О взгляде Офиса Президента на ключевые проблемы украинской экономики в интервью Форбс рассказал заместитель руководителя
У нас недостаточно облагаются налогами табак, алкоголь и нефтепродукты
О налоговой реформе
Мы действительно обсуждаем модель, которая называется «10−10−10»: 10% — налог на прибыль, 10% — НДФЛ и 10% — НДС, а также отмена ЕСВ и военный сбор 3%.
Однако, при этом, почти полная отмена всех льгот, усиление ответственности за нарушение налогового законодательства и такие вещи, как, например, доступ налоговой к информации о банковских счетах для предотвращения уклонения от уплаты налогов.
Мы хотим создать модель, которая позволит Украине быть конкурентной с налоговой точки зрения, в том числе и для глобального бизнеса.
К сожалению, мы пока не пришли к консенсусу в этом вопросе, но надеюсь, в ближайшие месяц-полгода сможем принять новую налоговую модель.
Ни у кого не вызывает сомнений, что подобная модель даст серьезный импульс экономике в долгосрочной перспективе. Но что делать в ближайшие годы? Для этого нужно понимать, какие у нас могут быть очевидные компенсаторы. К примеру, если все без исключения начнут добросовестно платить налоги по сниженным ставкам.
Также, с чисто налоговой точки зрения, у нас недостаточно облагаются налогом такие вещи, как загрязнение окружающей среды или вредное потребление — то есть табак, алкоголь, нефтепродукты. Еще одна идея — налоговые стимулы для развития перерабатывающей промышленности, которые предусматривают отмену возмещения НДС на сырьевые товары.
Я — большой сторонник таких радикальных налоговых изменений, причем считаю, что их, пожалуй, нужно делать сейчас. Это также наш уникальный шанс изменить культуру уплаты налогов в стране. Однако, это действительно очень ответственное решение, поэтому мы должны принимать его только тогда, когда достигнем консенсуса.
Читайте также: Украине рекомендуют повышать налоги: почему это плохая идея
О финансировании госбюджета за счет эмиссии гривны
Надеюсь, мы сможем сблизить эти позиции (между НБУ и Минфином — ред.) и найти разумный уровень монетарной поддержки, который поможет закрыть проблемы бюджета и не создаст чрезмерного девальвационного давления.
Что касается расчетов — мы понимаем, что при сбалансированности экспортно-импортных операций, решении вопроса с выплатой госдолга и существенной поддержке международных партнеров, эта сумма может спокойно составлять от 30 до 60 млрд грн в месяц. Это диапазон, который не создает проблем.
К примеру, мы разблокировали ситуацию с зерном, далее — за счет сбора в 10% на валютные операции уберем $1−2 млрд спекулятивного спроса на валюту. Если уровень поддержки партнеров сохранится, это означает, что платежный баланс выравняется, то есть мы сможем обеспечить поддержку бюджета более чем в 30 млрд грн в месяц без значительных рисков для валюты.
О поддержке бизнеса
Абсолютное большинство программ (поддержки бизнеса, запущенных во время войны, — ред.) сработали. Очень успешными были кредиты под 0% для аграриев. Во многом благодаря ей мы смогли провести весной посевную: более 80% необходимой территории было засеяно. Кредиты на 38,5 млрд грн привлекли 18 тысяч аграриев. Кроме того, МСБ получили около 46,26 млрд грн.
Один из дальнейших проектов — доступная ипотека — программа, которую мы начали разрабатывать еще до войны. Кто-то может сказать, что это не самое актуальное направление сейчас. Но международный опыт и практические расчеты говорят об обратном. К примеру, именно строительство стало основным драйвером экономики послевоенной Европы и Америки 50-х-60-х годов.
У строительства жилья высокий уровень локализации — до 95%. Также здесь высокий мультипликативный эффект для других отраслей — производство бетона, цемента, стекла, добыча щебня, известняка, песка
Далее — масштабная средняя и малая приватизация. Цель — не столько наполнить бюджет за счет приватизации, сколько запустить новые предприятия и создать рабочие места. Программа заработает в ближайшие месяцы.
Мы не исключаем впоследствии запуск и крупной приватизации. Пока мы не видим большого количества инвесторов, которые готовы вкладывать сотни миллионов долларов в большие объекты. Причины очевидны — военные риски. Если мы увидим интерес инвесторов к конкретному проекту, то будем выставлять его на конкурс. Надеюсь, три-четыре таких объекта в этом году мы сможем передать на приватизацию.
Поддержка бизнеса всегда найдет свое место даже в самом консервативном бюджете. Другой вопрос — каков масштаб этих программ.
Читайте также: Дефицит бюджета в 2023 году может достичь $30 миллиардов — Марченко
О реформе госаппарата
Окончательного решения пока нет, но сейчас действительно идет активное обсуждение реформы всей системы госуправления.
Госаппарат в Украине исторически избыточен. Это, с одной стороны, очень большой массив рабочих мест, с другой — большое количество чиновников создает лишние барьеры для граждан и бизнеса. И что самое важное — государство не может себе позволить и дальше финансировать такой большой и неэффективный госаппарат.
Поэтому, с высокой долей вероятности, реформа госуправления будет предусматривать значительную диджитализацию и, соответственно, сокращение аппарата. Вместе с тем, мы предложим людям, которые будут подпадать под оптимизацию, компенсации и будем помогать с трудоустройством.
О нынешнем отопительном сезоне
Это будет один из самых трудных отопительных сезонов в истории, поэтому мы очень тщательно к нему готовимся. Но могу сказать, что мы аккумулируем достаточное количество газа и угля, чтобы пройти этот период спокойно. Единственный риск — действия врага, который не знает никаких красных линий. Но и на этот случай у нас есть планы «B» и «C».
Первые пилоты (довоенной программы термомодернизации — ред.) начнем запускать в течение ближайших нескольких месяцев за отопительным сезоном.
Комментарии - 23
Акцизи також можна потроху задирати… на пальне не поспішати, а цигарки…
Ты не родственник Гетманцева часом? (шутка)
Кстати, спрошу здесь раз ты тему про налоговую амнистию проигнорировал. Как там изъятие гробовых проходит, много уже наизымали?
https://minfin.com.ua/blogs/bonv/121870/
Так что налоги будут расти. Если честно налоги в стране у нас платят по минимум. Малый бизнес работает в черную — «переведи на приват», средний платит зп в конверте и использует ФОП для обначики, крупный использует офшоры. Итого -налоги никто не платит даже на 50%.
Поэтому налоги на потребление — самые лучшая схема для Украины. Налог на гугл, мобильную связь, золото и серебро, на авто, на весь импорт на 10% , акциз на бензин, алкоголь, табак и т. д. Достаточно легко администрируется и дает хорошие сборы.
До войны пачка сигарет в киоске, с оплаченными налогами, стояла 48 грн.
Точно такая же пачка-контрабас на базаре — 19 грн.
Это недостаточно налогов было?
1 Налоги на топливо, вопрос — а сколько у нас на рынке представлено сетевиков иностранных фирм которые работают в поле ВТО и ЕТС ? АЖ «О». Все дружно под свой «бренд» возят топливо и продолжают играться с фактурами и качеством.
2. Кому не нравится таможенные схемы? А, эксперты, расскажите откуда они взялись, очень интересно услышать «экспЁртное» мнение. Только вот маленький исторический момент — 2008 год Украина официально добилась вступления в ВТО и ЕТС (европейский таможенный союз) и все стало на свои места, заработала система единой «накладной» и готовилось подключение к таможенным системам ЕС. Пришел 2012 год, принятие «чудо» таможенного кодекса (в народе Калетника) и замораживание всех отношений с ВТО по 53 пунктам (в том числе единому администрировании таможенных платежей) И шо? И вот что, с 2014 года никто даже не пытался все вернуть в русло ВТО! Давайте эксперты расскажите, почему у правительств с 2014 года не было желания вернуться в поле ВТО, со всеми плюшками от единого сертификата качества до единых эл накладных? Только сейчас (прости Боже) из-за войны опять заговорили о ВТО. Ну понятно. кому надо было заморачиваться с платежами только через банк контр агента. с сертификатами с Торговых палат, не говоря какое «неудобство» для определения цены товара, доставляет эл накладная.
3 Сигареты -ну вааще!
А сколько у нас производителей и импортеров, а какое качество этих сигарет? Хотите бороться с курением, начните с вопроса воспитания и социальных факторов.
Алкоголь, давайте, подымайте акциз, только начните опять с контрафакта и «мутного» импорта спирта под «брендом» антисептик или спирт технический, опять все упирается в и в социальную сферу, и в качество и таможенный кодекс.
Ну и вопрос -а когда будет принят в НК У отдельным кейсом закон о «доходных домах», как говорят «эксперты» …ми же у эвропу стримимся…, так узнайте сколько платят налогов с аренды жилья. А то рассказывать сказки о кассовых аппаратах это «кайне зер гуд» а о налогах с аренды это уже «кайне зер шлехт».
Ну и автомобили, не хотите что бы по дорогам ездила всякая «срань», согласен, вводите как во всем мире «эко» налог и нормальную прогрессивную страховку по принципу Германии из 50 пунктов, от стажа вождения до условий хранения (стоянки) авто. А писать всякий бред о «баригах» и «коррупции» много ума не надо, смотрите под ноги и за руками подобных «чиновников».
Почему этот чиновник не хочет рассказать о том что в 2012 году была убрано с У К Украины уголовное преследование за открытие расчетных счетов за рубежом без подтверждения ВЭД и как это повлияло на вывод валюты с Украины? А лучше пускай расскажет о том как открыть расчетный счет гр ЕС в американском банке, и какой, очень интересно послушать. Очень интересно послушать очередную «сказку» о кассовых аппаратах, особенно от «экспертов» которым в Румынии при покупке магнитика получили кассовый чек. Только вот ни чиновник ни эксперт не расскажет о том, что в зависимости от нац законодательств сумма годового дохода от 6 до 14 т Евро не требует применения кассового аппарата. А еще ни кто не расскажет что будет с гр Германии если он на протяжении трех месяцев будет вносить на свой рас счет наличкой по 500 евро, или гр Голландии за год внесет 12 т Евро и где могут оказаться эти граждане и почему никто не проводит в Украине внутренний мониторинг пополнения счетов. И о многом другом ни чиновники ни «экспЁрты» не расскажут. Только об одном — плятите налЁги, и пока ви будите платить налоги мы будем тупо воровать прикрываясь принятыми коррупционными законами. Так что делайте выводы.