Первая в 2021 году миссия МВФ в рамках соглашения по программе stand by не дала результатов. Международный валютный фонд назвал несколько препятствий. «Минфин» попросил экспертов просчитать последствия задержки с траншем.
Что будет с гривной, ставками по ОВГЗ и выплатами по госдолгу без кредита МВФ
Итоговый результат кредитования Украины в МВФ пока не впечатляет. С 2014 года наша страна получила чистыми в Фонде лишь $4,2 млрд: столько у нас осталось после выплат по старым долгам перед кредитором. А процентов и комиссий за пользование кредитом Украина уже заплатила на $1,7 млрд.
Чего хочет МВФ
Из-за пандемии коронавируса миссия Международного валютного фонда проходила удаленно. Эксперты МВФ не прибыли из Вашингтона в Киев, потому ее назвали виртуальной. Она длилась с 21 по 23 декабря в 2020 году и с 11 января по 12 февраля в 2021-ом.
Ее итог — заявление от главы представительства МВФ в Украине Йоста Люнгмана о том, что нужно дальше работать.
«Обсуждение было продуктивным, однако нужен больший прогресс в пользу завершения первого пересмотра программы. Дискуссии продлятся», — сказал он.
От Украины ждут подвижек по нескольким вопросам:
1. Отказ от госрегулирования в энергетике. Американцам не понравилась минимальная цена 6,99 за куб газа, установленная Кабмином. Они настаивают на рыночных ценах и отказе от субсидирования населения.
2. Снижение дефицита госбюджета. Нынешний дефицит в МВФ считают чрезмерно завышенным. Это можно понять, ведь он составил 5,5% ВВП и почти 19% поступлений в казну. В бюджете-2021 дефицит заложен на уровне 246,6 млрд грн: его доходная часть предусмотрена 1,084 трлн грн, а расходная — 1,32 трлн грн. Минфин запланировал на этот год заимствования в размере 701,8 млрд грн: 497,3 млрд грн — внутренние и 204,5 млрд грн — внешние. Большая их часть пойдет на текущие долговые выплаты. Берем новые долги, чтобы гасить старые: по внутреннему госдолгу в 2021-ом нужно выплатить 399,5 млрд грн, а по внешнему — 98,9 млрд грн.
3. Более активная и прозрачная борьба с коррупцией. А именно — принятие закона о Высшем совете правосудия. А также невмешательство в работу Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
4. Усиление управления Нацбанком и принятию пачки финансовых законов. Во-первых, закона по корпоративному управлению НБУ, который регулирует деятельность Совета Нацбанка. Во-вторых, законов, направленных на урегулирование вопросов по проблемной задолженности, а также о финансовом и страховом рынке.
У наших властей чуть более месяца для подвижек. Следующая миссия МВФ может состояться в апреле-мае 2021 года.
Читайте также: Минфин увеличил прогнозы по выплате госдолга в первом квартале
Хватит ли денег
Финансисты по-разному оценивают заключение глобального кредитора.
«Такое решение от МВФ было ожидаемо, учитывая тот спектр вопросов, который Украина должна была решить для получения нового транша в части антикоррупционного законодательства, энергетики в контексте внутренних цен на газ
В чем солидарны финансисты — это в части последствий отказа МВФ.
«Сейчас это не критично для Украины. Валютных резервов у нас достаточно, а крупных выплат до сентября практически нет», — заверил «Минфин» руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
Читайте также: Половина всех платежей по внешнему госдолгу приходится на начало осени-2021
По итогам января 2021 года размер золотовалютных резервов Нацбанка сократился на 1,1%, тем не менее остался на достаточно высоком уровне — $28,8 млрд. Этого точно хватит на текущие выплаты по госдолгу.
«Нынешний размер ЗВР покрывает 4,7 месяцев будущего импорта (опасная граница — 3 месяца импорта). Ближайшая крупная выплата по госдолгу 12 марта — это 295 млн СДР, то есть порядка $420 млн. Потому ничего критичного в задержке поступлений транша от МВФ нет. Это даже без учета активных покупок НБУ валюты на межбанке. Хотя замечу: за первую неделю февраля регулятор приобрел $160 млн в резервы», — сказал «Минфину» председатель правления Кредитвест банка Игорь Тихонов.
Выплаты МВФ часто идут парами: тело кредита + проценты. Всего в 2021 году мы должны выплатить Международному валютному фонду 1,15 СДР (special drawing rights, специальные права заимствования — валюта МВФ), то есть $1,6 млрд грн. В феврале уже перечислили $149,2 млн.
Остальные платежи приходятся на последующие 7 месяцев.
Если бы Украина получила в этом году от Фонда три кредитных транша на $2,2 млрд, как прогнозирует Нацбанк, то страна перекрыла бы полностью данные выплаты. Объем чистого привлечения (поступления минус выплаты) составил бы $0,6 млрд.
А так придется расходовать резервы и запасы правительства: недавно сообщалось, что Кабмин накопил на своих счетах в Нацбанке $1,5 млрд, которые будут использоваться под выплаты по госдолгу. По крайней мере, до получения новых валютных вливаний.
Что скажут другие кредиторы
Общеизвестно, что сотрудничество с МВФ является обязательным условием для кредитования Украины другими международными финансовыми организациями. Поэтому сразу после негативного заключения Фонда появились опасения на предмет прочих кредитных линий. Хотя финансисты стараются развеять.
«На МВФ завязаны такие программы, как макрофинансовая помощь от Евросоюза (€600 млн) и кредиты от Мирового банка (около $800 млн). Но в зависимости от ситуации в стране, эти программы могут отвязать от МВФ, как это было сделано с первым траншем от ЕС в конце прошлого года», — считает Александр Паращий.
В качестве примера эксперты сейчас приводят кредитное соглашении Украины с Европейским инвестбанком на 50 млн евро под закупку вакцин против коронавируса и на 270 млн евро под усовершенствование инфраструктуры аэропорта «Борисполь», о заключении которых премьер-министр Денис Шмыгаль заявил на днях.
Что будет с покупками ОВГЗ
Кто может негативно среагировать на нелестное заявление МВФ — это иностранные покупатели наших облигаций внутреннего госзайма. Они обращают внимание на такие вещи, и могут делать паузы во вложениях.
Кстати, именно так и произошло на этой неделе. В этот вторник, 16 февраля, Минфину удалось разместить 7 новых выпусков ОВГЗ на 9,5 млрд грн. На пять гривневых пришлось лишь 5,9 млрд грн. Если раньше нерезиденты каждую неделю заводили в Украину доллары на эквивалент 3−4 млрд грн ($100−150 млн) для покупки этих бумаг, то на этой неделе их вложения оценили примерно в 1−1,5 млрд грн.
Чем больше валюты заводится под скупку ОВГЗ, тем сильнее укрепляется курс гривны. Если она не поступает, то доллар может постепенно дорожать.
Читайте также: Если переговоры с МВФ не увенчаются успехом, нерезиденты станут меньше покупать ОВГЗ
Эксперты пока не предсказывают долгосрочное падение спроса на гривневые гособлигации из-за затянувшихся переговоров с МВФ, однако допускают сокращение вложений. Что может провоцировать постепенное повышение ставок по гособлигациям. Нашему Минфину просто придется повышать привлекательность своих бумаг, чтобы собрать средства.
«Есть вероятность незначительного роста ставок по ОВГЗ. Но если это и произойдет, то в рамках 0,5%. Сейчас доходность ОВГЗ и без того очень высока, и значительно превышает уровень учетной ставки НБУ. Минфин едва ли согласится на существенный рост», — считает Игорь Тихонов.
Средняя доходность по гособлигациям начала подниматься еще осенью 2020 года. Сильнее всего она подскочила в декабре, когда правительство спешно перекрывало дефицит бюджета. Диапазон ставок поднялся с 7−10% годовых до 9,8−12,5%.
«Опыт конца 2020 года показал, что задержки с получением транша МВФ не помешали успешно разместить евробонды и получить первый транш макрофинансовой помощи ЕС. Да, это было сделать сложнее, но все же возможно», — подчеркнул Тихонов.
Что будет с курсом гривны
Эксперты уверены, что гривна будет укрепляться даже при слабой активности на рынке ОВГЗ. Они видят для этого предпосылки.
«В первую очередь, мировые цены на основные экспортные позиции Украины (руда, металл, зерновые) сейчас находятся на значениях, близких к историческим, что с временным лагом дает существенный прирост валютной выручки. При этом спрос на валюту остается умеренным. Например, те же туристические путешествия, которые формируют многомиллиардный спрос на валюту, далеки от уровня, который был до пандемии covid-19», — подчеркнул Николай Войткив.
Финансисты считают, что временное подорожание доллара может быть первой реакцией рынка на заявление МВФ, а также результатом действия спекулянтов. Но после этого все равно ждут укрепления гривны.
«Полагаю, ощутимого влияния на курс заявление не будет иметь. Он постепенно продолжит усиливаться в диапазоне 27−27,5 грн/$ до конца февраля», — заверил «Минфин» старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович.
Когда договоримся с МВФ
Ключевой вопрос сейчас — сколько времени может потребоваться украинским чиновникам, чтобы выполнить требования МВФ и договориться о выделении кредитного транша? Самым оптимистическим вариантом считается апрель-май. К этому времени тема газовых тарифов может отойти на второй план, благодаря завершению отопительного сезона, и нашему правительству будет легче в чем-то убеждать кредиторов.
Впрочем, переговоры могут и затянуться.
«По моему мнению, шансы получить транш еще летом или в начале осени выше. Заявление Люнгмана должно стать хорошим звоночком и холодным душем для власти. А пиковые выплаты по долгам в сентябре никто не отменял», — подчеркнул Сергей Николайчук.
В сентябре Украине предстоит заплатить иностранным кредиторам сразу $2,9 млрд. Это пиковый с точки зрения выплат месяц. Платежный календарь по внешнему госдолгу выглядит так:
-
I квартал — 32,6 млрд грн;
-
II квартал — 25,7 млрд грн;
-
III квартал — 89,4 млрд грн;
-
IV квартал — 17,5 млрд грн.
Берем мало — платим много
Самый худший сценарий — если МВФ перенесет кредитование Украины на 2022 год. Его допускают совсем немногие. Но даже в этом случае ожидается, что Кабмин сможет перекрыть недопоступления за счет резервов Нацбанка, размещения еврооблигаций и более активных продаж ОВГЗ. Хотя по этим долгам придется платить повышенные проценты.
Чиновники не самым лучшим образом оценивают сотрудничество с Международным валютным фондом за последние годы. «Минфин» получил доступ ко внутреннему документу Национального банка, в котором делается нелицеприятный вывод.
Из него понятно, что проценты и комиссии, которые Украина уплатила по кредитам МВФ, перекрывают значительную часть чистой выгоды от кредитования нашей страны.
«За период с 2014 года (по состоянию на конец III квартал 2020 года) чистые поступления по кредитам МВФ (с учетом погашений по предварительным программам) составили $4,2 млрд. При этом, в пользу МВФ было уплачено комиссий и процентов на сумму около $1,7 млрд», — говорится в нем.
Крайне слабая результативность объясняется двумя причинами:
-
Страна набрала в Международном валютном фонде столько кредитов, что выплаты по ним с трудом перекрываются новыми займами. Мы отдаем порядка 2/3 от того, что каждый раз одалживаем заново, и ходим по кругу.
-
Украина платит не только 2% годовых процентов по привлеченным кредитам МВФ, но еще и дополнительную комиссию (неустойку) от той суммы кредита, которую фактически не получаем. Не получаем, потому что не выполняем требований кредитора.
Это видно по структуре платежей за последние годы.
Чтобы понять, почему накопились такие крупные комиссии, достаточно изучить данные по одобренным и фактически полученным кредитным траншам:
-
2014−2015 годы по программе stand by — одобрено финансирование на $17,01 млрд, но фактически получены два транша общим объемом $4,2 млрд;
-
2015−2018 годы по программе EFF (расширенное финансирование) — одобрено $17,5 млрд, но фактически получено 4 транша на $8,6 млрд;
-
2018−2019 года по программе stand by — одобрено $3,9 млрд, но фактически получили $1,4 млрд;
-
2020−2021 год по программе stand by — одобрено $5 млрд, но пока фактически получено $2,1 млрд.
Выходит, что с 2014 года мы могли получить $43,5 млрд, но реально взяли лишь $16,3 млрд. Из них чистые (за вычетом погашений по старым кредитам МВФ) — это лишь $4,2 млрд. При этом $1,7 млрд пришлось выложить по процентам и комиссиям.
Чтобы снизить расходы на обслуживание госдолга и меньше платить комиссий/неустоек, властям нужно активнее сокращать свои заимствования у МВФ. По крайней мере, если они не видят возможности для выполнения требований Фонда. Так мы не будем платить хотя бы за те деньги, которыми не пользуемся.
Комментарии - 19
Ох, как бальзам на душу, когда журналисты не пишут «МВФ требует повышения цен на газ для населения» а пишут «МВФ не согласен с дотированием населения из бюджета за счёт перекоса в цене для населения». А то как почитаешь украинские СМИ так впечатление что МВФ злые дядьки которые хотят чтобы петровичи платили больше. Хотя МВФ всего лишь хочет чтобы петровичи платили за газ каждый сам, а не путем уплаты огрмных налогов в бюджет из которого подом делается доплата до реальной цены газа и за пенсионеров, и за ахметовых.
Значит и в апреле останутся все те же пункты. «Бешеный принтер» умеет только штамповать законы про усложнение жизни путем учёта доходов через налоговую для самозанятых да попытками опять отменить ФОП
Например: «…на достаточно высоком уровне — $28,8 млн…» или как вот это понимать: «…(special drawing rights, специальные права заимствования — валюта МВФ), то есть $1,6 млрд грн. В феврале уже перечислили $149,2 млн…»
«На готівковому валютному ринку з початку лютого продовжує переважати попит на іноземну валюту — чистий продаж іноземної валюти банками з початку року становив 104 млн доларів США», — повідомив Данилишин.
Також він повідомив, що міжнародні резерви НБУ на 16 лютого 2021 року становили 28,5 млрд доларів США, обсяг коштів уряду в іноземній валюті - 1,4 млрд доларів США, що «є достатнім для здійснення виплат за заборгованістю уряду в іноземній валюті, які до кінця лютого становитимуть 128 млн доларів США, у березні - 905 млн доларів США».
https://www.youtube.com/watch?v=3jGHzhsBCgQ
Подписывайтесь на youtube-канал «Минфин»,
оставляйте комментарии под новым видео ;)
Прям печалька какая-то.
Хотя о чем это я? В США сколько? 26,9 триллионов долларов вроде бы.
Мне кажется современная фин. система в тупике.
А загрузишь линию или нет — это уже твои проблемы. Так?
А евробонды, валютные ОВГЗ — дешевле? Давайте откажемся от 2−3% МВФ и закредитуемся под 5−6-7%(по ситуации) на внешних рынках и ОВГЗ. Никаких условий выполнять не надо.
Так если дети будут отдавать долги за своих родителей — это как раз ОК, это воспитательный момент. Главное чтоб подействовало.