Новый закон об «автогражданке» будет введен в действие через несколько месяцев, с января 2025 года. Подорожает ли полис, что он будет покрывать, и что обяжут делать страховщиков и посредников НВ рассказал директор департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ Сергей Савчук. «Минфин» выбрал главное.
Новая «автогражданка»: что изменится для автовладельцев и страховщиков с 1 января 2025 года
Новый закон об «автогражданке», разработанный с участием Национального банка, начнет действовать с начала 2025 года. Он должен превратить «автогражданку» в эффективный инструмент для защиты от рисков ДТП и еще на несколько шагов приблизить нашу страну к европейским стандартам жизни.
Национальный банк как регулятор страхового рынка уже завершает разработку нормативно-правовых актов, направленных на исполнение нового закона, и обнародует их для обсуждения в ближайшее время.
Автогражданка перейдет в электронный формат
Полулегальная торговля полисами по ценам ниже рыночных много лет искажала конкуренцию на рынке. Она способствовала выживанию недобросовестных компаний, не выполнявших своих обязательств перед клиентами. В конечном итоге, стала одной из причин отношения к полису «автогражданки» как к формальной бумажке, которую необходимо купить для проформы, без каких-либо гарантий по выплатам. В то же время, добросовестные игроки страхового рынка теряли доходы и долю рынка, а из-за фактов невыполнения обязательств — еще и доверие потребителей.
Новый закон будет способствовать прекращению такой практики. Через год после введения в действие нового закона все договоры «автогражданки» будут подлежать заключению исключительно в электронной форме с обязательным внесением в электронную централизованную базу данных Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. Это окончательно оставит в прошлом практику заключения бумажных договоров в «фургончиках» и многочисленные случаи мошенничества.
Полис подорожает, кто получит скидку в 50%
Автовладельцы сразу обратили внимание, что новый закон дает определенную свободу страховщикам по вопросу определения стоимости полиса и выражают обеспокоенность по поводу повышения стоимости «автогражданки». Это действительно так.
Кроме того, повышение стоимости полиса будет учитывать историю при управлении автомобилем и касается прежде всего клиентов, которые были виновниками ДТП. Следовательно, станет дополнительным стимулом ответственного поведения на дорогах. В то же время, для льготных категорий сохраняется возможность оформления полиса за 50% стоимости.
Вместе с тем, потенциальное подорожание вполне оправдано, ведь полезные изменения будут касаться каждого из этапов жизни «автогражданки»: от покупки полиса до урегулирования убытков в результате ДТП и осуществления выплаты.
Что будет покрывать полис и увеличатся ли компенсации
Довольно часто страховые выплаты не покрывают ущерб пострадавшим в результате ДТП, а процесс восстановления длительный и сложный. На решение такой проблемы направлен ряд положений нового закона, в частности:
- об отмене коэффициента износа и введении принципа, что страховое возмещение должно обеспечить приведение автомобиля в состояние, в котором он находился до ДТП;
- об осуществлении основной выплаты на СТО, которая будет производить ремонт автомобиля, и получение потерпевшим лицом уже отремонтированного автомобиля;
- о праве потерпевшего лица выбрать СТО из трех предложенных страховщиком либо предложить свое СТО, либо получить страховую выплату на свой счет;
- об отмене ограничения максимальной суммы страхового возмещения по европротоколу.
Кроме того, закон предусматривает постепенное повышение максимальных размеров страхового возмещения:
с января 2025 года:
- за ущерб жизни и здоровью — с 320 тыс. грн до 500 тыс. грн;
- за ущерб имуществу — со 160 тыс. грн. до 250 тыс. грн.;
с января 2026 года, но после окончания военного положения:
- за ущерб жизни и здоровью — до 1 млн грн;
- за ущерб имуществу — до 2 млн грн;
в течение четырех лет с момента вступления Украины в Европейский Союз:
- за ущерб жизни и здоровью — до эквивалента от 1,3 млн евро на одно пострадавшее физическое лицо и от 6,45 млн евро на один страховой случай;
- за ущерб имуществу — в эквиваленте от 1,3 млн евро на один страховой случай.
В случае аннулирования лицензии страховщику, выплаты за него будет осуществлять МТСБУ, не дожидаясь завершения судебного дела о банкротстве и окончательной ликвидации.
Страховщиков обяжут соблюдать сроки
Новый закон вводит прямое урегулирование ущерба автомобилю в результате ДТП или возможность потерпевшего обратиться за страховой выплатой к своему страховщику, у которого приобретен полис.
Страховщик обязан принять заявление о страховой выплате вместе с письменным уведомлением потерпевшего о том, что соответствующее заявление не подавалось страховщику виновника ДТП, рассмотреть и осуществить страховую выплату, если нет установленных законом оснований для отказа.
Среди таких оснований — установление факта вины заявителя в ДТП, по которому должна производиться выплата, превышение установленного в законе размера страховой суммы (в таком случае выплата будет производиться в пределах страховой суммы) или ущерб вследствие иных обстоятельств, кроме ДТП.
Предельный срок для принятия решения о страховой выплате в новом законе ограничен сроком в 60 дней с возможностью его продления в случае необходимости проведения дополнительных мероприятий по определению причин, обстоятельств и последствий ДТП, но не более чем до 90 дней. В случае нарушения таких сроков страховщик по новому закону будет платить пеню за каждый день просрочки выплаты.
Страховщик, осуществивший прямое урегулирование, имеет право обратного требования к страховщику виновника ДТП, а страховщик виновника обязан компенсировать заявленный размер требования в течение пяти рабочих дней со дня его получения.
Особенности взаимодействия страховщиков при прямом урегулировании будет определять МТСБУ в соответствующем положении, которое будет устанавливать порядок расчетов, определение размера компенсации, функционирование компенсационного фонда, разрешение споров
Читайте на «Цензор.НЕТ»: В НБУ рассказали о новых правилах автогражданки и других изменениях на страховом рынке
Как будут регистрировать и проверять посредников
С января 2025 страховые посредники (брокеры, агенты и субагенты) будут подлежать обязательной авторизации со стороны Национального банка и регистрации в публичном Реестре страховых посредников.
Документы для регистрации в Национальный банк будет представлять страховая компания, интересы которой будет представлять посредник, после проверки информации о его соответствии требованиям законодательства, среди которых полная гражданская дееспособность, подтверждение необходимого уровня знаний и безупречная деловая репутация.
Перечень авторизованных страховых посредников будет обнародован на страницах официального интернет-представительства Национального банка, как и перечень утративших безупречную деловую репутацию или исключенных из Реестра страховых посредников из-за нарушений законодательства.
Среди других требований, способствующих приближению страхового рынка к цивилизованным европейским практикам, — требования о предоставлении до заключения страхового договора безвозмездной индивидуальной консультации по условиям страховых продуктов и обеспечению клиента доступной и исчерпывающей информацией о страховом продукте, страховщике и страховом посреднике.
Национальный банк будет проверять выполнение новых требований во время безвыездного надзора и инспекционных проверок, которые теперь могут осуществляться не только у страховщиков, но и у страховых посредников, и в случае выявления нарушений будет применять адекватные меры воздействия.
Преимущества оформления полиса ОСАГО на «Минфине»
🎁 Собираем, анализируем, и показываем самые выгодные предложения
Комментарии - 8
Так хай би виконували зобов’язання — то й не втрачали б довіру споживачів.
Новий закон мав би вирішити цю проблему. Хоча поліси однозначно стануть дорожчими.
Новий закон не вирішить цю проблему — просто страхові і держава будуть більше заробляти.
Єдине що: виписувати штраф заочно просто через наявність автомобіля як це зроблено в Польщі — це все ж крінжатіна. А в Україні це буде подвійна кринжатіна бо багатьох авто вже не існує в природі бо їх знищила країна дегенератів.
Це має працювати так: потрапляє автомобіль на очі камери — відразу робиться перевірка на наявність поліса. Як поліса немає то власнику (не водію) виписуєтся стандартний штраф за відсутність поліса, тільки формулювання має бути не за «керування», а не «передачу у користування». Звісно власник може оскаржити штраф так само як це робиться у випадку автоматичного фіксування перевищення швидкості.