как писал ранее, ПФУ заниматся не только выплатой пенсий,
но осуществлет и другие социально значимые выплаты:
— субсидии,
— больничные,
— декретные,
— страховые выплаты.
С 1 июля 2025 года ПФУ будет осуществлять выплату
государственной социальной помощи лицам,
не имеющим права на пенсию:
— лицам с инвалидностью,
— детям с инвалидностью.
А все эти выплаты надо не только администрировать,
а значит платить зарплату штатным сотрудникам,
но также и финансировать…
То что я написал — обосновывает то, что и ФОП с ЕСВ от минималки заплатит значительно больше, чем получит от пенсионного фонда. Если вообще получит.
«маловероятно, что я до 80 проживу»
Не стоит заранее загадывать, конечно
если заранее не планируете суицид…
Такие вопросы не
в моей компетенции…
Обращайтесь к депутатам,
за которых голосовали…
Ця «пільгова» ставка є і зараз, бо вона не є пільговою. Рівень експерта видно відразу — дніщенський
Цифровые платформы переведут дополнительную налоговую нагрузку на своих пользователей через повышение комиссии за услуги, введение дополнительных сборов для продавцов или увеличение минимальной стоимости услуг.
Цей податок платять НЕ платформи. Тому вони нічого ні на кого перекласти не можуть.
Ця шкала вже є у вигляді ФОП2 та ФОП3
Етап добровільно декларування триває вже 33 роки.
зростання витрат підвищенням цін для кінцевого споживача»
Звісно, що вживані товари на ОЛХ — ніякий не єксклюзив,
а при підвищенні цін частина покупців піде купувати до
магазинів та речових ринків…
українців зафіксувала 1,4 мільйона транзакцій на 1,6 млрд грн.
Під нагляд потрапили 11 тисяч осіб, які отримали понад 50 переказів з початку року.
За цей період на одну людину припало в середньому 127 переказів. Проте в окремих випадках кількість операцій на одного одержувача досягала кількох сотень. Середній чек таких транзакцій склав 1142 грн.
з 1 березня ДПС завдяки доступу до Системи обліку даних РРО розпочала активний моніторинг грошових переказів на банківські рахунки українців, які здійснюють онлайн-продажі товарів.
Це дозволяє автоматично виявляти осіб, які систематично отримують кошти,
але не зареєстровані як підприємці або не використовують касову техніку.
P. S. А на форумі скиглять про разовий продаж вживаних дитячих
речей на 127 переказів за 4 місяці з середнім чеком на 1,142 тис грн.
«я не понимаю с какого я должен со своей
белой ЗП оплачивать пенсии силовиков»
Оплатите хотя-бы пенсии своим родителям…
Кстати, именно силовики сейчас защищают вас
и ваше имущество от российской армии…
Все, кто старше 60 лет, имеют полное право сидеть дома, ведь они не попадают под мобилизацию по возрасту.
Публичные напоминания о необходимости соблюдения действующего законодательства не являются правонарушением…
От того, что силовики уходят на пенсию раньше 60 — это не значит,
что все они не доживают до 60 лет.
«силовик возрастом 45 лет будет сидеть
на пенсии прикрытый от мобилизации»
Кому было 45 в 2014 — сейчас уже 56.
Кому было 45 в 2019 — сейчас уже 51.
Кому было 45 в 2024 — сейчас уже 46.
Все, кто младше 50 ничем и никем
не прикрыты от мобилизации, даже
если сидят на пенсии…
01.05.2025 Направлено на розгляд Комітету
Номер, дата реєстрації: № 13232 від 30.04.2025
https://itd.rada.gov.ua/billinfo/Bills/Card/56316
Тим, що збільшиться база оподаткування та зменьшиться
кількість осіб, що приховують свої доходи від податкової…
«Замість механічного копіювання європейського досвіду...»
Звісно, що декому європейський досвід дуже муляє, але Україна йде в Европу,
тому й імплементує європейський досвід в своє законодавство.