Теперь банки и другие поставщики финуслуг могут делиться со сторонними поставщиками доступом к банковским счетам клиентов. Это предполагает механизм открытого банкинга, который начал действовать с 1 августа. В соответствии с ним, все банки и небанковские финучреждения должны открыть свои API, чтобы их конкуренты могли подключаться и предоставлять благодаря этому собственные сервисы. Что это значит на практике, разбирался «Минфин».
Открытый банкинг в Украине: одна кнопка для всех счетов и не только
Что такое открытый банкинг
Открытый банкинг - это система обмена финансовыми данными между банками и финансовыми учреждениями. Обмен данными происходит через специальные интерфейсы (API).
Передача данных будет происходить только в том случае, если этого захочет сам клиент, в том объеме и только тем учреждениям, что он сам укажет. Иными словами, если функционал открытого банкинга для человека совершенно неинтересен, то для него ничего не меняется.
Внедрение открытого банкинга происходит в рамках имплементации норм Директивы EC о платежных услугах и в соответствии с Законом «О платежных услугах».
«Появление открытого банкинга — один из самых инновационных шагов в развитии банковского сектора в последние годы. По факту мы переходим от закрытой модели обслуживания клиентов в пределах одного банка к экосистеме», — отмечает ведущий аналитик по информационным технологиям Райффайзен Банка Елена Зюзина.
Какие новые услуги получим
Единое приложение
Самое первое, что обеспечит открытый банкинг, — это возможность добавлять карты разных банков в единое приложение и полностью управлять ими (переводить средства, пополнять
Это будет удобно для тех пользователей, у которых есть карты нескольких банков, и они сейчас вынуждены заходить в разные приложения, чтобы пользоваться ими. Благодаря изменениям можно будет выбрать одно удобное приложение и использовать только его.
Интеграции сторонних карт в своих приложениях еще до принятия изменений начинали реализовывать некоторые банки. В частности, соответствующий функционал был в Приватбанке и monobank. Можно ожидать, что сейчас эти услуги будут расширяться, а количество банков, которые их предоставляют, будет расти. Правда, техническое усовершенствование будет занимать время.
Как рассказал глава наблюдательного совета RwS bank Михаил Видякин, банк планирует совершенствовать мобильное приложение, реализовав в нем возможности открытого банкинга. Сделать это должны в течение 2026 года. «Команда банка понимает, что реализация таких функций требует времени для качественного анализа клиентского пути, планирования и выполнения проекта, и тщательного тестирования безопасности», — рассказал он.
На подготовительном этапе находится и Unex Bank. «Мы заинтересованы в возможности подключения карт других банков и их управления непосредственно в нашем приложении. Команда Unex Bank анализирует технические и регуляторные требования, а также прорабатывает оптимальные решения по безопасности и удобству использования. В то же время, учитывая объем подготовительных работ, запуск этой функции запланирован на более отдаленный период», — говорит глава правления банка Иван Свитек.
ОТП Банк также планирует внедрение в будущем сервиса, который позволит отображать карты других банков и позволит управлять ими, рассказывает представитель команды цифрового взаимодействия и методологии учреждения Юрий Пономаренко. Все аспекты внедрения такого функционала на данном этапе изучает Райффайзен Банк.
Контроль за финансами
Ожидается появление всевозможных небанковских финансовых сервисов, которые не обязательно будут связаны с непосредственным управлением счетами. Например, могут быть разработаны приложения, которые помогут лучше следить за расходами и поступлением средств. Клиент сможет добавить свои карты к такому сервису, а тот подытожит, сколько было потрачено средств за месяц, на какие категории товаров, использовались ли кредитные средства
Упрощение кредитования
Банкам и другим финкомпаниям будет проще понять, стоит ли предоставлять клиенту кредит, ведь они смогут видеть общую картину поступлений, расходов и задолженностей.
Кроме того, дополнительная информация сможет повлиять на размер кредитного лимита и позволит готовить специальные предложения для заемщиков.
Здесь стоит еще раз подчеркнуть, что открытие данных — дело добровольное, и если кто-то считает, что эта информация ухудшит его статус в очках кредитора, то ее можно не оставить закрытой.
Остается ли банковская тайна
Открытый банкинг не влияет на банковскую тайну. Речь идет только об обмене данными между самими финансовыми учреждениями.
«Сама банковская информация остается в рамках управления НБУ, в пределах финансовых учреждений в системе НБУ. Информация не идет ни в какие государственные органы, банковская тайна остается, ее не убирают», — рассказал налоговый консультант Михаил Смокович.
Растет ли угроза мошенничества
Все финансовые учреждения, желающие использовать систему открытого банкинга, обязаны пройти авторизацию в НБУ. «Банкам это будет сделать проще, другим учреждениям — гораздо сложнее. Следовательно, кто-либо не сможет получить персональные данные человека, это будет по-прежнему закрытая информация в банковской системе, передача которой между банками возможна только при согласии пользователя», — объясняет Смокович.
«Пользователи могут быть уверены: если компания получила авторизацию в НБУ, ей можно доверять», — подчеркивает замглавы Нацбанка Алексей Шабан.
Теоретически, открытый банкинг все же может нести определенные угрозы для клиентов, предупреждает Иван Свитек. Правда, речь идет в основном о тех же схемах, которые мошенники могли использовать и раньше.
«Во время фишинговых атак мошенники могут получить токен доступа, создав фейковый сайт или совершив другие мошеннические действия. Чтобы этого не произошло, следует соблюдать классические правила безопасности: проверять домен и сертификат каждой третьей стороны-провайдера перед авторизацией, активировать сообщения о каждом запросе доступа и транзакции, не использовать публичные Wi-Fi для финансовых операций, регулярно менять пароли и применять мультифакторную аутентификацию», — предостерегает Свитек.
Пользователям важно использовать только проверенные, лицензированные приложения и внимательно читать, какие именно разрешения у них задают, добавляет Михаил Видякин. «Если какая-то компания будет рассылать сообщения или звонить по телефону, представляясь банком или финтех-компанией, и будет просить „предоставить доступ“ к счетам, то это явный „красный флажок“, на который клиенту стоит обратить внимание», — отмечает он.
В то же время, успокаивает Юрий Пономаренко, статистика европейской банковской системы свидетельствует, что процент случаев мошенничества в платежах открытого банкинга значительно ниже этого показателя по карточным транзакциям.
Что изменится для банковской системы
Как отмечает Михаил Видякин, изменения несут определенные риски для средних и малых банков, потому что крупные игроки, имея больше ресурсов и технологических возможностей, предложат клиентам удобные «суперприложения» с функциями объединения счетов разных банков. «Это облегчит крупным банкам работу с клиентами более мелких учреждений: если пользователь видит все свои финансы в приложении крупного банка и еще и получит там выгодные предложения, то он может и дальше отдать предпочтение именно этому банку в обслуживании. Следовательно, для небольших банков открытый банкинг в целом — вызов», — говорит он.
В то же время глава Набсовета RwS bank отмечает, что и меньшие игроки получат новый толчок для развития — снижение барьеров входа позволит финтех-компаниям и малым банкам предлагать нишевые продукты, интегрируясь в общую экосистему финансовых услуг.
Иван Свитек считает, что от введения изменений выиграют именно малые банки.
Несмотря на то, что у крупных банков сосредоточена основная база клиентов, эквайринг, есть ресурсы для быстрой разработки надежных API и современных мобильных приложений, небольшие банки и финтех-компании, за счет узкой специализации и гибкости, будут опережать большие учреждения в отдельных нишах. Благодаря единым стандартам API любой участник рынка — даже совершенно новый стартап — может подключиться к банковским счетам клиентов и предложить дополнительные сервисы, например, аналитику затрат, автоматическое планирование
Читайте также: Приват продаст 650 тыс. «плохих» кредитов: кто может их купить и что будет с должниками
Как показывает опыт европейских стран, отмечает Юрий Пономаренко, открытый банкинг не представляет угрозы для банковской системы. В то же время может дать толчок для создания совместных инновационных продуктов банков и финтеха, которые ускорят развитие всей системы и дадут клиентам новые инструменты.
Комментарии - 23
продуктів банків та фінтех-компаній.
Вот єта фраза :
«„Сама банківська інформація залишається в межах управління НБУ, в межах фінансових установ в системі НБУ. Інформація не йде в жодні державні органи, банківська таємниця залишається, її не прибирають“» — мне напомнила анекдот что женщины тоже умеют хранить тайны , толкьо все вместе…
какая мне разница — узнает о моих платежах налоговая или нет ? главное чтобы не узнали другие банки.
Звісно відкритий банкінг це розкриття банківської таємниці. Але це розкриття відбувається лише за ініціативою клієнту і лише в межах на які погодився клієнт.
А ці оболтуси написали так нібито банківська таємниця це лише коли виконавча чи ТЦК не знають скільки грошей на рахунку. До чого тут держава? Набрали «журналістів» по оголошеннях на ОЛХ🤬
то ваш банк нічого не буде знати про ваші транзакції в інших банках,
окрім інформації про кредитні ліміти з бюро кредитних історій, а про
це всі банки й зараз мають інформацію.
мені від відкритого банкінгу нічого більше і не потрібно.
хотілося б звичайно можливості знижувати кредитні ліміти в ноль по всіх банках з одного додатку… але це фантастика. їх знизити майже нереально навіть звертаючись у відділення.
Боже, ну всюди ця маячня повторюється. Відкритий банкінг не перетинається з платіжними картками, це паралельні всесвіти. Відкритий банкінг це можливість отримувати інформацію про рахунки в іншому банку чи навіть робити платіжні операції по цих рахунках. Але HE картки!
А що це дасть мені - можливість з «приват-24″ управляти рахунками в Укрсиббанку» ? щоб що ? щоб не заходити в їх додаток ? ну таке…
Як декому відомо, банківські картки «підв'язані» до своїх карткових рахунків, тому можна управляти грошима як за допомогою банківської картки, так і напряму через iban карткового рахунку.
Комусь достатньо номера картки, а хтось хоче проводити транзакції виключно в iban-форматі платіжними дорученнями.
— не можна подивитись інформацію по платіжній картці (номер, строк дії, захисний код)
— не можна зробити переказ на іншу картку
— не можна підтвердити оплату карткою якщо підтвердження робиться через застосунок.
Можна подивитись баланс, але в цьому випадку баланс є загальним бо однаковий і у рахунка, і у картки. Тобто це не щось що повʼязане саме з карткою. Також можно подивитись історію операцій, але знов таки ці операції однакові і для карти, і для рахунку.
Крім інформації по рахунку (баланс та історія операцій) ще можна виконувати перекази, але не на іншу картку, а на інший рахунок. До слова в ЗМІ часто згадують що OprnBanking нібито дозволить обійти чи знизити комісії на перекази. Але і це неправда бо операції будуть проводитись зі звичним комісіям згідно тарифу банка в якому знаходиться рахунок. Яким при білому тарифи на переказ в банку через застосунок якого виконується операція з використанням OpenBanking — значення не має.
До слова ніхто ніде не казав що сам OpenBanking буде безплатним. Навпаки закордоном це платна послуга і безплатно можна отримати хіба що якись дуже базовий функціонал типу «подивитись скільки грошей на балансі».
Я вже зараз можу в Приват24 додати свою картку іншого банку
і проводити р2р-перекази, або сплачувати комунальні послуги
в додатку Приват24, а після імплементації OpenBanking на додачу
я зможу бачити залишок коштів на картковому рахунку моєї картки
іншого банку — а буде це платна послуга чи безоплатна, треба трохи
почекати, хоча б до січня 2026
open banking взагалі не про картки, а про рахунки — і бачите ви будете залишок на рахунку, а не зашилок на картці
«open banking взагалі не про картки, а про рахунки»
Давайте напишу, що OpenBanking — це про карткові рахунки фіз.осіб
та на цьому дійдемо згоди.
«бачите ви будете залишок на рахунку, а не зашилок на картці»
На банківських картках гроші відсутні, бо БПК — це кусок
пластику, що виконує функцію ключа доступу до банківського
карткового рахунку і нічого більше.
З 1 серпня в Україні запрацювала концепція Open Banking. Це система, що дозволить фінансовим сервісам автоматично обмінюватися даними між собою за згодою користувача. Наприклад, застосунки для ведення бюджету зможуть самі підтягувати витрати з банку.
У центрі цієї концепції - обов’язкова наявність автоматизованого програмного інтерфейсу (API). Саме він дає змогу різним системам порозумітися одна з одною. Раніше публічний API був опцією, а не вимогою. Відтак, його мав лише Monobank і лише з його рахунків фінансові застосунки могли автоматично підтягувати інформацію про рух коштів.
Тож станом на зараз на українському ринку лише два застосунки для контролю особистих фінансів — WiseWallet та Saldo — мають автоматичну синхронізацію хоча б з Monobank. Втім, обов’язковий публічний API в усіх банках може покращити ситуацію.
ми ж про це і говорили.
он взяти direct-to-cell з яким з відучора носятся всюди подаючи новину з фоткою Федерова який до цього взагалі ніяким боком, а просто вийшов попіаритись на чужому
так само мізерна і нікому не потрібна послуга, а шуму ніби це прям нове слово в телекомунікаціях
«direct-to-cell … мізерна і нікому не потрібна послуга»
Може вона вам зараз і не потрібна, але ця послуга може комусь спасти життя,
або хтось може сповістити своїм рідним що він живий та здоровий, коли крім
супутникового зв’язку все інше не доступно…
Тобто мізерна і нікому непотрібна послуга
або хтось може сповістити своїм рідним що він живий та здоровий
це якщо в нього буде достатньо грошей на рахунку щоб скористатися цією очевидно не дешевою послугою персонального старлінка-на-час
а поповнити свій рахунок він не зможе — бо мобільної мережі немає
Але крім yarg в Україні існують десятки мільйонів кліентів укрбанків,
і може крім Qwerty1999 той Open Banking буде потрібен ще деяким
кліентам укрбанків…
Поживемо — побачимо…
Але я ще й досвічена людина… І знаю що через тиждень почнеться істерія у якоого небудь Укрсибу «ставте галочку що ви погоджуєтесь на передачу всіх ваших даних нашим партнерам з „відмивайка лтд“ або закривайте рахунки. У нас з партнерами проекти і коллаборація , а ви її зриваєте…»
Укрсибом вже не користуюсь,
тому його істерики будуть
обходити мене стороною.
Мої білі доходи відомі бухгалтерії, банку, податковій, пенсійному фонду (через платежі по ЕСВ), а про мої кредитні картки відомо бюро кредитних історій та всім банкам, хто вирішить запросити мою кредитну історію.
Також всі мої розрахунки в АТБ відомі супермаркету, а ще Мінцифри для нарахування нац.кешбеку, тому якщо якомусь дурню захочеться дізнатись за суми та назви послуг ЖКХ, які я сплачую банківською карткою — хай вивчає до посиніння.
А ще періодично дзвонять зі школи англійської мови та
зі «служби іт-безпеки НБУ» і це ніяк не залежить від сервісу
Open Banking або його відсутності.
Спам-дзвінки були завжди й далі будуть, поки депутати ВРУ
не змінять діюче законодавство на цю тему…