Multi от Минфин
(8,9K+)
Оформи кредит — выиграй iPhone 16 Pro Max!
Установить
22 июля 2025, 14:30 Читати українською

Кредиты «до зарплаты» стали длиннее: где и какую сумму можно получить под льготный 0%

В этом году рост демонстрирует как общая задолженность украинцев по микрозаймам, так и количество кредитов, выдаваемых МФО. И хотя на первый взгляд причиной этого могут быть инфляционные тенденции, специалисты указывают на другие факторы, которые подталкивают рынок. Кто при таких обстоятельствах активно привлекает клиентов и предлагает дешевые кредиты, рассказывает «Минфин».

Почему количество кредитов растет

До полномасштабного вторжения ежеквартально микрофинансовые организации выдавали около 3,5−3,7 млн займов в квартал. После начала войны этот показатель резко сократился. Но, по итогам первого квартала этого года, МФО выдали 2,17 млн кредитов, что является одним из самых высоких показателей за последние годы, и на 8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Стремительно растет и общая сумма привлеченных украинцами микрозаймов. Сейчас она достигает 24,28 млрд грн, хотя еще в предыдущем квартале была 19,96 млрд, то есть всего за три месяца выросла почти на 22%.

Если сравнивать с показателями год назад, то общая задолженность была сравнительно незначительной — 11,85 млрд грн, а это значит, что данный показатель вырос более чем в два раза. Даже до полномасштабного вторжения, когда украинцы брали большее количество кредитов в МФО, общая задолженность по ним была существенно ниже — 12,12 млрд грн.

Как объясняет директор Департамента финансовой стабильности Нацбанка Первин Дадашова, рост объема кредитования — традиционный показатель оживления потребительской активности граждан.

«Когда экономическая ситуация ухудшается, кредитный портфель достаточно быстро сокращается. Именно так было, в частности, в 2022 году. Соответственно, пока у населения не появляются лучшие ожидания будущего потребления, понимание, что они могут себе больше позволить, до тех пор портфель остается небольшим. Когда ожидания улучшаются, потребительское поведение улучшается — мы видим стремительный рост портфеля», — рассказывает Дадашова.

Директор ФK Авентус Украина (бренд CreditPlus) Владимир Довгаль называет несколько факторов роста количества выданных кредитов.

«В первую очередь это связано с усилением государственного регулирования — снижение максимального уровня процентной ставки, усиление требований к рекламе и раскрытию информации и т. п. Это повысило уровень доверия клиентов к участникам рынка и сделало кредиты более привлекательными», — объяснил он «Минфину».

Также, по мнению Владимира Довгаля, активность демонстрируют новые бренды, которые недавно появились на рынке и пытаются занять его долю, выдавая небольшие суммы, что также влияет на статистику. Именно ростом количества небольших займов можно объяснить то, что в прошлом квартале впервые за несколько лет уменьшилась средняя сумма кредитов МФО — до этого она стабильно росла, в частности, из-за инфляции. Сейчас она составляет 5 858 грн — на 2% меньше, чем год назад.

Стремительное увеличение общей задолженности Довгаль объясняет переходом на более длительные займы, которые при том же количестве выдач позволяют увеличивать кредитный портфель. Долгое время кредиты МФО воспринимались, как «деньги до зарплаты», которые берут на несколько дней или недель.

В то же время в действительности на срок меньше месяца выдается только 24% микрозаймов, еще 3% — до 3 месяцев. Зачастую такие кредиты берутся на период от 3 месяцев до года — почти 63%. Отчасти микрокредиты берутся на значительно большие периоды, в частности, почти 7% — на период более 3 лет.

Несмотря на рост показателей микрокредитов, ситуация для участников рынка не так радужна, как может показаться. Как отмечает Довгаль, приток новых клиентов хоть и есть, но очень ограничен. Соответственно, МФО либо конкурируют между собой, либо рассчитывают на постоянных клиентов.

Считать, что рынок уже насытился и потенциала для роста нет, было бы неправильно. По словам Первин Дадашовой, общая сумма, полученная гражданами в кредит как от банков, так и от МФО, составляет около 10% от их доходов. Такая закредитованность не создает весомых рисков и позволяет обслуживать долги.

Кто попал в рейтинг

Один из ключевых инструментов, используемых МФО для привлечения новых клиентов, — предложение первого кредита под ноль процентов (обычно подразумевается 0,01% в день).

Минфин собирает данные о МФО, у которых есть такие предложения, и определяет лучшие из них в ежеквартальном рейтинге. Наличие таких акций редакция проверяет у партнеров сайта, а также в МФО, которые попадают на первые 10 страниц поисковых систем по запросу «онлайн-кредит на карту». Таким образом, в рейтинг попадают по факту все компании, которые активно работают над привлечением клиентов.

По итогам второго квартала, количество компаний, попавших в рейтинг, существенно уменьшилось. Если в прошлый раз их было 31, то сейчас только 23. В то же время не стоит делать вывод, что МФО начали сворачивать кредитование «под ноль». Дело в том, что «Минфин» не включает в рейтинг те компании, которые получили штраф от регулятора в текущем квартале.

Именно по этой причине на этот раз не участвуют в рейтинге Miloan, Tengo, Amigo, Бізнес Позика, Твоя Позика, Starfin и SunCredit — всего 7 компаний. А вот Monto и Limon Credit перестали кредитовать под 0,01%, а Додам больше не кредитует онлайн.

Добавилась в рейтинг только одна МФО — SelfieCredit, отбывшая дисквалификацию за полученный в предыдущем квартале штраф.

Условия кредитования «под ноль»

По сравнению с предыдущим кварталом, ощутимо выросла средняя сумма, которую компании готовы предложить «под ноль», — сейчас это 20,1 тыс. грн, а было около 19 тыс. грн. Это связано в основном с тем, что в рейтинг не попал ряд МФО, которые предлагали займ на сумму ниже средней.

Максимальная сумма, которую можно получить по акционным предложениям, — 55 тыс. грн. Ее предлагают две МФО — Creditkasa и Credos, так же, как и в предыдущем квартале. Немного отстает от них Moneyveo, предлагая «под ноль» максимум 40 тыс., что на 5 тыс. больше, чем было раньше. Подавляющее большинство компаний готовы выделить на акционный кредит 20−30 тыс. грн.

Срок, на который МФО готовы дать займ «под ноль», чаще всего ограничивается 30 днями — таких компаний сразу 11, а больший срок предусмотрен только у Smartiway — 31 день.

Наименьшую сумму для займа под ноль установила компания Clickcredit — 500 грн. У нее и кратчайший срок возврата средств по акции — всего 10 дней.

Место МФО Баллы Максимальная сумма кредита под 0,01%, грн Максимальный срок, на который МФО выдает кредит под 0,01%, дни Смена места
1 Creditkasa 35,25 55000 30 0
2 CreditPlus 32 20000 30 +3
3 Credos 31,75 55000 30 -1
4 Credit7 31,75 20000 30 0
5 CreditBox 31 30000 30 -2
6 Moneyveo 31 40000 20 +1
7 ТОП1 28,5 30000 15 +5
8 Pango 27,5 12000 30 +3
9 MyCredit 26,75 18000 15 +5
10 FirstCredit 26,5 20000 30 -1
11 CashtanCredit 26,25 20000 30 +2
12 Smartiway 26 10000 31 +5
13 Loan+ 25,5 20000 30 +2
14 SelfieCredit 25,5 20000 15 нов.
15 Швидко Гроши 25 30000 14 +7
16 SOS CREDIT 22,75 20000 20 +3
17 Национальный кредит 22 10000 30 +3
18 Finsfera 20,75 15000 15 +6
19 Fcredit 18,5 5000 30 +7
20 Clickcredit 18 500 10 +9
21 alexcredit 15,75 6000 20 +9
22 EasyCash 15 5000 15 +6
23 MyBiz 11,25 1000 14 +8

Кто возглавил рейтинг

Места в рейтинге «Минфин» распределяет на основе баллов, которые получают МФО по шести параметрам. Это максимальная сумма кредита под ноль, срок, на который он выдается, способы погашения, прозрачность условий на сайте, наличие мобильного приложения, каналы коммуникации с клиентом.

Как и в предыдущем квартале, лидером рейтинга снова стала Creditkasa, предлагающая акционные кредиты на максимальную сумму. На втором месте CreditPlus, улучшившая свою позицию сразу на три позиции, обойдя, в частности, и Credos, «серебряного» призера в предыдущем квартале.

В целом почти все участники рейтинга улучшили свои позиции. Правда, связано это с тем, что в этот раз не участвует в нем целый ряд компаний.

Читайте также: Оплата частями: какие варианты предлагают банки и как выбрать самый лучший

В целом рынок микрокредитов Украины остается высококонкурентным, поэтому можно ожидать, что большое количество компаний и в дальнейшем будет предлагать кредиты «под ноль». В то же время, как отмечает Владимир Довгаль, потребительский спрос напрямую зависит от интенсивности обстрелов и ситуации на фронте. Поэтому маркетинговыми решениями МФО могут улучшить свои позиции, но не кардинально изменить тенденции.

Автор:
Олексій Писарев
Журналист Олексій Писарев
Пишет на темы: Инвестиции, фондовый рынок, forex, макроэкономика

Комментарии - 1

+
+15
yarg
yarg
22 июля 2025, 20:34
#
Як вони запарили … Ніхто цього гімна не бере- спамом просто задовбали вже. Сто тисяч, двісті… Тільки візьміть .
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться