Украинский страховой рынок должен приблизиться к стандартам ЕС, считает первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова. Что планирует регулятор в этом направлении уже в начале следующего года, она рассказала ЭП. «Минфин» выбрал главное.
В НБУ рассказали о новых правилах автогражданки и других изменениях на страховом рынке
Наш рынок страхования недоразвит. Об этом свидетельствует показатель проникновения услуг страхования в экономику (Insurance Penetration ratio), который является соотношением объема привлеченных страховщиками премий к ВВП. В Украине этот показатель составляет всего 0,7%, в Польше — 2,3% ВВП.
Почему в Украине нет культуры добровольного страхования
Ключевая причина таких показателей — отсутствие в Украине, в широком понимании, культуры добровольного страхования. Причин несколько:
1. Ментальное советское наследие в форме бесплатного лечения, государственных программ страхования и систем субсидий. В результате сформировалась привычка, в случае непредвиденных ситуаций, полагаться исключительно на государство.
2. Экономические факторы. Многие десятилетия экономика находилась в состоянии перманентной турбулентности, непрогнозируемой инфляции, непрозрачного курсообразования и нестабильной банковской системы. Поэтому самым лучшим способом отложить деньги на черный день было не страхование, а покупка валюты.
3. Недоверие к страховым компаниям, которое сформировалось из-за непрозрачности рынка, многочисленных случаев нарушения прав потребителей и даже мошенничества, факты привлечения страховщиков к схемам по уклонению от уплаты налогов.
Конечно, на рынке достаточно финансово устойчивых компаний, которые оказывают качественные услуги. Однако конкуренцию им создают недобросовестные игроки, которые уклоняются от выполнения своих обязательств и искажают восприятие рынка потребителями.
Развитие общества, отход от советской практики, макрофинансовая стабильность и предсказуемость экономики создали основу для развития страхового рынка. В то же время сам рынок нуждался в коренном изменении правил игры.
Как работают страховщики и сколько их сейчас
1 июля 2020 года, когда Национальный банк стал регулятором страхового рынка, на нем работали 215 страховых компаний. За четыре года количество игроков сократилось в два раза в основном из-за добровольного выхода компаний с рынка.
При этом объем активов этого сегмента, несмотря на ковидный кризис и большую войну, не снизился, а повысился. С июля 2020 года по июль 2024 года страховщики нарастили активы на 9,2% (данные регуляторной отчетности отражают объемы активов и обязательств страховщика с отражением объемов отдельных составляющих по пруденциальным требованиям, прежде всего резервов).
Объем валовых премий в сфере страхования жизни во втором квартале 2024 года превысил аналогичный показатель за второй квартал 2020 года на 25%, в сфере рискового страхования — на 35%.
В первом полугодии 2024 года страховщики жизни и рисковые страховщики были прибыльными и прибыль в обоих сегментах выросла, по сравнению с первым полугодием 2023 года.
В первом полугодии 34 компании нарушали хотя бы одно требование НБУ: к капиталу платежеспособности (SCR) и минимальному капиталу (MCR). Однако две трети нарушителей соответствующих нормативов уже предоставили НБУ планы возобновления деятельности и/или финансирования и в дальнейшем будут работать над их выполнением.
Читайте также: Бизнес улучшил оценки деловой активности, но ожидает роста инфляции и девальвации гривны — опрос НБУ
Как на перемены повлияла война
Страховщики попали в особый фокус внимания, поскольку работают с деньгами физлиц и бизнеса. Несовершенное регулирование не согласовывалось с принципами страхового надзора (Insurance Core Principles) Международной ассоциации наблюдателей за рынком страхования (IAIS) и евросоюзовским законодательством Solvency.
НБУ инициировал изменение этих правил и базового законодательства, чтобы постепенно имплементировать требования законодательства ЕС, дать импульс гармоничному развитию рынка и восполнить пробелы в регулировании. Каждая наша новая регуляция стала ответом на проблемы рынка.
Страховщики постепенно выполняли обновленные требования, но в условиях военного положения пришлось взять паузу. Мы предоставили ряд регуляторных послаблений, чтобы поддержать рынок. В частности, не применяли меры воздействия за несоблюдение нормативов из-за военных действий и продлили сроки для приведения деятельности в соответствие с новыми требованиями.
Сейчас процесс имплементации евросоюзовских норм возобновлен. С 2024 года начали действовать законы «О финансовых услугах и финансовых компаниях» и «О страховании», разработанные с участием Нацбанка. В ключевые новации входят необходимость раскрытия информации по аналогии с банками, риск-ориентированный подход, требования к платежеспособности
Впереди изменения в ОСАГО и увеличение сумм возмещений
Важное новшество, которое должно приблизить страховой рынок к евросоюзовским стандартам, — закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», который вступит в силу с января 2025 года. Он также разработан с участием НБУ и предусматривает:
- переход на электронный формат договоров ОСАГО с регистрацией в единой централизованной базе;
- отмена коэффициента износа и введение принципа, что страховщик должен обеспечить приведение автомобиля к состоянию до ДТП;
- введение прямого урегулирования ущерба или возможности потерпевшего обратиться за выплатой к своему страховщику;
- ограничение предельного срока решения о страховой выплате 90 днями;
- право страховщика определять «справедливую цену» полиса, учитывая персональную историю страхователя;
- отмена ограничения максимальной суммы страхового возмещения по европротоколу;
- постепенное повышение максимальных размеров страхового возмещения.
Следующий этап — завершение внедрения новых требований к платежеспособности и техническим резервам страховщиков, в соответствии с директивой Solvency II. Для имплементации количественных требований директивы предусмотрен переходный период до 1 января 2027 года. До этого для страховщиков будут действовать действующие требования, предусматривающие лишь частичную имплементацию Solvency II.
Также в планах:
- разработка новой модели регулирования актуарной деятельности с целью повышения количества актуариев в Украине и развития актуарной профессии;
- обновление регулирования ядерного страхования;
- введение с 1 января 2025 года нового регулирования деятельности и регистрации страховых посредников, в соответствии с директивой IDD.
Появится ли «коммерческий» соцстрах
После завершения военного положения начнется работа по развитию системы гарантирования выплат по договорам долгосрочного страхования жизни. Это позволит существенно усилить защиту прав потребителей и обезопасить страхователей от банкротства и неплатежеспособности страховщиков.
Еще одна задача для мирного времени — передача части функций социального страхования коммерческому страховому рынку, учитывая сходство страховых продуктов и практику ведения бизнеса.
Комментарии - 15
я уже вижу эти всемирно известные украинские страховые аукционы по продажам битых битков
Наче те що треба, бо зараз більшість страхових уникають повної компенсації саме через цей, недолугий, пунк
И это правильно!
Останутся мастадонты, которые будут уже конкурировать между собой.
Контингент «давай, что по дешевле, платят не мне» или «мне какая разница» будет ущемлен в правах. Ибо их заставят уже выбирать нормальные компании.
цілком логічна підстава — вартість будь якої страховки завжди спираєтся на фактор ризику
у мене у дворі три авта з області з двигунами від 3л+ і вони регочуть з місцевих в цьому плані, хоча мешкають весь час в Києві, а авта реєструють в селі. Отакого
ну так і ти можем обманути систему, як твої сусіди
Якщо прописка десь біля Житомира,або під Одесою-то це понижає страховий тариф.
Якщо людина-столична-будь ласка.
-середня заробітна плата вища у столиці,
-їмовірність потрапити у халепу у столиці -вища,
-дівчат з великими губами,які з лівої смуги повертають праворуч-більша
-концентрація людей,які приїхали до столиці за рішенням своїх питань-вище.
Ці фактори підштовхують піднімати тарифи вгору
Зачем публиковать подобный бред да и еще от «регулятора»?
Такое впечатление, что сама статья рассчитана на граждан которые вообще не имеют авто.
Не хочу давать советы, но что вам. как редакции, тяжело составить аналитическую статью посвященную этой проблеме (страхования обязательной ответственности владельцев авто) или вам проще публиковать очередной спич от «регулятора» который в очередной раз проблемы отсутствия законодательства, или наличия явных «пробелов» в законодательстве, перекладывает на плечи граждан?
1 Где статистическая информация о ДТП. хотя бы за четыре года, в которой секторально обозначены причины ДТП — Вина водителя (низкий уровень подготовки), состояние дорожного покрытия (ямы. разметка), состояние транспортного средства (конкретно -тормоза, рулевое, состояние подвески и т п), нарушение сезонной эксплуатации ТС (сезонная резина, ограничение видимости из-за плохого обогрева стекла и зеркал), нарушение норм внешнего обзора ТС (тонирование стекла, изменение зеркал заднего вида, наличие посторонних предметов в салоне авто и т п, внешние факторы (уборка проезжей части отсутствие видимости дорожных знаков и светофоров)
2 Где статистическая справа о времени рассмотрении страхователем страховых случаев
3 Где статистическая справка о количестве Судебных разбирательств по поводу отказа страхователя возмещать суммы ущерба?
4 Где аналитические исследования практики подобных законодательных актов стран ЕС (куда мы, мля…стремимся)
Только после детального изучения этого можно начинать говорить об …изменениях правил игры…
Могу сказать одно -пока пока у нас не будет принята система страховых коэффициентов (хотя бы как в Германии около 30, начиная от стажа водителя и заканчивая наличием паркоместа с ограниченным доступом) и пока не будет ОБЯЗАТЕЛЬНОГО тех осмотра, и пока не будет введен ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ налог на возраст и ЭКО нормы автомобилей все эти «потуги» пустое «горлопанство».
Меня всегда удивляло -почему. я как водитель с более 20 летним. безаварийным (наличие решение Суда и виновности в ДТП) плачу за страховку авто столько же как девочка которая только что обменяла временные права на постоянные .
Ну и «улыбнула» фраза — ..запровадження прямого врегулювання шкоди або можливості потерпілого звернутися за виплатою до свого страховика!!!
Вот, уважаемая редакция, ваши редакторы хоть вдумались в эту фразу и что она означает???
Ну понятно, рожкова «ляпнула» и забыла, а всем остальным с этим жить!
Обьясняю «самопровозглашенным экспертам» и редакции следующее (прошел на своем опыте через все ступеньки Судов) . Когда вы попали в ДТП, и страховщик виновника вам заявляет -я не буду оплачивать замену (условно) бампера. я оплачу только ремонт! Я не буду оплачивать замену оригинальных задних фонарей, я оплачу только таиландский заменитель «ДЕПП». и вообще я «не понимаю» калькуляции с фирменной станции.
…есть Вася который восстановит бампер «за три копейки, и есть Вова который закажет таиландские фонари, или так или в Суд! В моем случае, все закончилось Решением Высшего Специализированного Суда (в мою пользу) но решение я ждал более двух лет.
Ну, а теперь к этим «качелям» еще и добавилась и ваш страховщик, который ведет вашу «страховую» историю…
Так что статья просто не о чем и никак положительно для граждан весь этот «шлямбур» не отразится.